Путешествие для разных классов по физики
методическая разработка по физике (7, 8, 10 класс) на тему

Данилова Любовь Николавна

Игровая деятельность - наиболее понятна и близка ребенку, играя, любой ученик ,а не только любитель данного учебного предмета , легко осознает поставленные учителем цели. На игровых уроках , особенно уроках обобщения и применения знаний , царит атмосфера взаимопонимания , интереса , азарта, каждый имеет право на ошибку. Игра полезна: сколько активности, смекалки, творчества проявляют учащиеся в процессе соревнования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путешествие по стране «Тепловые явления» Урок-зачет,8 класс

Учитель: физики Данилова Л.Н.

 Цели :

1.Проверить усвоение материала.

2.Расширять кругозор.

3.Прививать интерес к предмету.

Оформление: 

1 .Карта путешествия.

2.3аписи на доске.

3.Название страны «Тепловые явления».                                                                                    4. « Проверочные задания по физике». Минкова Р.Д., Свириденко Л.К. Москва. «Просвещение».

Ход урока.

I. Организационный момент:

Водное слово учителя.   Ученики готовятся к путешествию,

подписывают маршрутные листы.

II.Путешествие:

1.Станция «Теория». Збалла. Теоретический диктант.

1 вариант                                    

1)Как называется механическая энергия, характеризующая движущиеся

тела?

2)Энергия движения и взаимодействия частиц.

 3)Какие способы изменения внутренней энергии вы знаете?

 2 вариант

1)Беспорядочное движение частиц.

2)Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы.

3)Перенос энергии струями жидкости или газа.

Учитель диктует вопросы. Ученики записывают ответы на

маршрутные листы.

2.Город «Символ».    Збалла.

 Задание:

1)3апишите название символа.(Карточки).

 U              Q

с                t

t                q

m              A

2) Запишите единицу измерения:

Внутренней энергии.  (карточка)    Количества теплоты, (карточка)                      

3)3аписать знак удельной теплоемкости, чему равна удельная , теплоемкость воды.

Ученики записывают ответы на маршрутные листы.

3.Озеро «Формула».     Збалла. Рыбалка на формулы.

   Ученики записывают ответы на маршрутные листы.

4.Пещера «Практика».       Збалла.

Задание: Вы знаете три вида теплопередачи, они спрятались в разных уголках пещеры. Попробуйте найти их.(3-4минуты).

 №192                №194

№193                №200

№198                №204

Ученики записывают только ответы на маршрутные листы

5.Гора «Олимп».       7баллов.

Задание: Вам предстоит решить задачи и подняться как можно выше на гору. №211(2балла)    №208 №210 (2балла)    №209 №215 (Збалла)    №214

Ученики записывают решение задач полностью.

 6.НФВЗ (Домашнее задание перед 5 пунктом).

Одно любое задание на выбор.

Задание: 

1 )Составить кроссворд (теплопередача).

2)Написать сказку о тепловых явлениях.

3)Описать пример теплопередачи в природе и технике.

Ученики записывают задание в дневник.

7.Итоги: 

Задание:

Оцените свою работу, напишите замечания по уроку впечатления о уроке.

III. Итоговый этап  Рефлексия

Общий итог подводится на следующем уроке.

C:\Documents and Settings\Физика\Рабочий стол\уроки путешествия\игра\img651.jpg

14.ВИДЫ ТЕПЛОПЕРЕДАЧ

191А. Две кружки обладают одинаковой вместимостью. Одна кружка изготовлена из алюминия, другая из фарфора. Какая из кружек быстрее нагреется, если налить в нее жидкость? Ответ поясните.

192А. Летом лед долго сохраняется под слоем опилок. Почему?'

193А. Почему, в холодной комнате прежде всего мерзнут ноги?

194А. Где следует размещать радиаторы для равномерного обогрева комнаты? Ответ поясните.

195А. Почему форточки располагают в верхней части окна?

196В. Почему  нагретые тела в воде охлаждаются быстрее, чем в воздухе?

