Программа элективного курса по физике . «Решение задач повышенной сложности (части «2») ЕГЭ по физике» (11 класс).
рабочая программа по физике (11 класс) на тему

Программа элективного курса " Рещение задач повышенной слохности части"2" )ЕГЭ по физике"   предназначена для учащихся11  класса. . Способствует эффективной подготовке к ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр» с. Челно-Вершины

муниципального района Челно-Вершинский Самарской области

Программа элективного  курса по физике

.    

«Решение задач повышенной сложности (части «2»)  ЕГЭ по физике»

(11 класс).

.

Составитель: Учитель физики высшей категории Алмурзина Мария Ивановна.

                  2018 год.

Рабочая программа элективного курса по физике« «Решение задач повышенной сложности (части «2»)  ЕГЭ по физике»

(11 класс).

 «Пояснительная записка

 

Программа элективного курса составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта и  на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень)  Г.Я. Мякишева // Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.» / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.

Все разделы программы курса по выбору «Решение задач повышенной сложности (части «2»)  ЕГЭ по физике»

 тесно связаны по структуре и по методическим идеям с основным курсом физики. Она способствует дальнейшему совершенствованию уже усвоенных учащимися знаний и умений.  Особое внимание уделяется изложению фундаментальных и наиболее сложных вопросов школьной программы. Программа разработана с таким расчетом, чтобы обучающиеся приобрели достаточно глубокие знания физики и в вузе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности. Данный элективный курс имеет практическую направленность, т.к. значительное количество времени отводится на решение физических задач и выполнение лабораторного практикума.

Данный курс предназначен для 11 классов общеобразовательных учреждений (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на профильном уровне, и интересующихся физикой и планирующих сдавать экзамен по предмету в ВУЗ и является продолжением элективного курса «Избранные вопросы физики» для 10 класса. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы  электродинамики, оптики и квантовой физики. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Любое задание экзаменационной работы требует опоры на определённый теоретический материал по физике. Чтобы облегчить ученику ориентировку в нём, следует привести его знания в определённую систему. Поэтому первый этап подготовки – систематизация теоретического материала. Нужно, во-первых, актуализировать знания по определённому блоку физического материала; во-вторых, выстроить их в систему, удобную для решения задач. При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления,  анализу полученного ответа.   При повторении обобщаются, система¬тизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену.

Данный курс дает учащимся больше возможностей для самопознания, он сочетает в себе логику и полет фантазии, вдумчивое осмысление условий задач и кропотливую работу по их решению, рассматриваются различные приемы решения задач. Задания подбираются учителем исходя из конкретных возможностей учащихся. Подбираются задания технического содержания, качественные, тестовые, а также – творческие экспериментальные. На занятиях элективного курса изучаются теоретические вопросы, которые не включены в программу базового уровня. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные, а также групповые формы работы: решение и обсуждение решения задач, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений.

 

Распределение часов по темам.

I. Эксперимент (1 ч)

II. Механика (7 ч)

III. Молекулярная физика и термодинамика (7 ч)

IV. Электродинамика (8 ч)

V. Колебания и волны (4 ч)

VI. Оптика (4 ч)

VII. Квантовая физика (2 ч)

Тематическое и поурочное планирование учебного материала при прохождении курса в течение одного учебного года

X класс (34 ч, 1 ч в неделю).

урока.

Тема

Вид занятия

Примечание

I. Эксперимент (1 ч)

1/1

Эксперимент

Лекция 1

II. Механика (7 ч)

2/1

Кинематика. Динамика

Лекция 2

3/2

Статика. Законы сохранения        

Лекция 3

4/3

Кинематика

Практическое занятие 1

5/4

Динамика

Практическое занятие 2

6/5

Статика

Практическое занятие 3

7/6

Законы сохранения

Практическое занятие 4

8/7

Движение тел со связями

Практическое занятие 5

0,5 ч

0,5 ч

III. Молекулярная физика и термодинамика (7 ч)

9/1

Основы MKT. Газовые законы

Лекция 4

10/2

Первый и второй законы термодинамики

Лекция 5

11/3

Основное уравнение MKT

Практическое занятие 6

12/4

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

Практическое занятие 7

13/5

Первый закон термодинамики

Практическое занятие 8

14/6

Тепловые двигатели

Практическое занятие 9

15/7

Насыщенный пар

Практическое занятие 10

0,5 ч

0,5 ч

IV. Электродинамика (8 ч)

16/1

Электростатика. Конденсаторы

Лекция 6

17/2

Постоянный ток

Лекция 7

18/3

Электростатика

Практическое занятие 11

19/4

Конденсаторы

Практическое занятие 12

20/5

Постоянный ток

Практическое занятие 13

21/6

Магнитное поле. Электромагнитная

индукция

Лекция 8

22/7

Магнитное поле

Практическое занятие 14

23/8

Электромагнитная индукция
Контрольная работа № 3 «Электродинамика»

