В мире электрических чудес
учебно-методический материал по физике (10 класс) на тему

_ID_

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_fizika_10_kl.docx138.48 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ФИЗИКА (10 класс)

I. Общая информация

Название экспериментариума

В мире электрических чудес

Возрастная группа обучающихся (класс)

10 кл.

Разработчик экспериментариума

Додонова Ирина Александровна

Методическое объединение разработчика экспериментариума

МО учителей физики

Цель экспериментариума

Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала, а также культуры проведения исследовательской деятельности у обучающихся при изучении темы «Работа и мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца».

Задачи экспериментариума

  • развитие культуры исследовательской деятельности у обучающихся;
  • развивать умение применять полученные предметные знания при создании творческих продуктов;
  • способствовать развитию у обучающихся нестандартного творческого мышления, умений создавать оригинальные творческие продукты;
  • актуализировать потребности обучающегося в творческой самореализации личности;
  • повторить понятия: электрический ток, сила тока, электрическое напряжение; электрическое сопротивление, работа, мощность;
  • вспомнить единицы измерения силы тока, электрического напряжения, работы, мощности;
  • вывести и дать формулировку закона Джоуля-Ленца;
  • познакомиться и рассмотреть электрические нагревательные приборы;
  • на практике реализовать знания по сборке электрической цепи и измерить мощность и работу электрической лампочки; а также экспериментально рассчитать значения работы и мощности у собранной Lego-модели
  • закрепить формулу Джоуля-Ленца решением разноуровневых задач;
  • сформировать полученные результаты в виде отчета и таблицы с полученными данными;

Педагогические технологии

Научно-исследовательская деятельность, личностно-ориентированного обучения, творческая лаборатория.

Используемые площадки проведения

Школа: кабинет физики, исследовательская лаборатория, лаборатория «Lego», библиотека.

Краткое описание (аннотация) экспериментариума

В блоке основного образования обучающиеся в ходе изучения темы пытаются решить возникшую в начале учебного занятия проблемную ситуацию, осуществляя при этом самостоятельный поиск необходимой информации в учебной литературе, а также при выполнении лабораторного исследования по сборке электрической цепи, по определению работы и мощности электрической лампочки, выводу закона Джоуля-Ленца. В рамках практического блока учащиеся проектируют самостоятельные творческие продукты, применяя полученные теоретические знания в творческой деятельности. В ходе занятия, обучающиеся превращаются в исследователей и художников, создающих самостоятельные произведения искусства картину, рисунок или плакат и открывают для себя новое знание.

Закрепления изученного во время экспериментальной деятельности материала проводится в студии дополнительного образования «РОСИЗО». Полученный результат оформляется в виде отчета, который сдается в конце исследовательской деятельности учителю, а также в виде творческих работ (плакатов, рисунков), которые сдаются в конце смены.

Темы занятий в рамках экспериментариума

Блок общего образования

Блок дополнительного образования

Блок образовательной деятельности в лагере

В мире электрических чудес.

Объем учебного времени

Структурные блоки экспериментариума

 

Реализаторы /

кол-во академических часов

Учитель

Педагогический работник лагеря

Педагог дополнительного образования

Блок общего образования

2

Блок дополнительного образования

2

Блок образовательной деятельности в лагере

2

Сумма

6

Общие ожидаемые результаты экспериментариума (продукты и эффекты)

1.

Продукты, созданные обучающимися

Отчет по выполненному исследованию, создание творческой работы (художественное видение и представление взаимосвязи работы, мощности с искусством).

2.

Эффекты экспериментариума (предметные, метапредметные, личностные)

Достижение обучающимися таких образовательных результатов, как:

Предметных

  • знание и понимание смысла понятий (электрический ток, электрическое напряжение, сопротивление проводника, работа, мощность, закон Джоуля-Ленца)
  • использование амперметра, вольтметра и составных элементов электрической цепи (ключ, низковольтная лампа на подставке, источник питания, соединительные провода)
  • представление результатов измерений с помощью таблицы
  • решение задач на закон Джоуля – Ленца
  • умение экспериментально рассчитывать значения электрической работы и мощности

Метапредметных

  • овладение навыками самостоятельной работы, умению самостоятельно ставить цель, искать пути ее достижения, отбирать нужную информацию и анализировать ее;
  • овладение разнообразными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • создание творческих продуктов с опорой на полученные теоретические знания.

Личностных

– формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

– сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

– нахождение взаимосвязи изученного материала с жизнью.

II. Информация о рабочей группе экспериментариума

Состав рабочей группы:

Направления деятельности (задачи)

1.

