Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».
проект по физике (8 класс) на тему

Аганова Елена Геннадьевна
Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению ведут к таким результатам, как творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Вход учащихся в учебную деятельность проектирован через проблемную ситуацию. Материал урока доступен для возрастной категории. Применимы фронтальные, групповые, парные формы организации деятельности учащихся на уроке. Созданы условия для включения всех в активную деятельность. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповой, индивидуальный методы). В основе урока заложен принцип системно-деятельностного подхода. Урок проблемный и развивающий: учитель нацеливается на сотрудничество с учениками и направляет их на сотрудничество с учителем и одноклассниками. Организованы проблемные и поисковые ситуации .Ученики на уроке должны показать умение использовать свои знания. Средства ИКТ расширяют возможности предъявления разного типа информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр

повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Проектная работа на тему:

Проектирование современного урока физики  в соответствии с  требованиями ФГОС ООО:

Технологическая карта урока  по физики в 8  классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Работу выполнила:

Аганова Елена Геннадьевна

Научный руководитель: 

Мингазова  Гульнара Габдулахатовна                                                                                

Казань – 2017

Постановка проблемы:

Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Цель проекта: составить технологическую карту современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Задачи проекта:

1. Изучить требования ФГОС ООО

2.Изучить требования к современному уроку

3. Выбрать тему урока

4.Составить технологическую карту урока

5.Создать презентацию проекта

Срок реализации проекта: октябрь 2017 года

Место реализации проекта: ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет», Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1.Повышение эффективности освоения обучающимися данной темы.

2.Развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

3.Формирование личностных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

4.Овладение приёмами сотрудничества.

5. Формирование навыков участия в различных формах организации учебно – исследовательской и проектной деятельности.

Литература

1.Стандарты второго поколения. ФГОС ООО

2. «Физика – 8» учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ А.В.Перышкин, «Дрофа» Москва, 2009г.

Анализ эффективности проекта

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению ведут к таким результатам, как творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. 

Вход учащихся в учебную деятельность проектирован через проблемную ситуацию. Материал урока доступен для возрастной категории. Применимы фронтальные, групповые, парные формы организации деятельности учащихся на уроке.

Созданы условия для включения всех в активную деятельность. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся. Учащиеся осуществляют   учебные действия по намеченному плану (применяются групповой, индивидуальный методы). В основе урока заложен принцип системно-деятельностного подхода. Урок проблемный и развивающий: учитель нацеливается   на сотрудничество с учениками и направляет их на сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Организованы проблемные и поисковые ситуации .Ученики на уроке должны показать умение использовать свои знания.

Средства ИКТ    расширяют возможности предъявления разного типа информации.

Исследовательские методы в обучении дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. Применяется на уроке обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).Вывод должны делать сами учащиеся;

На уроке развиваются

Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, патриотизм, уважение к Отечеству, ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к осознанному выбору профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду.

Метапредметные результаты: способность использования освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные)в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории,  сформированность  коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, ставить и формулировать для себя новые задачи,  умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; , строить  логическое рассуждение и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; самостоятельное приобретение новых знаний; формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.

Предметные результаты: сформированность умения решать физические задачи;сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

Урок физики в 8  классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока

Содержательная: познакомить учащихся с физическими величинами: работа и мощность тока; помочь усвоить формулы, позволяющие определить эти величины на уровне понимания; познакомить с единицами измерения работы и мощности тока;

научить применять знания о работе и мощности тока к объяснению и анализу явлений окружающего мира, применять знания о работе и мощности тока к объяснению работы бытовых приборов.

Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания).

Задачи

Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности; познакомить учащихся с величинами работа и мощность электрического тока. выяснить от каких величин они зависят.

Развивающие: умение обрабатывать информацию, развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Планируемый

результат

Личностные УУД:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;  

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Регулятивные УУД:

• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;

• формирование  умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

• использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

• построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

  • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • • искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.


Технологическая карта урока  по физики в 8  классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: подготовить учащихся к работе на уроке.

Слушают учителя.

