Главные вкладки

    Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы "Теория электролитической диссоциации".
    тест по химии (9 класс) на тему

    Тулина    Наталья  Ивановна.

    Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы "Теория электролитической диссоциации" на два варианта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kntrolnaya_ted.docx48.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Контрольная работа по теме « теория электролитической диссоциации».

    Вариант №1.

    Часть А. выбрать только ОДИН правильный ответ.

    А1. Сумма коэффициентов в уравнении  диссоциации серной кислоты:1) 3;2)4;3)5;4)6

    А2.лампочка прибора для проверки электропроводности загорится в растворе, содеожащем:1) хлорид серебра;2) карбонат кальция;3)сульфат магния; 4) этиловый спирт.

    А3.катион водорода Н+ образуется при диссоциации; 1)H2SO4, 2)NaOH, 3)NH4Cl, 4)H2SiO3.

    А4.  Одновременно в растворе могут находиться: H+ и SiO32-; 2) Ag+  и Cl-  3) Ba2+ и SO42-,4) Na+ и CO32-

    А5. К реакциям ионного обмена относится: 1) нейтрализации;2) разложения; 3) замещения; 4) соединения.

    А6. Вещества, взаимодействие которых отображается кратким ионным уравнением

    Ca2++ CO32-=CaCO3

    1) CaO и CO2    2) CaCO3 и  H2SO3    3) Na2CO3     и Ca(OH)2      4)    Ca(OH)2       и CO2

    А7.  Наиболее сильным электролитом  является:   1)  HF   2)H2S   3)  H2SO3   3) HCl

    А8. Какие утверждения  об электролитах верны:    а)  при растворении в воде электролиты распадаются на ионы;  б)   ионы металлов имеют только положительный заряд:

    1)верно только А ; 2) верно только Б;  3)  верны оба утверждения;   4)  оба утверждения неверны.

    А9. Вещество диссоциирует по схеме МКО           М2++КО2-:    1)  KNO3    2)  Na2SO4     3)MgSO4 

      4) FeCl2

    А10.  Катионы металлов образуются при диссоциации:  1) кислот и оснований   2) оксидов металлов   и оснований      3)  солей и щелочей     4)  щелочей и оксидов металлов

    Часть В.

    В1.  Выбрать   ДВА правильных ответа.

     Вещество, раствор которого при взаимодействии с раствором гидроксида калия  образует осадок

    1)   FeCl3                        2)HNO3       3)CuSO4    4) H2SO4     5)   HCl

    В2. Установить соответствие  между формулой и суммой коэффициентов в уравнении его диссоциации:

    А) AlCl3               1)3

    Б) H2SO4              2)4

    В)  Ba(OH)2         3)5

                                  4) 6        5) 7              

    Часть С.

    С1. Закончить уравнение, составить полное ионное  и краткое  ионное уравнение

    CaCL2+ AgNO3=

    С2. При попадании на кожу  растворов кислот необходимо промыть  пораженное место  большим количеством  проточной воды, а  затем раствором питьевой соды NaHCO3.  Напишите  уравнение данной химической реакции в молекулярном и ионном виде.

    Контрольная работа по теме « теория электролитической диссоциации».

    Вариант №2.

    Часть А. выбрать только ОДИН правильный ответ.

    А1. лампочка прибора для проверки электропроводности загорится в растворе, содержащем:

    1) спирт    2)   сахар    3) соляную кислоту    4) глюкозу.

    А2.формула сильного электролита:   1)   H2S   2) H2CO3     3) H2SO4   4) H2O

    А3. Гидроксид-ионы образуются при  диссоциации  каждого из веществ:

    1) C2H5OH    KOH  2) Cu(OH)2      Ba(OH)2    3) Al(OH)3   Mg(0H)2     4)NaOH    Ca(OH)2

    А4. Одновременно в растворе  могут  находиться  ионы: 1) H+и    SO32-     2) Cu 2+и  SO42-      3) Al3+      и OH-

    4)  Ca2+    CO32-

    А5. Взаимодействие  двух электролитов, сопровождающееся образованием осадка:

    1)  NaOH + CO2          Na2CO3+ H2O

    2) CaO+ CO2                    CaCO3

    3) CuO+ H2SO4               CuSO4+ H2O

    4)NaCL+AgNO3              AgCL+NaNO3

    А6.   Краткому  ионному  уравнению Ba+ SO42-         BaSO4 соответствует взаимодействие веществ:  1)  BaO и   SO3        2) BaSO3 и    H2SO4     3) BaCl2  и  PbSO4      4) Ba(OH)2  и  H2SO4   

    А7. Газ образуется при взаимодействии электролитов:1) HNO3    MgO    2) H2SO4      NaOH      3)  BaCO3     H2SO4    4)HCl     Na2CO3

    А8.  Какие утверждения верны: а)  серная и сернистая кислоты -это сильные электролиты;  б)  анионы кислотных остатков образуются при диссоциации    кислот и солей:

    1)  верно только А   2)верно только Б      3)  верны оба утверждения        4)  оба утверждения неверны.

