Рабочий календарно-тематический план элективного курса по физике «Методы решения физических задач» в 9 классе
элективный курс по физике (9 класс) на тему

Лада Николаевна Неронова

Работаю по этому курсу несколько лет. Делюсь с желающими

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elekt_met_resh_fiz.zadach-9.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на МО учителей

Протокол №_____

От «   » ______ 20__ г.

Руководитель МО

__________/________

Согласованно

на МС школы

Протокол № _____

От «     » _______ 20___ г.

Руководитель МС

_________/________

Утверждено

Директор школы

МБОУ СОШ №6

________/ Габидулина Е.П.

Приказ №______

От «    » ________ 20___ г.

Рабочий календарно-тематический план

элективного курса

по физике

«Методы решения физических задач»

в 9 классе

на 20___  -  20___  учебный год

Составила : Неронова Л.Н.,

учитель 1 кв. категории


Пояснительная записка.

Рабочий календарно-тематический план групповых занятий по физике в 9 классе на 2010 - 2011 учебный год составлен на основе «Программы элективного курса по физике для учащихся 8–9-х классов "Решение физических задач"», автор программы Т.А. Никишина; Эл. ресурс/http://festival.1september.ru/.

Количество часов на год по программе: 34.

Количество часов в неделю: 1, что соответствует школьному учебному плану.

Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, желающих приобрести опыт практического применения знаний по физике, а также для осознанного выбора профильной направленности обучения в старшей школе. Данный курс модифицированный. Он готовит учащихся для успешного усвоения факультатива “Методы решения физических задач” в 10-11 классах (авторы программы: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров).

Программа элективного курса согласована с базовым курсом и позволит подросткам углубить и расширить свои знания и умения.

Цели курса

Расширение кругозора школьников и углубление знаний по основным темам базового курса физики.

Формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач.

Дать учащимся представление о практическом применении законов физики к изучению физических явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире.

Задачи курса

Создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению задач.

Формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях.

Развитие общеучебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач.

Развитие творческих способностей учащихся.

Развитие коммуникативных умений работать в парах и группе.

Показать практическое применение законов физики через решение задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

  1. Физическая задача. Классификация задач.

1

1

Значение задач. Классификация физических задач. Основные требования к составлению задач.

1

  1. Приемы решения задач

1

2

Приемы и способы решения задач

1

  1. Механика

18

  1. Кинематика материальной точки

6

3

Перемещение.

1

4

Скорость прямолинейного равномерного движения. Относительность механического движения.

1

5

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение.

1

6

Прямолинейное равноускоренное движение: перемещение.

1

7

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном движении.

1

8

Графики зависимости кинематических величин от времени при равноускоренном движении.

1

  1. Динамика материальной точки

4

9

Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона.

1

10

Второй и третий законы Ньютона.

1

11

Свободное падение.

1

12

Невесомость. Закон всемирного тяготения.

1

  1. Законы сохранения

4

13

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

14

Реактивное движение.

1

15

Работа и мощность.

1

16

Закон сохранения и превращения механической энергии.

1

4. Статика. Гидростатика

2

17

Определение характеристик равновесия физических систем (равновесие материальной точки, равновесие тела, имеющего неподвижную ось вращения). Центр тяжести.

1

18

Определение характеристик покоящейся жидкости.

1

5. Механические колебания и волны

2

19

Определение характеристик гармонических колебаний.

1

20

Определение характеристик упругих механических волн.

1

  1. Тепловые явления

4

21

Виды теплопередачи. Количество теплоты.

1

22

Плавление и отвердевание тел.

1

23

Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение.

1

24

Преобразования энергии в тепловых машинах.

1

  1. Электродинамика

6

1. Постоянный электрический ток

4

25

Электрический ток. Сила тока, напряжение, сопротивление.

1

26

Соединение проводников.

1

27

Работа и мощность тока.

1

28

Количество теплоты, выделяемое проводником с током.

1

2. Электромагнитное поле

2

29

Характеристики электростатического и магнитного полей.

1

30

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока: магнитная индукция, магнитный поток, сила Ампера.

1

  1. Световые явления

2

31

Законы отражения и преломления света, линзы.

1

32

33

Построение изображений, даваемых линзой, формула тонкой линзы.

2

34

35

  1. Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач (отчет учащихся)

2

 

ИТОГО:

35

Содержание программы

Тема I

Физическая задача.

Классификация задач.

Что такое физическая задача? Значение физических задач в жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу решения и задания. Основные требования к составлению задач. Способы составления задач.

Тема II

Приемы решения задач

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Оформление решения задачи. Способы и приемы решения задач (алгоритм, аналогия, геометрический метод, метод размерностей, графическое решение, координатный метод и т.д.)

Тема III

Механика

1. Кинематика материальной точки

2. Динамика

материальной точки

Координатный метод решения задач (прямолинейное движение). Графический метод решения задач (прямолинейное движение). Методика решения задач на относительность движения при изучении основ кинематики. Решение задач на движение материальной точки по окружности. Составление таблицы “Виды движения”

Классификация сил (составление таблицы). Решение задач на основные законы динамики (координатный, графический методы)

3. Законы сохранения

Решение задач на закон сохранения импульса. Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами (ср-ми кинематики, динамики и с помощью законов сохранения). Составление таблицы “Законы сохранения”.

4. Статика.

Гидростатика

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем (равновесие материальной точки, равновесие тела, имеющего неподвижную ось вращения). Центр тяжести. Решение задач на определение характеристик покоящейся жидкости. Составление обобщающей таблицы “Статика”

5. Механические колебания  и волны

Решение задач на определение характеристик гармонических колебаний. Решение задач на определение характеристик упругих механических волн.