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

II. Актуализа-ция знаний.

Цель:  вспомнить понятия «электрический ток,сила тока,напряжение,законы последовательного и параллельного соединения».

1.Отвечают на вопросы учителя.

(Все вопросы, задачи и задания распечатаны на листках для каждой пары)

2.Выполняют тест.

Самопроверка.

Самостоятельно по оценочному листу выставляют оценки.

Задает наводящие вопросы.

Ответить на наводящие вопросы:

1. Фронтальный опрос.

- Какие заряженные частицы вы знаете?

- Что такое электрический ток?

- Как мы можем рассчитать силу тока?

- Что такое напряжение?

- Как можно найти напряжение?

2. Проверка знаний.(слайд 2)

Ребята, вы дома закрепляли умение рассчитывать сопротивление, силу тока и напряжение  при последовательном параллельном соединении проводников. Чтобы проверить ваши знания, мы проведем тест. На тест отводится 5 минут.

- Поменяйтесь листочками и проверьте друг друга.

Правильные ответы на тест вы видите на экране (Слайд 3)

Понимание смысла понятия «электрический ток,сила тока,напряжение,законы последовательного и параллельного соединения».

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: навык сотрудничества.

III. Изучение нового материала. Цель: познакомить учащихся с физическими величинами: работа и мощность тока; помочь усвоить формулы, позволяющие определить эти величины на уровне понимания; познакомить с единицами измерения работы и мощности тока;

Ответы на проблемные вопросы,  работа с текстом учебника.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.

В тетради записывают тему урока. Тема «Работа и мощность электрического тока».

 Озвучивают цель урока.

Учащиеся высказывают свои предположения

Работают в группах. Собирают цепь. Наблюдают за интенсивностью свечения лампочки. Записывают от чего зависит работа электрического тока .

Учащиеся высказывают свои предположения от чего зависит работа тока.

Дают ответ какой буквой обозначается работа.Учащиеся записывают формулы в тетради и на доске.

Делают вывод как расчитать работу эл.тока

Учащиеся дают ответ на поставленный вопрос.Записывают формулу на досе

Работают в тетрадях.

Записывают вывод формулы на доске.

Делают вывод.

Постановка цели учебной задачи.

Закрепление материала через проблемные вопросы с использованием  учебника.

Учитель начинает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.

Задает учащимся наводящие вопросы. Вместе с учениками определяет тему и цель урока.

Создание проблемной ситуации.

Координация деятельности учащихся при проведении эксперимента.

Учитель записывает на доске.

Учитель предлагает вывести формулу для расчета работы тока

Просит сделать вывод

Учитель предлагает вывести формулу для нахождения мощности эл.тока.

Мощность электрического тока обозначается P.

P- мощность электрического тока.

Ответить на проблемные вопросы:

Каждый из вас видел у себя дома электрический счетчик. И, конечно,  вы знаете, что там есть цифры, они постепенно «набегают», т.е. увеличиваются. Каждый месяц вашим родителям приходят квитанции, куда они вписывают показания счетчика и оплачивают их. Как вы думаете, за что они платят?        (за работу электрического  тока) (Слайд4)

Любая работа оплачивается, в том числе и работа электрического тока. Ток совершает работу. (освещение, работа эл. приборов)

Все мы пользуемся различными электрическими приборами. Например, для освещения –электрические лампочки. А чем они отличаются? Чем мы будем руководствоваться  при покупке такого электрического прибора? (цвет, дизайн, цена, мощность) (Слайд 5)

-Приведите примеры, где ток совершает работу? (вентилятор, миксер, электрический чайник, лампа и т. д. (слайд №2)

-Давайте подумаем: от чего зависит работа тока?

2) Практическая работа.(Слайд 6)

3.Какой буквой обозначается работа?

С помощью каких формул можно получить формулу работы ?

I=q/t. U=A/q.

А теперь давайте попробуем на основании этих рассуждений вывести формулу для расчета работы,

- Если в формулу для работы А= Uq подставить соотношение q=It, то получим формулу для вычисления работы электрического тока, работы электрического поля по перемещению электрического заряда А=UIt.

