урок "Здравствуй, физика теплоты!" 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

МБОУ  Зареченская классическая гимназия

 

 

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО

ФИЗИКЕ

Здравствуй, физика теплоты!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Учитель: Скабёлкина И. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Урок-соревнование «Здравствуй, физика теплоты!»

“Всё выучить невозможно,                                                                          а научиться рассуждать – необходимо”.

Учение без размышления бесполезно,
но и размышление без учения опасно.
Конфуций

Форма урока: КВН

Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний

Цель: повторить и обобщить изученный материал по теме «Агрегатные состояния вещества»

Задачи:

Образовательные: развивать интерес к физике; повторить и обобщить знания об изменениях агрегатных состояний вещества, закрепить знание формул расчета количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при протекании тепловых процессов, выявить уровень сформированности умений учащихся решать задачи, «читать» графики.

Развивающие:  развитие навыков работы с различными источниками информации; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, продолжать формировать умение оценивать свою деятельность (личную, команды, других), развитие навыков применения знаний в различных ситуациях;  убеждение в материальном единстве мира;

 

Воспитательные: воспитывать  чувство ответственности за результат и взаимоуважение;

 

 

Пояснительная записка

 

  1. Класс делится на две команды:                           «Q»    и    «λ».

 

  1. Соревнование ведется по восьми  заданиям, три  из которых яв­ляются домашними.
  2. Домашнее задание даётся за неделю до соревнований:

 

1) написать рассказ  «Я — молекула  воды»;

 

2) подобрать основные физические характеристики моне­ты (5 рублей);

 

3) используя дополнительную литературу, подготовить интересное сообщение по теме урока.

 

  1. Каждое задание оценивается жюри по пятибалльной системе.

 

  1. В конце соревнования жюри подводит итоги.

 

 

 

 

I
      (сообщение ТЕМЫ, постановка ЦЕЛИ)     

 

 Здравствуй, физика теплоты.

 

Без тепла нет жизни. Но слишком сильный холод и жара раз­рушает все живое.

Все тела, даже глыбы льда, излучают энергию, но слабо нагре­тые тела излучают мало энергии, и это излучение не воспринима­ется человеческим глазом.

В  18 веке многие ученые считали, что теплота — это особое вещество «теплород», невесомая «жидкость», содержа­щаяся в телах. Сейчас мы знаем, что это не так.

 

А как? Что такое внутренняя энергия - U? Что называется количеством теплоты – Q?

 

 Сегодня мы будем говорить о теплоте, о тепловых явлениях.

 

-Целеполагание.

(Поставьте цели нашего сегодняшнего урока. Что нам сегодня  надо повторить, закрепить, систематизировать?)

 

Урок проводим в форме КВН. Соревнование выявит ваши знания, эрудицию, умения

 

 

Команда  «Q»                                          Команда  «λ».

Про теплоту начнём рассказ,                                          В учении проявим мы старание,

Всё вспомним, обобщим сейчас.                                      Идей научных видя обаяние!

Энергия! Работа до кипенья!                                          Задачу мы любую одолеем

Чтоб лени наблюдалось испаренье!                                   И другу подсобить всегда сумеем!

Мозги не доведём мы до плавленья,                                  Историю науки изучаем

Их тренируем до изнеможенья!                                       И Ломоносова  великим почитаем!

 

 

Оценивать вашу работу будет компетентное жюри в составе …

 

ІІ

 

КОНКУРС 1   Итак, начнем работу с первого творческого домашнего задания. Дома вам надо было сочи­нить рассказ    «Я — молекула воды». Рассказ должен начинаться со слов: «После очередной контрольной работы по физике теплоты я очень устал и рано лег спать».