197В. Зачем  канализационные  и  водопроводные  трубы закапывают в землю на значительную глубину?

l98B. Почему при варке варенья предпочитают пользоваться деревянной мешалкой?                

199В. Кирпич кажется на ощупь теплее, чем мрамор при той же температуре. Какой материал обладает лучшими теплоизоляционными свойствами?

200В. Какой дом — деревянный или кирпичный — теплее, если толщина стен одинакова? Ответ поясните.

201 С. При осмотре вагонов смазчик касается рукой подшипника вагонных осей. Как он при этом определяет, что подшипник требует дополнительной смазки?              

202С. Чем   большее   время   находится   в   употреблении эмалированный чайник, тем медленнее закипает в нем вода.  Почему?

203С. Половина ледяной поверхности пруда была покрыта с начала зимы толстым слоем снега, а другая половина расчищена для   катания  на   коньках.   На   какой   половине толщина слоя льда больше? Ответ поясните.

204С. В какой обуви теплее зимой: в просторной или тесной? Почему?                        '

15. КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛОТЫ. УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОЕМКОСТЬ  ВЕЩЕСТВА, УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОТА СГОРАНИЯ ТОПЛИВА

205А. Какое из тел — ведро или стакан с водой потребует больше энергии для увеличения их температуры на 1 °С?

206А. Три  тела   (алюминиевое,  латунное  и. свинцовое) одинаковой массы и температуры поместили в горячую воду. Одинаковое ли количество теплоты получат они от воды? Почему? (Таблица I1.)

207А. Какое количество теплоты потребуется для увеличения температуры воды массой 100 г на 1 °С? (Таблица 1.)

208А. Какое количество теплоты потребуется для увеличения температуры стального бруска массой 0,5 кг от 10 до 40 °С?  (Таблица 1.).

209А. Какое количество теплоты выделяется при полном сгорании природного газа массой 1 кг. (Таблица 2.)

 210А. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании бензина массой 5 кг?  (Таблица 2.)

  211В. При   обработке   алюминиевой   детали, на   станке температура ее повысилась от 20 до 420 °С. На сколько при этом увеличилась внутренняя  энергия детали,  если  масса ее 0,5 кг?  (Таблица 1.)

212В. На что больше расходуется анергии: на нагревание чугунного горшка или воды, налитой в него, если их массы одинаковы?  (Таблица 1.)

213В.  Нагретый камень массой 5 кг, охлаждаясь в воде на 1 °С, передает ей количество теплоты, равное 2,1 кДж. Чему равна удельная теплоемкость камня?

214В. Как уменьшилась температура кипятка в питьевом баке вместимостью 27 л, если он отдал окружающей среде количество теплоты, равное 1500 кДж?  (Таблица 6.)   .

215 В.Стальной молоток был нагрет для .закалки до температуры 720 °С, затем быстро охлажден до температуры 10 °С; при этом он отдал окружающей среде 298,2 кДж энергии. Определите массу молотка.

216 В   каком   случае   выделится   большее  количество .теплоты: при полном сгорании древесного угля массой 3 кг или при полном сгорании сухих дров массой 9 кг?

 (Таблица 7.)                                                                                      .

217С. Термос вместимостью 3 л заполнили кипятком. Через сутки температура воды в нем понизилась до 77 °С. Определите, на сколько изменилась внутренняя энергия воды.                                                    

218С Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы в латунной бочке массой 12 кг нагреть воду объемом 19 л от температуры 21 °С до температуры кипения?

219С. Стальное сверло массой 100 г при работе нагрелось, изменив температуру от 15 до 115 °С. Сколько энергии израсходовано двигателем для нагревания сверла?                  220C. Как изменится температура веды массой  3 кг, если вся теплота, выделившаяся при полном сгорании спирта массой 10 г, пошла на ее нагревание?

221С. Для работы примуса в течение часа необходимо 0,3 л керосина. Как велика общая мощность примуса?

16. ТЕМПЕРАТУРА ПЛАВЛЕНИЯ И'КРИСТАЛЛИЗАЦИИ. УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОТА ПЛАВЛЕНИЯ И ПАРООБРАЗОВАНИЯ

222А. В каком агрегатном. состоянии — твёрдом или жидком — находится при температуре 1000 °С каждый из следующих металлов: золото, серебро, медь, платина, алюминий?  (Таблица 8.)