    А9.  Вещество, диссоциирующее  в воде с образованием Fe3+     1)   Fe(OH)3    2) Fe(NO3)3     3)    FePO4      4)  FeSO4

    А10.  В сокращенном ионном уравнении реакции соляной кислоты с гидроксидом натрия сумма всех коэффициентов равна: 1) 3     2)4    3)5     4)6

    В1.  Выбрать   ДВА правильных ответа.

    Два НЕЭЛЕКТРОЛИТА  образуются  при взаимодействии раствора гидроксида бария  с раствором

    1) Al(NO3)3      2) Na2SO4    3) CuSO4    4) H2SO4     5)FeCl3

    B2. Установите соответствие между  ионным уравнением и реагирующими веществами:

    А)Ca2++ CO32-=CaCO3              1)Al2O3 и    NaOH

    Б)H++OH-=H2O                          2) HNO3 и  KOH

    B)Al3++3OH-=Al(OH)3                3) Ca(OH)2 и  Na2CO3

                                                          4) H2SO4   и  Fe(OH)2

                                                           5) AlCl3  и   NaOH

    С1. Закончить уравнение, составить полное ионное  и краткое  ионное уравнение

    BaCO3+ Na2SO4=

    С2. Причиной образования накипи в чайнике является жёсткая вода, содержащая гидрокарбонат кальция Са(НСО3)2.  Для устранения жёсткости воды  применяют  карбонат натрия  или известковую воду   Са(ОН)2 . напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

    Цели и задачи урока:

    • На основе экспериментальных опытов закрепить знания учащихся о свойствах кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации
    • Продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности и умения делать выводы на основе экспериментальных опытов и полученных знаний
    • Создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок

    Методы и методические приемы:

    Индивидуальная работа учащихся с карточками заданий, работы в малых группах, лабораторный химический эксперимент, использование информационно-коммуникационных технологий, сообщения учащихся.

    Оборудование:

    • Демонстрационный эксперимент:
    • NaHCO3, лимонная кислота, ступка, пестик, ложечка, стакан с водой;
    • Лабораторный эксперимент:
    • HCl, NaOH, NaCl, индикаторы бумажные, штатив с пробирками.

    Ход урока

    Тема нашего урока сегодня очень тесно связана с именем этого ученого... (слайд с фотографией С. Аррениуса)

    "Он родился в 1859 году в старинном шведском городе Упсале. Уже в 3 года он научился читать, а вскоре поразил близких необычайной страстью к счету. В школе он был среди лучших учеников благодаря способностям к физике и математике. В возрасте 17 лет он был принят в Упсальский университет. И уже через 2 года сдал экзамен на степень кандидата философии. Физик по образованию, он прославился своими химическими исследованиями и стал одним из основателей новой науки - физической химии. Больше всего он занимался изучением поведения веществ в растворах, а также исследованием скорости химических реакций. За разработку теории... ему в 1903 году была присуждена Нобелевская премия. Кто был этот ученый?"

    Ответ: Речь идет о Сванте Августе Аррениусе (1859 - 1927), основателе теории электролитической диссоциации.

    Что же такое электролитическая диссоциация? Перечислите основные положения теории электролитической диссоциации.

    (слайды электролизер, механизм электролитической диссоциации)

    Вопрос классу:

    Когда в 1887 году появились первые работы С. Аррениуса по диссоциации, его оппоненты (научные противники) приводили "убийственные" доводы против диссоциации. Например, такой: "При растворении NaCl мы получаем соленую воду, которая не только не причиняет вреда организму человека, но, напротив, полезна ему. Если принять точку зрения Аррениуса, то образовавшийся при диссоциации натрий тут же вступит в реакцию с водой". Аррениус быстро нашел ошибку в рассуждениях оппонентов. А вы сможете это сделать?

