Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
материал по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Максимова Александра Андреевна

Физика не является легко понимаемым предметом для учащихся, т.к. не все способны видеть в окружающем мире её законы. Одной из первых ступеней, к выявлению и развитию способностей у детей на уроках физики, является появление интереса к изучению предмета.

Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях. Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Физика не является легко понимаемым предметом для учащихся, т.к. не все способны видеть в окружающем мире её законы. Одной из первых ступеней, к выявлению и развитию способностей у детей на уроках физики, является появление интереса к изучению предмета.

Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях. Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно.

Для выявления способностей учащихся, я поставила перед собой ряд задач:

  • поддерживать и развивать интерес к предмету через небольшие фронтальные и демонстрационные опыты;
  • формировать приемы продуктивной деятельности;
  • прививать навыки исследовательской и проектной работы;
  • показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках физики;
  • видеть роль и место физики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.

Решение этих задач позволяет сделать процесс обучения интересным для ребенка, открывая в нём желание узнавать больше. При этом используются следующие методы обучения:

  • словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний;
  • наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением;
  • практические (лабораторные работы,  исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества.

Этим же задачам подчинены и различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая.

Практическую деятельность рассматриваю как деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств, присущих талантливой личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задачи, трудолюбие, способность видеть главное.

Далее приведу примеры некоторых педагогических методов, которые я использую в своей педагогической деятельности в основной школе.

  1. Тематические физминутки.

Урок 45 минут. Как не потерять ни одной минуты, и в то же время не переутомить детей, не усыпить потоком новой информации, заставить смеяться и удивляться, быть внимательным и самостоятельно, пытаться разобраться в явлениях, окружающих нас, проявить свои творческие способности. Выходом из этой ситуации является проведение физических минуток, но не тех, что ассоциируются с физкультурой, а именно непосредственно связанных с физикой, с её экспериментальной частью.

Например, упражнение на укрепление мышц брюшного пресса и  формирование осанки и закрепление темы « инерция»  в 7х классах.

Учащиеся становятся пассажирами в автобусе, а учитель-водитель. Учитель демонстрирует резкие повороты в сторону, учащиеся показывают с помощью наклонов туловища, в какую сторону по инерции они отклоняются.

  1. Исследовательские эксперименты.

Физика является экспериментальной наукой, поэтому развитие практического направления является одним из методов, позволяющих учащимся лучше понять изучаемые темы. Основными формами занятий являются практические работы  в физической лаборатории, на которых учащиеся приобретают навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей, учатся выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты. Выполнение таких заданий позволяет применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, стать компетентными во многих практических вопросах, подготавливают основу для практического применения полученных знаний, развивают интерес к предмету.

Проявить свои способности можно при выполнении задания по изготовлению приборов, принципы, действия которых были изучены на уроках (например, изготовление психрометра или электроскопа). Большое значение имеют проведение домашних наблюдений и простых экспериментов, так как в этом случае к выполнению работ привлекаются и родители (например, определение объёма своего тела, определение давления всей семьи, определение массы жидкости без весов ит.д.).

  1. Пословицы, поговорки и крылатые выражения.

Средствами развития умственных и творческих способностей могут служить отрывки из литературных произведений и высказывания великих учёных. Это расширяет кругозор и показывает влияние физики на восприятие мира человеком и способствуют видению физических явлений. Учащимся предлагается на обсуждение литературный отрывок, смысл которых ребята должны объяснить на основе полученных на уроках физики знаний. Пример: Иногда и такое случается, что и камень потом обливается (конденсация). Как с гуся вода (несмачивание). Поиск истины важнее обладания ею. (А. Эйнштейн).

  1. Внеклассная деятельность.

Развитию способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. Это и разовые мероприятия, проводимые в рамках предметного дня или недели: физические вечера, викторины, различные игры «Ассамблея», «Колесо истории», «Игры разума». В подготовке к этим мероприятиям принимают участие как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. Здесь в полной мере проявляются их способности, развиваются смекалка, логическое мышление. А так же систематическое ведение кружковой работы «Физика в природе» (7-8 кл), «Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ» (9 кл).

  1. Олимпиады.

Особое место во внеклассной работе по физике занимает подготовка к физической олимпиаде и ее проведение. Ей предшествует длительная и кропотливая работа. Участие в олимпиаде требует от ученика знания таких разделов физики, которые в школе не изучаются. Эти знания ученик может получить как на индивидуальных консультациях, так и при самостоятельном изучении специальной литературы, рекомендованной учителем.

Кроме того свои силы в олимпиаде может попробовать не только «сильный» ученик. Желающие могут оценить свои возможности и способности в олимпиадах, где необходимы знания из повседневной жизни, связанные с изучаемым предметом. Эти конкурсы и интернет олимпиады развивают интеллект участников, повышают мотивацию к обучению через игру и соревнование, дают новые знания и знакомят с современными образовательными технологиями и сервисами (например, олимпиада, проводимая центром «Снейл» - физика в опытах).

  1. Задачи.

 Самую большую роль в выявлении и развитии способностей учащихся на уроках физики я отвожу решению задач. Это могут быть, например, задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. Стараюсь на каждый урок подготовить проблемный - интересный вопрос.

Суть каждой задачи заключается в том, что необходимо предсказать, как будет протекать физическое явление и ответить на вопрос: почему так произошло?  Например: Альпинист решил приготовить обед в горах, но у него не получилось. Почему?

В процессе решения таких задач прививается навык наблюдательности и умение различать физические явления в природе, быту, технике, а не только в кабинете физики. В задачах такого типа на обыденных жизненных примерах хорошо показано применение изучаемого материала.

Задачи и их количество выбираются учителем в зависимости от уровня подготовленности класса и времени, отводимого для данного типа урока. Для повышения мотивации задачи выбираю разнотипные: качественные, практико-ориентированные, изобретательские, экспериментальные и т.д., но не типичные, расчётные (часто нелюбимые учениками).

Я представила лишь некоторые методы, используемые в своей педагогической работе для выявления и развития способностей учащихся, изложила основные принципы, в соответствии с которыми строится моя работа. Все дети - это естествоиспытатели. Задача учителя создать условия для развития способностей познавать окружающий его мир, увидеть «невидимое» вокруг него и не бояться шагнуть за пределы видимого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...