Лабораторные работы для ОГЭ по физике
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (9 класс) на тему

Стручкова Лариса Владимировна

К каждому комплекту лабораторного оборудования для ГИА-9 представлено описание лабораторных работ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komplekty_dlya_gia-9_s_opisaniem_laboratornyh_rabot.docx40.16 КБ

Предварительный просмотр:

Наборы лабораторные

Комплект № 1

  • весы рычажные с набором гирь
  • измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл, С = 1 мл
  • стакан с водой
  • цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначить № 1
  • цилиндр латунный на нити V = 20 см3, m = 170 г, обозначить № 2

1.Измерение плотности вещества. Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр № 1 (ИЛИ: цилиндр № 2), соберите экспериментальную установку для определения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр № 1.

1) сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объёма тела;

 2) запишите формулу для расчёта плотности;

 3) укажите результаты измерения массы цилиндра и его объёма;

 4) запишите численное значение плотности материала цилиндра.

Комплект № 2

  • динамометр с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н)
  • стакан с водой
  • цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначить № 1
  • цилиндр латунный на нити V = 20 см3, m = 170 г, обозначить № 2

1. Определение выталкивающей силы. Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр № 1 (цилиндр № 2), соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчёта выталкивающей силы;

3) укажите результаты показаний динамометра при взвешивании цилиндра  в воздухе и показаний динамометра при взвешивании цилиндра в воде;

4) запишите численное значение выталкивающей силы.

Комплект № 3

  • штатив лабораторный с муфтой и лапкой
  • пружина жесткостью (40±1) Н/м
  • 3 груза массой по (100±2) г
  • динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н)
  • линейка длиной 200–300 мм с миллиметровыми делениями

1.Определение жесткости пружины.  Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и один груз, соберите экспериментальную установку для измерения жёсткости пружины. Определите жёсткость пружины, подвесив к ней один груз. Для измерения веса груза воспользуйтесь динамометром.

1) cделайте рисунок экспериментальной установки;

 2) запишите формулу для расчёта жёсткости пружины;

 3) укажите результаты измерения веса груза и удлинения пружины;

 4) запишите числовое значение жёсткости пружины.

(ИЛИ: Прикрепив к свободному концу пружины груз, измерьте удлинение пружины

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

 2) запишите формулу для определения силы упругости;

 3) запишите условие равновесия груза на пружине;

 4) измерьте удлинение пружины после прикрепления к ней груза и запишите измеренную величину;

 5) определите жёсткость пружины и оцените погрешность её измерения.)

2. Зависимость силы упругости от степени растяжения пружины. Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр с пределом измерения 4 Н, линейку и набор из трёх грузов по 100 г каждый, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины. Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

 2) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины для трёх случаев в виде таблицы (или графика);

 3) сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.

Комплект № 4

  • каретка с крючком на нити m = 100 г
  • 3 груза массой по (100±2) г
  • динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н)
  • направляющая (коэффициент трения каретки по направляющей приблизительно 0,2)

1. Измерение коэффициента трения скольжения. Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для измерения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки.

1) cделайте рисунок экспериментальной установки;

 2) запишите формулу для расчёта коэффициента трения скольжения;

 3) укажите результаты измерения веса каретки с грузами и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности рейки;

 4) запишите числовое значение коэффициента трения скольжения.

2. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, три одинаковых груза и направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для изучения свойств силы трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки. Поставьте на каретку один груз и измерьте силу, которую необходимо приложить к каретке с грузом, для того чтобы двигать её с постоянной скоростью. Затем поставьте на каретку ещё два груза и повторите эксперимент.

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

 2) запишите формулу для расчёта модуля силы трения скольжения;

 3) укажите результаты измерения веса каретки, веса груза и модуля силы трения скольжения при движении каретки с одним грузом и с тремя грузами по поверхности рейки;

 4) сделайте вывод о связи между модулем силы трения скольжения и модулем силы нормальной реакции опоры.

3. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, набор из трёх грузов, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы трения скольжения между кареткой и поверхностью горизонтальной рейки от силы нормального давления. Определите силу трения скольжения, помещая на каретку поочерёдно один, два и три груза. Для определения веса каретки с грузами воспользуйтесь динамометром.

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) укажите результаты измерений веса каретки с грузами и силы трения скольжения для трёх случаев в виде таблицы (или графика);

3) сформулируйте вывод о зависимости силы трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки от силы нормального давления.

4.Определение работы силы трения. Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для измерения работы силы трения скольжения при движении каретки с грузами по по­верхности рейки на расстояние 40 см.

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчёта работы силы трения скольжения;

3) укажите результаты измерения модуля перемещения каретки с грузами и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности рейки;

4) запишите числовое значение работы силы трения скольжения.

Комплект № 5

  • источник питания постоянного тока 4,5 В
  • вольтметр 0–6 В, С = 0,2 В
  • амперметр 0–2 А, С = 0,1 А
  • переменный резистор (реостат), сопротивлением 10 Ом
  • резистор, R1 = 12 Ом, обозначаемый R1
  • резистор, R2 = 6 Ом, обозначаемый R2
  • соединительные провода, 8 шт.
  • ключ
  • рабочее поле

1. Определение работы электрического тока. Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1, соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А(ИЛИ: другое). Определите работу электрического тока за 10 минут(ИЛИ: другое). В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) запишите формулу для расчёта работы электрического тока;

3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А;

4) запишите значение работы электрического тока.

2. Определение мощности электрического тока. Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2, соберите экспериментальную установку для определения мощности, выделяемой на резисторе при силе тока 0,5 А (ИЛИ: 0,4А или 0,3А или другое). В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) запишите формулу для расчёта мощности электрического тока;

3) укажите результаты измерения напряжения на резисторе при силе тока 0,5А;

4) запишите численное значение мощности электрического тока.

3. Определение электрического сопротивления резистора. Определите электрическое сопротивление резистора R1 (ИЛИ: R2). Для этого соберите экспериментальную установку, используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R1. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А (ИЛИ: другое). В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) запишите формулу для расчёта электрического сопротивления;

3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А;

4) запишите численное значение электрического сопротивления.

4. Исследование зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах. Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R2 (ИЛИ: R1), соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах. В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) установив с помощью реостата поочередно силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и 0,6 А (ИЛИ: 0,3 А, 0,4 А и 0,5 А) и измерив в каждом случае значения электрического напряжения на концах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжения для трёх случаев в виде таблицы (или графика);

3) сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.

5. Зависимость напряжения на концах проводника от силы электрического тока.

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах. В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) установив с помощью реостата поочередно силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и 0,6 А и измерив в каждом случае значения электрического напряжения на концах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжения для трех случаев в виде таблицы (или графика);

3) сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.

6. Напряжение при последовательном соединении двух проводников. Используя источник тока, вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенныеR1 и R2, соберите экспериментальную установку для проверки правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников. В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на контактах двух резисторов при их последовательном соединении;

3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений  с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2В.  Сделайте вывод.

7. Измерение напряжения на резисторе при параллельном соединении. Используя источник постоянного тока с напряжением 4,5 В, амперметр, вольтметр, соединённые параллельно резисторы R1 = 12 Oм и переменный резистор (реостат) Rx ползунок которого установлен в произвольном положении, определите силу тока Ix в реостате Rx путём измерения силы тока, текущего через источник, и напряжения на резисторе R1.

1. Соберите электрическую схему, показанную на рисунке.

2. Установите ползунок реостата примерно на середину.

3. Измерьте силу тока, текущего через источник.

4. Измерьте напряжение на резисторе R1.

8. Определение силы тока при параллельном соединении. Определите неизвестную силу тока Ix в реостате Rx.

