Открытый урок по физике
учебно-методическое пособие по физике (8 класс) на тему

Головина Ольга Владимировна

Урок дается в конце темы Электрические явления. На уроке выполняется эксперимент, решение расчетных и качественных задач, кроссворда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока физики

«Электрические явления» (8 класс)  

в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Тема: «Электрические явления»

Учитель: Головина Ольга Владимировна

Тип урока:  Повторительно-обобщающий урок

Цели урока:
Обучающие:
• повторение и обобщение знаний по теме «Электрические явления;
Развивающие:
• развитие умения коллективной работы в сочетании с индивидуальной; развитие чувства товарищества и взаимовыручки.
• продолжить развитие основных физических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные: 
• воспитание аккуратности, усидчивости, дисциплинированности;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Ожидаемые результаты:

  • Личностные: 
  • Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира,  к     саморазвитию  и самообразованию;
  • Ответственно относятся  к выполнению учебных задач;
  • Демонстрируют коммуникативную компетентность,   уважительное отношение к мнению другого человека.
  • Метапредметные:  
  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
  • Выдвигают простейшие гипотезы;
  • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их;
  • Работают с информацией и преобразуют её;
  • Находят причинно-следственные связи;
  • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
  • Предметные:
  • Знают формулы последовательного соединения проводников, умеют устанавливать зависимость между физическими величинами , составлять схемы и снимать показания приборов;
  • Решать задачи применяя формулы и законы: силы тока, напряжения, сопротивления,  закон Ома, закон Джоуля-Ленца;
  • Умеют составлять схемы, собирать электрическую цепь и снимать показания с измерительных приборов;
  • Называют примеры правильного соединения измерительных приборов.
  • Тип урока:
  • По ведущей дидактической цели:  урок повторительно-обобщающий;
  • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
  • По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
  • Методы:
  • Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
  • Дополнительные: 
  • словесные (беседа, диалог);
  • наглядные (работа с рисунками, схемами);
  • практические (поиск информации);
  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
  • Средства обучения:
  • Учебник А.В. Перышкин Физика 8 класс. М.: Просвещение, 2014;
  • Дополнительный текстовый материал;
  • Электронное приложение на USB -  носителе;
  • Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, лабораторное оборудование по теме «Электрические явления».

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления»

Тема урока

Электрические явления

Класс

8 класс

Форма урока

Урок повторение и обобщение

Цели урока

личностные

метапредметные

предметные

Развить интересы и способности учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной деятельности

Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся

Повторение и обобщение знаний по теме «Электрические явления»

Задачи урока

личностные

метапредметные

предметные

1.Обеспечить познавательную мотивацию учащихся при повторении физических величин, законов и формул.

2. Провести рефлексию деятельности учащихся после проведения экспериментальных исследований.

1.Организация работы в группах при проведении учебных экспериментов

2. Выслушать устные ответы учащихся о результатах экспериментов.

1.Учебная экспериментальная задача: выяснить, используя предложенное оборудование, зависимость силы тока от напряжения , проверить с помощью оборудования формулы силы тока и напряжения при последовательном соединении проводников.

2. Учебная задача: научиться представлять результаты эксперимента на графике и анализировать их.

3. Учебная задача: научиться составлять схемы электрической цепи и снимать показания с измерительных приборов.

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

Самоопределение:

  • рефлексивная самооценка учебной деятельности

Смыслообразование:

  • мотивация образовательной деятельности на основе экспериментальной деятельности;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Нравственно-этическое оценивание:

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, результатам обучения.

Коммуникативные:

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия ответов других учащихся на вопросы учителя и в процессе беседы

Познавательные:

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение универсальными учебными действиями экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
  • развитие мышления учащихся при повторении многих физических величин;
  • развитие внимания в ходе эксперимента и при устном ответе одноклассника.