 

 

Команда «Ку»

«После очередной контрольной работы по физике теплоты я очень устал и рано лег спать. Мне приснилось, что я стал легок и прозрачен. Я оказался в каком-то небольшом сосуде, и рядом со мной толкались братья и сестры, похожие на меня. Я понял, что нахожусь в стакане. Вскоре я почувствовал, что начинаю падать с моими братьями и сестрами в какую-то пластмассовую ёмкость. А затем нас поместили в морозильной камере холодильника. Мы находимся в полной темноте и мерзли. Движение наше, а точнее топтание на месте, замедлялось, и мы, сами того не ведая, стали выстраиваться в причудливую ячейку, напоминающую цветок. Но вдруг я почувствовал вспышку света, а потом полёт, который сопровождался шипением и фейерверком пузырей. Я понял что упал с моими братьями и сестрами в фужер с шампанским и понял, что погибаю. В этот момент я проснулся.

 

Команда «Лямбда»

«После очередной контрольной работы по физике теплоты я очень устала и рано легла спать.

Мне приснилось, что я превратилась в молекулу воды и оказа­лась в каком-то большом сосуде вместе с такими же молекулами. Когда я почувствовала, что начинаю двигаться все быстрее и бы­стрее, поняла, что нас нагревают. Значит, я в чайнике на плите.

Спустя некоторое время я отрываюсь от своих соседей и пре­вращаюсь в пар. Через носик чайника я вышла на волю и оказалось в комнате. Некоторое время я летала по комнате, сталкиваясь с себе подобными, а потом с потоком воздуха вылетела на улицу.

На улице я быстро набирала высоту. Я поднималась все выше и выше, и крыши домов становились все меньше и меньше.

Я приблизилась к облаку, которое уже изрядно потемнело, и слилась с ним.

Долгое время облако парило в небесах. Мне было приятно. А потом я почувствовала, что температура стала понижаться, и я мед­ленно и плавно полетела вниз.

Рядом со мной кружилось много моих собратьев. Достигнув земли мы образовали сугробы. А утром ребята лепили из нас снежки и бросали друг в друга. Вот тут-то я и проснулась».

 

 

КОНКУРС 2

 

А теперь, повторив различия в строении и свойствах разных агрегатных состояний тела, вы без труда сможете объяснить различные тепловые явления. Предлагаю проявить свои знания во время  «Мозгового штурма»:

 

 

  • «Q»    Почему коньки легко скользят по льду, а по стеклу, поверхность которого более гладкая, на коньках кататься невозможно?

 

  • «λ».Почему, если быстро скользить вниз по шесту или канату, можно обжечь руки?

 

  • «Q»    В какой посуде пища быстрее пригорает: в медной или в чугунной? Почему?

 

  • «λ».При какой температуре и металл , и дерево будут казаться одинаково нагретыми?

 

  • «Q»    Каково назначение толстого слоя подкожного жира у китов, тюленей и др животных, обитающих в водах полярных морей?
  • «λ».Человек не чувствует прохлады на воздухе при t = 20º С, а в воде мёрзнет при t = 25º С Почему?
  • «Q»   В какой трубе лучше образуется тяга – в кирпичной  или металлической, если они имеют одинаковую длину? Почему?
  • «λ».Почему в искусственных спутниках Земли и космических кораблях необходима принудительная циркуляция воздуха?
  • «Q»    Почему города, в которых воздух загрязнён пылью и дымом, получают меньше солнечной энергии?
  • «λ».Почему угли костра долго сохраняются в раскалённом состоянии, а разбросанные гаснут быстро?
  • «Q»    Почему зимой в лесу во время сильных морозов трещат деревья?

 

  • «λ».Какое значение в природе имеет большая удельная теплота плавления льда?

 

  • «Q       Расплавится ли кусок льда, имеющий  t = 0º С , если его положить в сосуд с водой при t = 0º С?

 

  • «λ».Во время ледохода вблизи реки холоднее, чем вдали от неё. Почему?

 

  • «Q»    Как огурец спасается от жары?  ( на 95-97% состоит из воды)

 

  • «λ».Почему вода гасит огонь?

 

  • «Q»    Почему роса обильнее после жаркого дня?

