Технологическая карта урока на тему «Измерение объема тела»
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Маменишкина Нина Васильевна

Лабораторная работа «Измерение объёма тела»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                              Маменишкина Нина Васильевна,

                                                                                             учитель физики

                                                                              МБОУ Кутуликская СОШ

                                                                            п. Кутулик, Иркутской области

Предмет:  физика

Класс:  7

У.М.К: Авторская программа: Гутник Е.М., Перышкин А.В. «Физика 7-9»

 М.:Дрофа. 2010г.

УМК: Перышкин А.В. «Физика 7 – 9» М.: Дрофа 2014 г

А.В. Перышкин «Сборник задач по физике» М.: Экзамен 2014г.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений

Тема урока : Лабораторная работа №4 «Измерение объёма тела»

Цель урока :

развитие навыка использования физических измерительных приборов, определение цены деления и измерения физических величин при измерении объема тела; развитие навыков совместной деятельности;  воспитание интереса к изучаемому материалу,

Задачи урока.

предметные

метапредметные

Личностные

Закрепление понятия «объём тела», знакомство со способами измерения объемов тел, определение объёма   нескольких тел, оформление результатов в виде таблиц, перевод в СИ.

Развитие навыка организации учебной деятельности, самоконтроля, овладение навыками постановки цели, оценка результатов, развитие навыка работы в группе

Развитие познавательного интереса к способам определения объема, самостоятельности в приобретении знаний и практических умений, оценивать результаты своих действий, умение самостоятельно принимать решение, проявление инициативы, ценностное отношение друг к другу.

 

Универсальные учебные действия.

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Принятие социальной роли обучающегося, понимание смысла своей деятельности, готовность к самообразованию

Умение оценивать свои достижения,

Планировать свою деятельность при выполнении задания, определяя последовательность действий, умение работать по плану, умение решать проблемы

Умение познавать цель и результат, умение применять знания в новой ситуации, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

Планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, оценка его действий.

Планируемые результаты урока.

предметные

метапредметные

Измерять объем тела, понимать принцип измерения объема с помощью измерительного цилиндра, обрабатывать результаты измерения  объема тела (перевод в СИ), представлять результаты измерений с  с помощью таблиц.

Овладеть познавательными УДД при выполнении учебных заданий, навыками самостоятельного приобретения новых знаний, планирования своей деятельности при измерении объема тела, уметь предвидеть возможные результаты

Основные понятия урока:

Объем тела, измерительный цилиндр (мензурка), единицы объема,

Ресурсы:

Измерительный цилиндр– 15 шт., наборы тел, учебник, тетрадь. Компьютер, проектор. Интерактивная лабораторная работа; «Измерение объема  тела» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/69639dc0-9572-4e9c-b769-b60aba0b4e92/18.swf

 (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Технология проведения урока.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный этап (2 мин.)

Настроить учащихся на работу

Проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

Готовятся к уроку, организуют свое рабочее место.

2.Актуализация знаний (4 мин)

Повторить основные понятия, создать направленность на предстоящую работу.

  • Объем тела
  • Единица объема
  • Способы измерения объема

Задает вопросы:

-На прошлом уроке мы познакомились с новой физической величиной – плотность тела.

1. Дайте определение плотности тела 2.По какой формуле можно вычислить плотность тела? 3.Какие физические величины нужно знать, чтобы вычислить плотность тела?

4. Как можно определить массу тела?

5. А возможно ли определение объема тела ?

6. Предложите способы измерения объема тела. (правильной формы) Например прямоугольный деревянный или металлический брусок).

7.Единицы объема?

Отвечают на вопросы учителя. (фронтальная работа)

1.Дают определение плотности. Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему. 2.  3.Массу и объем. 4.Взвешиванием.

 5.Да, можно измерить.

6. Измерить ширину, длину, высоту. И вычислить по формуле:

V=abc.

7. м3. см3

3.Постановка целей и задач урока (3 мин)

Определение цели и задач уроке.

Создает ситуацию для постановки цели урока.

1.А если тело неправильной формы?

1.  Найти способ измерения объема тела неправильной формы.

4.Этап введения нового  (7 мин)

Изучение правил измерения тела с помощью измерительного цилиндра.

Дает задание учащимся, объясняет, консультирует

Задает вопросы учащимся, отвечает на вопросы учащихся возникающие в ходе выполнения работы.

Вопросы:

1.как называется прибор для определения объема жидкости?

2.Как с его помощью можно определить объем тела неправильной формы?

(Поясните принцип его действия).

3.В каких единицах вы получите результат?

4.

Учащиеся выполняют виртуальную лабораторную работу (фронтальная работа)

(задают вопросы учителю, отвечают на вопросы учителя)

1.Измерительный цилиндр (мензурка)

2.Объем вытесненной телом воды равен объему тела. ( чтобы найти объем тела нужно от объема жидкости и тела вычесть первоначальный объем жидкости).

3.1 мл = 1см3

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/69639dc0-9572-4e9c-b769-b60aba0b4e92/18.swf

5.Этап закрепления новых знаний и действий  (17 мин.)

Закрепление и применение знаний при выполнении лабораторной работы №4 «Измерение объема тела».

Индивидуальные консультации

Выполняют лабораторную работу по описанию в учебнике, делают необходимые записи в тетради., предусмотренные содержанием лабораторной работы( работа в парах) делают вывод о результатах работы

6.этап рефлексии

(4 мин)

Проводят самоанализ своей деятельности на уроке

Дает задание учащимся оценить свою деятельность на уроке: что было интересно, что было трудно, чему научился, что не успел (почему?)

Записывают в тетради свои результаты, впечатления от урока.

(Оформляют как вторую часть вывода в лабораторной работе)

(индивидуальная работа)

7.Этап домашнего задания (2 мин)

Объяснение домашнего задания

1.Измерить объем твердого тела правильной формы с помощью линейки и с помощь мерной кружки (сравнить результат). Если нет мерной кружки – провести измерения нескольких тел  правильной формы.  

По желанию:

1.Найти и прочитать легенду об Архимеде.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по теме Объемы

Технологическая карта урока в стиле системно- деятельностного походаПредмет                математика...

технологическая карта урока по теме Объемы

Технологическая карта урока в стиле системно- деятельностного походаПредмет                математика...

Технологическая карта урока по теме "Измерение атмосферного давления"

Разработаны цели деятельностного подхода, этапы урока....

Технологическая карта урока по теме "Содержательный подход к измерению информации"

Технологическая карта урока информатики в 7 классе по теме "Содержательный подход к измерению информации"...

Технологическая карта урока по теме "Измерение углов. Транспортир"

Данная технологическая карта разработана к уроку « Измерение углов. Транспортир» в 5 классе по базовому учебнику Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков,  Математика 5 класс, «Мнемозина» Москва ...

Технологическая карта урока "Расчет массы и объема тела по его плотности"

В технологической карте  дана структура урока, соответствующая требованиям ФГОС...