Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами.
план-конспект урока по физике (9 класс)

Абрамова Юлия Александровна
Цель урока – познакомить учащихся со спектрами излучения и поглощения, на основе представлений учащихся о строении атома объяснить существование линейчатых спектров, рассмотреть механизмы возбуждения атомов, виды спектров. Задачи урока – Сформировать понятие об спектре, видах спектров, спектральном аналие, происхождение линейчатых спектров, поглощении и испускании света атомами. Развивать устную речь обучающихся через организацию диалогического общения на уроке, формировать умение выражать свои мысли в грамматически правильной форме. Формировать положительную мотивацию к учебе и повышение интереса к знаниям. Планируемые результаты - Объяснять поглощение и испускание света атомами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока487.1 КБ
Файл Презентация к уроку1.06 МБ
Microsoft Office document icon ЭОР к уроку58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока - Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами.

22.03.2018г. учитель МОУ Юрцовская СОШ: Абрамова Ю.А.

Название предмета – физика

Класс  - 9

УМК -  Физика. 9 кл.: учебник/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.  - М.: Дрофа, 2017.

Уровень обучения - базовый

Цель урока – познакомить учащихся со спектрами излучения и поглощения, на основе представлений учащихся о строении атома объяснить существование линейчатых спектров, рассмотреть механизмы возбуждения атомов, виды спектров.

Задачи урока –

Сформировать понятие об спектре, видах спектров, спектральном аналие, происхождение линейчатых спектров, поглощении и испускании света атомами.

Развивать устную речь обучающихся через организацию диалогического общения на уроке, формировать умение выражать свои мысли в грамматически правильной форме.

Формировать положительную мотивацию к учебе и повышение интереса к знаниям. 

Планируемые результаты -  

Объяснять поглощение и испускание света атомами.

Техническое обеспечение урока - компьютер, мультимедийный проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) – презентация к уроку с диска «Физика 9 класс» от VIDEOUROKI.NET https://videouroki.net/look/diski/fizika9/index.html

Содержание урока

1. Организационный этап

Взаимное приветствие учителя и обучающихся; проверка отсутствующих по журналу.

2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Тест «Дисперсия света»

  1. Какой из следующих рисунков правильно отражает разложение света в призме?

E:\data\articles\53\5347\534726\f_clip_image023.jpg

          1                    2                       3                        4

  1. Расположите цвета в том порядке, в каком они следуют в спектре в порядке уменьшения показателя преломления.

Красный, синий, жёлтый, оранжевый, фиолетовый, зелёный.

  1. Когда белый свет раскладывается на составляющие, луч какого цвета сильнее всего отклоняется от первоначального направления?
    1. Красный.
    2. Жёлтый.
    3. Фиолетовый.
    4. Зелёный.
  2. Лучи какого цвета имеют наибольший показатель преломления в призме?
    1. Оранжевый.
    2. Фиолетовый.
    3. Красный.
    4. Синий.
  3. Непрерывный спектр белого света является результатом …

1. Рассеяния белого света.
2. Разложения белого света.
3. Отражения белого света от стенок призмы.
4. Смешивания различных цветов.

  1. Чтобы разложить белый свет в спектр, нужно использовать …
    1. Плоское зеркало.
    2. Призму.
    3. Вогнутое зеркало.
    4. Стеклянный полукруг.
  2. Увидеть радугу во время дождя можно, когда …
    1. Сверкает молния.
    2. Дует сильный ветер.
    3. Солнце стоит высоко над горизонтом.
    4. Солнце стоит невысоко над горизонтом.
  3. Не все цвета являются монохроматическими. Выберите из списка цвета, не являющиеся таковыми.

Белый, красный, желтый, серый, синий, оранжевый, черный, зеленый.

Ответы:

  1. 3
  2. Фиолетовый, синий, зелёный , жёлтый, оранжевый, красный.
  3. Фиолетовый.
  4. Фиолетовый.
  5. Разложением белого света.
  6. Призму, стеклянный полукруг.
  7. Солнце стоит невысоко над горизонтом.
  8. Белый, чёрный, серый.