 

  • «λ».В квартире весит выстиранное бельё, за окном на улице моросит холодный осенний дождь. Высохнет ли бельё быстрее, если открыть форточку?   

 

 

 

          Знания, которые вы сейчас показали- это ваше умение решать качественные задачи, но при рассмотрении тепловых явлений большой круг вопросов связан с решением расчётных задач. Как их решать?

 

 КОНКУРС 3                                  (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

 Давайте вспомним формулы!

Следующее задание нашего соревнования называется «Заселите остров формулами».

 

(Каждой команде выдается лист с рисунком островов, и они должны в течение двух минут заселить пустующий остров фор­мулами, взяв буквенные значения с острова «Величины»).

                             

                   Формулы-это все ТЕОРИЯ! А практика-это критерий истины…                Пока не убедишься на практике, как работают законы физики, не поверишь!                        

 

 

  КОНКУРС 4

 Следующий конкурс называется  «Его Величество Эксперимент»

                 (Учитель демонстрирует опыты поочередно для каждой коман­ды.)

 

 

Опыт с двумя стержнями

                       

(Команде  «Q» )

Металлический стержень плотно обвёртывают в один слой тонкой писчей бумагой, вносят в пламя спиртовки и держат в нём около минуты. Бумага, вопреки ожиданиям, не загорается. Затем тоже проделывают с деревянным стержнем.

 

 

 

Опыт с теплоприёмником

                                 

(Команде  «λ»)

 

Теплоприёмник соединяем с жидкостным манометром. Сначала нагреваем металлическую полированную стенку теплоприёмника, а затем нагреваем чёрную матовую стенку. Замечаем разницу в показаниях манометра.

(Черные поверхности поглощают энергию падающего на них излучения в большей степени, чем белые.)

 

 

 

 

Опыт с горящим платком

(Команде  «Q» )                                        

Укрепив платок в лапке штатива и предварительно смочив его водой, обливаем платок спиртом и поджигаем.

 

 

 

 

 

Опыт с эфиром

(Команде  «λ»)

 

Опрокинутую колбу соединяют  резиновой трубкой с жидкостным манометром. Сверху на колбу кладут лоскуток ткани и на него наливают пипеткой немного эфира. Наблюдают повышение уровня жидкости в колене манометра, соединённом с колбой

 

 

 

 

Опыт со спичкой (объясняет учитель)

 

 

Удерживая зажжённую спичку горизонтально, убеждаемся в том, что по мере сгорания спичка загибается вверх.

 

 

 Учитель:Здесь я должна сделать для вас, ребята, небольшое открытие. Вы привыкли думать, что агрегатных состояний вещества  три: твёрдое, жидкое, газообразное. Но в действительности их не 3, а четыре!  99%  массы Вселенной находится в четвёртом состоянии. И это четвёртое состояние называется плазмой.(звёзды, межзвёздная среда, радиационные пояса Земли, ионосфера в составе земной атмосферы и огонь – ВСЁ это   плазма!)  Со свойствами плазмы вы познакомитесь в старших классах.

 

 

 

  КОНКУРС 5

 А теперь посмотрим, как команды справились с домашним практическим заданием?

Дома вы должны были определить как можно больше различных физических параметров, характеризующих   монету  5 руб                                                    Сдайте жюри свои результаты в письменной форме.                                       (Жюри оценивает домашнее задание по количеству правильно названных параметров.) 

В 2009 году был изменён металл из которого изготавливались пятирублёвые монеты, таким образом в этом году выпускались два типа монет - "старого" и "нового" образца. Диаметр и толщина монет нового и старого образца идентичны (25 мм и 1.8мм соответственно), вес "старых" монет составляет 6.45 грамма, новых - 6 грамм ровно. Монеты нового образца обладают ферромагнитными свойствами.