Практическое занятие 15

0,5 ч

0,5 ч

V. Колебания и волны (4 ч)

24/1

Колебания и волны

Лекция 9

25/2

Механические колебания и волны

Практическое занятие 16

26/3

Электромагнитные колебания и волны

Практическое занятие 17

27/4

Переменный ток

Практическое занятие 18

0,5 ч

0,5 ч

VI. Оптика (4 ч)

28/1

Геометрическая и волновая оптика

Лекция 10

29/2

Законы отражения и преломления света

Практическое занятие 19

30/3

Построение изображений в линзах и плоских зеркалах

Практическое занятие 20

31/4

Волновая оптика

Практическое занятие 21

0,5 ч

0,5 ч

VII. Квантовая физика (2 ч)

32/1

Квантовая физика

Лекция 11

33/2

Квантовая физика

Практическое занятие 22

34

Итоговое тестирование

Литература для учащихся

•        В.А.Коровин, Г.Н.Степанова. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по физике. – М.: Дрофа, 2009.

•        Г.Н. Степанова. Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / 8-е изд. – М.: Просвещение, 2002 .

•        Пинский А.А. Задачи по физике / Под ред. Ю.Дика . – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003

•        Законы, формулы, задачи физики. Справочник. Гофман Ю.К., «Наук.думка», 1977

•        И.М. Гельфгат, Л.Э.Генденштейн, Л.А. Кирик  1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. Москва – Харьков,: « Илекса» «Гимназия», 1997

•        Материалы практических занятий, тематические рабочие и контрольные тесты, итоговые проверочные материалы

                                                                                       



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр» с. Челно-Вершины

муниципального района Челно-Вершинский Самарской области

Программа элективного  курса по физике

.    

«Решение задач повышенной сложности (части «2»)  ЕГЭ по физике»

(11 класс).

.

Составитель: Учитель физики высшей категории Алмурзина Мария Ивановна.

                  2018 год.

Рабочая программа элективного курса по физике« «Решение задач повышенной сложности (части «2»)  ЕГЭ по физике»

(11 класс).

 «Пояснительная записка

 

Программа элективного курса составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта и  на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень)  Г.Я. Мякишева // Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.» / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.

Все разделы программы курса по выбору «Решение задач повышенной сложности (части «2»)  ЕГЭ по физике»

 тесно связаны по структуре и по методическим идеям с основным курсом физики. Она способствует дальнейшему совершенствованию уже усвоенных учащимися знаний и умений.  Особое внимание уделяется изложению фундаментальных и наиболее сложных вопросов школьной программы. Программа разработана с таким расчетом, чтобы обучающиеся приобрели достаточно глубокие знания физики и в вузе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности. Данный элективный курс имеет практическую направленность, т.к. значительное количество времени отводится на решение физических задач и выполнение лабораторного практикума.

Данный курс предназначен для 11 классов общеобразовательных учреждений (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на профильном уровне, и интересующихся физикой и планирующих сдавать экзамен по предмету в ВУЗ и является продолжением элективного курса «Избранные вопросы физики» для 10 класса. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы  электродинамики, оптики и квантовой физики. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Любое задание экзаменационной работы требует опоры на определённый теоретический материал по физике. Чтобы облегчить ученику ориентировку в нём, следует привести его знания в определённую систему. Поэтому первый этап подготовки – систематизация теоретического материала. Нужно, во-первых, актуализировать знания по определённому блоку физического материала; во-вторых, выстроить их в систему, удобную для решения задач. При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления,  анализу полученного ответа.   При повторении обобщаются, система¬тизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену.

