Проект "Секреты света"
проект по физике на тему

 

Свет играет очень важную роль в нашей жизни. Без света мы не смогли бы увидеть красоту окружающего мира.  Свет необходим для жизни.

 Проблема нашего проекта: как использовать световые явления в жизни человека,  организовать использование светоотражающих элементов.

Цель исследования: выявить условия и способы отражения и световозвращения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_sveta.docx890.01 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №8 г. Аткарска Саратовской области

Секреты света

                                                    Выполнили: ученики   2 «А» класса

Руководитель: Ракобольская Н. Н.

                          Брусьева О.А  

Паспорт проекта

Проблема:  отражение и световозвращение -  необходимые свойства света в жизни человека

Тип проекта: исследовательский, межпредметный

Объект исследования: отражение и световозвращение

Цель нашего исследования: выявить условия и  способы отражения  и световозвращения

         Задачи:

  1. выяснить условия отражения  и световозвращения
  2. изучить применение этих свойств света
  3. провести опыты  и  социологический опрос
  4. создать продукт отражения  и  световозвращения

Предполагаемая  новизна: более широкое применение свойств  света в быту и на производстве

Методы исследования:

 - изучение литературных источников;                  

 - опыты и опрос;      

 - наблюдение,

 - эксперимент.

Практическая значимость: Отражение используют при производстве различных оптических приборов. Присутствие световозвращающих элементов на детской одежде может значительно снизить детский  травматизм  на дорогах.

Форма продуктов:

- мультимедийная презентация

-  фликеры

-анализ данных социологического опроса

Осенью дни очень короткие. Утром мы идем в школу, а на улице еще темно.  В это время  на дорогах можно увидеть много огоньков. Это спешат ученики в школу, родители ведут в садик малышей, взрослые идут на работу. Такой же огонек есть и на моей куртке. Родители объяснили мне, что это   специальные светоотражающие элементы. Меня это заинтересовало,  и я предложил друзьям раскрыть некоторые секреты световых явлений.

Тема нашего проекта «Секреты света». Считаем,  что тема актуальна, очень важная и нужная. Свет играет очень важную роль в нашей жизни. Без света мы не смогли бы увидеть красоту окружающего мира.  Свет необходим для жизни.

 Проблема нашего проекта: как использовать световые явления в жизни человека,  организовать использование светоотражающих элементов. Цель исследования: выявить условия и способы отражения и световозвращения.

Мы встретились с учителем физики. Она рассказала нам, что все поверхности отражают свет. Просто по-разному. Матовые меньше, а  блестящие или полированные больше. Самая блестящая поверхность – это зеркальная.

Из научного фильма мы узнали главный закон отражения: угол падения света равен углу отражения.

Ученики 11 класса помогли нам провести наблюдения и самим убедиться в этом законе.

Из энциклопедии мы  узнали,  что зеркало – это гладкая блестящая поверхность, которая отражает почти весь попадающий на нее свет. Мы видим себя в зеркале потому, что свет, отражаясь от нас,  попадает на зеркало, отражается от него еще раз и попадает нам в глаза.

 Мы провели опыты и узнали много интересного.

Опыт № 1. Мы видим отражение в перевёрнутом виде.

А иногда зеркало может нас обмануть.

Опыт № 2. Обман зрения.

Если поставить два зеркала рядом, а перед ними – стаканчик с мороженым, то можно увидеть сразу 3 таких стаканчика.

А еще придумали использовать зеркала для развлечения людей. Все вы, наверное, были в комнате смеха и видели свои забавные отражения. Это происходит потому, что мы отражаемся от искривлённых зеркал. Комнату смеха можно устроить дома. Возьмите металлическую ложку. Она имеет две стороны – выпуклую и вогнутую. А теперь посмотритесь в неё. Вы выглядите забавно? Это происходит потому, что поверхность ложки искривлена.

Опыт № 3. Комната смеха в домашних условиях.

В Интернете мы узнали, что зеркала нам нужны не только для того, чтобы смотреться в них. Зеркала используют при производстве различных оптических приборов. Астрономы наблюдают за звёздами в мощные телескопы. В конструкции телескопа используется система вогнутых зеркал, которые похожи на огромные неглубокие тарелки. Такие зеркала помогают увидеть  удалённые объекты.

Свет, попадающий на поверхность,  почти весь отражается обратно. Это называется световозвращение. Проще всего  это понять на примере кошки. Точнее  кошачьих глаз. В темноте она не видна, но если свет попадет на ее мордочку, то кошку можно увидеть за 80 метров.

Зная это, учёные разработали специальные материалы, которые защищают пешеходов на дорогах в тёмное время суток. Если на одежде пешеходов есть светоотражающие элементы, это позволяет им быть видимыми за 150 метров.