5 рублей 1998 года                            5 рублей 2009 года
Материал: медь/мельхиор                                         Материал: сталь с никелевым покрытием
Толщина монеты: 1,80мм                                         (имеют ферромагнитные свойства)
Масса монеты: 6,45г                                               Толщина монеты: 1,80мм
Диаметр монеты: 25мм                                            Масса монеты: 6г
                                                                     Диаметр монеты: 25мм

                                                                                                                                                                                                                                               КОНКУРС 6                       (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)

 Следующий конкурс нашего КВН покажет, как вы научились трансформировать информацию из одного вида в другой. Для этого команды  составляют физический рассказ по предложенному графику теплового процесса.

 

 КОНКУРС 7   Последний конкурс нашего КВН должен немного расширить границы учебника и пополнить наши знания дополнительными сведениями о тепловых явлениях.                                      С этой целью мы заслушаем небольшие  сообщения, подготовленные командами по теме.

III Подведение итогов игры  (слово жюри)

 

IV   Итог урока (рефлексия)

Какой конкурс для вас был самый трудный?
Какой самый легкий?
Какой интересный?

  1. сегодня я узнал…
  2. я научился…
  3. я смог…
  4. урок дал мне для жизни…

V. Домашнее задание:

1)найди ошибку:    “Она жила и по стеклу текла, но вдруг её морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла”.

2)Составить задачи практического содержания по теме «Изменение агрегатных состояний»

3)А. Е. Марон  дидактические материалы ТС-4 ( в-1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc1.docx223.25 КБ
Файл doc2.docx201.12 КБ
Файл doc3.docx919.29 КБ
Файл doc4.docx1.17 МБ
Файл grafik_1.docx35.99 КБ
Файл grafik_2.docx32.19 КБ
Файл kakuyu_zharu_sposobny_my_perenosit.docx34.38 КБ
Файл ostrov_velichin.docx106.22 КБ
Файл suhoy_lyod.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

G:\ирина\8класс\откр урок здравствуй, физика тепла\остров Любви.jpg



Предварительный просмотр:

G:\ирина\8класс\откр урок здравствуй, физика тепла\сказочный остров.jpg



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Какую жару  способны мы переносить?

Человек гораздо выносливее по отношению к жаре, чем обыкновенно думают: он способен переносить в южных странах температуру заметно выше той, какую мы в умеренном поясе считаем едва переносимой. Летом в  Средней Австралии нередко наблюдается температура 46° в тени; там отмечались даже температуры в 55o в тени (по Цельсию). При переходе через Красное море в Персидский залив температура в корабельных помещениях достигает 50° и выше, несмотря на непрерывную вентиляцию.

Наиболее высокие температуры, наблюдавшиеся в природе на земном шаре, не превышали 57°. Температура эта установлена в так называемой «Долине Смерти» в Калифорнии. Зной в Средней Азии  не бывает выше 50°.

Отмеченные сейчас температуры измерялись в тени.

  Почему метеоролога интересует температура именно в тени, а не на солнце?

 Дело в том, что температуру воздуха измеряет только термометр, выставленный в тени. Термометр, помещенный на солнце, может нагреться его лучами значительно выше, чем окружающий воздух, и показание его нисколько не характеризует теплового состояния воздушной среды, Поэтому и нет смысла, говоря о знойной погоде, ссылаться   на   показание  термометра,   выставленного на  солнце.

Производились опыты для определения высшей температуры, какую может выдержать человеческий организм. Оказалось, что при весьма постепенном нагревании организм наш в сухом воздухе способен выдержать не только температуру кипения воды (100°), но иногда даже еще более высокую, до 160°С. как доказали английские физики Благден и Чентри, проводившие ради опыта целые часы в натопленной печи хлебопекарни. «Можно сварить яйца и изжарить бифштекс в воздухе помещения, в котором люди остаются без вреда для себя».— замечает по этому поводу Тиндаль.

Чем же объясняется такая выносливость? Тем, что организм наш фактически не принимает этой температуры, а сохраняет температуру, близкую к нормальной. Он борется с нагреванием посредством обильного выделения пота; испарение пота поглощает значительное количество тепла из того слоя воздуха, который непосредственно прилегает к коже, и тем в достаточной мере понижает его температуру. Единственные необходимые условия состоят в том. чтобы

  1. тело не соприкасалось непосредственно с источником тепла
  2.  чтобы воздух был сух.

