Самостоятельная работа учащихся на уроках физики
статья по физике

Зодбоева Раиса Болотовна

статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota_uchashchihsya_na_urokah_fiziki.docx61.93 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа учащихся на уроках физики

Сейчас в связи с формированием информационных умений повышается роль самостоятельной работы при работе с учебником и другими источниками информации. Умение работать с книгой необходимо не только для успешного обучения, но и для будущей трудовой деятельности учащихся.

Работу с учебником провожу на всех этапах обучения: при изучении нового материала, закреплении, при выполнении лабораторно-практических заданий. Время, отводимое на этот вид деятельности, на некоторых уроках составляет примерно 20-25 мин.

Работу с учебником традиционно начинаю с заданий репродуктивного характера: внимательное чтение, запоминание и воспроизведение прочитанного. Предварительно знакомлю учащихся со структурой учебника. Задания при работе с учебником могут носить различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический, творческий, что позволяет в рамках урока осуществлять дифференцированный подход в обучении.

                                              Работа с учебником

                 поисково-                     сравнительно –                       творческая

           репродуктивный                аналитическая              

- комментированное чтение    - таблица и схема          - вопросы к               прочитанному

- ответы на вопросы словами   - анализ рисунков      - рассказ по заданным

- составление схем                                                            словам

- опорные конспекты                                                     - тесты

- составление планов                                                     - кроссворды

- составление конспектов                                              - тексты с ошибками                                                                                          

- заполнения таблиц                                             - тексты с пропущенными

- работа терминами                                                           словами

                                                                       -рассказ по заданным словам

1. Поисково-репродуктивная работа.

На уроках использую табличную форму представления изучаемого материала, которая позволяет:

сравнивать наглядно физические явления и свойства объектов.

кратко представлять материал

систематизировать материал по теме.

Составление таблиц самими учащиеся развивает их самостоятельность и учит работать с учебником, коротко формулировать ответы на вопросы.

На первом этапе ученики делают таблицы вместе со мной, затем - сами.

Учащиеся работают самостоятельно, затем идет обсуждение, так после изучения темы «Модели атомов» предлагаю учащимся заполнить таблицу, используя материал параграфов.

Пример

тема: Модели атомов.

Модель атома

Когда предложена

(дата)

Автор

модели

Эксперимент

Физическая суть

модели

Трудности

использования модели

При анализе таблицы очень наглядно представляется эволюция моделей атома.

тема: Экспериментальные методы исследования частиц

Прибор

Физическое явление, на котором оно основан

Устройство прибора

 

Информация, которую можно получить

Недостатки

 

Преиму-

щества

Счетчик Гейгера

Камера Вильсона

Пузырьковая камера

Метод толстослойных фотоэмульсий

Изучая тему «Влажность воздуха», при ознакомлении с приборами для определения влажности воздуха заполняем таблицу.

Название прибора

Назначение

Устройство

Принцип действия

Конденсационный гигрометр

Волосной гигрометр

психрометр

При изучении темы: «Источники электрического тока»

Название источника тока

Устройство

Принцип действия

Применение

Электрофорная машина

Термоэлемент

Фотоэлемент

Гальванический элемент

аккумулятор

Такая форма работы весьма положительно воспринимается учащимися, поэтому они в работе очень активны. При этом работа учителя сводится к консультированию по отдельным вопросам.

 Самостоятельная работа с текстом направлена на усвоение готовой информации т.е. ее понимание и запоминание. При работе с текстом

использую пошаговую деятельность, отраженную алгоритмом.

1. Выяснить, какие новые термины используются в тексте.

2.Выяснить: о чем данный текст

3.сформулировать в виде тезисов мысли, изложенные в тексте.

4.Вычленить главную мысль текста.

 На первом этапе обучения предлагаю учащимся небольшой текст (абзац параграфа), содержащий одну главную мысль

Обучение составлению плана можно разделить на этапы:

1.предложить готовый план текста.

2.составить личный план текста.

Используя план, пересказать параграф. Эту работу выполняем в начале на уроке, а затем - дома. Для поощрения учеников лучшие планы зачитываю на уроке и разрешаю учащимся пользоваться ими при ответе. Для формирования анализа текста  использую программированные карты. Особенность работы с программированными картами заключается в том, что учащимся на уроке предоставляется возможность с их помощью самостоятельно изучить материал всего параграфа или его части, а после окончания работы проконтролировать себя, используя для этого ключ. Проверка проводится с помощью теста, позволяющего оценить результаты их труда на уроке. Успех данной работы во многом зависит от правильного составления программированной карты.