Регулятивные:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

Факты:

  • увидеть  на графике линейную зависимость силы тока от напряжения ;
  • проверить формулу силы тока при последовательном соединении проводников, которая будет  одинакова у всех групп, выполнявших работу по данной теме;
  • проверить формулу напряжения при последовательном соединении проводников, напряжение будет равно сумме напряжений на отдельных участках проводников у всех групп, выполнявших работу по данной теме;
  • сила тока прямо пропорционально зависит от напряжения, убедиться в этом на эксперименте, группе выполнявшей работу по данной теме;

Эмпирические понятия:

  • напряжение,
  • сила тока,
  • сопротивление.
  • работа тока
  • количество теплоты
  • количество электричества

Технические понятия (о приборах, установках, технологических процессах):

  • амперметр;
  • вольтметр;
  • резистор;
  • реостат;
  • ключ;
  • источник питания.

Умения:

  • Экспериментальные умения (умение планировать и проводить эксперимент);
  • Умение представлять результаты эксперимента на графике;
  • Умение анализировать полученные результаты;
  • Умения решать задачи

Оборудование

Источник питания, 2-резистора, реостат, амперметр, вольтметр, соединительные провода , ключ.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1

Самоопределение к деятельности

Цель

Мотивировать учащихся к повторению изученного материала

Длительность этапа

2 мин.

Основной вид деятельности учащихся

Умение ставить цели урока и выдвигать гипотезы

Форма организации деятельности учащихся

 Создание проблемной ситуации, когда учащиеся ощущают недостаток знаний

Функции преподавателя на данном этапе

Организаторские

Основные виды деятельности преподавателя

Анализировать учебную ситуацию (если нужно помочь учащимся самоопределится в учебной деятельности)

Промежуточный контроль

Умение видеть проблему

ЭТАП 2

Учебно - экспериментальная деятельность (физический диктант, фронтальный опрос,  решение задач, практическая работа)

Цель

  1. В результате проведения эксперимента получить зависимость силы тока от напряжения и построить график;
  2. Проверить формулы силы тока и напряжения при последовательном соединении;
  3. Решить количественные задачи  и задачи схемы;

Длительность этапа

30 мин.

Основной вид деятельности учащихся

Постановка цели эксперимента, планирование работы,

выбор необходимого оборудования, проведение эксперимента

представление результатов и их анализ, применение необходимых формул при решении задач.

Форма организации деятельности учащихся

Групповая работа

Функции преподавателя на данном этапе

Диагностическая функция

Основные виды деятельности преподавателя

Наблюдение за процессом, и если нужно корректировка деятельности учащихся

Промежуточный контроль

Проследить, как формируется понятие физических величин по данной теме

ЭТАП 3

Диагностика качества повторения темы

Цель

  1. Отгадать кроссворд по теме «Электрические явления»
  2. Научиться работать с кроссвордом

Длительность этапа

8 мин.

Основной вид деятельности учащихся

Работа с опорным конспектом на столе

Форма организации деятельности учащихся

Групповая работа

Функции преподавателя на данном этапе

Диагностическая функция

Основные виды деятельности преподавателя

Наблюдение за процессом, и если нужно корректировка деятельности учащихся

Промежуточный контроль

Отследить степень повторения материала

ЭТАП 4

Рефлексивная деятельность

Цель

  1. Соотнести полученный результат с поставленной целью;
  2. Оценить результат своей деятельности.

Длительность этапа

5 мин.

Основной вид деятельности учащихся

Самоанализ и самооценка

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Диагностическая  и частично аналитическая

Основные виды деятельности преподавателя

Наблюдение за процессом  и анализ учебной деятельности учащихся (для себя)

Итоговый контроль,

подведение итогов

Подведение итогов работы в группах во время урока,

самооценка учащихся своей деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Электрические явления ...Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. Аристотель

Слайд 2

Сегодня вспомним все о токах – Заряженных частиц потоках. И про источники, про схемы, И нагревания проблемы, Ученых, чьи умы и руки Оставили свой след в науке, Приборы и цепей законы, Кулоны, Вольты, Ватты, Омы. Решим, расскажем, соберем, Мы с пользой время проведем

Слайд 3

Физический диктант А.Запишите, какими буквами обозначаются: заряд; сила тока; напряжение; сопротивление; работа электрического тока; удельное сопротивление.

Слайд 4

Физический диктант Б.Напишите единицу измерения физической величины: заряда ; силы тока; напряжения; сопротивления.