Кто бывал в нашей Средней Азии, тот замечал, без сомнения, как сравнительно легко переносится там жара в 37 и более градусов Цельсия. 24-градусная жара в Ленинграде переносится гораздо хуже. Причина, конечно, во влажности воздуха в Ленинграде и сухости его в Средней Азии, где дождь — явление крайне редкое.



Предварительный просмотр:

                                                                                         

F:\откр урок здравствуй, физика тепла\clip_image007.jpgF:\откр урок здравствуй, физика тепла\923.jpg



Предварительный просмотр:

Сухой лёд

Получение из угля не жара, а, напротив, холода не является чем-то несбыточным: оно каждодневно осуществляется на заводах так называемого «сухого льда». уголь сжигается здесь в котлах, а образующийся дым очищается, причем содержащийся в нем углекислый газ улавливается щелочным раствором. Выделяемый затем в чистой виде путем нагревания углекислый газ при

последующем охлаждении и сжатии переводится в жидкое состояние под давлением 70 атмосфер. Это — та жидкая углекислота, которая в толстостенных баллонах доставляется на заводы шипучих напитков и употребляется для промышленных надобностей. Она достаточно холодна, чтобы заморозить грунт, как делалось при сооружении московского метро; но для многих целей требуется располагать углекислотой в твердом виде, тем, что называется сухим льдом.

Сухой лед, т. е. твёрдая углекислота, получается из жидкой при быстром ее испарении под уменьшенным давлением. Куски сухого льда по внешности напоминают скорее прессованный снег, нежели лед, и вообще во многом отличаются от твердой воды. Углекислый лед тяжелее обыкновенного льда и тонет в воде. Несмотря на чрезвычайно низкую температуру (минус 78°), холод его не ощущается пальцами, если бережно взять кусок в руки: образующийся при соприкосновении с нашим телом углекислый газ защищает кожу от действия холода. Лишь сжав брусок сухого льда, мы рискуем отморозить пальцы.

Название «сухой лед» чрезвычайно удачно подчеркивает главную физическую особенность этого льда. Он действительно никогда мокрым не бывает и ничего не увлажняет кругом себя. Под влиянием теплоты он переходит сразу в газ, минуя жидкое состояние: существовать в жидком виде углекислота под давлением в одну атмосферу не может.

Эта особенность сухого льда вместе с его низкой температурой делает его незаменимым охладительным веществом   для  практических   надобностей.   Продукты, сохраняемые при помощи углекислого льда, не только не увлажняются, но защищаются от порчи еще и тем, что  образующийся  углекислый  газ  является  средой, препятствующей развитию микроорганизмов;  поэтому на продуктах не появляется плесени и бактерий. Насекомые и грызуны также не могут жить в такой атмосфере.   Наконец,   углекислота   является   надежным противопожарным средством: несколько кусков сухого льда, брошенные в горящий бензин, гасят огонь. Все это обеспечило сухому льду самое широкое применение в промышленности и в домашнем обиходе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по физике 8 класса по теме "Внутренняя энергия. Количество теплоты"

Тест оформлен в виде презентации.Предусматривается послайдовая демонстрация с занесением ответов в бланк.Проверка - ручная....

Физика 8 класс. Контрольная работа по теме: "Количество теплоты."

Разноуровневая контрольная работа по теме: "Количество теплоты". Содержит пять вариантов. Расчитана на один час....

Презентация для урока физики 8 класс "Количество теплоты"

quot;Количество теплоты" итоговый урок...

Тест физика 8 класс по теме "Количество теплоты"

Вопросы теста взяты из ФГОС УМК О.И.Чеботарева Тесты по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 8 класс"...

Тест по физике 8 класс Количество теплоты

Тест  по физике 8 класс по теме Количество теплоты...