 223А. Какое из веществ, указанных в таблице 8, имеет  наиболее высокую температуру плавления? Какова температура отвердевания этого вещества?

      t°,C

                            В               С

           0

                                                   t, мин.

       - 10      А

                             Рис.   17

224А. Слиток цинка массой 2.5 кг, нагретый до температуры 420°С, переведен при этой же температуре в жидкое  состояние. Удельная теплота плавления цинка 112 кДж/к. Какое количество энергии потребовалось для этого?

225А. Какое количество теплоты потребуется для обращения в воду льда массой 2 кг, взятого при температуре 0 °С?' (Таблица 4.)        

226А. Определите по чертежу (рис. 17), каким процессам  соответствуют участки графика АВ и ВС? Для  какого вещества составлен данный график?

227А. Почему температура воды в открытом стакане  всегда бывает немного ниже, температуры воздуха в комнате?

228А.. Почему вода, пролитая на пол, испаряется быстрее чем, такое же количество воды в стакане?              

229А. На чашки рычажных весов поставили и уравновесили  стакан с холодной водой и стакан с горячим чаем? Почему равновесие быстро нарушилось?

230А. Какое количество теплоты необходимо для превращения в пар воды массой 200 г, взятой пои температуре 100°С? (Таблица 6.)

231В. Почему лед не сразу начинает таять, если его принести с мороза в натопленную комнату?

232В. Почему стеклянную трубочку уровня, каким пользуются строители, наполняют не водой, а спиртом?

233В. Какое тело массой 1. кг имеет; меньшую внутреннюю энергию: вода при 0 °С или лед при 0 °С? Ответ поясните.

234В. Какое количество теплоты необходимо затратить чтобы расплавить кусок льда массой 5 кг, если его начальная температура — 10 °С?  (Таблица 4.)

235В. Какое количество теплоты выделится при отвердевании воды массой 3 кг, взятой при температуре 20°С Изобразите этот процесс графически.  (Таблица 4.)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Педагог Данилова Любовь Николаевна.

Предмет Физика   Класс  8

Тема урока «Законы геометрической оптики.»

                     Урок -изучения нового материала.

Цели:  1.Рассмотреть основные законы геометрической оптики.

            2. Расширять кругозор.

            3. Воспитывать внимание.

Оборудование

   1. Учебник «Физика»-7  А.В. Перышкин.

2. Презентация « Свет»

3.Видио фрагменты: 1)  Образование тени .

                                     2) Закон отражения.

4. Зеркало.

Методы и приемы: частично – поисковый, проблемный, сравнение, анализ,    

                                  сопоставление

   Ход урока

Организационный момент:

Учитель: На предыдущем уроке мы познакомились с понятиями: свет, источники света, виды источников света.

Попробуйте объяснить:

  1. Почему за освещенными предметами образуются резкие тени?
  2. Можно ли видеть сквозь стены?
  3. Когда небо ниже земли бывает?

 Затрудняетесь! Попробуем разобраться! Посвятим наш урок изучению раздела физики  геометрическая оптика., рассмотрим основные термины и  законы геометрической оптики.

Цели:        1.Рассмотреть основные законы геометрической оптики.

            2. Расширять кругозор.

            3. Воспитывать внимание.

Метод : Частично – поисковый.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

1. Отвечают на 1 вопрос.

2.Выдвигают гипотезы

а) связано с распространением света,

б)свет обладает особыми свойствами.

1.Ставит вопросы:

1.Что такое свет, источники

света?

2.Почему за освещенными предметами образуются резкие тени?

3.Можно ли видеть сквозь стены?

4.Когда небо ниже земли бывает?

Намечены цели:

Чтобы объяснить явления необходимо знать законы распространения света

         

          2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу:

Учитель: Прежде чем приступить к изучению нового материала, предлагаю вам заполнить таблицу1(см.приложения).

