Интегрированный урок (физика-математика) по теме: "Применение производной в физике".
план-конспект урока по математике (10 класс) по теме

Балан Светлана Васильевна

Интегрированный урок проводится в конце изучения темы "Производная" с целью показать роль математики в описании физических процессов и возможности физики для наглядного представления математических законов. Повторное обращение к соответствующим темам в математике и физике позволяет учащимся усвоить материал на новом уровне. Научное мировоззрение формируется тогда, когда человек понимает связь между практикой и теоретическим законом, поэтому интегрированные уроки закладывают положительный мотив изучения предметов в их взаимосвязи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_kl_primenenie_proizvodnoy_v_fizike.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

Балан Светлана Васильевна

Приложение 1

МОУ «Принцевская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района

10 класс

Интегрированный урок по теме:

Применение производной в физике.

Составили:

Балан С.В., учитель математики

Балан А.С., учитель физики

Принцевка 2014


Цель урока:

  1. Научить учащихся использовать производную для описания физических процессов.
  2. Формировать научное мировоззрение на основе понимания целостности картины мира.
  3. Развивать логическое мышление учеников, умение самостоятельно формулировать выводы, расширить познавательный интерес.

Ход урока.

  1. Введение.

  Сегодня мы проводим интегрированный урок «Применение производной в физике». Необходимость проведения таких уроков определяется тем, что различные науки изучали единый мир с различных точек зрения и в вашем сознании часто складывается не единая научная картина, а различные куски знаний.

  Поэтому в нашей школе учителям естественно-математического цикла разработан ряд интегрированных уроков по ключевым вопросам естествознания. В вашем классе мы проводили несколько.

  Математика имеет безусловную практическую значимость для всех наук и сфер жизнедеятельности человека. Зачастую ваши знания по математике становятся формальными, чтобы этого не происходило мы хотим показать как можно применять производную для описания известных физических процессов.

  1. Актуализация опорных знаний.

В начале сделаем интеллектуальную разминку некоторых формул по физике, а по математике повторим нахождение производной

1. На обороте доски заготовлены формулы.

1. =m

2. I=

3. =m-m

4. N=

5. C=

6. =

7. a=

8.=

9. v=

Вопросы:

  1. Какие формулы выражают второй закон Ньютона?
  2. Какие из приведенных формул можно выделить в отдельную группу?
  3. Чем отличаются выделенные вами формулы?
  4. А что особенного у формул 2, 4, 7, 8, 9?

Устные упражнения.

Дайте определение производной. (На доске записать (х) при .

  1. Найдите производную функции.

 

f(x)=

f(x)=

f(x)=

f(x)=

 q(x)=

 q(x)=sin(3x-4)

 q(x)=

 q(x)=2cos2x

2.Дана функция у=. Найдите;; .

3. Дана функция f(x)=3x. Найдите ; .

4. Функция задана формулой х(t)=t+2t+1.

Найдите t, если ; .

  1. f(x)=.

Найдите х, если ; .

  1. Изучение нового материала.
  1. Какие из приведенных в начале урока формул очень близки к пониманию производной. (Сравните написанные в начале урока формулы из физики и выражения для производной).
  2. Давайте подробнее рассмотрим формулу 9.

                          v=

  1. Что определяется по этой формуле? (Средняя скорость материальной точки, движущейся по координатной прямой).
  2. К чему стремится среднее значение скорости при .
  3. Сточки зрения математики к чему стремится  при .

 при , т.е. v(t)=.

  1. Попробуйте сделать вывод. Что такое мгновенная скорость?

Вывод. Мгновенная скорость-это производная от координаты по времени.В этом заключается механический смысл производной.

  1. А теперь рассмотрим формулу (7) a=

  По аналогии с мгновенной скоростью определяется мгновенное значение ускорения.

 

a= при

а(t)

  Попробуйте сделать вывод. Что такое ускорение?

Вывод. Производная от скорости по времени есть ускорение.

  1. По аналогии запишите мгновенные значения величин в формулах 2; 4; 5; 6; 8.

  1. Применение полученных знаний.
  1. Таким образом, чтобы найти мгновенное значение скорости, зная закон изменения координаты по времени надо найти производную от координаты по времени.
  2. Давайте рассмотрим пример (самостоятельно, один человек работает на отвороте).

  х(t)=;  -? ().

  v(t)==at+

  a(t)==a.

  1. Найти , если

h(t)=;  

  1. №268 (с комментарием у доски)

  x(t)=

  v(t)==

  v(t)=(м/с).

  а(t)= =6t-8

  a(5)=30-8=22(м/с).

  №269.

;  ?.

==6t-4

=24-4=20(рад/с).

  №274.

  1. Самостоятельная работа.
  1. вариант.
  1. Материальная точка движется по прямой по закону S(t)=. Найдите скорость и ускорение в момент времени t=2.
  2. Тело, выпущенное вертикально вверх со скоростью v, движется по закону h(t)=vt-, где h-путь в метрах, t-время в секундах. Найдите наибольшую высоту, которой достигнет тело, если v=60м/с, q=10м/с.
  1. вариант.
  1. Материальная точка движется по прямой по закону S(t)=. Найдите скорость и ускорение в момент времени t=1.
  2. Тело, выпущенное вертикально вверх со скоростью v, движется по закону h(t)=vt-, где h-путь в метрах, t-время в секундах. Найдите наибольшую высоту, которой достигнет тело, если v=40м/с, q=10м/с.

VI. Выводы. Оценки. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок физика- математика " Применение производной при решении физических задач"

Занятие рассчитано на 2 учебных часа. Презентация, выполненная  в программе SMARTNotebook 10 (14 слайдов), рассчитана на все занятие. Презентация (3слайда) прикреплена к слайду № 6, применяется д...

конспект урока по алгебре по теме "Применение производной". Колмогоров

КОНСПЕКТ УРОКА ПО АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА В 10 КЛАССЕ...

Интегрированный урок "физика + математика". 9-й класс. Тема: "Применение линейной и квадратичной функции к решению физических задач на движение".

Во время урока у учащихся закрепляется умение применять математический аппарат к решению графических задач по физике...

Интегрированный урок (физика + математика).Применение производной в задачах физики. 10 класс.

В настоящее время взаимосвязь физики и математики в школьном курсе проявляется всё сильнее. В заданиях ЕГЭ по математике включаются задачи физического содержания, а многие задачи по физике решаются пр...

Открытый урок по геометрии на тему "Применение признаков подобия к решению задач и доказательству теорем" в 8 классе

Демонстрационный материал к открытому уроку геометрии в 8 классе на тему "Применение признаков подобия к решению задач и доказательству теорем"...

Презентация к интегрированному уроку физика-математика "Применение производной в физике и технике"

Презентация к уроку  "Применение производной в физике и технике" дает наглядную возможность  отследить алгоритм р...

Конспект урока мини-проектов по теме «Применение подобия при решении практических задач.»

В конспекте показано, как во время урока геометрии можно организовать проектную деятельность   в группах. Обучающиеся  выполняют проектную работы с целью решения проблемной прикладной...