3. Изучение новых знаний и способов деятельности (работа со слайдами презентации)

Сегодня на уроке мы с вами поговорим типах оптических спектров. Рассмотрим, как происходит поглощение и испускание света атомами. А также поговорим о происхождение линейчатых спектров.

Эпиграфом к уроку выберем слова Гёте.

Мирозданье постигая, все познай, не отбирая:

Что — внутри, во внешнем сыщешь.

Так примите ж без оглядки

Мира внятные загадки.

Но прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке.

Мы с вами познакомились с таким понятием как дисперсия света.

Напомним, что дисперсия света — это зависимость показателя преломления среды и скорости света в нем от частоты световой волны.

В 1664–1668 гг. Исаак Ньютон провел серию опытов по изучению солнечного света и причин возникновения цветов с помощью стеклянной призмы. При разложении с помощью трёхгранной призмы белого света, т.е. света в видимом диапазоне, содержащего длины волн в диапазоне 380 — 760 нанометров, возникает радужная полоска, которую Ньютон назвал спектром.

В настоящее время для точного исследования спектров такие простые приспособления, как узкая щель, ограничивающая световой пучок, и призма (которые использовал Ньютон), уже недостаточны. Необходимы приборы, дающие четкий спектр, т. е. приборы, хорошо разделяющие волны различной длины и не допускающие перекрытия отдельных участков спектра. Такие приборы называют спектральными аппаратами. Чаще всего основной частью спектрального аппарата является призма. Рассмотрим схему устройства призменного спектрального аппарата.

Исследуемое излучение поступает вначале в часть прибора, называемую коллиматором. Коллиматор представляет собой трубу, на одном конце которой имеется ширма с узкой щелью, а на другом - собирающая линза. Щель находится на фокусном расстоянии от линзы. Поэтому расходящийся световой пучок, попадающий на линзу из щели, выходит из нее параллельным пучком и падает на призму, которая может быть изготовлена не только из стекла, но и кварца, соли и т.п.

Так как разным частотам соответствуют различные показатели преломления, то из призмы выходят параллельные пучки, не совпадающие по направлению. Они падают на линзу. На фокусном расстоянии этой линзы располагается экран — матовое стекло или фотопластинка. Линза фокусирует параллельные пучки лучей на экране, и вместо одного изображения щели получается целый ряд изображений. Каждой частоте (узкому спектральному интервалу) соответствует свое изображение. Все эти изображения вместе и образуют спектр. Описанный прибор называется спектрографом.

Если вместо второй линзы и экрана используется зрительная труба для визуального наблюдения спектров, то прибор называется спектроскопом.

Спектральный состав излучений различных веществ весьма различен. Но многочисленные наблюдения и фотографии спектров показывают, что все спектры можно разделить на три сильно отличающихся друг от друга типа, которые определяются состоянием светящегося объекта.

В опыте Ньютона, при пропускании солнечного света через призму, получали спектр в виде сплошной полосы. В ней были представлены все цвета, плавно переходящие один в другой. Такой спектр называется сплошным или непрерывным спектром.

Сплошные спектры излучаются раскаленными твердыми и жидкими веществами, а также газами, находящимися под большим давлением. Это указывает на то, что вид непрерывного спектра и сам факт его существования определяются не только свойствами отдельных излучающих атомов, но и в сильной степени зависят от взаимодействия атомов друг с другом. Основную роль в излучении играет возбуждение атомов и молекул при хаотическом движении этих частиц, обусловленное высокой температурой. Солнце дает сплошной спектр, так как его оболочка состоит из плазмы высокой плотности.

Второй тип спектров — это линейчатые спектры.

Линейчатым называют спектр, состоящий из отдельных резко очерченных цветных линий, отделенных друг от друга широкими темными промежутками.

Например, если внести в пламя газовой горелки кусочек поваренной соли, то пламя окрасится в желтый цвет, а в спектре будут видны две близко расположенные желтые линии, характерные для спектра паров натрия.

Наличие линейчатого спектра означает, что вещество излучает свет только вполне определенных длин волн (точнее, в определенных очень узких спектральных интервалах). Каждая из линий имеет конечную ширину.