 Цель : Проверить усвоение материала предыдущего урока.

Задача: Заполнить таблицу.

Метод : Сопоставления.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Заполняют таблицу

Контролирует работу с таблицей

Умение работать с информацией

3.

Изучение нового учебного материала.

Учитель: Рассмотрим основные  термины и законы геометрической оптики .

Цель: Рассмотреть основные термины и законы геометрической оптики.

Задачи:

Дать понятия: точечный источник света ,луч света, пучок, света.

Рассмотреть законы: 1).Закон прямолинейного распространения света.

                                     2).Закон  отражения.

Методы и приемы: Лекция – беседа, работа с учебником §62,§63    

                                   А.В.Перышкин « Физика», работа с презентацией.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

1)

Вводное слово

2)

Основные термины

1).Точечный источник света

2).Световой  луч  

3).Световой пучок

3)

Основные законы

1).

Закон прямолинейного распространения света.

2).Закон  отражения.

3). Закон преломления.

4)Закон прямолинейного распространения света

а)Солнеч -ные  и лунные затмения

5) Отражение света.

Следствие из закона 

Отражение бывает зеркальное и рассеянное.

Применение:

1.

а)Отвечают на вопрос, просматривают слайд

2. Находят основные термины на слайде и в учебнике

1) Находят определения, в учебнике,  отмечают карандашом, зачитывают.

2)  Находят определения, отмечают карандашом, зачитывают.

3) Записывают в тетрадь, проговаривают, запоминают.

Слушают, участвуют в обсуждении разговаривают, запоминают.

Ученики выписывают определение закона  в тетрадь, смотрят видео.

Просматривают видео фрагмент.

 

Отмечают в учебнике карандашом определение тени и полутени

Работают со слайдом.

Ученики отгадывают загадку.

Отвечают на вопрос.

Свет падая на зеркало, отражается от него.

Ученики смотрят видео. Зарисовывают рисунок на стр. 153

Отмечают закон в книге.

Изучают по слайду, просматривают видео.

Делают выводы

1.

Ставит вопросы:

а) Что такое оптика?

Демонстрирует слайд (разделы оптики)

б)Каковы основные термины, употребляемые в геометрии ческой

оптике

1)Предлагает найти определение в учебнике на стр.148 2)Предлагает найти определение в учебнике на стр.148

3)Диктует определение, демонстрирует слайд.

Демонстрирует слайд, дает пояснения 

Учитель : 

«Основные законы

1).Закон прямолинейного распространения света.

2).Закон  отражения.

3). Закон преломления.

Сегодня мы рассмотрим два закона, которые были установлены Евклидом 300 лет до нашей эры, идо сих пор они актуальны.»

.

 Предлагает найти определение в учебнике на стр.148

Продолжает рассказ

Учитель : «доказательством закона является образование тени и полутени.»

Демонстрирует видео фрагмент.

Предлагает найти определение в учебнике на стр.149

Продолжает рассказ

Учитель: «Образование тени объясняются солнечные и лунные затмения.»

Разбирает вместе с учениками  вопрос  с помощью слайда.

Предлагает отгадать загадку:

-И языка нет , а правду скажет.

( зеркало)

Демонстрирует  солнечный зайчик.

Задает вопрос:

- Почему получается солнечный зайчик?

 

Продолжает лекцию:

Свет отражается не только от зеркала, но и от стекол, полированных поверхностей, поверхности воды в озерах и реках, дождевых лужах.

Рассмотрим отражение света более подробно.

Демонстрирует видео.

Просит зарисовать рисунок 128 стр.153

Просит отметить закон в книге. 

Продолжает лекцию

Следствие из закона: лучи падающий и отраженный обратимы.

Отражение бывает зеркальное и рассеянное.

Применение: видеть предметы и друг друга, изображение предметов.

Умение наблюдать, умение работать с книгой, умение делать выводы, умение работать с информацией

Умение наблюдать, умение работать с книгой, умение делать выводы, умение работать с информацией

Умение наблюдать, анализировать.,

сравнивать

Навыки

 письменной и устной речи,

работа с информацией, выделение главного

4.