1) изобразите схему изучаемой электрической цепи и укажите на ней направления токов, протекающих через резистор R1  и реостат Rx;

2) укажите результаты измерений силы тока I , текущего через источник, и напряжения  U1 на резисторе R1, указав примерную погрешность измерений;

3) запишите закон Ома для участка цепи, содержащего резистор R1, определив, таким образом, силу тока I1  в резисторе R1; вычислите силу тока I1;

4) запишите правило для токов при параллельном соединении проводников;

5) используя п. 2—4, получите формулу для неизвестной силы тока Ix в реостате Rx и запишите её;

6) определите численное значение силы тока Ix, оцените погрешность её измерения.

9. Сила тока при параллельном соединении двух проводников. Используя источник тока (4,5 В), амперметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2 , проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников. В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;

2) измерьте силу тока на каждом из резисторов и общую силу тока в цепи при их параллельном соединении;

3) сравните общую силу тока в цепи с суммой сил токов на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного амперметра составляет 0,05 А. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.

Комплект № 6

  • собирающая линза, фокусное расстояние F1 = 60 мм, обозначить Л1
  • линейка длиной 200–300 мм с миллиметровыми делениями
  • экран
  • рабочее поле
  • источник питания постоянного тока 4,5 В
  • соединительные провода
  • ключ
  • лампа на подставке

1. Исследование свойств изображения, полученного с помощью собирающей линзы. Используя  собирающую линзу, экран, лампу на подставке, источник тока, соединительные провода, ключ, линейку, соберите экспериментальную установку для исследования свойств изображения, полученного с помощью собирающей линзы от лампы, расположенной от центра линзы на расстоянии 15 см. В бланке ответов:

1) сделайте схематический рисунок экспериментальной установки для наблюдения изображения лампы, полученного с помощью собирающей линзы;

2) передвигая экран, получите чёткое изображение лампы и перечислите свойства изображения (мнимое или действительное, уменьшенное или увеличенное, прямое или перевёрнутое);

3) сформулируйте вывод о расположении лампы относительно двойного фокусного расстояния линзы.

(ИЛИ:

2) передвигая экран, получите чёткое изображение лампы и измерьте расстояние от линзы до экрана;

3) сформулируйте вывод о свойствах изображения (мнимое или действительное, уменьшенное или увеличенное, прямое или перевернутое).)

2. Определение оптической силы линзы. Используя собирающую линзу, экран, линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте свет от удалённого окна. В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчёта оптической силы линзы;

3) укажите результат измерения фокусного расстояния линзы;

4) запишите значение оптической силы линзы.

3. Определение фокусного расстояния линзы. Используя собирающую линзу, экран, линейку и лампу в качестве источника света, соберите экспериментальную установку для определения фокусного расстояния линзы. В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) укажите результаты измерения фокусного расстояния линзы;

3) оцените погрешность проведённых измерений.

(Из решения: Для оценки погрешности измерения фокусного расстояния необходимо подвигать линзу и определить, на сколько можно ее сместить для того, чтобы изображение источника на экране продолжало казаться чётким. Оценка для погрешности получается примерно ±5 мм.)

Комплект № 7

  • штатив с муфтой и лапкой
  • метровая линейка (погрешность 5 мм)
  • шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 110 см
  • часы с секундной стрелкой (или секундомер)

1. Определение частоты свободных колебаний нитяного маятника. Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикреплённой к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для исследования свободных колебаний нитяного маятника. Определите время 30 полных колебаний и посчитайте частоту колебаний для случая, когда длина нити равна 50 см. В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчёта частоты колебаний;

3) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний;

4) запишите численное значение частоты колебаний маятника.

2. Измерение периода свободных колебаний нитяного маятника. Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикрепленной к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для исследования свободных колебаний нитяного маятника. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте период колебаний для случая, когда длина нити равна 50 см. В бланке ответов:

- сделайте рисунок экспериментальной установки;

- запишите формулу для расчета периода колебаний;

- укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний;

- запишите численное значение периода колебаний маятника.

