Импульс тела.Закон сохранения импульса тела.
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок по физике 9 класс
по теме: «Импульс. Закон сохранения импульса»
Цели урока:
Образовательная цель – обосновать введения новой физической величины-импульса тела, , вывести закон сохранения импульса, помочь учащимся осмыслить практическую значимость и полезность приобретаемых знаний и умений.
Развивающая цель – развитие навыков самостоятельного получения знаний, создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности.
Воспитательная цель – способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Физический диктант
- Изучение нового материала
- Импульс тела.
- Закон сохранения импульса.
- Закрепление нового материала.
- Решение задач.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
II. Физический диктант.
Вариант I | Вариант II | ||
1. Период (определение) | 1. Частота (определение) | ||
2. Формула ν | 2. Формула Τ | ||
3. Единица измерения Τ | 3. Единица измерения ν | ||
4. Запишите формулу υ движения по окружности | 4. Запишите формулу aц | ||
5. По какой траектории движется ИСЗ имея I-ю космическую υ | 5. По какой траектории движется ИСЗ имея II-ю космическую υ | ||
6. Запишите закон всемирного тяготения для тела, которое находится на поверхности Земли. | 6. Запишите закон всемирного тяготения для тела, которое находится на большом расстоянии от Земли. | ||
7. Исключить лишнее: масса заряд объем длина время скорость | 7. Исключить лишнее: сила скорость весы время вес давление | ||
8. Установить соответствие | 8. Установить соответствие | ||
электрометр динамометр психрометр | Деформация тела под действием силы Взаимодействие электрических зарядов Влажность воздуха Тепловое действие электрического тока |
| Период Частота Центростремительное ускорение Гравитационная сила Потенциальная энергия |
Проверка физического диктанта (фронтальная).
III. Изучение нового материала.
Изучение нового материала
Ребята тема нашего урока “Импульс тела. Закон сохранения импульса”
Сегодня на уроке мы с вами не только будем ставить опыты, но и доказывать их математически.
Зная основные законы механики, в первую очередь три закона Ньютона, казалось бы, можно решить любую задачу о движении тел. Ребята, я вам продемонстрирую опыты, а вы подумайте, можно ли в этих случаях используя только законы Ньютона решить задачи?
Проблемный эксперимент.
Опыт №1.Скатывание легкоподвижной тележки с наклонной плоскости. Она сдвигает тело, находящееся на ее пути.
Можно ли найти силу взаимодействия тележки и тела? (нет, так как столкновение тележки и тела кратковременное и силу их взаимодействия определить трудно).
Опыт №2. Скатывание нагруженной тележки. Сдвигает тело дальше.
Можно ли в данном случае найти силу взаимодействия тележки и тела?
Сделайте вывод: с помощью каких физических величин можно охарактеризовать движение тела?
Вывод: Законы Ньютона позволяют решать задачи связанные с нахождением ускорения движущегося тела, если известны все действующие на тело силы, т.е. равнодействующая всех сил. Но часто бывает очень сложно определить равнодействующую силу, как это было в наших случаях.
Если на вас катится игрушечная тележка, вы можете остановить ее носком ноги, а если на вас катится грузовик?
Вывод: для характеристики движения надо знать массу тела и его скорость.
Поэтому для решения задач используют еще одну важнейшую физическую величину - импульс тела.
Историческая справка
Понятие импульса было введено в физику французским ученым Рене Декартом (1596 – 1650 гг), который назвал эту величину «количеством движения»: « Я принимаю, что во вселенной…. Есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает».
Рене Декарт родился в дворянской семье, в школьные годы проявил интерес к математике. Получив образование, Декарт служил в армии, много путешествовал, затем поселился в Нидерландах, посвятив себя науке. Развивая идеи Галилея, сформулировал закон сохранения количества движения.
Найдем взаимосвязь между действующей на тело силой, временем ее действия, и изменением скорости тела.
Пусть на тело массой m, которое покоится, начинает действовать сила F. Тогда из второго закона Ньютона ускорение этого тела будет а. Причем:
F = ma
а = (V - V0 ) / t
одставив в первое выражение значение ускорения, получаем:
F = m (V0 - V) / t
или:
Ft = mV – mV0
Рассмотрим правую часть, мы видим, что произведение массы на скорость есть импульс тела.В тетради записываем определение, что называем импульсом тела.
p = mV
Произведение массы тела на его скорость называется импульсом тела.