Деятельность учащихся на уроке с использованием программированных карт включает следующие этапы работы. После прослушивания инструктажа учителя ученики включаются в работу. По заданию, указанному в карте, читают текст параграфа, затем изучают предложенную им логическую схему и приступают к деятельному изучению каждого абзаца или нескольких сразу, в зависимости от поставленной задачи. На вопросы, поставленные в карте, дети отвечают письменно в тетрадях, вычерчивают схему и заполняют ее. Дальше идет проверка выполнения задания с помощью ключа. Она состоит в сравнении ответов, данных школьниками, с ответами, содержащимися в ключе, и последующей их корректировке. После проверки - работа тестом. В конце урока проводится обобщающая беседа с использованием таблиц и других наглядных пособий. Учитель отвечает на вопросы, возникшие в процессе самостоятельной работы. Во время урока все учащиеся активно работают и получают оценки, основной материал усваивается в классе; дома им остается только повторить содержание, пользуясь кратким конспектом, составленным при работе с программированной картой (см. Приложение 1).

Практика показывает, чтобы заложить у учащихся интерес к изучаемому предмету, необходимо использовать разнообразные приемы стимулирования их эмоциональных реакций в ходе урока. Это в значительной мере в значительной мере способствует вовлечению всех учеников в познавательный процесс. При выполнении самостоятельной работы на уроках я использую различные приемы:

работа в парах, связанная с взаимной проверкой определений и формул;

совместная работа над новым текстом;

работа с разными текстами, и каждый участник готовит соседа по своему тексту работа в парах сменного состава при работе с тестом, выполнение упражнений по учебнику;

Практика показала, что группа, где совместно работают сильные, средние и слабые ученики, дает лучшие результаты. Такие занятия наиболее полезны слабым и среднеуспевающим школьникам. Однако и сильные ученики получают немалый опыт. Это более эффективно и в воспитательном отношении: смешанный состав группы способствует более интенсивному обмену деятельностью между учащимися, благодаря чему укрепляются межличностные отношения в коллективе.

Состав группы по возможности остается постоянным в течении полугода или четверти, что позволяет ученикам лучше овладеть навыками коллективной работы. Но в отдельных случаях, руководствуясь задачами обучения, группы видоизменяются.

Количественный состав групп обычно меняется. Лучшую работоспособность проявляет группа в составе четырех-шести человек. Рассмотрим применение групповой работы на примере. Так при изучении темы «Виды излучении» предлагаю заполнить таблицу.

                                       излучение

инфракрасное

ультрафиолетовое

рентгеновское

Год открытия излучения

Ученый открывший излучение

Свойства излучения

Источники излучения

Индикаторы

Применение

Класс делится на группы. Каждая группа выполняет свое задание,

затем идет обсуждение между группами, информация уточняется, дополняется и таким образом таблица заполняется. Далее предлагаю вопросы по данной теме, результаты работы суммируются и выставляются оценки группе. На следующим уроке провожу тестовую проверку по теме.

Вопросы

1.Почему стеклянная призма непригодна для получения спектров инфракрасного и ультрафиолетового излучения?

2.Пламя электрической дуги безвредно для зрения, если дугу зажечь в воде. Почему? 

3.Можно ли загореть, находясь за стеклянным окном?

4.Для чего врачи – рентгенологи при работе пользуются перчатками, фартуками и очками, в которые введены соли свинца?

5. Что больше: размер предмета или размер его рентгеновского изображения?

Тестовая проверка

1. Различные виды электромагнитных излучений:

  1. видимый свет;
  2. радиоволны;
  3. инфракрасное излучение;
  4. ультрафиолетовое излучение;
  5. рентгеновские лучи-

расположить в порядке по мере уменьшения длины волны:

  1. 2,3,1,4,5;
  2. 2,1,3,4,5;
  3. 1,3,2,5,4;
  4. 5,4,3,1,2
  5. 5,1,4,3,2

2. Какое из перечисленных в ответах излучений имеет наибольшую частоту?

  1. радиоизлучение
  2. рентгеновское
  3. ультрафиолетовое
  4. инфракрасное
  5. видимый свет.

3. Как изменится длина волн рентгеновского излучения при уменьшении напряжения между электродами рентгеновской трубки?

  1. увеличится
  2. не изменится
  3. уменьшится
  4. сначала будет расти, а потом уменьшится
  5. сначала будет уменьшатся, а потом расти.

 Сравнительно - аналитическая работа.