    Ответ: При диссоциации образуется не атом, а ион Na+

    NaClhttp://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifNa++Cl-

    Na0 +11/2/8/1 1s22s22p63s1 энергетически невыгодно

    Na+ +1 l/2/8 1s22s22p6 энергетически выгодно

    Na° - 1 е-http://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifNa+, таким образом атом Na0 химически очень активен, так как имеет незавершенный внешний энергетический уровень.

    Расшифруйте понятия электролиты и неэлектролиты. Что такое степень электролитической диссоциации? Дать понятия сильным и слабым электролитам.

    Химический диктант:

    Какие из перечисленных веществ являются сильными электролитами, а какие слабыми? Впишите формулы веществ в соответствующие колонки таблицы: NaOH, H2SO4, NaCl, Н2СО3, Cu(OH)2, H2S, Na2CO3, Fe(OH)3.

    Ответ:

    Сильные

    Слабые

    NaOH

    SO4

    NaCl

    Na CO3

    CO3

    Cu(OH)2

    S

    Fe(OH)3

    Минеральная вода одного из источников содержит ионы: Na+, K+, Mg2+, I-, Сl-, SO42-. Какие соли можно взять, чтобы при их растворении в дистиллированной воде получить раствор такого же количественного состава? Запишите формулы солей.

    Ответ: NaCl, KCl, MgCl2, NaI, KI, MgI2, Na2SO4, K2SO4, MgSO4

    "Мозговая атака"

    Вопросы классу:

    Заведомо ложное умозаключение, построенное на неправильных положениях, называется софизмом. Попробуйте опровергнуть предложенные софизмы.

    1. Все металлы проводят электрический ток, следовательно, все металлы - электролиты.

    Ответ: Металлы в воде не растворяются, а электрический ток проводят, потому что в кристаллической решетке металлов есть свободные электроны - "свободный электронный газ". Электролиты проводят электрический ток, потому что в растворах или расплавах распадаются на ионы.

    2. Если встать в лужу, в которой лежит оголенный провод, находящийся под напряжением, можно получить смертельный удар током. Следовательно, вода проводит электрический ток.

    Ответ: Электрический ток проводит не вода, а соли, растворенные в воде. Дистиллированная вода электрический ток не проводит.

    3. В дистиллированной воде приготовили настой лечебных плодов (шиповника, черники, калины). Настой стал проводить электрический ток. Почему?

    Ответ: В плодах содержатся кислоты и соли, которые при растворении в воде диссоциируют на ионы, за счет которых настой проводит электрический ток.

    4. При рентгеноскопии желудка пациенту дают выпить взвесь BaSO4. Объясните, почему чистый BaSO4 не вызывает отравлений, в то время как зафиксированы случаи со смертельным исходом при применении BaSO4 с примесями Ва Сl 2..

    Ответ: Чистый BaSO4 не вызывает отравлений, так как это вещество, не растворимое в воде, а ВаСl2 хорошо растворим в воде и при диссоциации

    ВаСl2http://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifВа2++2Сl- образует ионы Ва2+, которые являются ядом для организма человека.

    Ребята, а сейчас вам предстоит выполнить лабораторный эксперимент, но прежде чем мы приступим к эксперименту, давайте вспомним правила по ТБ при работе с кислотами и щелочами.

    Задание: В химическую лабораторию поступили 3 склянки с растворами без этикеток. Из накладной лаборанты узнали, что получены растворы НСl, NaOH, NaCl. Как определить каждое вещество и правильно наклеить этикетки? Проведите необходимое исследование.

    Пока учащиеся проводят исследования, все слушают сообщения об индикаторах.

    Доклад.

    Исторический экскурс к опыту "Влияние среды на окраску индикатора".

    История открытия вещества, о котором пойдет речь, началась в XVII в. в лаборатории известного английского физика и химика Роберта Бойля (1627-1691). В лаборатории, как обычно, кипела напряженная работа: горели свечи, в ретортах нагревались разнообразные вещества. В кабинет к Бойлю вошел садовник и поставил корзинку с великолепными темно-фиолетовыми фиалками. В это время Бойль собирался проводить опыт по получению серной кислоты. Восхищенный красотой и ароматом фиалок, ученый, захватив с собой букетик, направился в лабораторию. Его лаборант Уильям сообщил Бойлю, что вчера доставили две бутылки соляной кислоты из Амстердама. Бойлю захотелось взглянуть на эту кислоту, и, чтобы помочь Уильяму налить кислоту, он положил фиалки на стол. Затем он взял со стола букетик и отправился в кабинет. Здесь Бойль заметил, что фиалки слегка дымятся от попавших на них брызг кислоты. Чтобы промыть цветы, Бойль опустил их в стакан с водой. Через некоторое время он бросил взгляд на стакан с фиалками, и случилось чудо: темно-фиолетовые фиалки стали красными. Естественно, Бойль, как истинный ученый, не мог пройти мимо такого случая и начал исследования.