Такие спектры получаются от светящихся атомарных газов или паров. В этом случае свет излучают атомы, которые практически не взаимодействуют друг с другом. Это самый фундаментальный, основной тип спектров.

Линейчатые спектры различных химических элементов отличаются цветомположением и числом отдельных светящихся линий.

И последний тип спектров — это полосатые спектры.

Они состоят из отдельных полос, разделенных темными промежутками. С помощью очень хорошего спектрального аппарата можно обнаружить, что каждая полоса представляет собой совокупность большого числа очень тесно расположенных линий.

Полосатые спектры излучаются отдельными возбужденными молекулами (молекулярный газ). Излучение вызвано как электронными переходами в атомах,  так и колебательными движениями самих атомов в молекуле.

Все описанные выше спектры называются спектрами испускания, т.е. спектрами, получаемыми при разложении света, излученного самосветящимися телами.

Однако, кроме спектров испускания, существуют еще так называемые спектры поглощения.

Спектры поглощения получают, пропуская свет от источника, дающего сплошной спектр, через вещество, атомы и молекулы которого находятся в невозбужденном состоянии.

Спектры поглощения твердых и жидких тел обычно имеют вид широких темных полос, закрывающих часть сплошного спектра источника, а в случае атомарных газов или паров они состоят из отдельных черных линий, видимых на фоне сплошного спектра. Пропустив, например, свет от электрической лампы через сосуд с парами натрия, мы получим на сплошном спектре лампы две узкие черные линии в желтой области спектра как раз в том месте, где располагаются желтые линии в спектре испускания натрия. Другими словами, линии поглощения атомов натрия точно соответствуют его линиям испускания.

Совпадение частот линий испускания и поглощения можно наблюдать и в спектрах других элементов, например водорода и гелия.

В 1859 году на основе экспериментальных данных немецкий ученый Густав Роберт Кирхгоф сформулировал закон обратимости спектральных линий: линии поглощения соответствуют линиям испускания, т.е. атомы менее нагретого вещества поглощают из сплошного спектра как раз те частоты, которые они в других условиях испускают.

Спектр атомов каждого химического элемента уникален. Как не бывает двух людей с одинаковым дактилоскопическим узором, или окраской радужной оболочки глаз, или двух китов с одинаковой окраской хвостового плавника, так и не существует двух химических элементов, атомы которых излучали бы одинаковый набор спектральных линий.

Благодаря этому стало возможным появление метода спектрального анализа, разработанного в 1859 году Кирхгофом и его соотечественником немецким физиком Бунзеном.

Спектральным анализом называют метод исследования химического состава различных веществ по их спектрам.

Анализ, проводимый по спектрам испускания, называют эмиссионным, а по спектрам поглощения — абсорбционным спектральным анализом.

В основе эмиссионного спектрального анализе лежат следующие факты:

Первое. Каждый элемент имеет свой спектр (отличается числом линий, их расположением и длинами волн), который не зависит от способов возбуждения.

Второе. Интенсивность спектральных линий зависит от концентрации элемента в данном веществе.

Для выполнения спектрального анализа вещества с неизвестным химическим составом необходимо осуществить две операции: заставить каким-то образом атомы этого вещества излучать свет с линейчатым спектром, затем разложить этот свет в спектр и определить длины волн наблюдаемых в нем линий. Сравнивая полученный линейчатый спектр с известными спектрами химических элементов таблицы Менделеева, можно определить, какие химические элементы имеются в составе исследуемого вещества. Путем сравнения интенсивности различных линий спектра можно определить и относительное содержание различных элементов в этом веществе.

Спектральный анализ выгодно отличается от химического анализа своей простотой, высокой чувствительностью, а также возможностью определять химический состав отдаленных тел, например звезд. Он используется для контроля состава вещества в металлургии, машиностроении и атомной индустрии. Этот метод применяется также в геологии, археологии, криминалистике и многих других сферах деятельности. В астрономии методом спектрального анализа определяют химический состав атмосфер планет и звезд, температуру звезд и магнитную индукцию их полей.