Тема IV

Тепловые  явления

Решение качественных и расчетных задач на изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. Решение задач на определение влажности воздуха.

 

Тема V

Электродинамика

1. Постоянный электрический ток

 

Решение задач разного типа на описание электрических цепей постоянного тока с помощью закона Ома для однородного участка цепи, закона Джоуля-Ленца, законов последовательного и параллельного соединений проводников. Решение задач на различные приемы расчета сопротивления эл. цепей. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач.

2. Электромагнитное поле

Характеристики электростатического и магнитного полей. Задачи разных видов на описание магнитного поля тока: магнитная индукция, магнитный поток, сила Ампера. Составление обобщающих таблиц

Тема VI

Световые явления

Решение задач по геометрической оптике: законы отражения и преломления света, линзы, построение изображений, даваемых линзой, формула тонкой линзы.

Тема VII

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач

Отчёт учащихся

Основные виды деятельности учащихся

Индивидуальное, коллективное, групповое решение задач различное трудности.

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, задач с различным содержанием, задач на проекты, качественных задач, комбинированных задач и т.д.

Решение олимпиадных задач.

Составление таблиц.

Взаимопроверка решенных задач.

Составление тестов для использования на уроках физики.

Составление проектов в электронном виде.

Экскурсии с целью отбора материала для составления задач.

Ожидаемые образовательные результаты

Знания основных законов и понятий.

Успешная самореализация учащихся.

Опыт работы в коллективе.

Умение искать, отбирать, оценивать информацию.

Систематизация знаний.

Возникновение потребности читать дополнительную литературу.

Получение опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности.

Опыт составления индивидуальной программы обучения.

Список литературы для обучающихся

  1. Балаш В.А. “Задачи по физике и методы их решения”, М. “Просвещение”, 1983
  2. Журнал “МИФ-2” (для школьников Хабаровского края), Хабаровский краевой центр технического творчества, 1988-2005 гг.
  3. Бутиков Б.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. “Физика в задачах”, Л.: ЛГУ, 1976 г.
  4. Гольдфарб И.И. “Сборник вопросов и задач по физике”, М.: “Высшая школа”, 1973 г.
  5. Степанова Г.Н. “Сборник задач по физике”, М.: “Просвещение”, 1996 г
  6. Рымкевич А.П. “Задачник” 9-11 кл. М.: “Дрофа”, 2000 г.
  7. Ланге В.Н. “Экспериментальные физические задачи на смекалку”, М.: “Наука”, 1985 г.
  8. Лукашик В.И., Иванова Е.В. “Сборник задач по физике” 7-9 кл., М.: “Просвещение”, 2001

Список литературы для учителей

  1. Балаш В.А. “Задачи по физике и методы их решения”, М.: “Просвещение”, 1983 г.
  2. Журналы “МИФ-2” (для школьников Хабаровского края), Хабаровский краевой центр технического творчества, 1988-2005 гг.
  3. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. “Методика решения задач по физике”, Л.: ЛГУ, 1972 г.
  4. Тульчинский М.Е. “Качественные задачи по физике”, М: “Просвещение”, 1972 г.
  5. Газета “Физика”, издательский дом “Первое сентября”, 2000-2005 гг.
  6. Методика факультативных занятий по физике (Под редакцией Кабардина О.Ф., Орлова В.А.), М.: “Просвещение”, 1988 г.

Приложение 1

Вид деятельности

Отметка

I семестр

II  семестр

Самостоятельное решение задач

Составление задач

Выступление на занятии

Олимпиада

Составление теста

Работа в электронном виде

Турниры

ИТОГ

Используемая литература

  1. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М. Просвещение. 2007. – 40 с.
  2. Никишина Т.А. Программа элективного курса для учащихся 8–9-х классов "Решение физических задач" Т.А. Никишина; допущена МОРФ;// электронный ресурс // http://festival.1september.ru/.
  3. Орлов В.А., Сауров Ю.А. Практика рения физических задач: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.А. Орлов, Ю.А. Сауров. – М: Вентана-Граф. 2010. – 272 с
  4. Перышкин А.В., Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ [текст] / А.В.Перышкин, Е.М.Гутник-М.: Дрофа, 2008 г.
  5. Перышкин, А.В., Физика 8 класс. Учебник для общеобразовательных школ [текст] / А.В. Перышкин. – «Дрофа», 2009 г. – 192 с.
  6. Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение / составитель: В.А. Коровин. – М.: Дрофа. – 127 с
  7. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / А.П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2007 г. – 188 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач»(10-11 класс)

Рабочая программа по физике "Методы решения физических задач" для 10-11 классов. Курс расчитан на 2 года обучения (68 часов). Программа включает разделы:пояснительная записка, общая характеристика кур...

Элективный курс по физике "Методы решения физических задач"

Курс адресован учащимся 10-11классов общеобразовательной школы .При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления описываемого в данной задачи,...

Рабочая программа элективного курса по теме: «Методы решения физических задач»

Элективный курс предназначен для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений естественно-научного или естественно-математического профиля. Курс основан на знаниях и умениях, полученн...

Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач»

Рабочая программа элективного курса по физике«Методы решения физических задач»                 (к учебнику Элективный ку...

Элективный курс по физике «Методы решения физических задач»

Рабочая программа элективного курса по физике" Методы решения физических задач ". для обучоающихся 11 классов....

Элективный курс по физике "Методы решения физических задач"

Данный элективный курс рассчитан для учащихся 10 классов. Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний по тому или иному учебному предмету. Особенно велика его...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по физике «Методы решения физических задач при подготовке к сдаче ЕГЭ» 10-11 класс 2019

Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний  по тому или иному  учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают дейс...