В любом сравнении заложены элементы анализа и синтеза. Сравнение можно проводить, опираясь на текст, рисунки, схемы и оформление в виде таблиц и схем. Так после изучения темы «Кипение» предлагаю учащимся сравнить процессы испарения и кипения, заполнить таблицу, используя материал параграфов. Подобные задания предлагаю учащимся при изучении темы: «механическое движение»: сравнить равномерное и равноускоренное движения

Например:

Парообразование

вопросы

Испарение

Кипение

1.Что общего между процессами?

2.При какой температуре идет процесс?

3.Как изменяется температура в ходе процесса?

4. Каков механизм явления?

Составление аналитических схем

Овладения материалом способствует также представление информации в виде схем или выделение в ней главного и второстепенного. Принцип составления таких схем заключается в следующем: целое условно делится на части, имеющие различное строения и значение.

Пример: Перед вами схема строения веществ, у которой заполнены только "верхние" элементы.  Закончите ее, вписав в рамки нужные названия                                        

частиц

Большую помощь в работе с учебником оказывают и рисунки. Их использую для выполнения задания по анализу и сравнению.

 Для использования иллюстративного материала учебника использую задания типа: «Рассмотрите рисунок и выясните:

1) физическое явление, которое он показывает,

2) сопоставьте текст § с данным рисунком;

3) составить небольшой рассказ по рисунку.

Для графиков

 Проанализируйте график и определите:

1) величины, которые отложены на координатных осях,

2) ход процесса,

3) значение функции при данном аргументе

  Данный прием развивает наблюдательность, умение выражать свои мысли.

Творческая работа.

При работе так же применяю приемы направлены на развитие творческих способностей учащихся. Так после изучения темы прошу составить вопросы к параграфу, предупреждаю, что вопросы не должны дублировать вопросы параграфа. Они могут носить произвольный характер и начинаться определенным образом. Например, «Докажите, что ...»; «Объясните, почему ...». Проверка данного вида работы я провожу несколькими способами:

- выборочно или у всего класса в тетрадях;

- заслушиваю вопросы нескольких учащихся и ответы на них других

учащихся;

- организую работу в парах; внутри группы, между группами

1. Составление тестов. Тесты - наиболее распространенный вид проверки усвоения материалов. В качестве формы творческой работы с учебником ребятам предлагается самостоятельно разработать тесты применительно к конкретному параграфу или разделу

2. Составления кроссвордов. Ученики любят не только решать, но и составлять их, проявляя при этом все свои интеллектуальные и творческие способности. Кроме кроссвордов, некоторые ученики составляют также ребусы, шарады, загадки.

3.Физико-лирические задания. Это вопросы и задачи по физике на основе отрывков из литературных произведений. Предлагается такое задание: найти в произведениях строки, относящиеся к физике и объяснить их или составить к ним вопрос. Поиск и подбор пословиц, загадок, примет, которые могут быть объяснены с точки зрения физики.

          При работе с текстом использую технологию развития критического мышления учащихся (ТКРМ). Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Исходные научные идеи: Критическое мышление: способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности (Приложение 2)              

  Обучение технологии начинаю постепенно, осваивая отдельные этапы при изучении темы, а затем использую полностью.

Работа с учебником проводиться в связи с другими методами и приемами, используемыми на уроке.Эта работа проводится систематически.

Итог:

 Самостоятельная работа школьников с учебником должна находиться в логической связи со всеми другими видами деятельности учителя и учащихся на уроке.

При каждом обращении к учебнику ставится определенная цель, вызывающая интенсивную мыслительную деятельность учащихся

                                                   

Приложение 1

                                              Физика и техника

Работа с использованием программированной карты

1) Внимательно прочитай текст «Физика и техника» ответьте на вопросы, о чем идет речь?

2) прочитайте 1 абзац. Ответьте на вопрос: Как происходило развитие физики?

3) прочитайте 2 абзац. Приведите пример важности открытия для развития техники.

4) прочитайте 3 абзац. Как повлияло развитие техники на развитие науки?

 5) прочитайте 4 абзац. Какое значение имели труды Ньютона для развития физики.

6) прочитайте 5 абзац. Кто создал теорию электромагнитных явлений?

7) прочитайте текст дальше. Какие новые направления стали развиваться в 20 веке?

8) прочитайте текст до конца. Какие открытия были сделаны в космосе?

9) Заполните таблицу

Ф.И.О ученого

Дата жизни

Открытие, труд

Значение для науки

10) Дополните таблицу другими примерами.

