Урок "Источники света.Распространение света"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Дюкова Ирина Владимировна

Первый урок-исследование по теме "Световые явления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok1.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- исследование

Тема: Источники света. Распространение света.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний .

Место урока в курсе физики 8 класса: данный урок - первый по теме "Световые явления", урок объяснения и закрепления первичных понятий.

Педагогическая технология: компетентностно - ориентированная (личностно ориентированное обучение, технология сотрудничества).

Цели урока.

Образовательные: показать на конкретных примерах, что свет - одно из удивительных явлений природы; сформировать понятие о прямолинейности распространения света; объяснить природу солнечных и лунных затмений; рассмотреть оптические явления в увлекательной для учащихся форме.

Развивающие: формировать умения делать выводы на основе анализа наблюдаемых фактов, развивать пространственное воображение учащихся; развивать интерес к изучению оптических явлений; формировать практические навыки ; самостоятельность при выполнении эксперимента.

Воспитательные: содействовать формированию познавательного интереса у учащихся, расширять их кругозор; учить находить и воспринимать прекрасное в природе родного края, воспитывать бережное к ней отношение.

Организационные формы и методы обучения.

Традиционные - вводная беседа, беседа при формировании понятий, беседа при подведении итогов урока.

Инновационные - исследовательский метод, экспериментальная работа учащихся.

Исследовательские – индуктивный (работа с текстом по поиску общих выводов), наглядно-дедуктивный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, источники света – лампочка накаливания,  свечи, экран, фонарик, зеркальце.  

Девиз урока: Ученье-свет, а не ученье- тьма!

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что-то новое, интересное. А сколько еще и неисследованного вокруг? Интерес ко всему неизведанному возникает, когда человек трудиться сам. Сегодня приоткроется занавес на некоторые явления природы. Давайте на минутку закроем глаза и представим себе “жизнь во тьме”!!! Видите ли вы красоту нашего воронежского края?  

Стихотворение  Е.Серовой

Широкие, привольные, родимые края…

Березка белоствольная, любимица моя,

Стоит, как свечка, белая глядит она вокруг:

Ей рожь кивает спелая, ей кланяется луг.

Кругом так славно, солнечно, куда не поглядишь,

Над озером тихонечко колышется камыш.

Плывут протокой узкою  утята чередой.

Люби природу русскую, храни, читатель мой!

Какие у вас ощущения? Мир для нас стал бледнее...Трудно представить себе жизнь без света. Ведь все живое существует и развивается под влиянием света и тепла. Что нам помогает познавать окружающий мир? Свет... Его значение в нашей жизни очень велико. Сегодня мы поговорим об одной из областей физики, где изучаются световые явления. Вы узнаете: что такое свет, какие тела являются источниками света. Деятельность человека в начальные периоды его существования - добыча пищи, защита от врагов- была зависима от света. Свет, благодаря тому, что глаз человека способен его воспринимать, является важнейшим средством познания природы. Когда после продолжительной темноты наступает рассвет, то кажется, все оживает: и деревья, и вода. И небо. И птицы. Зрение позволяет нам узнать об окружающем мире больше, чем все остальные органы чувств вместе взятые. Исследование световых явлений позволило создать такие приборы, с помощью которых определили расположение и движение, и даже состав небесных тел. А также удалось заглянуть внутрь тел. С помощью микроскопа рассмотрели состав клетки, изучили строение бактерий, кровяных тел.

Свет нужен везде: Безопасность движения транспорта на дорогах связана с применением фар, освещением улиц; в военной технике используют осветительные ракеты, прожектора. Свет повышает сопротивляемость организма болезням, улучшает здоровье и настроение человека. Мы начнем изучать новый раздел физики “Световые явления”. Запишите тему урока “Источники света. Распространение света”.

3. Разминка.Игра «Верю-не верю»  

“ Оптика”. Вы слышали это слово? Что означает оно? Что же изучает оптика?  Оптика— раздел физики, изучающий свет и световые явления. Это слово в переводе с греческого означает “видимое”.  