Учитель

Разработка экспериментариума, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в экспериментариуме, проведение аттестации обучающихся по экспериментариуму, участие в презентации творческих продуктов.

Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение экспериментариума и специалистом, курирующим заключение договоров.

2.

Педагогический работник лагеря

Организация посещения школьниками студий дополнительного образования («РОСИЗО»)

3.

Педагог дополнительного образования

Содействие обучающимся в оформлении материалов творческого характера

III. Сопровождение экспериментариума

Перечень

Назначение

Кол-во

1. Материально-техническое сопровождение

1.

Источник питания

Подача электрического тока в цепь

12

2.

Низковольтная лампа на подставке

Потребитель электрического тока

12

3.

Ключ

Для замыкания электрической цепи

12

4.

Амперметр

Измерения показаний силы тока

12

5.

Вольтметр

Измерение показаний напряжения в цепи

12

6.

Соединительные провода

Соединение всех элементов схемы

72

7.

Ноутбуки с выходом в интернет и программным обеспечением «Lego»

Поиск информации, проведение исследования

4

8.

Наборы «Lego»

Сборка динамичной модели для расчёта работы и мощности при движении. Проведение исследования

4

9.

Секундомер

Фиксация времени

12

2. Транспортное обеспечение

1.

-

-

-

3. Информационно-техническое обеспечение

1.

Библиотекарь

Предоставление литературы, доступа к учебной и вне учебной литературы

2.

Специалист по ИКТ

Обеспечение качественного доступа к Интернету и рабочего состояния ноутбуков

Приложения к технологической карте

Приложение 1. Блок общего образования

Приложение 2. Блок дополнительного образования

Приложение 3. Образовательная деятельность в лагере


Приложение 1. Блок общего образования

Заполняется учителем-предметником

Предмет

Физика

Реализатор(ы)

Учитель физики Додонова Ирина Александровна

Тема занятия в рамках экспериментариума

Исследовательская работа «Измерение мощности и работы тока в электрической цепи»

Кол-во часов в рамках экспериментариума

2

Цель занятия в рамках экспериментариума

Создание условий для самостоятельного открытия обучающимися:

закона Джоуля – Ленца; возможности сбора электрической цепи для вычисления мощности и работы электрической лампочки; применение на практике закона Джоуля-Ленца при решении разноуровневых задач; установления связи между искусством и электричеством

Форма реализации

Исследовательская работа

Место проведения

Школа, библиотека

Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП

Темы занятий (по КТП)

Кол-во часов (по КТП)

Исследовательская работа «Измерение мощности и работы тока в электрической цепи»

1

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля- Ленца. Лампа накаливания. Электрические приборы. Короткое замыкание. Предохранители

1

Модель занятия и хронометраж

Ход этапов занятия

Формы взаимодействия / обучения детей

Площадки проведения обучения

Время

1. Организационный момент

Знакомство с классом, проведение инструктажа по ТБ в кабинете физики.

В классе

5 мин

2. Актуализация знаний; мотивация.

Повторение пройденного материала, основных понятий, которые пригодятся в исследовательской деятельности

10 мин

3. Целеполагание

Постановка цели урока, которая связана с тематикой смены и проблемной ситуации

7 мин

3. Теоретическая часть

Рассмотрение путей ее решение. Поиск информации, формул, понятий и определений, которые помогут ее решить

Библиотека Кабинет физики

12 мин

4. Практическая часть

Исследовательская работа. Класс делится на пары, которые выполняют исследовательскую работу по определению работы и мощности электрической лампочки. Все полученные результаты заносятся в таблицу, и делается вывод о проделанной работе, и сравниваются значения мощности, которое написано на лампочке с тем, которое было получено экспериментально. На втором занятии учащиеся знакомятся

с моделью собранной на основе «Lego» и производят вычисления мощности и работы данного робота. В конце занятия делается общий вывод и решаются разноуровневые задачи на закон Джоуля-Ленца.

Лаборатория

Кабинет физики

36 мин

Общий вывод по исследовательской деятельности. Рекомендации по дальнейшему оформлению отчетов своих исследовательских работ

Кабинет физики

5 мин

Закрепление полученных знаний с помощью решения разноуровневых заданий

10 мин

5. Подведение итогов 

Обобщение результатов исследовательской работы

3 мин

Рефлексия и самооценка работы на учебном занятии

2 мин

Ожидаемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Предметных

знать и понимать смысл основных понятий (электрический ток, электрическое напряжение, сопротивление проводника, работа, мощность, закон Джоуля-Ленца); уметь представлять результаты измерения с помощью таблицы и анализировать их, уметь решать задачи на закон Джоуля – Ленца и рассчитывать значение работы и мощности.

