Главные вкладки

    Камера-обскура
    план-конспект занятия по физике (8 класс) на тему

    Дружняева Лариса Григорьевна

    На латыни «camera» — комната, а «obscurа» — тёмная, вместе — «тёмная комната». Камера обскура вначале представляла собой темную комнату, с маленьким отверстием в стене.

    Принцип устройства камеры-обскуры был известен ученым давно. О нем еще в середине IV в. до н. э. упоминал Аристотель. Принцип действия такой камеры можно наблюдать в любом темном помещении, где есть отверстие для света. Такая комната и называлась раньше камерой-обскурой. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл udivitelnaya_kamera_-obskura.pptx1.89 МБ
    Файл kamera-obskura.docx22.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Удивительная камера-обскура»

    Слайд 2

    Камера-обскура

    Слайд 3

    Темная комната

    Слайд 4

    Роджер Бэкон

    Слайд 5

    Леонардо да Винчи

    Слайд 6

    Рейнер Гемм Фризиус

    Слайд 7

    Прохождение Меркурия по диску Солнца

    Слайд 8

    Иоганн Кеплер

    Слайд 11

    Исследование: А ) исследовать четкость изображения через разные размеры отверстия; Б) исследовать размер изображения , изменяя расстояние между отверстием и экраном; В) изменение четкости изображения при использовании собирающей линзы.

    Слайд 12

    Выводы: - что вы узнали о камере-обскуре? - каков принцип работы камеры? - с какой целью камеру-обскуру можно применять? - какие результаты исследований вы получили?



    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Фамилия, Имя, Отчество автора загружаемого материла

    Дружняева Лариса Григорьевна

    1. Место работы(полное наименовании ОУ,город), должность

    БОУ г.Омска «Гимназия №69 им.Чередова И.М.», учитель физики

    1. Предмет

    Физика

    1. Класс

    8

    1. Название темы или раздела учебного курса

    Оптика

    1. Тема учебного занятия (статьи).

    Камера-обскура

    1. Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, методические рекомендации, статья и т.п.)

    Презентация к занятию.

    Тема занятия: камера-обскура.

    Цель урока: сформировать знания об оптическом приборе камере-обскуре.

    Метапредметные результаты:  навыки самостоятельного  приобретения знаний.

    Личностные результаты :  экспериментальное умение.

    Предметные: умения: планировать и выполнять эксперимент.

    1) Изучение нового материала.

    Вопрос:  что поможет помочь  познать тайны Космоса и соответственно природу?

    А) историческая справка:

    На латыни «camera» — комната, а «obscurа» — тёмная, вместе — «тёмная комната». Камера обскура вначале представляла собой темную комнату, с маленьким отверстием в стене.

    Принцип устройства камеры-обскуры был известен ученым давно. О нем еще в середине IV в. до н. э. упоминал Аристотель. Принцип действия такой камеры можно наблюдать в любом темном помещении, где есть отверстие для света. Такая комната и называлась раньше камерой-обскурой. Первую камеру-обскуру сделал английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (1217—1294). Он использовал камеру-обскуру для того, чтобы в помещении наблюдать за проходящими по улице мимо окон людьми.

    В 1279 г. англичанин Джон Пенхан предложил использовать камеру-обскуру для наблюдений за движением солнца. Впервые камеру-обскуру предполагалось применить в качестве оптического прибора для научных опытов.

    Детальное описание и чертежи камеры-обскуры первым сделал Леонардо да Винчи. Да Винчи использовал ее при изучении человеческого глаза. С помощью камеры-обскуры он пытался понять то, каким образом на сетчатке глаза образуется изображение.

    Был знаком с камерой-обскурой и голландский математик Гемм Фризиус. Он не только описал камеру-обскуру, но и первым с ее помощью наблюдал в январе 1544 г. солнечное затмение

    В середине XVI в. были предприняты первые попытки усовершенствовать камеру-обскуру. В 1550 г. итальянский физик и математик Жером Кардано предложил вставлять в отверстие линзу для того чтобы улучшить в камере-обскуре изображение. Большое неудобство представляло перевернутое изображение. Игназио Данти предложил в 1573 г. крепить к камере-обскуре зеркало, которое вторично переворачивало изображение.