    Он обнаружил, что и другие кислоты окрашивают лепестки фиалок в красный цвет. Ученый подумал, что если приготовить из лепестков настой и добавить немного к исследуемому раствору, то можно будет узнать, кислый он или нет. Бойль начал готовить настой из целебных трав, древесной коры, корней растений. Однако самым интересным оказался фиолетовый настой, полученный из лакмусового лишайника. Кислоты изменяли его цвет на красный, а щелочи - на синий. Бойль распорядился пропитать этим настоем бумагу и затем высушить ее. Так была создана первая лакмусовая бумажка, которая теперь имеется в любой химической лаборатории. Клочок такой бумажки, погруженной в испытуемый раствор, изменяет свой цвет и показывает, кислый это раствор или щелочной. Таким образом, было открыто одно из первых веществ, которые Бойль уже тогда назвал индикаторами. Слово индикатор в переводе с латыни означает "указатель".

    Ответ: с помощью индикаторов определили растворы:

    НСlhttp://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifН++Сl- синий лакмусhttp://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifкрасный, метиловый оранжевыйhttp://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifрозовый, универсальныйhttp://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifкрасный, рН< 7

    NaOHhttp://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifNa++OH- красный лакмусhttp://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifсиний, метиловый оранжевыйhttp://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifжелтый,

    универсальныйhttp://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifоттенки синего, рН>7

    NaCl на индикаторы не действует.

    Дать определения кислот, оснований, солей с позиции ТЭД.

    "У кислот и оснований - сто веков войны
    Им о мире разговоры вовсе не нужны.
    Только победителей не будет в споре никогда:
    В результате всех реакций - соль лишь и вода".

    О какой реакции идет речь? Проведите эту реакцию и запишите уравнение в молекулярном и ионном виде.

    Ответ: NaOH+HClhttp://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifNaCl+H2O

    Na++OH-+H++Cl-http://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifNa++Cl-+H2O

    H++ OH-http://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifH2O

    Это реакция нейтрализации.

    Давайте проведем такой опыт (демонстрационный эксперимент): если измельчить в ступке соду (NaHCO3) и лимонную кислоту, то между этими веществами реакции не наблюдается. Что нужно сделать, чтобы реакция произошла?

    Ответ: высыпать эту смесь в стакан с водой. Реакция протекает бурно.

    Алхимики утверждали, что "вещества не реагируют, если они не растворены!"

    Какие реакции относятся к реакциям ионного обмена? В каких случаях реакции ионного обмена идут до конца?

    "Мысленный эксперимент"

    В кабинете химии учитель заранее написал на доске уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Но кто-то пробрался в кабинет и специально стер почти все записи. Вот что осталось на доске:

    Аl3++ЗОН-http://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifАl(ОН)3http://festival.1september.ru/articles/560192/Image22.gif

    SO32-+2H+http://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifH2O+SO2http://festival.1september.ru/articles/560192/Image23.gif

    H++ OH-http://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifH2O

    Восстановите запись учителя.

    Ответ: AlCl3+3NaOHhttp://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifAl(OH)3http://festival.1september.ru/articles/560192/Image22.gif+3NaCl

    Al3++3Cl-+3Na++3OH-http://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifAl(OH)3http://festival.1september.ru/articles/560192/Image22.gif+3Na++3Cl-

    Аl3++ЗОН-http://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifАl(ОН)3http://festival.1september.ru/articles/560192/Image22.gif

    K2SO+ 2HClhttp://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gif2KCl + H2O + SO2http://festival.1september.ru/articles/560192/Image23.gif

    2K++SO32-+2H++2Cl-http://festival.1september.ru/articles/560192/Image24.gifH2O + SO2http://festival.1september.ru/articles/560192/Image23.gif+2K++2Cl-

    SO32-+2H+http://festival.1september.ru/articles/560192/Image24.gif H2O+SO2http://festival.1september.ru/articles/560192/Image23.gif

    H2SO+ 2NaOHhttp://festival.1september.ru/articles/560192/Image24.gifNa2SO+ 2H2O

    2H+ SO32- + 2Na+ + 2OH-http://festival.1september.ru/articles/560192/Image24.gif2Na+ + SO32- + 2H2O

    H++ OH-http://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifH2O

    А теперь решим расчетную задачу:

    Определите, сколько граммов каждого из веществ нужно взять фармацевту для

    приготовления 500г 5% спиртового раствора I2? Для смягчения действия этот раствор также содержит 1% глицерина.

    m(I2)=500г*5%/100% = 25г

    m(глицерина)=500г* 1%/100% = 5г

    m(Н2О)=500г - 25г - 5г = 470г

    А теперь выполним творческое задание (слайды).