Метапредметных

овладение навыками самостоятельной работы, умению самостоятельно ставить цель, искать пути ее достижения, отбирать нужную информацию и анализировать ее, овладение разнообразными способами решения теоретических и экспериментальных задач, создание творческих продуктов с опорой на полученные теоретические знания.

Личностных

сформировать познавательный интерес к обучению, развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний, способность обосновывать и оценивать результаты своих действий, развить творческий подход к выполнению заданий.

Критерии оценки результатов

В соответствии со следующими критериями выставляются отметки (по шкале от «2» до «5»):

Правильность проведенных обучающимися лабораторных исследований и расчётов (сбор электрической цепи, снятия показаний с амперметра и вольтметра, заполнение таблицы и на основе полученных результатов должен быть сделан грамотный вывод по работе)

Заполнения листа рефлексии

Формы контроля результатов

Заполнение таблицы результатами выполненных измерений

Самооценка работы обучающихся в ходе рефлексии

Выполнение и представление творческой работы

Наблюдение учителя за работой обучающихся в течение занятия


Приложение 2. Блок дополнительного образования

Заполняется педагогом дополнительного образования

Дополнительная общеобразовательная программа

Реализатор(ы)

Педагог допобразования Семёнов С.С.

Тема занятия в рамках экспериментариума

Кол-во часов в рамках экспериментариума

2

Форма реализации

Место проведения

Школа, столовая, библиотека и т.д.

Модель занятия и хронометраж

  • ход этапов занятия;
  • формы взаимодействия/обучения детей;
  • площадки проведения обучения.

Ожидаемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Конкретные продукты работы обучающихся в кружках допобразования

Критерии оценки результатов

Критерии оценки результатов при безотметочном оценивании

Формы контроля результатов

Возможные варианты: наблюдение, анкетирование, опрос, мониторинг, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, графическая работа.


Приложение 3. Образовательная деятельность в лагере

Заполняется педагогическим работником лагеря

Образовательная программа лагеря

Реализатор(ы)

Педагогический работник лагеря Петров П.П.

Тема занятия в рамках экспериментариума

Кол-во часов в рамках экспериментариума

2

Форма реализации

Место проведения

Школа, столовая, библиотека и т.д.

Модель занятия и хронометраж

  • ход этапов занятия;
  • формы взаимодействия/обучения детей;
  • площадки проведения обучения.

Ожидаемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Защита проектов, устное выступление с использованием презентации медиапродукта и предоставлением материала на бумажном и/или электронном носителях, проведение экскурсии, защита исследовательских работ, флешмоб, театрализация, сценарии, выставки изобразительных продуктов и предметов прикладного творчества, макеты, модели, рецензии

Критерии оценки результатов

Критерии оценки результатов при безотметочном оценивании

Формы контроля результатов

Возможные варианты: наблюдение, анкетирование, опрос, мониторинг, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, графическая работа.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА №1:

«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

Цель работы: _____________________________________________________________

Приборы и материалы: ____________________________________________________

http://ok-t.ru/studopediaru/baza9/1239845367482.files/image004.png http://ok-t.ru/studopediaru/baza9/1239845367482.files/image005.png     http://ok-t.ru/studopediaru/baza9/1239845367482.files/image006.png http://ok-t.ru/studopediaru/baza9/1239845367482.files/image007.png   http://ok-t.ru/studopediaru/baza9/1239845367482.files/image008.png

Подготовка к работе

Повторите по учебнику § 50-53

Выполнение работы

Теоретическая часть:

  1. Дать определение работы тока и единицы его измерения

            ______________________________________________________________________

  1. Дать определение мощности и единицы ее измерения

           ______________________________________________________________________

  1. Как включают вольтметр и амперметр на участке электрической цепи для измерения напряжения и силы тока на нем?

            _____________________________________________________________________

  1. С каким по знаку проводом электрической цепи, идущим от источника тока, необходимо соединять клемму вольтметра, амперметра со знаком «+»?          ______________________________________________________________________
  2. Как подключают вольтметр к источнику питания для измерения его напряжения?          _______________________________________________________________________
  3. Сформулировать закон Джоуля-Ленца

            _____________________________________________________________________

    

Практическая часть

  1. ИЗМЕРЕНИЕ МОЩНОСТИ И РАБОТЫ ТОКА В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЛАМПЕ

1. Соберите цепь из последовательно соединенных источника питания, лампы, амперметра и ключа, соединив все последовательно.