В процессе изучения и применения линейчатых спектров возникли различные вопросы, которые нельзя было объяснить в рамках классической механики Ньютона. Как, например, объяснить, почему атомы каждого химического элемента имеют свой строго индивидуальный набор спектральных линий? Почему совпадают линии излучения и поглощения в спектре данного элементы? Чем обусловлены различия в спектрах атомов разных элементов? Ответы на эти и многие другие вопросы удалось найти только в начале ХХ в. благодаря возникновению новой физической теории — квантовой механики. Одним из основоположником этой теории был датский физик Нильс Бор. Бор пришел к заключению, что свет излучается атомами вещества. В связи с этим в 1913 г. он сформулировал два постулата.

Первый постулат (его еще называют постулатом стационарных состояний) гласит, что атомная система может находиться только в особых стационарных (квантовых) состояниях, каждому из которых соответствует определенная энергия, находясь на которых атом не излучает и не поглощает энергии.

Стационарным состояниям соответствуют стационарные орбиты, по которым движутся электроны. При движении по стационарным орбитам электроны не излучают электромагнитные волны, несмотря на ускоренное движение. В каждом стационарном состоянии атом обладает определенным квантовым значением энергии.

Второй постулат (или правило частот) гласит, что при переходе атома из одного стационарного состояния в другое излучается или поглощается квант энергии.

Атомы излучают и поглощают энергию дискретными порциями — квантами, значение которых равно разности энергии тех стационарных состояний, между которыми происходит данный переход.

Состояние атома, в котором все электроны находятся на стационарных орбитах с наименьшей возможной энергией, называется основным. Все другие состояния атома называются возбужденными. У атомов каждого химического элемента имеется свой характерный набор энергетических уровней. Поэтому переходу с более высокого энергетического уровня на более низкий будут соответствовать характерные линии в спектре испускания, отличные от линий в спектре другого элемента.

Совпадение линий излучения и поглощения в спектрах атомов данного химического элемента объясняется тем, что частоты волн, соответствующих этим линям а спектре, определяются одними и теми же энергетическими уровнями. Поэтому атомы могут поглощать свет только тех частот, которые они способны излучать.

4. Закрепление материала

5.Обобщение и систематизация

Вспомним и повторим главное, что мы узнали на сегодняшнем уроке.

Все спектры испускания можно разделить на три сильно отличающихся друг от друга типа, которые определяются состоянием светящегося объекта.

Сплошной спектр. Сплошной спектр представляет собой сплошную полосу, в которой все цвета, плавно переходят один в другой.

Линейчатый спектр. Линейчатым называют спектр, состоящий из отдельных резко очерченных цветных линий, отделенных друг от друга широкими темными промежутками.

Полосатый спектр. Полосатый спектр состоит из отдельных полос, разделенных темными промежутками.

Для изучения спектров использую специальные приборы, которые называются спектральными — это приборы, хорошо разделяющие волны различной длины и не допускающие перекрытия отдельных участков спектра.

Из опыта следует, что атомы могут поглощать свет только тех частот, которые они способны излучать. Это утверждение носит название закона обратимости спектральных линий.

Спектральный анализ — это метод исследования химического состава различных веществ по их спектрам.

В процессе изучения и применения линейчатых спектров возникли различные вопросы, ответы на которые дал Нильс Бор в 1913 году, сформулировав два постулата.

Первый постулат (постулат стационарных состояний) гласит, что атомная система может находиться только в особых стационарных состояниях, каждому из которых соответствует определенная энергия, находясь на которых атом не излучает и не поглощает энергии.

Второй постулат (или правило частот) гласит, что при переходе атома из одного стационарного состояния в другое излучается или поглощается квант энергии.

6. Домашнее задание §50-51


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Изучение спектров

Слайд 6

УСТРОЙСТВО СПЕКТРОСКОПА

Слайд 7

Трёхгранная призма расщепляет белый свет, лучи с разной длиной волны преломляются по-разному

Слайд 9

Исследования линейчатого спектра вещества позволяют определить, из каких химических элементов это вещество состоит и в каком количестве содержится каждый элемент в данном веществе. Метод определения качественного и количественного состава вещества по его спектру называется спектральным анализом. Спектральный анализ широко применяется при поисках полезных ископаемых для определения химического состава образцов руды. С его помощью контролируют состав сплавов в металлургической промышленности. На его основе был определен химический состав звезд и т.д.