    Я прочитаю вам стихотворение, вы посмотрите ход эксперимента в компьютерном варианте и выполните цепочку превращений.

    Пусть эти превращения
    Дадут вам уравнения.
    Красный фосфор я сжигаю,
    К дымку воду приливаю.
    Проверяю лакмусом,
    Станет сразу красным он!
    Добавим натрия гидроксид -
    Цвет фиолетовый в колбе возник,
    Потом получаю фосфат серебра,
    Цветом - лимонная кожура.
    Растворяю осадок желтый
    Добавлением кислоты азотной.
    И на доске превращения эти
    Вы запишите, милые дети!

    Phttp://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifP2O5http://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifH3PO4http://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifNa3PO4http://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifAg3PO4http://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gif H3PO4

    1. 4Р+5О2http://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gif2О5

    2. Р2О+ ЗН2Оhttp://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gif3РО4

    3. H3PO4+3NaOHhttp://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gif ЗН2О + Na3PO4

    H++ OH-http://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifH2O

    4. Na3PO4+3AgNO3http://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gifAg3PO4http://festival.1september.ru/articles/560192/Image25.gif+3HNO3

    PO43-+3Ag+http://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gif Ag3PO4http://festival.1september.ru/articles/560192/Image26.gif

    5. Ag3PO4+3HNO3http://festival.1september.ru/articles/560192/Image21.gif3AgNO3+ H3PO4

    Напоследок давайте разберёмся ещё с одной историей.

    Федя снял аккумулятор с "Жигуля":
    Напряжение упало до нуля,
    Феде посоветовал Андрей:
    Ты электролит туда залей!
    Фёдор взял на кухне соли:
    Он учил когда-то в школе,
    Что любой электролит,
    Если он водой залит,
    Распадётся на ионы.
    Этих ионов - миллионы!..
    Соль - всегда электролит.
    Вот готов раствора литр.
    Фёдор взял аккумулятор:
    Догадайтесь-ка, ребята,
    Что сказал ему отец.
    Тут истории конец.

    Ответ: Конечно, ничего хорошего отец сказать не мог: ведь Федя спутал химическое понятие "электролит" с сернокислотным электролитом для автомобильного аккумулятора: Хорошо ещё, что он не успел залить раствор поваренной соли внутрь аккумулятора, иначе пришлось бы покупать новый.

    А теперь подведем итог нашего урока.

    Теория электролитической диссоциации широко и плодотворно применялась и применяется для объяснения многообразных химических и физических явлений в растворах, установления между ними тесной связи. Она, по словам Аррениуса, "оказалась применимой и полезной во всех областях современной науки". Академик Н. Н. Семенов писал: "Главное, что внес в науку С. Аррениус, - это теория электролитической диссоциации и представления об энергии активации в химических реакциях. Эти его открытия относятся к числу таких, которые составляют базу современной химии".

    И как напоминания о нашем уроке, я предлагаю вам домашнее задание "химический лабиринт", которое могут выполнить все желающие.

    К уроку прилагается презентация (приложение 1).

    Литература:

    1. Л. Ю. Аликберова "Занимательная химия" Москва "АСТ-пресс" 1999
    2. Е. Я. Аршанская "Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля" Москва "Вентана -Граф" 2002
    3. А. Д. Шукайло "Тематические игры по химии" Москва "Творческий центр" 2004

    Поделиться…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контрольная работа по химии по теме "Атомы химических элементов" 8 класс

    Контрольная работа по химии по теме "Атомы химических элементов" для 8 класса . Данная работа состоит из двух частей: вопросы с выбором одного правильного ответа, вопросы со свободным ответом....

    Контрольная работа по химии по теме "Электролитическая диссоциация"

    Задания контрольной работы по химии в 9 классе по теме "Электролитическая диссоциация"...

    Контрольная работа по химии по теме "Электролитическая диссоциация"

    Задания контрольной работы по химии в 9 классе по теме "Электролитическая диссоциация"...

    Контрольная работа по химии на тему: "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

    Контрольная работа по химии на тему: "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)...