2. Подключите вольтметр параллельно лампочке. (Смотреть рисунок)

C:\Users\cab313\Desktop\66.jpg

3. Снимите показания с амперметра и вольтметра. Занесите их в таблицу.

№ опыта

Сила тока I, А

Напряжение U, В

Мощность Р, Вт

Работа А, Дж

1

 

4. Начертите схему собранной цепи.

5. Вычислите мощность тока в лампе. Запишите полученное значение в таблицу.

6. Замерьте время включения и выключения лампы. По времени ее горения и мощности определите работу тока в лампе.

7. Сделайте вывод. Сравните полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе. Если значения не совпадают, объясните причину этого.

Контрольные задания

Вариант 1

  1. Напряжение на клеммах электродвигателя равно 12 В, сила тока в цепи электродвигателя 0,5 А. Определите работу электродвигателя за 20 минут.
  2. Первая лампочка рассчитана на напряжение 24 В и силу тока 800мА, вторая рассчитана на напряжение 60 В и силу тока 0,2 А. Какая из лампочек потребляет большую мощность и во сколько раз?
  3. Напряжение в сети электрички 200 В. Для отопления вагона необходимо в час количество теплоты, равное 8,38 МДж. Какая сила тока необходима для отопления? Каково должно быть сопротивление нагревательного прибора?

Вариант 2

  1. Через электрический утюг сопротивление 24 Ом проходит ток силой 5 А. Какое количество теплоты в течение часа выделит утюг?
  2. При включении настольной лампы в сеть с напряжением 220 В через нее пошел ток силой 0,5 А. При этом была израсходована энергия 330 Дж. Какое время работала лампа?
  3. При напряжении 500 В средняя сила тока в обмотке электродвигателя троллейбуса равна 150 А. Рассчитайте стоимость работы двигателя в течении 8 ч, если тариф 30 к/кВт*ч

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА №2:

«Вычисление мощности и работы Лего –робота»

Цель работы: научиться определять мощность и работу тока на примере Лего-робота, а также определять количество теплоты, которое выделяется проводником при прохождении электрического тока.

Приборы и материалы: Лего конструктор «Физика и технология» и «Возобновляемые источники энергии», секундомер.

Выполнение работы

     Практическая часть

  1. Соберите робота по инструкции (инструкция 1А и 1В из набора «Возобновляемые источники энергии».
  2. Соедините собранные части между собой.
  3. Зарядите мультиметр в течение 1 минуты и снимите показания силы тока, напряжения.
  4. Запишите показания в таблицу

Сила тока I, А

Напряжение U, В

Работа A, Дж

Мощность P, Вт

Время t, с

  1. Рассчитайте работу и мощность. Занесите результат в таблицу.
  2. По закону Джоуля – Ленца определите количество теплоты, выделяемое проводником при прохождении электрического тока.

7. Сделайте вывод о проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра «Поле чудес» Тема: Слова из мира животных и их новые названия

Материал для внеклассного занятия по русскому языку представлен в форме игры, цель:расширить знания учащихся о словах, их значениях, прививать интерес к русскому языку...

Открытый урок по истории Древнего Мира на тему: "Семь чудес света" (Презентация)

           СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА, (лат. septemmiraculamundi) -  самые знаменитые памятники древнего мира — египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семир...

Урок по ознакомлению с окружающим миром на тему «Тайны и чудеса зимушки-зимы»

 Урок по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в 3 классе Задачи:1) На основе наблюдения и представления раскрывать и распознавать признаки зимней природы;2) Развивать внимание и любознатель...

Урок-путешествие по химии "В мире чудес"

Методическая разработка урока-путешествия по химии " В мире чедес" для учащихся начального и среднего звена....

Презентация по истории древнего мира для 5 класса "Семь чудес света Древнего мира"

Семь чудес Древнего Мира. Это список самых великих и самых поразительных строений и памятников. Некоторые, если не все, из Чудес Света обладают удивительным техническим уровнем....

Конспект НОД «В мире музыкальных чудес»

Конспект НОД «В мире музыкальных чудес»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАКОНСПЕКТ НОД«В МИРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЧУДЕС»для старшей группыПодготовила музыкальный руководитель Гертнер В. С.МБДОУ № 23 п. Железнодорожный1 ч...

Классный час: "Семь чудес света или Семь чудес Древнего Мира".

Цель:- Развитие культурного и эстетического интереса у учащихся, расширение их представлений о культуре Древнего Мира. - Создание атмосферы  "Путешествие по чудесам света".Задачи: - Раз...