Рабочая программа по физике
рабочая программа по физике

Программа разработана  для  профессии СПО  35.01.23. Хозяйка(ин) усадьбы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fizike.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

          «ДОБРИНСКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ  УЧИЛИЩЕ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП.10.ФИЗИКА

общеобразовательного цикла

по профессии среднего профессионального образования

технического  профиля

35.01.23 Хозяйка (ин) усадьбы

ДОБРИНКА, 2019

Рабочая программа разработана на основе:

  • приказаМинобрнаукиРоссииот17.05.2012N413(ред.от29.06.2017)

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

  • примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з);

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с получением среднего общего образования.

Разработчик(и):

ГОБПОУ «Добринское          преподаватель                    Н.М.Базарова

техническое училище»        ________

(место работы)                     (занимаемая должность)       (инициалы, фамилия)

Рассмотрено на заседании МО естественно-математического цикла

Протокол №_1_ от «_31_» _08 _2019_ г.

Руководитель МО _______________ /Т.Н.Пискунова/

Одобрено:  зам. директора по УР

А.С.Устюгов_________________

«_____»_________________2019г.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА

В результате изучения учебного предмета Физика для успешного продолжения образования по профессии, связанным с прикладным использованием физики выпускник на углубленном уровне научится:

  • объяснять и анализировать роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
  • характеризовать взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
  • характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
  • понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
  • владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
  • самостоятельно конструировать экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез, рассчитывать абсолютную и относительную погрешности;
  • самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
  • решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с опорой как на известные физические законы, закономерности и модели, так и на тексты с избыточной информацией;
  • объяснять границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
  • выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
  • характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, и роль физики в решении этих проблем;
  • объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
  • объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

  • проверять экспериментальными средствами выдвинутые гипотезы, формулируя цель исследования, на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
  • описывать и анализировать полученную в результате проведенных физических экспериментов информацию, определять ее достоверность;
  • понимать и объяснять системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
  • решать экспериментальные, качественные и количественные задачи олимпиадного уровня сложности, используя физические законы, а также уравнения, связывающие физические величины;
  • анализировать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;
  • формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебно- исследовательской и проектной деятельности;
  • усовершенствовать приборы и методы исследования в соответствии с поставленной задачей;
  • использовать методы математического моделирования, в том числе простейшие статистические методы для обработки результатов эксперимента.
  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА

Физика и естественнонаучный метод познания природы

Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания мира. Взаимосвязь между физикой и другими естественными науками. Методы научного исследования физических явлений. Погрешности измерений физических величин. Моделирование явлений и процессов природы. Закономерность и случайность. Границы применимости физического закона. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура.

Механика

Предмет и задачи классической механики. Кинематические характеристики механического движения. Модели тел и движений. Равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение. движение тела, брошенного под углом к горизонту. Движение точки по окружности. Поступательное и вращательное движение твердого тела.

Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Движение небесных тел и их искусственных спутников. Явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчета.

Импульс силы. Закон изменения и сохранения импульса. Работа силы.

Закон изменения и сохранения энергии.

Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия твердого тела в инерциальной системе отсчета. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов. Закон сохранения энергии в динамике жидкости и газа.

Механические колебания и волны. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания, резонанс.

Поперечные и продольные волны. Энергия волны. Интерференция и дифракция волн. Звуковые волны.

Молекулярная физика и термодинамика

Предмет и задачи молекулярно-кинетической теории (МКТ) и термодинамики.

Экспериментальные доказательства МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией поступательного теплового движения молекул идеального газа.

Модель идеального газа в термодинамике: уравнение Менделеева– Клапейрона, выражение для внутренней энергии. Закон Дальтона. Газовые законы.

Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы. Преобразование энергии в фазовых переходах. Насыщенные и ненасыщенные пары.Влажность

воздуха.        Модель        строения        жидкостей.        Поверхностное        натяжение.        Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики.

Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины.

Цикл Карно. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Электродинамика

Предмет и задачи электродинамики. Электрическое взаимодействие. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Разность потенциалов. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия электрического поля.

Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Плазма. Электролиз. Полупроводниковые приборы. Сверхпроводимость.

Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Принцип суперпозиции магнитных полей. Магнитное поле проводника с током. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца.

Поток вектора магнитной индукции. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс. Переменный ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Производство, передача и потребление электрической энергии. Элементарная теория трансформатора.

Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение. Принципы радиосвязи и телевидения.

Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Оптические приборы.

Волновые свойства света. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Поляризация света. Дисперсия света. Практическое применение электромагнитных излучений.

Основы специальной теории относительности

Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Энергия и импульс свободной частицы. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.

тела.


Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра

Предмет и задачи квантовой физики.

Тепловое излучение. Распределение энергии в спектре абсолютно черного

Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г. Столетова, законы

фотоэффекта. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта.

Фотон. Опыты П.Н. Лебедева и С.И. Вавилова. Гипотеза Л. де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Давление света. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

Модели строения атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Н. Бора. Спонтанное и вынужденное излучение света.

Состав и строение атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра.

Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции, реакции деления и синтеза. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез.

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Ускорители элементарных частиц.

Строение Вселенной

Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Классификация звезд. Эволюция Солнца и звезд.

Галактика. Другие галактики. Пространственно-временные масштабы наблюдаемой Вселенной. Представление об эволюции Вселенной. Темная материя и темная энергия.

