Дифференцированное обучение физики.
статья по физике на тему

Шиханова Ирина Ивановна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differents.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении физике.

   Общепризнанно, что физика – предмет трудный. На это накладывается сформированное в общеобразовательной школе негативное отношение к  предмету («не понимаю», «конфликтовал с учителем», «не нравится», «сложный предмет», «не нужен для профессии» и т.п.)

Вопросы, с которыми сталкивается преподаватель физики:

  • Как изменить отношение учащихся к предмету?
  • Как научить ребят учиться?
  • Что необходимо сделать, чтобы интерес учащихся к научным знаниям не был ситуативным и по возможности - стал частью их профессиональной жизни?
  • Как организовать учение, чтобы оно не превращалось в скучное и однообразное занятие?
  • Как через уроки  развивать интеллектуальные способности, познавательный интерес, индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся?

   По моему мнению, для системного решения вышеозначенных проблем необходимо обеспечить «ситуацию успеха». Одним из возможных путей успешной деятельности учащихся является уровневая дифференциация, при которой каждый обучается на доступном ему уровне трудности (в зоне своего ближайшего развития).

   Следует различать два термина: «дифференцированное обучение» и «дифференцированный подход в обучении». В первом случае рассматриваются социально-экономические, правовые, организационно-управленческие, дидактические аспекты обучения. Во втором случае речь идет о научной разработке дифференцированного подхода к каждому ученику для формирования и коррекции развития личности в избранной области обучения.

   В основе дифференцированного подхода лежит идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных (дифференцированных по уровням) целей обучения.

   Особо хочется обратить внимание на индивидуализацию обучения, так как именно через неё обеспечивается технология личностно-ориентированного образования.

   В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. На протяжении нескольких лет проблему, связанную с изучением физики, я решаю через дифференцированный подход в обучении.

   Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной направленности: устраняющие пробелы в знаниях, и задания учитывающие имеющиеся у учащихся предварительные знания по теме.

Для реализации дифференцированного подхода в обучении использую следующие приёмы:

   1) Разноуровневые карточки–задания  для самостоятельного выполнения.

Каждая карточка–задание состоит из трёх задач:

  • Первый уровень – задача на знание и применение прямой формулы или физического закона.
  • Второй уровень – задача в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.
  • Третий уровень – задача творческого характера, требующая знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.

   2) Дифференцированные контрольные работы.

Для реализации разноуровневого обучения на проверочных и контрольных работах можно использовать карточки-задания трех уровней:

А. Первый уровень - задачи на знание и применение прямой формулы или физического закона.

В. Второй уровень - задачи в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.

С. Третий уровень - задачи творческого характера, требующие знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.

   3) При решении задач использую несколько приемов:

   «Вихрь задач»

   На доске пишу ряд номеров задач, подлежащих решению:     ученик,      справившись с первой, показывает тетрадь, на которой она сделана, учителю и принимается   за   следующую.    Таким образом,  каждый  работает  в  том темпе, который ему под силу.

   «Охота за пятерками».

   Прием аналогичен предыдущему, но в нем решение предъявляется учителю не в тетради, а на доске, к которой ученик молча выходит и записывает свое решение;

   Группам, состоящим из учеников-пятерочников и четверочников, предлагают задачи повышенной сложности,   а   группам   троечников — более простые, типовые.

   4) Дифференцированный подход при выполнении лабораторных работ.

   Практическая деятельность ученика в школе чаще всего сводится к работе по описанию или инструкции. Детям со слабой и средней подготовленностью это вполне приемлемо. Но, я считаю, что крайне не эффективна эта работа со всеми учениками класса. Для способных детей в работу надо включать творческие задания.

   5) В 7 -10 классах стараюсь   использовать игровые методы (решение кроссвордов, разгадывание  загадок, объяснение   смысла пословиц, неправильная запись формул, анализ отрывка из стихотворения или литературного произведения и т.д.).  

   6) Использование проектно - исследовательской технологии, которая позволяет решать ряд важных образовательных задач, а именно: выдвигать темы проектов, определять свою позицию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и, в тоже время, понимать роль и значение групповой работы.

   При использовании проектно - исследовательской технологии учащиеся  учатся проводить наблюдения, обрабатывать и систематизировать полученные данные, ставить проблемные вопросы и выдвигать обоснованные предположения, измерять физические величины и устанавливать зависимость между ними, моделировать явления, делать теоретические выводы и проверять их экспериментально, проверять в процессе проведения  эксперимента законы природы, а при возможности и устанавливать их, изучать принципы действия приборов, конструировать несложные устройства на основе изученных явлений. Учащиеся получают также задания исследовательского и конструкторского характера, которые школьники с успехом могут выполнить дома.              

    Моя цель – привести детей к успеху, и если ребенок шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает его, то это способствует не только овладению базовым уровнем знаний, но и формирует у ребенка интерес к учебе, развивает его  способности, повышает чувство собственного достоинства и раскрывает его интеллектуально-творческий потенциал.

   Одним из требований ФГОС является – формирование условий для эффективной реализации и освоения обучающимися программы образования, в том числе условий для индивидуального развития.

   Какие же условия надо изменить в нашей школе?

   В-первых, недостаточное материально- техническое обеспечение. В нашей школе оборудование которое мы используем для фронтальных и лабораторных работ очень устарело, есть приборы 1967 года выпуска, а в данное время уже на экзаменах хотят ввести вопросы с практической частью.

   Во–вторых, раньше на изучение физики отводилось в 9 классе 3 часа, а в10-11 5 часов в неделю, теперь только 2.

   И тогда проводимая работа позволит получать 100% успеваемость учащихся, развивать творческие способности детей, создавать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик будет решать те или иные задачи самостоятельно, следовательно, повысится его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.

   Использование личностно-ориентированного подхода способствует:

- повышению качества усвоения знаний по математике школьниками

-развитию самостоятельности;

-повышению их творческой активности.

   Конечно же, данная система требует большого количества времени учителя на подготовку к занятиям, проверку и анализ работ, проведение индивидуальных консультаций. Но, чтобы результаты обученности выпускников основной школы были объективными при новой форме итоговой аттестации, нам необходимо пересмотреть накопленный опыт и работать в ключе требований ФГОС второго поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках физики

Данная технология позволяет подходить к каждому ребёнку индивидуально, тем самым повышая интерес к предмету, развивая самоуверенность, делая урок интересным и насыщенным. Но в то же время заставляет у...

Организация дифференцированной работы учащихся при обучении физике

Дифференциация обучения является сложной задачей, т.к. ученики        различаются не      только...

Научно-исследовательская деятельность учащихся - как одна из технологий дифференцированного и персонифицированного обучения физике

Использование научно-практической деятельности при обучении физике как одного из методов дифференцированного обучения учащихся....

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В 9 КЛАССЕ

В условиях работы с использованием технологии уровневой дифференциации педагогам чаще всего приходится интуитивно, опираясь на свой педагогический опыт и используя общий для всех групп класса учебник,...

Дифференцированный подход в обучении физике

Статья, раскрывающая значение дифференцированного подхода при обучении физике в общеобразовательной школе....

Дифференцированное обучение физики

Дифференцированное обучение на уроках физики.  Хорошо продуманное внедрение дифференциации в учебный процесс позволяет решить следующие задачи:1.      предотвратить ...

Дифференцированное обучение физики

Дифференцированное обучение на уроках физики.  Хорошо продуманное внедрение дифференциации в учебный процесс позволяет решить следующие задачи:1.      предотвратить ...