3. Измерение периода свободных колебаний нитяного маятника. Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикреплённой к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для исследования свободных колебаний нитяного маятника. Определите время 30 полных колебаний и вычислите период колебаний для случая, когда длина маятника равна 1 м. В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчёта периода колебаний;

3) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний;

4) запишите численное значение периода колебаний маятника.

4. Зависимость периода (или частоты) свободных колебаний нитяного маятника от длины. Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикреплённой к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой (или секундомер), соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и вычислите период колебаний для трёх случаев, когда длина нити равна соответственно 1 м, 0,5 м и 0,25 м. В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трёх длин нити маятника в виде таблицы;

3) вычислите период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу;

4) сформулируйте вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. (ИЛИ: сформулируйте вывод о зависимости частоты свободных колебаний нитяного маятника от  длины нити.)

5. Зависимость периода свободных колебаний пружинного маятника от массы груза. Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, набор грузов и секундомер, соберите экспериментальную установку для исследования свободных колебаний пружинного маятника. Определите время для 20-30 полных колебаний и вычислите период колебаний для грузов различных масс. В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) измерьте длительность 20-30 полных колебаний для грузов трех различных масс, результаты представьте в виде таблицы;

3) вычислите период колебаний для каждого случая, результаты округлите до сотых долей секунды и занесите в таблицу;

4) сформулируйте вывод о зависимости периода свободных колебаний пружинного маятника от массы груза.

Комплект № 8

  • штатив с муфтой
  • рычаг
  • блок подвижный
  • блок неподвижный
  • нить
  • 3 груза массой по (100±2) г
  • динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н)
  • линейка длиной 200–300 мм с миллиметровыми делениями

1. Определение момента силы, приложенной к рычагу. Используя рычаг, три груза, штатив и динамометр, соберите установку для исследования равновесия рычага. Три груза подвесьте слева от оси вращения рычага следующим образом: два груза на расстоянии 6 см и один груз на расстоянии 12 см от оси. Определите момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рыча­га на расстоянии6 см от оси вращения рычага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положении.

1) зарисуйте схему экспериментальной установки;

 2) запишите формулу для расчёта момента силы;

 3) укажите результаты измерений приложенной силы и длины плеча;

 4) запишите числовое значение момента силы.

2.  Определение работы силы упругости при подъеме груза с помощью неподвижного блока. Используя штатив с муфтой, неподвижный блок, нить, два груза и динамометр, соберите экспериментальную установку для измерения работы силы упругости при равномерном подъёме грузов с использованием неподвижного блока. Определите работу, совершаемую силой упругости при подъёме грузов на высоту 10 см.

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

 2) запишите формулу для расчёта работы силы упругости;

 3) укажите результаты прямых измерений силы упругости и пути;

 4) запишите числовое значение работы силы упругости. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по физике «Цифровые образовательные технологии проведения лабораторных работ по физике»

Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Применение ИКТ в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащего...

Лабораторная работа по физике 10 класс "Опытная проверка закона Бойля-Мариотта". Учитель физики Ефименко Ю.В.

В данной работе представлена инструкция для учащихся по проведению лабораторной работы.Лабораторная работа выполняется на основе демонстрационного оборудования....

Методические рекомендации по проведению лабораторных работ и практикума по физике.

В работе содержатся  методические рекомендации по проведению лабораторных работ и практикума по физике, один из вариантов проведения лабораторных работ в 8 классе, многоуровневый физический практ...

Лабораторные работы по курсу «Естествознание (физика)»

Пособие содержит описание лабороторных работ различных уровней по дисциплине "Естесствознание"...

Дополнительные задания к лабораторным работам при раннем изучении физики в 5 классах.

В материале представлена подборка дополнительных заданий к лабораторным работам при раннем изучении физики в 5 классе....

Методические указания для обучающихся по выполнению лабораторных работ дисциплины ОУД.08 Физика

Методические указания предназначены для оказания помощи обучающимся в подготовке и проведении лабораторных работ, предусмотренных программой учебной дисциплины для освоения ФГОС среднего общего образо...

Лабораторная работа 9 класс Ядерная физика

Оценка периода полураспада...