- Вывод: работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа. (слайд №7) 

Работа измеряется в Дж

4.Давайте вспомним-что показывает мощность?

Формулу мощности? В каких единицах измеряется мощность?

N=A/t

Вывод: мощность электрического тока равна произведению напряжения на силу тока.(Слайд 8)

Закрепление знаний.

Коммуникативные: навык сотрудничества.

Познавательные: навык   выделения различий, умение структурировать знания, смысловое чтение.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

IV. Применение ЗУН в новой ситуации.

Цель:  применить знания  при решении задач

V.Контроль усвоения и их коррекция.

Учащиеся выполняют задания 1-7 из карточек  с индивидуальными заданиями. Производить расчеты и анализировать задачи.

Делают записи в тетрадь.  

Решение записывается на доске, комментируется, взаимооценивается

Работают в парах.

(Самооценка)

Самостоятельное решение задач .

Самооценка

Записывают домашнее задание. (Слайд 12)

-1й уровень

§ 50,51,52.Упр. 24 (2), 25 (2), 26 (1),

- 2й уровень – творческая работа.

Координация деятельности учащихся при решении задач.

.

Координация деятельности учащихся при решении задач.

Учитель предлагает дифференцированное домашнее задание.

Задачи по теме «Работа и мощность электрического тока» (Слайд 9)

1. (1 балл) Напряжение на концах электрической цепи 5 В. Какую работу совершит в ней электрический ток в течение 1 с при силе тока 0,2 А? (1 Дж)

2. (1 балл) Какова мощность электрического тока в лампочке при напряжении 100 В и силе тока 0,5 А? (50 Вт)

3. (1 балл) При прохождении через проводник 40 Кл электричества,  током была совершена работа

200 Дж.  Какое  напряжение было приложено? (5 В)

4. (2 балла) Вычислите работу, совершенную за 600с  током мощностью 25 Вт. (15 кДж)

5. (2 балла) Мощность, потребляемая из сети электрокамином, равна 0,98 кВт, а сила тока в цепи 7,7 А. Определите величину напряжения на зажимах электрокамина. (127 В)

6. (3 балла) В электроприборе за 45 мин током 5 А совершена работа 162 кДж. Определите сопротивление прибора. (2,4 Ом)

7. (4 балла)  Из какого материала изготовлена спираль нагревательного элемента, мощность которого 480 Вт, если его длина равна 16 м, сечение 0,24 мм2 и напряжение в сети 120В? (0,45 Ом*мм2/м)

Закрепление изученного материала: (Слайд 10)

Тест по теме: «Работа электрического тока. Мощность электрического тока»

Тест по теме: «Работа электрического тока. Мощность электрического тока»

В-1

1. Чему равна работа электрического тока на участке цепи?

a) U = IR.                      б) q = It.              в) A= Uq.                 г) A = Fs.

2. Как, зная, мощность электрического тока, найти напряжение и силу тока?

а) U = P/I и I = P/U.            б) U = P/I и I = P/t.      в) U = P/t и I = P/U.

3. Какие три прибора нужны для определения работы электрического тока?

а) Реостат, гальванометр, вольтметр.                  

  б) Вольтметр, аккумулятор, часы.

в) Амперметр, аккумулятор, вольтметр.            

  г) Вольтметр, амперметр, часы.

4. С помощью, каких уже известных вам измерительных приборов можно определить мощность электрического тока?

а) Вольтметра и часов.                                   б) Амперметра и часов.

в) Вольтметра и амперметра.                        г) Вольтметра и гальванометра.

5. В каких единицах измеряют работу электрического тока? Чему она равна?

а) Джоулях; 1 Дж = 1 В∙А∙мин.             б) Джоулях; 1 Дж = 1 В∙Кл∙с.

в) Джоулях; 1 Дж = 1 В∙А∙с.                г) Джоулях; 1 Дж = 1 В∙А∙ч.

В-2

1. По какой формуле рассчитывают мощность электрического тока?

a) U = IR.           б) A = Uq.                в) q = It.                          г) Р = UI.