Импульс р – векторная величина. Он всегда совпадает по направлению с вектором скорости тела. Любое тело, которое движется, обладает импульсом.
Выясним, в каких единицах измеряется импульс тела.
Т.к. масса измеряется в кг, а скорость – в м/с, то импульс тела измеряется в кг·м/с.
Но в правой части есть еще произведение массы на начальную скорость. Получаем, что все то, что стоит в правой части мы называем изменением импульса тела и обозначаем ∆p
∆p = mV – mV0 - изменение импульса тела
Задача (устно): Найдите импульс тела массой 5 кг, движущегося со скоростью 2 м/с.
Слева у нас произведение силы на время есть импульс силы
Ft – импульс силы
В каких единицах будет выражаться импульс силы? (Н с)
Оказывается, что
Ft = ∆p
В векторном виде мы задачи не решаем.
Далеко не все задачи в механике можно решить, используя законы Ньютона. К таким задачам можно отнести расчет скорости тел после соударения и расчет текущей скорости тела, у которого меняется масса.
Рассмотрим опыт с мячами.
Импульс обладает интересным свойством, которое есть лишь у немногих физических величин. Это свойство сохранения. Но закон сохранения импульса выполняется только в замкнутой системе.
Запишем определение в тетрадь.
Замкнутая система тел – это совокупность тел, взаимодействующих между собой, но не взаимодействующих с другими телами.
Импульс каждого из тел, составляющих замкнутую систему, может меняться в результате их взаимодействия друг с другом.
Векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел.
В этом заключается закон сохранения импульса.
Примеры: ружье и пуля в его стволе, пушка и снаряд, оболочка ракеты и топливо в ней.
IV. Закрепление нового материала.
Задача 1. (№357 стр.49)
Дано: решение
m1=0,1 кг
m2=0,2 кг до после
v1=4 м/с m1 v1 - m2 v2 = v (m1 + m2)
v2=3 м/с 0,2*3 - 0,1*4= v(0,1+0,2)
v – ? 0,6 - 0,4= v*0,3
0,2= v*0,3 v=0,2/0,3=0,66≈0,7 м/с
Ответ: 0,7 м/с
Задача 2. (1-11 стр.71)
Дано: СИ решение
m1=100 кг m1 v1 = v (m1 + m2)
m2=10 т 10000кг
v1=500 м/с
v – ?
Ответ: 4,9 м/с
Задача 3. (1-15 стр.71)
Дано: решение
m1=0,2 кг m1 v1 - m2 v2 = v (m1 + m2)
m2=0,5 кг m1 v1 - m2 v2 = 0
v2=0,8 м/с m1 v1 = m2 v2
v =0
v1 – ?
Ответ: 2 м/с
Задача 4. (2-2 стр.72)
Дано: решение
m1=80 кг m1 v1= v (m1 + m2)
m2=20 кг
v1=4 м/с
v2=0
v – ?
Ответ: 3,2 м/с
V. Подведение итогов.
Выставление оценок
VI. Домашнее задание.
§21-22 Упр. 21(№2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса"
Рзработка урока по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса", 9 класс...
Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".
Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет дв...
Закон сохранения импульса тела
Урок физики для учащихся 9 класса с использование ЦОР...
урок физики в 8 классе по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса"
Цель урока: -сформировать понятие об импульсе тела; -научить определять и вычислять импульс тела; -ознакомить учащихся с законом сохранения импульса; -развивать умение наблюдать и анализировать явл...
План-конспект урока" Импульс тела.Закон сохранения импульса" 9 класс
Данный урок необходимдля того, чтобы ввести новую физическую характеристику – импульс тела, найти взаимосвязь между действующей силой, временем ее действия и изменение...
Урок физики в 10 кл.Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса.
План-конспект урока физики. Тема урока: Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса.Тип урока: изучение и первичного закрепления знаний с использованием ИКТ.Цель урока: спосо...
"Импульс тела. закон сохранения импульса тела"
Урок изучения нового метериала по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса тела". В работе используются фрагменты мультфильма мотивирующие работу учащихся на уроке....