Элективный курс «Решение нестандартных задач по физике»
элективный курс по физике (9 класс)

Гуцу Наталья Александровна

Элективный курс по физике для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Элективный курс по физике90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Решение нестандартных задач по физике»

для обучающихся 9 класса

на 2019-2020 учебный год

Составлена на основе примерной программы основного общего образования по физике,    опубликованной  в сборнике программ для общеобразовательных учреждений. (Физика. Программа для общеобразовательных учреждений. 7-11 классы./Перышкин А. В. Гутник Е. М. Шилов В. Ф. Касьянов В. А. - М.: Дрофа, 2011.).

Программу составила Гуцу Наталья Александровна

  1. ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ФИЗИКЕ

«Решение нестандартных задач по физике»

9 класс.

70 часов. 2 часа в неделю.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса рассчитана на 70 часов.

         Основная задача обучения физике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой физических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Поэтому наряду с решением основной задачи расширенное изучение физики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их естественно-научных способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с физикой, подготовку к обучению в ВУЗе.

Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо справляются с решение задач.

Решая физические задачи, ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх последовательных этапов:

1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.),

2) собственно решения (составления плана и его осуществление),

3) анализа результата решения.

  Главная цель анализа - определить объект ( или систему), который рассматривается в задаче, установить его начальное и конечное состояние, а также явление или процесс, переводящий его из одного состояния в другое, выяснить причины изменения состояния и определить вид взаимодействия объекта с другими телами ( это помогает объяснить физическую ситуацию, описанную в условии, и дать её наглядное представление в виде рисунка, чертежа , схемы). Заканчивается анализ содержания задачи краткой записью условия с помощью буквенных обозначений физических величин (обязательно указываются наименования их единиц в системе СИ).

  Приступая к решению задачи, надо напомнить ученикам о необходимости иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт к конечной цели.                Курс рассчитан на учеников, желающих основательно подготовиться к ГИА. Так как ГИА отличается от обычных экзаменов, то помимо дополнительной подготовки по предмету, требуется научить учащегося  работать с тестами, выполнять практические задания.

В рамках данного курса рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к экзамену по физике.

  Цели курса:

1.Расширение кругозора обучающихся и углубление знаний их по основным темам

базового курса физики.

2.Формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах

решения физических задач.

3.Дать учащимся представление о практическом применении законов физики к

изучению физических явлений и процессов, происходящих в окружающем нас

мире.

         Задачи курса:

1.Создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению задач.

2.Формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в

нестандартных ситуациях.

3.Развитие общеучебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач.

4.Развитие творческих способностей учащихся.

5.Развитие коммуникативных умений работать в парах и группе.

6.Показать практическое применение законов физики через решение задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции.

Для повышения эффективности лекции учитель разнообразит их наглядными приемами: демонстрационными опытами, презентациями.

После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, самостоятельные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую учителю и ученикам корректировать свою деятельность. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Особое место в системе обучения занимают лабораторные занятия. Они чаще всего строятся либо как экспериментальная задача, либо как мини исследование. В ходе первых  учитель совместно с учащимися разрабатывает план действий ученика в процессе проведения лабораторного занятия. Лабораторное занятие второго типа начинается с обсуждения физического смысла исследуемой величины  и определения пути её исследования.

Содержание программы направлено на повторение всего курса физики основной школы и создание у учащихся стройной картины физической основы мира на уровне физических явлений.

Формы организации образовательного процесса

Для организации занятий используются следующие формы:

-лекционное изложение материала;

-эвристические беседы;

-практикумы по решению задач;

-исследования;

-работа в малых группах.

Виды деятельности

-работа с дополнительной литературой

-семинары по решению задач

-конференции

-тестирование.

Содержание рабочей программы

  1. Введение (1 ч)

Физические величины и их измерения. Перевод физических величин в СИ.

  1. Давление твердых тел, жидкостей и газов (6 ч).

Давление  твердых тел. Давление жидкости и газов. Закон сообщающихся сосудов. Сила Архимеда. Условия плавания тел.

  1. Статика (3 ч)

Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент сил. Правило моментов.

  1. Тепловые явления (5 ч).

Внутренняя энергия. Количество теплоты, удельная теплоемкость; удельная теплота парообразования и конденсации; удельная теплота плавления и кристаллизации; удельная теплота сгорания топлива. Уравнение теплового баланса. Коэффициент полезного действия, тепловых двигателей.

  1. Электрические явления (7 ч).

Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток. Условные обозначения элементов электрических цепей. Построение электрических цепей. Закон Ома. Расчет сопротивления проводников. Законы последовательного и параллельного соединений. Работа и мощность электрического тока.

 

  1. Световые явления (6 ч)

Световые явления. Закон прямолинейного распространения света. Отражение света. Преломление света. Линзы. Построения изображения в линзах.

  1. Основы кинематики (14 ч).

Механическое движение, относительность движения, система отсчета. Траектория, путь и

перемещение. Закон сложения скоростей. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равнопеременном движении. Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. Баллистическое движение.

  1. Основы динамики (13 ч).

Законы Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Сложение сил. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести, ускорение свободного падения. Силы упругости, закон Гука. Вес тела, невесомость. Силы трения, коэффициент трения скольжения. Движение тела под действием нескольких сил. Движение связанных тел. Движение тела по наклонной плоскости.