                                                Ключ к тексту

  1. О некоторых развитиях физики и взаимодействия физики и техники
  2. Развитие физики происходило с изменением представления людей об окружающем мире
  3. Создание ДВС привело к развитию транспорта разного вида.
  4. создание современных приборов и ракет привело к глубокому изучению космических пространств
  5. законы Ньютона привели к бурному развитию представлений о механическом движении.
  6. создал Д Максвелл в 1873.г.
  7. новые направления в развитие физики: ядерная физика, физика элементарных частиц, физика твердого тела
  8. 4.10. 1957 – запущен 1 в мире И.С.З.; 12.04.1961 Ю.А Гагарин облетел первым земной шар; полет на Луну американскими астронавтами; техническая разработка космических полетов С.П Королевым

Приложение2

Тема: «Тепловые двигатели».

цель: обобщить и систематизировать знания, учащихся по теме, развивать умения, учащихся работать с текстом, развивать познавательный интерес учащихся к теме.

Этапы

Действия преподавателя

Действия учащихся

Этап "Вызов" (актуализация субъектного опыта)

1. Нарисуйте в тетрадях таблицу с одинаковыми колонками.

Рисуют таблицу

2. В левой колонке запишите все, что знаете о тепловых двигателях

3. Обмениваетесь своими мнениями в паре.

2. Записывают в левой колонке все то, что знают о тепловом двигателе.

3.Обмениваются друг с другом своими мнениями...

4 Дайте обсудим то, что у нас получилось

4.Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о тепловом двигателе

4. Записывать в таблицу все что говорят дети в первую колонку с маркировкой «знаю»

Дополняют записи в колонке.

Этап "Осмысление"

1.Составьте структурно- логическую схему: «кластер» 

Классифицируя по основаниям: виды, применение, экология, история

2.на доске оформляется схема, предложенная учениками.

1.Составляют структурно- логическую схему: «кластер» 

Этап "Чтение с пометками"  

 

1. Предлагает каждому ученику текст.

1. Получают распечатку текста.

2. Дает задание учащимся: читаем и делаем в тексте пометки

Пометки:
“V” - “узнал новое

“?” – “хочу узнать подробнее”;
“+” – “уже знал”.

2. Читают текст и на полях делают предложенные учителем пометки.

3. Предлагает учащимся заполнить таблицу 2 колонки

таблицы: “Узнал новое”, “Хочу узнать подробнее”

3. Самостоятельно в тетрадях заполняют таблицу

4. Предлагает обсудить данные, записанные во второй колонке в ходе самостоятельной работы. Заполняем вместе с учащимися таблицу “Узнал новое”.

5.Предлагает учащимся обсудить данные, записанные в третью колонку «хочу узнать подробнее». Заполняет таблицу.

4. Участвуют в обсуждении

5. Участвуют в обсуждении

6. Задает по ходу обсуждения вопросы учащимся: “Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?”, “У кого есть энциклопедии?” и др.

6. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.

7.Дает установку на домашнее задание: «К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросы по поводу новой информации.

7.Выбирают тему для сообщения.

Этап "Рефлексия"

 

Составьте «белый» стих по схеме:

           «Тема.»

прилаг-е…прилаг-е; глагол- глагол-глагол

Одно простое предл-е.

             итог

Составляют  стих-е

Этап "Домашнее задание"

Приготовить индивидуальное сообщения

Составить структурно- логическую схему с учетом полученных данных (по выбору)

 Выбирают домашнее задание.

Литература:

  1. А. Гин. «Приемы педагогических технологий». М.: ВИТА ,2001
  2. Мякишев Г.Я.,Буховцев Б.Б.,Чаругин.физика-11кл ,М.:Просвещение,2009.-399с
  3. Перышкин А.В. Физика.7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений, М.: Дрофа, 2016.
  4. Перышкин А.В. Физика.8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений, М.: Дрофа, 2016
  5. Пидкасистый П.И «Самостоятельная деятельность учащихся». М, Педагогика 1972
  6. Современный урок С.В Кульневич; Т.Б Лакоценина « Не совсем обычный и совсем не обычный уроки» М,2001
  7. Усова А.В., Вологодская З.А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. — М.: Просвещение, 1973..
  8. Э.М Браверманн « Развитие самостоятельности учащихся», физика в школе №2, 2006

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа учащихся на уроках физики

Данная презентация предназначена для учитиелей физики как доклад на методическом объединении...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке физике.

  Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, котор...

Виды самостоятельных работ учащихся на уроках физики

Презентация к выступлению на заседании школьного методического объединения (из опыта работы)...

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ...

Самостоятельная работа учащихся на уроках физики

В представленном материале раскрыто понятие самостоятельной работы, перечислены принципы и рассмотрены виды работ на уроках физики...

Самостоятельная работа учащихся на уроках физики в условиях реализации ФГОС.

В процессе изучения физики учащиеся получают сведения о физических явлениях, законах и теориях и их практическом применении. Сообщение учащимся новых знаний является, таким образом, основным содержани...