Слайд 5

Физический диктант В.Напишите формулы: сопротивления проводника через l , S,p ; закона Ома для участка цепи; закона Джоуля - Ленца . Г.Напишите с помощью каких приборов измеряют: силу тока; напряжение.

Слайд 6

Физический диктант А.: g , I , U , R , А, ρ Б.: Кл, А, В, Ом В.: R = ρ l / S , I=U/R , Q=I 2 Rt Г.: амперметр, вольтметр

Слайд 7

Таблица котировок: «5» - 13 – 15 баллов; «4» - 10 – 12 баллов; «3» - 7 – 9 баллов; «2» - менее 7 баллов.

Слайд 8

Задачи - схемы На какой схеме правильно показано включение амперметра для измерения силы тока в лампочке ? (1)

Слайд 9

Задачи - схемы На какой схеме показано последовательное включение лампочек ? (2)

Слайд 10

Задачи - схемы Какой амперметр даст правильное показание при замыкании ключа ? (3)

Слайд 11

Задачи - схемы На какой схеме правильно показано включение вольтметра для измерения напряжения на лампочке ? (3)

Слайд 12

Минутка отдыха «ЛЛЛ» - художественный тип личности, «ППП» - тип мыслителя.

Слайд 13

«Опыт, опыт…» 1 группа: Практическая работа « Проверить формулу силы тока при последовательном соединении проводников ». 2 группа: Практическая работа « Проверить формулу напряжения при последовательном соединении проводников ». 3 группа: Практическая работа « Определить сопротивление резистора при последовательном соединении проводников с помощью амперметра и вольтметра ».

Слайд 14

1 2 3 4 5 6 7 1. Прибор для измерения напряжения. 2. Единица измерения мощности. 3. Единица измерения напряжения. 4. Металл, используемый в аккумуляторах. 5. Устройство для замыкания и размыкания цепи. 6. Величина, характеризующая способность тела совершать работу. 7. Единица измерения работы. Кроссворд по теме "Электрические явления"

Слайд 15

Ответы: в о л ь т м е т р в а т т в о л ь т с в и н е ц к л ю ч э н е р г и я д ж о у л ь

Слайд 16

Итог урока Какие главные законы электричества вы знаете? Сформулируйте закон Ома. Что дает нам знание электрических законов в жизни? Где нам это пригодиться?

Слайд 17

Домашнее задание Повторить § 37- 53 Подготовиться к контрольной работе Упр.25 ( 2;3)

Слайд 18

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физике 8 класс по теме "Изменение агрегатных состояний"

Повторительно - обощающий урок по теме "Агрегатные состояния вещества". Форма урока - урок-игра. Основная задача урока: закрепить понятия, связанных с изменением агрегатных состоянийвещества,повторить...

Открытый урок по физике с элементами здоровьесберегающей и компьютерной технологией. Тема урока: «Последовательное и параллельное соединение проводников».

Открытый урок по физике с элементами здоровьесберегающей  и компьютерной технологией. -Раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления цепи при последовательном и пара...

Открытый урок по физике в 11 классе по теме "Фотоэффект"

Урок изучения нового материла по теме "Фотоэффект". Материал этой методической разработки содержит презентацию к уроку и видеофрагменты, которые значительно облегчат работу обучающихся на уроке по пон...

Открытый урок по физике в 9 классе "Явление электромагнитной индукции" и презентация к уроку.

Тема системно - деятельного урока: Явление электромагнитной индукции. Урок комбинированный «Повторение свойств магнитного поля, тестирование, изучение нового материала». Форма организации познава...

Открытый урок по физике в 9 классе "Явление электромагнитной индукции" и презентация к уроку.

Тема системно - деятельного урока: Явление электромагнитной индукции. Урок комбинированный «Повторение свойств магнитного поля, тестирование, изучение нового материала». Форма организации познавательн...

Открытый урок по физике в 7 классе. Тема урока: "Давление ".

Конспект урока, презентация , раздаточный матерниал и самоанализ урока....

Открытый урок по физике "Физика на кухне"

Урок по физике для группы поваров - кондитеров в 10 классе....