    10 июля 1600 года великий астроном и физик Иоганн Кеплер сделал для наблюдения солнечного затмения большую камеру-обскуру, а в 1607 году он наблюдал с ее помощью прохождение Меркурия по солнечному диску.

          Мы можем наблюдать в природе эффект камеры обскуры. Это происходит во время частичного солнечного затмения — тогда на земле появляются серповидные тени, повторяющие форму Солнца, закрытого Луной.

    В яркий солнечный день на земле под густым деревом можно наблюдать овальные светлые кружочки. Это не что иное, как изображения Солнца, нарисованные лучами, которые проходят через разнообразные промежутки между листьями. Они кругловатые, потому что солнце круглое, и вытянутые, потому что падают на землю косо.

    Человеческий глаз устроен по тому же принципу черного ящика. Зрачок глаза является отверстием, ведущим в темную внутренность нашего органа зрения.

    Все современные фотоаппараты есть не что иное, как все та же древняя камера-обскура, только снабженная различного рода вспомогательными механизмами. Принцип действия ее остался прежним.

    Мы можем наблюдать в природе эффект камеры обскуры. Это происходит во время частичного солнечного затмения — тогда на земле появляются серповидные тени, повторяющие форму Солнца, закрытого Луной.

    В яркий солнечный день на земле под густым деревом можно наблюдать овальные светлые кружочки. Это не что иное, как изображения Солнца, нарисованные лучами, которые проходят через разнообразные промежутки между листьями. Они кругловатые, потому что солнце круглое, и вытянутые, потому что падают на землю косо.

    Человеческий глаз устроен по тому же принципу черного ящика. Зрачок глаза является отверстием, ведущим в темную внутренность нашего органа зрения.

    С давних времен человек хотел узнать, что находится на обратной стороне Луны и с развитием фотоаппарата и космической техники это стало возможным.

    В 1959 году был запущен космический спутник «Луна-3» с фотоаппаратурой на борту. Когда спутник облетал Луну, он фотографировал обратную сторону Луны, а когда подлетал к Земле, передавал эти снимки на Землю . 

    .

    Б)Принцип действия камеры

    Принцип действия камеры-обскуры заключается в следующем. Если в одной из стенок темного ящика сделать небольшое отверстие, то на противоположной стенке ящика образуется видимое световое изображение всех освещенных предметов, находящихся перед отверстием, при этом изображение будет перевернутым.

    2) Практическая часть:

    Изготовление камеры-обскуры по готовой развертке.

    3) Исследование:

    А) исследовать четкость изображения через разные размеры отверстия;

    Б) исследовать размер изображения , изменяя расстояние между отверстием и экраном;

    В) изменение четкости изображения при использовании собирающей линзы.

       

    4) Формулирование выводов:

    - что вы узнали о камере-обскуре?

    - каков принцип работы камеры?

    - с какой целью камеру-обскуру можно применять?

    - какие результаты исследований вы получили?

    Источники:

    1 https://www.google.ru/search?q=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82+%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F&newwindow=1&rlz=1C1AVFC_enRU779RU779&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0ahUKEwip2ILS_KraAhXENJoKHVrMD90QsAQIJw&biw=1517&bih=735

    2 http://printservice.pro/kamera-obskura

    3 https://www.google.ru/search?q=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%8F+%D0%BF%D0%BE+%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83+%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B0&newwindow=1&rlz=1C1AVFC_enRU779RU779&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0ahUKEwityIz1g6vaAhXkYJoKHRq2A-cQsAQIfA&biw=1517&bih=735

    4 http://www.astronet.ru/db/msg/1174788

    5 Перельман Я.И. Физика на каждом шагу [Текст] / Я.И. Перельман. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 250 с.: ил. ISBN 978-5-17-046662-7

     

    6 Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. – М.: Просвещение, 2014г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Световые явления. Изготовление камеры-обскуры"

    Конспект занятия "Световые явления. Изготовление камеры-обскуры"...

    исследовательская работа поастрономии "Камера-обскура актуальность в наши дни"

    исследовательский проект по астрономии с использованием возможностей  камеры-обскура...