2. Как работа электрического тока на участке цепи выражается через силу тока в нем?

a) q = It.                      б) A=UIt.                         в) U=IR.

3. Чему равна единица электрической мощности ватт?

а) 1 Вт = 1 В∙1 Кл.     б) 1 Вт = 1 В∙1    в) 1 Вт = 1 В∙1 А.

    г) 1 Вт = 1 В∙1 Дж.

4. В каких единицах выражают все величины для расчета работы электрического тока?

а) Вольтах, амперах, минутах.                 б) Вольтах, кулонах, часах.

в) Амперах, омах, секундах.                г) Вольтах, амперах, секундах.

5. Выразите мощности тока, равные 3 МВт и 30 000 Вт в киловаттах.

а) 3000 кВт и 30 кВт.    б) 300 кВт и 3 кВт.   в) 30 000 кВт и 300 кВт.

 (Слайд11) Ответы - Тест по теме: «Работа электрического тока. Мощность электрического тока»

Умение работать с приборами.

Умение применять на практике знания.

Познавательные: сравнения результатов.

Личностные: выбор уровня задания, анализ своих способностей.

Коммуникативные: при диалоге с учителем, друг с другом формирование умения объяснять свой выбор,

свои рассуждения.

Умение использовать полученные знания на практике.

Умение решать задачи.

Познавательные:  выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные: алгоритмизация действий при решении задач.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия, личного отношения к себе и окружению.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: подвести итоги урока.

 Заполнить бланк

Раздать бланк.

Оценивание работы учащихся с анализом их бланков.

Подведём итоги наших исследований.

- Какова была цель урока? Почему она возникла? Что нового вы узнали на уроке?

Что с сегодняшнего урока пригодится нам в жизни?

На кирпичиках написаны этапы урока. Детям предлагается раскрасить каждый этап разными цветами в зависимости от того, как они оценивали свою деятельность на уроке: красный – я активно работал и выполнял все задания учителя; желтый - я выполнял все задания, но отвечал только тогда, когда меня спрашивал учитель; зелёный – я выполнял все задания, но иногда отвлекался; синий – мне не удалось выполнить все задания.

Проговаривают в паре, соотносят свои ответы с ответами других учащихся.

(Слайд 14)

Самооценка:

- насколько успешно решена УЗ урока?

- насколько я успешен в решении задачи?

- доволен собой, знаю ответы на все вопросы, тему понял;

- не очень доволен, затрудняюсь ответить на некоторые вопросы (какие конкретно?), кое-что осталось неясным (что именно?), в чём причина?

Коммуникативные: при диалоге с учителем, формирование умения объяснять свой выбор.

Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 8 классе по теме "Работа и мощность электрического тока"

В презентации приводится наглядный материал к уроку в 8 классе по теме "Работа и мощность электрического тока"...

Серия открытых уроков по теме "Работа и мощность электрического тока"

Серия открытых уроков по теме "Работа и мощность электрического тока" Физика 8 класс....

Конспект урока по физике по теме: "Работа и мощность электрического тока".

Развёрнутый конспект урока по физике для 8 класса с презентацией....

Урок по физике 8 класс на тему Работа и мощность электрического тока

·       Выяснить от чего зависит работа электрического тока.·        Развить информационную культуру учащихся путём приобретения навыков работы в группах (сборка эле...

Открытый дистанционный урок по теме: «Работа и мощность электрического тока».

Тип урока: формирование новых знаний. Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с физическими величинами: ра¬бота и мощность тока; помочь усвоить формулы, позволяющие определить эти величи...

Открытый урок по физике в 8 классе на тему: Работа и мощность электрического тока

Цели урока: организовать деятельность по восприятию, осмысление и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме: «Работа и мощность электрического тока».Задачи урока:...

План-конспект урока по физике на тему "Работа и мощность электрического тока"

Цель: выяснить от чего зависит работа и мощность тока, научиться решать задачи по теме урока.Задачи урока: -  обеспечить  выяснение  зависимости  между  энергией,  выделя...