Главные вкладки

    План-конспект урока по физике 7 класс. Как обнаружить атмосферное давление.
    план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

    Ушакова Валентина Александровна

    Урок соответствует ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok-issledovanie._kak_obnaruzhit_atmosfernoe_davlenie.docx27.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого  урока физики в 7 классе,                         проведенного в рамках ШМО.

    Учитель физики – В.А.Ушакова

    УРОК   ИССЛЕДОВАНИЕ.   Как  обнаружить атмосферное давление?  Как его использовать?

    Цель: сформировать представления о том, как можно обнаружить  атмосферном давлении и как его можно использовать.

    Задачи:

    Образовательные:

    • способствовать усвоению понятий: атмосфера, атмосферное давление
    • совершенствовать умения извлекать из текста необходимую информацию, высказывать свое мнение.

    Развивающие:

    • развивать умение работать с новой информацией;
    • развивать навык систематизации полученных знаний;
    • стимулировать навык критического мышления и самостоятельного осмысления текста;
    • формировать навыки поисковой деятельности.

    Воспитательные:

    • пробудить интерес к предмету, расширить кругозор учащихся;
    • научить видеть вокруг физические явления, уметь их правильно объяснять;
    • совершенствовать навыки учебного сотрудничества.

    Продолжительность урока – 45 минут.

    Место урока – кабинет физики.

    Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация, выполненная в Microsoft Power Point , учебник “Физика 7” под редакцией А.В. Перышкина,  экспериментальные установки  для демонстрации опытов, подтверждающих существование атмосферного давления, тексты карточек.

    Основные формы организации деятельности  детей: индивидуальная, парная, фронтальная.

    Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, индивидуальная работа, эвристическая беседа.

    Тип урока: общеметодологической направленности.

    Технологии: технология развития критического мышления, технология деятельностного метода, ИКТ.

    Эпиграф к уроку:

    “Мы живем на дне сказочно красивого океана. Он велик и безбрежен”
                                                                                                     Эванджелиста Торричелли

     Деятельность обучающихся

    Ход урока

    Учитель: Здравствуйте, друзья! Я очень рада вас видеть, и верю, что урок у нас пройдет великолепно и настроение у нас станет прекрасным.

    Приёмы и методы:

    Прием “Верите ли вы, что…?”

    Комментарии

    Дети самостоятельно определяют тему урока.

    Учитель: что мы знаем об атмосферном давлении? (рассказ  об истории открытия).

    ПРИЕМ: Вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? А ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженного кирпичом. Не верите?

    Площадь кожного покрова человека около 1,6 кв.м., на 1 кв.см. давит 1 кг., т.е. каждый из нас  носит на плечах около 16 тонн воздуха.

    Как человек выдерживает такие нагрузки?

    Реплики учащихся выслушиваются, в ходе фронтальной работы записываются ключевые слова: атмосфера, атмосферное давление

    Цель урока: убедиться в существовании атмосферного давления и научиться использовать полученные знания для объяснения физических явлений. Выяснить роль атмосферного давления в жизни человека и животных.

    Сегодня на уроке мы увеличим круг наших знаний, изучая подробно  атмосферное давление.

     Учащиеся по очереди сообщают те сведения, которыми они владеют по изучаемому вопросу.

    Как можно измерить атмосферное давление?

    Группа 1 измеряет давление на улице и в помещении класса, проводит сравнительный анализ.

    С помощью электронного барометра

    Опыт 1. “Фонтан Герона”

    Из цилиндрического сосуда, закрытого пробкой с трубкой, откачиваем с помощью насоса Камовского воздух, перекрываем кран на трубке, опускаем трубку в воду и открываем кран. Под действием атмосферного давления на поверхность воды в кювете внутрь сосуда бьёт фонтан. Почему же это происходит?

    Вновь раскладывают карточки и комментируют полученные результаты

    Опыт 2. Яйцо в графине.

    Возьмем бутылку из-под молока или графин, опустим в него горящую бумажку и закроем горлышко еще теплым круто сваренным яйцом. Яйцо втягивается в бутылку. Как это явление объяснить?

    Работа с лабораторным оборудованием, заполнение дневников.

    ОПЫТ 3. Можно ли переносить воду в решете?

    Возьмите пластиковую бутылку и сделайте при помощи раскаленной иглы в дне несколько отверстий. В результате дно выглядит как решето. Налейте в бутылку воды и закройте бутылку пробкой. В результате вода перестает выливаться из бутылки. А еще говорят, что воду нельзя носить в решете!!!

    Когда пробка не закручена, атмосфера выдавливает воду из бутылки. Если пробку закрутить на воду действует только давление воздуха в бутылке, а его давление мало и вода не выливается.

    ОПЫТ 4  ( показать записанный видеосюжет с Л.Жантлиевой).

    В банку с широким горлышком) опустить зажженную бумагу и быстро закрыть горлышко воздушным шариком. Шарик постепенно втягивается и проваливается внутрь банки.