Данный курс дает учащимся больше возможностей для самопознания, он сочетает в себе логику и полет фантазии, вдумчивое осмысление условий задач и кропотливую работу по их решению, рассматриваются различные приемы решения задач. Задания подбираются учителем исходя из конкретных возможностей учащихся. Подбираются задания технического содержания, качественные, тестовые, а также – творческие экспериментальные. На занятиях элективного курса изучаются теоретические вопросы, которые не включены в программу базового уровня. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные, а также групповые формы работы: решение и обсуждение решения задач, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений.

 

Распределение часов по темам.

I. Эксперимент (1 ч)

II. Механика (7 ч)

III. Молекулярная физика и термодинамика (7 ч)

IV. Электродинамика (8 ч)

V. Колебания и волны (4 ч)

VI. Оптика (4 ч)

VII. Квантовая физика (2 ч)

Тематическое и поурочное планирование учебного материала при прохождении курса в течение одного учебного года

X класс (34 ч, 1 ч в неделю).

урока.

Тема

Вид занятия

Примечание

I. Эксперимент (1 ч)

1/1

Эксперимент

Лекция 1

II. Механика (7 ч)

2/1

Кинематика. Динамика

Лекция 2

3/2

Статика. Законы сохранения        

Лекция 3

4/3

Кинематика

Практическое занятие 1

5/4

Динамика

Практическое занятие 2

6/5

Статика

Практическое занятие 3

7/6

Законы сохранения

Практическое занятие 4

8/7

Движение тел со связями

Практическое занятие 5

0,5 ч

0,5 ч

III. Молекулярная физика и термодинамика (7 ч)

9/1

Основы MKT. Газовые законы

Лекция 4

10/2

Первый и второй законы термодинамики

Лекция 5

11/3

Основное уравнение MKT

Практическое занятие 6

12/4

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

Практическое занятие 7

13/5

Первый закон термодинамики

Практическое занятие 8

14/6

Тепловые двигатели

Практическое занятие 9

15/7

Насыщенный пар

Практическое занятие 10

0,5 ч

0,5 ч

IV. Электродинамика (8 ч)

16/1

Электростатика. Конденсаторы

Лекция 6

17/2

Постоянный ток

Лекция 7

18/3

Электростатика

Практическое занятие 11

19/4

Конденсаторы

Практическое занятие 12

20/5

Постоянный ток

Практическое занятие 13

21/6

Магнитное поле. Электромагнитная

индукция

Лекция 8

22/7

Магнитное поле

Практическое занятие 14

23/8

Электромагнитная индукция
Контрольная работа № 3 «Электродинамика»

Практическое занятие 15

0,5 ч

0,5 ч

V. Колебания и волны (4 ч)

24/1

Колебания и волны

Лекция 9

25/2

Механические колебания и волны

Практическое занятие 16

26/3

Электромагнитные колебания и волны

Практическое занятие 17

27/4

Переменный ток

Практическое занятие 18

0,5 ч

0,5 ч

VI. Оптика (4 ч)

28/1

Геометрическая и волновая оптика

Лекция 10

29/2

Законы отражения и преломления света

Практическое занятие 19

30/3

Построение изображений в линзах и плоских зеркалах

Практическое занятие 20

31/4

Волновая оптика

Практическое занятие 21

0,5 ч

0,5 ч

VII. Квантовая физика (2 ч)

32/1

Квантовая физика

Лекция 11

33/2

Квантовая физика

Практическое занятие 22

34

Итоговое тестирование

Литература для учащихся

•        В.А.Коровин, Г.Н.Степанова. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по физике. – М.: Дрофа, 2009.

•        Г.Н. Степанова. Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / 8-е изд. – М.: Просвещение, 2002 .

•        Пинский А.А. Задачи по физике / Под ред. Ю.Дика . – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003

•        Законы, формулы, задачи физики. Справочник. Гофман Ю.К., «Наук.думка», 1977

•        И.М. Гельфгат, Л.Э.Генденштейн, Л.А. Кирик  1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. Москва – Харьков,: « Илекса» «Гимназия», 1997

•        Материалы практических занятий, тематические рабочие и контрольные тесты, итоговые проверочные материалы

                                                                                       



Предварительный просмотр:

1 анализ и оценка положительного опыта работы педагогов, имеющих высокие показатели в подготовке выпускников к ГИА        Рейтинг по ОО:  2018 г Физика.

