Интегрированный урок (физика-математика) по теме: "Применение производной в физике".
план-конспект урока по математике (10 класс) по теме
Интегрированный урок проводится в конце изучения темы "Производная" с целью показать роль математики в описании физических процессов и возможности физики для наглядного представления математических законов. Повторное обращение к соответствующим темам в математике и физике позволяет учащимся усвоить материал на новом уровне. Научное мировоззрение формируется тогда, когда человек понимает связь между практикой и теоретическим законом, поэтому интегрированные уроки закладывают положительный мотив изучения предметов в их взаимосвязи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl_primenenie_proizvodnoy_v_fizike.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Балан Светлана Васильевна
Приложение 1
МОУ «Принцевская средняя общеобразовательная школа»
Валуйского района
10 класс
Интегрированный урок по теме:
Применение производной в физике.
Составили:
Балан С.В., учитель математики
Балан А.С., учитель физики
Принцевка 2014
Цель урока:
- Научить учащихся использовать производную для описания физических процессов.
- Формировать научное мировоззрение на основе понимания целостности картины мира.
- Развивать логическое мышление учеников, умение самостоятельно формулировать выводы, расширить познавательный интерес.
Ход урока.
- Введение.
Сегодня мы проводим интегрированный урок «Применение производной в физике». Необходимость проведения таких уроков определяется тем, что различные науки изучали единый мир с различных точек зрения и в вашем сознании часто складывается не единая научная картина, а различные куски знаний.
Поэтому в нашей школе учителям естественно-математического цикла разработан ряд интегрированных уроков по ключевым вопросам естествознания. В вашем классе мы проводили несколько.
Математика имеет безусловную практическую значимость для всех наук и сфер жизнедеятельности человека. Зачастую ваши знания по математике становятся формальными, чтобы этого не происходило мы хотим показать как можно применять производную для описания известных физических процессов.
- Актуализация опорных знаний.
В начале сделаем интеллектуальную разминку некоторых формул по физике, а по математике повторим нахождение производной
1. На обороте доски заготовлены формулы.
1. =m 2. I= 3. =m-m | 4. N= 5. C= 6. = | 7. a= 8.= 9. v= |
Вопросы:
- Какие формулы выражают второй закон Ньютона?
- Какие из приведенных формул можно выделить в отдельную группу?
- Чем отличаются выделенные вами формулы?
- А что особенного у формул 2, 4, 7, 8, 9?
Устные упражнения.
Дайте определение производной. (На доске записать (х) при .
- Найдите производную функции.
f(x)= f(x)= f(x)= f(x)= | q(x)= q(x)=sin(3x-4) q(x)= q(x)=2cos2x |
2.Дана функция у=. Найдите;; .
3. Дана функция f(x)=3x. Найдите ; .
4. Функция задана формулой х(t)=t+2t+1.
Найдите t, если ; .
- f(x)=.
Найдите х, если ; .
- Изучение нового материала.
- Какие из приведенных в начале урока формул очень близки к пониманию производной. (Сравните написанные в начале урока формулы из физики и выражения для производной).
- Давайте подробнее рассмотрим формулу 9.
v=
- Что определяется по этой формуле? (Средняя скорость материальной точки, движущейся по координатной прямой).
- К чему стремится среднее значение скорости при .
- Сточки зрения математики к чему стремится при .
при , т.е. v(t)=.
- Попробуйте сделать вывод. Что такое мгновенная скорость?
Вывод. Мгновенная скорость-это производная от координаты по времени.В этом заключается механический смысл производной.
- А теперь рассмотрим формулу (7) a=
По аналогии с мгновенной скоростью определяется мгновенное значение ускорения.
a= при
а(t)
Попробуйте сделать вывод. Что такое ускорение?
Вывод. Производная от скорости по времени есть ускорение.
- По аналогии запишите мгновенные значения величин в формулах 2; 4; 5; 6; 8.
- Применение полученных знаний.
- Таким образом, чтобы найти мгновенное значение скорости, зная закон изменения координаты по времени надо найти производную от координаты по времени.
- Давайте рассмотрим пример (самостоятельно, один человек работает на отвороте).
х(t)=; -? ().
v(t)==at+
a(t)==a.
- Найти , если
h(t)=;
- №268 (с комментарием у доски)
x(t)=
v(t)==
v(t)=(м/с).
а(t)= =6t-8
a(5)=30-8=22(м/с).
№269.
; ?.
==6t-4
=24-4=20(рад/с).
№274.
- Самостоятельная работа.
- вариант.
- Материальная точка движется по прямой по закону S(t)=. Найдите скорость и ускорение в момент времени t=2.
- Тело, выпущенное вертикально вверх со скоростью v, движется по закону h(t)=vt-, где h-путь в метрах, t-время в секундах. Найдите наибольшую высоту, которой достигнет тело, если v=60м/с, q=10м/с.
- вариант.
- Материальная точка движется по прямой по закону S(t)=. Найдите скорость и ускорение в момент времени t=1.
- Тело, выпущенное вертикально вверх со скоростью v, движется по закону h(t)=vt-, где h-путь в метрах, t-время в секундах. Найдите наибольшую высоту, которой достигнет тело, если v=40м/с, q=10м/с.
VI. Выводы. Оценки. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок физика- математика " Применение производной при решении физических задач"
Занятие рассчитано на 2 учебных часа. Презентация, выполненная в программе SMARTNotebook 10 (14 слайдов), рассчитана на все занятие. Презентация (3слайда) прикреплена к слайду № 6, применяется д...
конспект урока по алгебре по теме "Применение производной". Колмогоров
КОНСПЕКТ УРОКА ПО АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА В 10 КЛАССЕ...
Интегрированный урок "физика + математика". 9-й класс. Тема: "Применение линейной и квадратичной функции к решению физических задач на движение".
Во время урока у учащихся закрепляется умение применять математический аппарат к решению графических задач по физике...
Интегрированный урок (физика + математика).Применение производной в задачах физики. 10 класс.
В настоящее время взаимосвязь физики и математики в школьном курсе проявляется всё сильнее. В заданиях ЕГЭ по математике включаются задачи физического содержания, а многие задачи по физике решаются пр...
Открытый урок по геометрии на тему "Применение признаков подобия к решению задач и доказательству теорем" в 8 классе
Демонстрационный материал к открытому уроку геометрии в 8 классе на тему "Применение признаков подобия к решению задач и доказательству теорем"...
Презентация к интегрированному уроку физика-математика "Применение производной в физике и технике"
Презентация к уроку "Применение производной в физике и технике" дает наглядную возможность отследить алгоритм р...
Конспект урока мини-проектов по теме «Применение подобия при решении практических задач.»
В конспекте показано, как во время урока геометрии можно организовать проектную деятельность в группах. Обучающиеся выполняют проектную работы с целью решения проблемной прикладной...