    Опыт №5

    Как достать из воды монету, не намочив пальцев?

    http://festival.1september.ru/articles/596569/img7.gif

    Положите монету на большую плоскую тарелку. Налейте столько воды, чтобы она покрыла монету. А теперь предложите гостям или зрителям достать монетку, не намочив при этом пальцев. Для проведения опьта необходим еще стакан и несколько спичек, воткнутых в плавающую на воде пробку. Зажгите спички и быстро накройте плавающий горящий кораблик стаканом, не захватив при этом монетки. Когда спички погаснут, стакан наполнится белым дымом, а затем под ним сама собой соберется вся вода из тарелки. Монета останется на месте, и вы можете взять ее, не намочив пальцев.

    Объяснение

    Сила, вогнавшая воду под стакан и удерживаюшая ее там на определенной высоте, - атмасфероное давление. Горящие спички нагрели в стакане воздух, давление его возросло, часть газа вышла наружу. Когда спички погасли, воздух снова остыл, но при охлаженин его давление уменьшилось, под стакан вошла вода, вгоняемая туда давлением наружного воздуха.

    6.ПЕРЕВЕРНУТЫЙ СТАКАН.

    Оборудование: стакан, наполовину наполненный водой, гайка, лист бумаги.

    Описание опыта: В стакан, наполовину наполненный водойгайку (груз), закрыть листом бумаги и, придерживая рукой, перевернуть. Несмотря на то, что изнутри на бумагу давят воздух, вода и груз, она не отрываются. Объясните явление.

    Под тяжестью воды и груза бумажка слегка прогибается, объем воздуха увеличивается, и его давление становится меньше атмосферного. Поэтому внешнее атмосферное давление может уравновесить давление содержимого стакана.

    7.Опыт с воздушным шариком.

    8. Творческое задание А.Кусаиновой.

    Как используется атмосферное давление

    Презентация и демонстрационный эксперимент.

    9.Эврестическое задание.

    Представьте себе, что вы находитесь на пресс-конференции с Э.Торричелли, посвященной открытию атмосферного давления. Придумайте и задайте ему по одному-два вопроса.

    Творческое мышление, глубина знания учебного материала.

    Рефлексия. Что нового мы узнали. Кто планирует продолжить заниматься этим вопросом?

    Домашнее задание:

    Творческие задания:

    В каких приборах у вас дома работает атмосферное давление?

    “Роль атмосферного давления в живой природе” (сообщение или презентация)

    .

     

    Помните всегда о том, что МИР намного интереснее, чем нам кажется

    Литература

    1. Вечера по физике в средней школе / сост. Э. М. Браверманн. – М.: Просвещение, 1985.
    2. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике / Л. А. Горев. – М.: Просвещение, 1977.
    3. Заир-Бек С.И. / Развитие критического мышления на уроке/ С.И. Заир-Бек – М. : Просвещение, 2011.
    4. Книга для чтения по физике / сост. И. Н. Кириллова. – М. Просвещение.
    5. Колобков Н.В. Атмосфера и её жизнь / Н. В. Колобков. – М.: Просвещение, 1968.
    6. Открытая физика.11.Полный интерактивный курс физики. ООО “Физикон”
    7. Перельман Я.И. / Занимательная физика. Книга 1./ Я.И. Перельман.– М.: Триада-Литера,1994.
    8. Перышкин А.В. / “Физика. 7 класс” учебник / А.В. Перышкин, – М.: “Дрофа”, 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока по физике в 8 классе. Электризация тел. Два рода зарядов

    План-конспект открытого урока по физике в 8 классе.Электризация тел. Два рода зарядов...

    План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

    План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

    План-конспект современного урока по физике. "Давление. Единицы давления."

    Урок по физике по ФГОС.Цель  урока: сформировать понятие давление, определить способ его нахождения, ввести единицу измерения давления.Задачи:- обучающие: создание условий для усвоения учащимися ...

    Презентация к план-конспекту интегрированного урока по физике 7 класс "Путешествие в мир Силы тяжести"

    Презентация может быть использована для проведения урока закрепления и обобщения материала по теме «Сила тяжести» с целью повышения познавательного интереса учащихся при изучении физики....

    План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»

    Обобщить и расширить знания учащихся о звуке,  механизме его образования ивосприятия         животными         орга...

    План - конспект открытого урока по физике в 11 классе на тему "Античастицы"

    Открытый урок по физике в 11 классе проводился в соответствии с приказом Самарского управления министерства образования и науки Самарской обдасти во время апробации дополнительных форм оценки качества...

    План-конспект открытого урока по физике по теме «Расчет плотности вещества» 7-й класс

    Цели:Образовательная: проверка усвоения понятия плотность вещества; проверка знания обозначений, единиц измерения, формул расчета плотности, массы, объема; отработка формул расчета массы и объема...