Светоотражающие элементы -  фликеры  можно увидеть на костюмах рабочих дорожных служб и железнодорожного транспорта. Обязательно должны быть светоотражающие элементы на велосипедах детей и взрослых. Это поможет сохранить им жизнь во время движения.

Мы провели опрос учеников начальных классов нашей школы. Задавали следующие вопросы:

  1. Знаете ли вы, что такое фликеры?
  2. Для чего они нужны?
  3. Хотели бы вы иметь фликеры на портфеле?

В опросе приняли участие  30 учеников. На первый вопрос ответили 12 человек. Для чего нужны фликеры знают  15 человек. И все участники захотели иметь на своих портфелях фликеры.

 Мы с удовольствием рассказали о важности светоотражающих элементов для безопасного движения на дорогах в тёмное время суток.

Фликеры – это изделия для детей и взрослых в виде наклеек, подвесок для ношения в темное  время суток. Это название для светоотражающих элементов придумали российские производители. Фликер выглядит как игрушка, но она позволяет лучше увидеть ребенка на дороге.

Мы решили сделать фликеры своими руками, потому что хотим чувствовать себя безопасными по дороге в школу. Родители приобрели светоотражающий материал, и мы приступили к работе. Это оказалось несложно и  интересно. Каждый старался проявить творчество, чтобы его фликер был самым  особенным. Фликеры прикрепили к портфелям. Теперь нас в темное время   видно издалека! Родители спокойны за нас!

А как же первоклассники? Ведь они наши младшие друзья! Мы пошли к ним в гости,  рассказали о светоотражающих элементах и подарили каждому фликер.  Они очень обрадовались. Теперь мы спокойны за наших малышей. Они стали видимыми и заметными на дорогах.

А Егор задумался о безопасности своей собаки. Ведь они выводят ее гулять в темное время суток. Вместе с родителями они прикрепили светоотражающий элемент на ошейник  четвероногого друга. Теперь и он  хорошо заметен на дороге.

А Вероника всей семьёй любят  вечером гулять. Осенью темнеет рано,  а хочется погулять подольше. У них на одежде есть светоотражающие элементы. С ними можно гулять спокойно. Семья заметна на дороге.

А младший брат Лены, младшая сестренка Жени, Вероники и Димы  посещают детский сад. Утром еще темно и вечером тоже. Мы прикрепили фликеры им на курточку. Огонек виден издалека! Спокойно идут они  в садик.

       В нашем городе много внимания уделяется  безопасному движению детей по дорогам. С учениками встречаются инспекторы дорожной службы. Утром на перекрестках следят за безопасным движением работники постовой службы. На родительских собраниях  учителя  напоминают нашим родителям о соблюдении правил дорожного движения.

      Мы встретились с сотрудником патрульно-постовой службы. Задали ему следующие вопросы:

  1. Есть  ли у детей нашего города фликеры?
  2. Способствуют ли они безопасному движению в темное время суток?
  3. Какие советы можно дать взрослым для сохранения жизни детей на дорогах?

Сотрудник патруль-постовой службы отметил, что многие дети и взрослые прикрепляют светоотражающие элементы. Нам посоветовали правильно переходить дорогу – только по зебре. Надо быть внимательным и в светлое время суток!

Во время работы над проектом мы узнали много интересного о световых явлениях.

  1. Мы выяснили, что отражение происходит от зеркальной поверхности.
  2. Из дополнительной литературы мы узнали, что светоотражение широко используется в современной жизни.
  3. Мы поняли, что фликеры на детской одежде помогут сделать ребенка  видимым и помогут ему безопасно  передвигаться по дорогам в темное время суток.

Фликеры должны носить

Взрослые и дети,

Чтоб по улицам ходить

При вечернем свете.

С этим чудо-огоньком

Станешь ты заметен,

Когда по улице пойдёшь

При вечернем свете.

Он машине скажет: СТОП!

ОСТАНОВИСЬ, ВОДИТЕЛЬ!

От беды убережёт

Огонёк-спаситель!

.

Литература:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]
  2. Моя самая первая энциклопедия, М., «Росмэн», 2007
  3. Сикорук Л.Л., Физика для малышей, Изд. «Педагогика», 1983
  4. Классная физика [электронный ресурс]

http://class-fizika.spb.ru/index.php/opit/615-opit


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по физике для обучающихся 9 класса "Свет. Прямолинейное распространение света".

Презентацию к уроку физике по теме "Свет. Прямолинейное распространение света" можно использовать при изучении главы "Оптические явления" в основной школе (9 класс). ...

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

На уроке учащиеся знакомятся  с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...

презентация к уроку по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Интерактивная презентация к уроку "Источники света. Распространение света" 8 класс , содержит небольшой тест....

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Разработка урока на котором  учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света,  законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...

Источники света.Распространение света

Урок на тему "Источники света.Распространение света " Глава  "Световые явления"  8 класс...