        1.   Мак балл  96 баллов набрал ученик - ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" ж.-д. ст. Шентала, другой  ученик этой школы  получил 92 балла.  2.    92 балла у ученика  ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины 3.    92 балла -  ГБОУ СОШ №1 пгт Суходол      Итак,  выше 90 б набрали 4 уч.     И   4 уч набрали от 80 -90 б это    3 уч. ГБОУ СОШ №1 пгт Суходол и 1 уч ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины     Эти ОО показывают стабильно высокие результаты. Именно учащиеся данных школ являются участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, участниками  программы «Взлет», , и имеют  выпускников, набравших 80 и более баллов по итогам ГИА в 2018г. Такие результаты  у данных педагогов  благодаря  неплохой  технической оснащённости кабинетов, это  образовательные центры. В этих педагоги опытные, творчески подходят к работе.  В работе данных педагогов четко прослеживается: •   Организация систематического  тестирования учащихся в формате ЕГЭ; • Обзор темы или раздела в целом; • Систематическая  работа с дополнительными источниками информации; • Отработка материала в режиме проверочных работ, промежуточного тестирования, проговаривания основных моментов темы; • Изучение вопросов повышенной трудности, непредусмотренных школьной программой

2.    анализ и оценка работы педагогов, выпускники которых имеют стабильно низкие результаты по государственной итоговой аттестации;   Не преодолели минимальный  барьер в 2018 г  4 выпускника:  ГБОУ СОЩ(ОЦ) с Старое Эштебенькино (2 уч), ГБОУ СОШ с Девлезеркино (1 уч). ГБОУ СОШ №1 (ОЦ) ст. Шентала.В маленьких школах  более сильные ученики уходят в образовательные центры, следовательно . остаются более слабые, не мотивированные ученики. Число часов в неделю-3 часа, а то и2 часа в неделю. По сравнению с  образовательными  центрами, в которых 5 часов  в неделю и  это  основная проблема  подготовки К ГИА и ЕГЭ. Как правило ОО имеют плохую материально= техническую базу.

3.   анализ проблем при подготовке к ГИА и путей их решения.Начнем с того, что физику сдают достаточно много учеников(. 45% в этом году.)   Физика-самый сложный предмет, изучаемый в школе, и времени, отведённого для его изучения, явно не достаточно .Поэтому для подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена приходится работу с ними вести интенсивно, используя определённую систему ,позволяющую добиваться положительного результата. Теоретический материал настолько велик, что приходится сокращать время на решение задач Это значит, что совершенствовать навык решения одношаговых задач и приобретать навык решения более сложных задач учащиеся могут только  на дополнительных занятиях.  Большая трудность при подготовке к ЕГЭ и ГИА по физике заключается в том, что учащиеся обладают недостаточными знаниями по математике :не могут из одной формулы вывести другую, перевести единицы измерения, привести число к стандартному виду, округлить число, прочитать или построить график, а очень часто, даже зная формулу, просто не могут вычислить результат.   Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо:   -3 часа физики в  8 классе;   - исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;   - организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;    -организация индивидуальной и групповой работы с учащимися, испытывающими большие трудности при решении задач ЕГЭ и с учащимися, способными успешно освоить решение задач группы С;    - реклама книг, печатных изданий и интернет-сайтов, других источников информации с целью организации самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ;

-Алмурзина МИ- учитель физики ГБОУ СОШЩ(ОЦ) с Челно-Вершины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по физике «Решение задач повышенной сложности»

Программа дополнительного образования «Решение задач повышенной сложности» рассчитана на учащихся 11 классов.  Курс согласован с базовым курсом физики и предполагает изучение предмета в несколько...

Программа элективного курса биологии "Решение задач повышенной сложности по генетике"

Элективный курс по генетике предназначен для учащихся 11 класса, занимающихся подготовкой к ЕГЭ....

Программа курса по выбору «Решение задач повышенной сложности по математике»

Программа курса по выбору «Решение задач повышенной сложности по математике»...

Программа индивидуально – группового занятия «Решение задач повышенной сложности в курсе физики 11 класса»

Программа индивидуально – группового занятия «Решение задач повышенной сложности в курсе физики 11 класса»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике «Решение задач повышенной сложности раздела «Электродинамика»»

В разделе «Электродинамика» закладываются основы знаний об электрически заряженных частицах и электромагнитном поле, играющих важную роль в формировании современных физических воззрений; и...

Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач повышенной сложности по физике» 11 класс

Программный материал рассчитан  для учащихся 11 классов на 1 учебный час в неделю, всего 34 часа. Настоящая программа позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теорети...