Примерный перечень практических и лабораторных работ

Прямые измерения:

  • измерение        мгновенной        скорости        с        использованием        секундомера        или компьютера сдатчиками;
  • сравнение масс (по взаимодействию);
  • измерение сил в механике;
  • измерение температуры жидкостными и цифровыми термометрами;
  • оценка сил взаимодействия молекул (методом отрыва капель);
  • измерение термодинамических параметров газа;
  • измерение ЭДС источника тока;
  • измерение силы взаимодействия катушки с током и магнита с помощью электронных весов;
  • определение периода обращения двойных звезд (печатные материалы).

Косвенные измерения:

  • измерение ускорения;
  • измерение ускорения свободного падения;
  • определение энергии и импульса по тормозному пути;
  • измерение удельной теплоты плавления льда;
  • измерение напряженности вихревого электрического поля (при наблюдении электромагнитной индукции);
  • измерение внутреннего сопротивления источника тока;
  • определение показателя преломления среды;
  • измерение фокусного расстояния собирающей и рассеивающей линз;
  • определение длины световой волны;
  • определение импульса и энергии частицы при движении в магнитном поле (по фотографиям).

Наблюдение явлений:

  • наблюдение        механических        явлений        в        инерциальных        и        неинерциальных системах отсчета;
  • наблюдение вынужденных колебаний и резонанса;
  • наблюдение диффузии;
  • наблюдение явления электромагнитной индукции;
  • наблюдение волновых свойств света: дифракция, интерференция, поляризация;
  • наблюдение спектров;
  • вечерние наблюдения звезд, Луны и планет в телескоп или бинокль.

Исследования:

  • исследование равноускоренного движения с использованием электронного секундомера или компьютера сдатчиками;
  • исследование движения тела, брошенного горизонтально;
  • исследование центрального удара;
  • исследование качения цилиндра по наклонной плоскости;
  • исследование движения броуновской частицы (по трекам Перрена);
  • исследование изопроцессов;
  • исследование изохорного процесса и оценка абсолютного нуля;
  • исследование остывания воды;
  • исследование зависимости напряжения на полюсах источника тока от силы тока в цепи;
  • исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения наней;
  • исследование нагревания воды нагревателем небольшой мощности;
  • исследование явления электромагнитной индукции;
  • исследование зависимости угла преломления от угла падения;
  • исследование зависимости расстояния от линзы до изображения от расстояния от линзы до предмета;
  • исследование спектра водорода;
  • исследование движения двойных звезд (по печатным материалам).

Проверка гипотез (в том числе имеются неверные):

  • при        движении        бруска        по        наклонной        плоскости        время        перемещения        на определенное расстояния тем больше, чем больше масса бруска;
  • при        движении        бруска        по        наклонной        плоскости        скорость        прямо пропорциональна пути;
  • при затухании колебаний амплитуда обратно пропорциональна времени;
  • квадрат среднего перемещения броуновской частицы прямо пропорционален времени наблюдения (по трекам Перрена);
  • скорость остывания воды линейно зависит от времени остывания;
  • напряжение при последовательном включении лампочки и резистора не равно сумме напряжений на лампочке и резисторе;
  • угол преломления прямо пропорционален углу падения;
  • при плотном сложении двух линз оптические силы складываются;

Конструирование технических устройств:

  • конструирование наклонной плоскости с заданным КПД;
  • конструирование рычажных весов;
  • конструирование        наклонной        плоскости,        по        которой        брусок        движется        с заданным ускорением;
  • конструирование электродвигателя;
  • конструирование трансформатора;
  • конструирование модели телескопа или микроскопа.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины Физика в пределах освоения ППКРС на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:

  • по профессии СПО – 334 часа, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 224 часов; самостоятельная работа студентов — 110 часов;

Вид учебной работы

Количество часов

Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем

Всего

в том числе

ПЗ

Л3

Физика и естественнонаучный метод познания природы

4

Раздел 1. Механика

38

4

2

Тема 1.1. Кинематика

Тема 1.2. Динамика

Тема 1.3. Закон сохранения. Статика

Тема 1.4. Динамика периодического движения

10

1

10

1

1

10

1

1

8

1

Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика

36

2

1

Тема 2.1. Основы молекулярно- кинетической теории Тема 2.2. Основы термодинамики

Тема 2.3. Агрегатные состояния вещества

14

1

12

1

10

1

Раздел 3.Электродинамика

Тема 3.1. Электрическоеполе

Тема 3.2. Законы постоянного тока

Тема 3.3. Электрический ток в различных средах Тема 3.4. Магнитное поле

Тема 3.5. Электромагнитная индукция

Тема 3.6. Электромагнитные колебания и волны Тема 3.7. Оптика

90

4

4

10

1

14

1

1

15

1

12

1

14

1

18

1

16

-

1

Раздел 4. Основы специальной теории относительности

6

-

-

Раздел 5. Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра

34

2

1

Тема 5.1. Квантовая оптика

Тема 5.2. Элементы физики атома

Тема 5.3. Элементы физики атомного ядра

14

1

1

6

-

-

14

1

-

Раздел 6. Строение Вселенной

7

Итого:

224

12

8

Консультации

-

Рубежные формы контроля – 1,2,3 семестры контрольная работа

6

Форма промежуточной аттестации - экзамен

6

Самостоятельнаяработа обучающихся

Подготовка выступлений по заданным темам, докладов, рефератов, эссе, индивидуального проекта с использованием информационных

технологий и др.

110

Всего максимальной нагрузки:

334


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...