4.Изучение нового материала.

Получить новые знания можно разными способами. На сегодняшнем уроке, я предлагаю вам использовать некоторые из них. У каждого  из вас будет свое задание и свой способ получения знаний .

  • 1 ученик - Историк. Он будет изучать материал по историческим документам.
  • 2 ученик - Экспериментатор. Он будет изучать материал, в ходе выполнения экспериментов.
  • 3 ученик - Исследователь. Он практически исследуют закон распространения света.
  • 4 ученик - Астроном. Он также попытаются доказать закон распространения света, но основываясь на астрономические факты.

5.Физкультминутка.

6.Проверка заданий, запись в тетрадь .(Определения. Схема)

7.Закрепление.Задание «Найди пару» (работа в группах), тест.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вернемся к  целям урока. Давайте проанализируем, с чем мы познакомились на уроке. Итак, мы полностью справились с поставленными целями урока.

Выберите  свое отношение к уроку:  1) было легко и интересно; 2) было трудно, но интересно; 3) было трудно и неинтересно.

8. Домашнее задание. Творческое задание. Написать сочинение на тему “Как бы выглядел мир, если бы не выполнялся закон прямолинейного распространения света”.

П. 62, упр 29.

А вы знаете, что

  1. На территории Воронежской области насчитывается свыще 10000 видов насекомых. Среди них можно встретить жуков-светлячков, активных в темное время. Они совершенно невзрачных  днем, зато ночью они восхитительны. Особенностью светлячков является существование на брюшке уникальных органов свечения. У мужских представителей большая голова и крупные глаза, они в отличие от самок прекрасно летают.
  2. В нашей области развито пчеловодство. Теплый климат и влажное лето являются благоприятными условиями для развития пчел. Пчелы- это самые трудолюбивые насекомые в мире. Они выполняют главную роль в опылении сельскохозяйственных растений. Пчела имеет 5 глаз и в силу такого особенности зрения видит лучше всего цветы белого, синего и желтого цветов. Насекомые  способны видеть излучение, которое не видит человек и называется оно ультрафиолетовым.
  3. Природа Воронежской области  характеризуется своим разнообразием. Наша область расположена в центре русской равнины. Лесные массивы занимают огромные территории. Обитают много видов животных: 10000 видов насекомых, 70 видов млекопитающиеся, 300 видов птиц,, 10 видов пресмыкающихся и земноводных. В Красную книгу занесены 382 вида животного мира и 373  вида растительного мира. Богат и дивен на край Воронежский. Он дорог каждому нашему земляку. Издавна славится  красотой наша Родина. Прекрасен во все времена года  и наш уголок.  

Задание «Найди пару»

По санитарным нормам учащиеся в классных комнатах должны сидеть так, чтобы свет падал

 слева, чтобы не образовывалась тень.

Под действием солнечного света фрукты высыхают, потому что

при нагревании происходит процесс испарения жидкости.  

Мы видим тела, не являющимися источником света

из-за  освещения источником света. Излучение, идущее от источников света, попав на поверхность предмета, меняет свое направление и попадает в глаза .

потому, что внимательно смотрим.

На основе исследования световых явлений созданы приборы:

лупа, телескоп, фотоаппарат, перископ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

На уроке учащиеся знакомятся  с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...

презентация к уроку по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Интерактивная презентация к уроку "Источники света. Распространение света" 8 класс , содержит небольшой тест....

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Разработка урока на котором  учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света,  законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...

Источники света.Распространение света

Урок на тему "Источники света.Распространение света " Глава  "Световые явления"  8 класс...

Конспект урока по физике в 8 классе «Источники света. Распространение света» ( Сприменением ИКТ)

Конспект урока по физикев 8 классе«Источники света. Распространение света»...

конспект урока по физике "Источники света. Распространение света"

Представлен план проведения урока по теме :Источники света. Распространение света...