  1. Законы сохранения в механике (7 ч).

Понятие энергии, кинетическая и потенциальная энергии, полная механическая энергия.

Механическая работа, мощность. Закон сохранения энергии в механике. Импульс, закон сохранения импульса.

  1. Колебания (2 ч)

Колебательные системы. Период и частота колебания. Гармонические колебания.

  1. Магнитное поле (2 ч)

Сила Ампера. Правило левой руки. Сила Лоренца.

  1. Атом и атомное ядро (4 ч)

Планетарная модель атома. Радиоактивные превращения.  Энергия связи частиц в ядре. Энергия связи. Дефект масс.           

Тематическое планирование

Тема

Дата

план

Дата

факт

1

Физические величины и их измерения. Перевод физических величин в СИ.

2

Плотность вещества.

3

Давление твёрдых тел

4

Давление газов и жидкостей.

5

Сообщающиеся сосуды.

6

Архимедова сила.

7

Условия плавания тел.

8

Механическая работа. Мощность.

9

Механическая  энергия.

10

Закон сохранения энергии.

11

Решение задач по теме: «Закон сохранения энергии».

12

Простые механизмы. Условие равновесия рычага.

13

Момент сил. Правило моментов.

14

Решение задач по теме: «Правило моментов».

15

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении.

16

Плавление и кристаллизация тела.

17

Парообразование и конденсация тела.

18

Решение задач по теме: « Количество теплоты».

19

КПД

20

Электрический ток.

21

Электрические схемы.

22

Последовательное соединение проводников.

23

Параллельное соединение проводников.

24

Закон Ома.

25

Удельное сопротивление проводника.

26

Работа и мощность тока.

27

Световые явления. Закон прямолинейного распространения света.

28

Отражение света.

29

Преломление света.

30

Линзы.

31

Построения изображения в линзах.

32

Решение задач на построение изображения в линзах.

33

Проекции вектора.

34

Прямолинейное равномерное движение.

35

Графики прямолинейного равномерного движения.

36

Решение графических задач на прямолинейное равномерное движение.

37

Вычисление средней скорости движения.

38

Относительность движения.

39

Прямолинейное неравномерное  движение.

40

Перемещение при прямолинейном неравномерном  движении.

41

Уравнение движения для прямолинейного неравномерного движения.

42

Графики прямолинейного неравномерного движения.

43

Решение графических задач на прямолинейное неравномерное движение.

44

Свободное падение тела.

45

Криволинейное движение.

46

Второй закон Ньютона.

47

Закон всемирного тяготения.

48

Ускорение свободного падения.

49

Первая космическая скорость.

50

Сила возникающая при деформации.

51

Сила трения.

52

Движение тела под действием нескольких сил.

53

Решение задач по теме: «Движение тела под действием нескольких сил».

54

Движение связанных тел.

55

Решение задач по теме: «Движение связанных тел».

56

Движение тела по наклонной плоскости.

57

Решение задач по теме: «Движение тела по наклонной плоскости».

58

Решение задач по теме: «Движение тела по наклонной плоскости».

59

Вес тела.

60

Импульс тела.

61

Закон сохранения импульса.

62

Решение задач по теме: «Закон сохранения импульса».

63

Колебательное движение. Колебательные системы.

64

Гармонические колебания.

65

Сила Ампера. Правило левой руки.

66

Сила Лоренца.

67

Планетарная модель атома.

68

Радиоактивные превращения.

69

Энергия связи частиц в ядре.

70

Энергия связи. Дефект масс.

.              ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

На основе поставленных задач предполагается, что обучающиеся достигнут следующих результатов:

  • усвоят основные приемы мыслительного поиска;
  • овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста;
  • получат навыки к решению сложных задач.

Выработают умения:

  • самоконтроля времени выполнения заданий;
  • оценки объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
  • прикидки границ результатов;

                                     

                               

Литература:

1.Лукашик. В. И. Физическая олимпиада.

2. Лукашик. В. И. Сборник задач по физике. 7-9 класс.

3. Тульчинский. М. Е. Сборник качественных задач по физике.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Решение нестандартных и логических задач в 6 классе"

Программа предназначена для формирования у учащихся творческого и логического мышления,сообразительности,интереса к предмету,представления о математике как части общечеловеческой культуры....

Программа элективного курса "Решение расчётных химических задач"

Данный курс предполагает знакомство обучающихся с общими подходами к решению типовых расчётных химических задач разного уровня сложности....

Программа элективного курса «Решение нестандартных задач. Исследовательские задачи с параметрами»

Курс строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения приемам и методам решения математических  задач  с параме...

Элективный курс "Решение проектно - исследовательских задач". Программа углубленного изучения физики в 8-9 классах.

Элективный курс разработан для учащихся 8-9-х классов на основе учебника А.В.Перышкина. Курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся к старшей школе, расчитан на 70 часов в год как в 8 так...

Рабочая программа по физике элективного курса "Решение нестандартных задач" для 9 класса

Рабочая программа по физике элективного курса "Решение нестандартных задач" для 9 класса  расширяет рамки школьной программы и позволяет углубить знания учащихся....

Элективный курс "Решение нестандартных задач по физике."

Курс рассчитан на 17 часов. Поможет хорошо подготовится к сдаче экзамена по физике....