Закрепление учебного материала,

Цель :  Закрепить основные законы , изученные на уроке.

Задача :   Сформулировать законы:

1).Закон прямолинейного распространения света.

2).Закон  отражения.

 Методы и приемы: сравнение, анализ.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 Формулируют законы.

Просит сформулировать законы, можно пользоваться книгой. 

Устная речь, умение делать выводы

5.

Задание на дом 

Учитель : Запишете домашнее задание

Домашнее задание: 1.§62(2), §63

                                2.Найти , придумать загадку о свете.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 Записывают задания  в дневник, делают пометки в учебнике.

Дает пояснения по выполнению дом.  зад, проверяет записи в дневниках, отвечает на вопросы.

Умение слушать

6.

Итоги 

Учитель: А теперь подведем итог. Как вы усвоили законы!

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Таблица 2 

Оценочная шкала

5- «5»

4-«4»

3-«3»

  Отвечают на вопросы, записывают ответы в карточку.

Проверяют работу  соседа по парте по правильным ответам

Выставляют оценку

Предлагает выполнить работу  по  таблице 2(см . приложение )

 (рисунки  в учебнике и на доске.)

Выставляет оценки за работу

Работа с информацией

Компетенции мыслительные, коммуникативные, информационные

7.

Рефлексия.

Цель :Выяснить  психологический настрой на урок.

Учитель: Ответьте : «О чем шла речь на уроке»

       Объясните:

  1. Почему за освещенными предметами образуются резкие тени?
  2. Можно ли видеть сквозь стены?
  3. Когда небо ниже земли бывает?

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

 Обсуждают  вопросы

Рисуют солнышко по настроению

Предлагает вернуться к началу урока.

Предлагает  нарисовать настроение урока

Учитель : На этом наш урок окончен спасибо за работу на уроке .

                  (Оценки выставляются на уроке или на следующем уроке. )  

 

Приложения              

Таблица 1                                                                                                                                                                                                                                                          

Свет –

это

Источник света –

тело

Виды источников света

Примеры

Таблица 2

Задания :

Ответы

1). Какой закон использовали древние египтяне для установки колонн ( рис. 119)?

 2). Чему равен угол падения луча, если угол между лучом и зеркалом равен 30°?

 

       30°

3). Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол между падающим и отраженным лучом 40 °?

                     

                          40°

4).Нарисуйте границу двух сред.

Проведите падающий луч. Обозначьте его SO.

Проведите ⊥, обозначьте CO.

Проведите отраженный луч. Обозначьте OB.

Отметьте угол падения, угол преломления, подпишите их.

Запишите, чему равен угол отражения.

                                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетный материал по физике для 12 класса по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра".

Зачетный материал по физике для 12 класса вечерней (сменной) школы по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра"...

Внеклассное мероприятие по физике.(Экскурсия в кабинет физики) "Путешествие по страницам устного журнала "Чудеса? Нет, физика""

Данное внеклассное мероприятие разработано мною в целях повышения у учащихся интереса к предмету "Физика". Занимательные опыты, интересные загадки о физических явлениях, увлекательные факты из мира фи...

формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА, АТОМНАЯ ФИЗИКА

ВСЕ - формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА,  АТОМНАЯ ФИЗИКА...

Конспект итогового урока по физике «О физике, о физиках и не только...» для 11 класса

Разработка последнего школьного урока по физике в 11 классе. Форма проведения: урок - игра. Ведь игра самое увлекательное из всех видов занятий и в любом возрасте. Игра состоит из пяти этапов. 1 этап:...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Элективный курс по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 8-9 классов как подготовка к экспериментальной части ОГЭ по физике.

Данная программа разработана для тогго, чтобы подготовить учащихся к выполнению экспериментальной части на ОГЭ по физике....

презентации: "Физика и искусство", "Знаешь ли ты физику", "Физика на весенней тропе", "Пословицы и поговорки"

Презентации   к недели физики: "Физика и искусство", "Знаешь ли ты физику", "Физика на весенней тропе", "Пословицы и поговорки"...