Слайд 15

ЗНАЧЕНИЕ СПЕКТРАЛЬНОГО АНАЛИЗА В АСТРОНОМИИ В Китае принят в эксплуатацию самый большой спектроскоп в мире: высота его превышает 15-этажное здание



Предварительный просмотр:

Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Цель  урока: Добиться понимания процессов испускания и поглощения света атомами, происхождения линейчатых спектров.

 Задачи:

Обучающие: познакомить с механизмом поглощения и испускания света атомами, происхождением линейчатых спектров.

Развивающие: развитие умений анализировать, сопоставлять, выделять главное, работать с ЭОР.

Воспитательные:  воспитание компетенции в работе в открытой информационной среде.

Тип урока: урок изучение нового.

Формы работы учащихся: фронтальная и индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер мультимедийное оборудование.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организация начала занятия

Проверяется готовность учащихся к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

2

2

Подготовка к основному этапу занятия (мотивация, постановка проблемы)

Установка компьютерного диск а с демонстрацией опыта Бунзена и Кирхгофа но получению линейчатого спектра натрия

Просмотр фрагмента диска с демонстрацией опыта Бунзена и Кирхгофа по получению линейчатого спектра натрия

5

3

Усвоение новых знаний

№1 Анимация "Испускание и поглощение кванта света атомом" (N 186331)

Организация просмотра ЭОР, обсуждение, ответ на вопросы учащихся

Просмотр ЭОР, обсуждение, анализ и выводы с записью выводов в конспекте

7

4

Усвоение новых знаний

№2 Линейчатые спектры (N 206135)

Проводит инструктаж по работе с ресурсом

Самостоятельно работают с ЭОР

7

5

Закрепление знаний

Организует работу с учебником: п. 62,64

Фронтальный опрос: проверяет правильность и осознанность усвоения материала, ведет корректировку

Работают с текстом учебника п.62,64

Отвечают на вопросы.

8

6

Первичная проверка понимания

№4 Связь строения атома и спектра его излучения

Проверяет ответы на вопросы (последняя строка ресурса В)

Самостоятельно работают с ЭОР. Отвечают на вопросы теста

10

7

Подведение итогов. Рефлексия

Анализирует успешность достижения цели урока

Мобилизует учащихся на рефлексию своих способов деятельности во время урока

Выставление отметок.

Самооценка своей работы на уроке. Осмысление своей деятельности

3

8

 Информация о домашнем задании

№3 Постулаты Бора и спектр атома водорода

Объясняет домашнее задание:п.61-64.

Дополнительное задание: решение теста. Войти по ссылке:

http://fcior.edu.ru/card/10242/postulaty-bora-i-spektr-atoma.html

Записывают домашнее задание

3

Спектр излучения (или поглощения) — это набор волн определенных частот, которые излучает (или поглощает) атом данного вещества.
Спектры бывают сплошные, линейчатые и полосатые.
Сплошные спектры излучают все вещества, находящиеся в твердом или жидком состоянии. Сплошной спектр содержит волны всех частот видимого света и поэтому выглядит как цветная полоса с плавным переходом от одного цвета к другому в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый (каждый охотник желает знать, где сидит фазан).

Линейчатые спектры излучают все вещества в атомарном состоянии. Атомы всех веществ излучают свойственные только им наборы волн вполне определенных частот. Как у каждого человека свои личные отпечатки пальцев, так и у атома данного вещества свой, характерный только ему спектр. Линейчатые спектры излучения выглядят как цветные линии, разделенные промежутками. Природа линейчатых спектров объясняется тем, что у атомов конкретного вещества существуют только ему свойственные стационарные состояния со своей характерной энергией, а следовательно, и свой набор пар энергетических уровней, которые может менять атом, т. е. электрон в атоме может переходить только с одних определенных орбит на другие, вполне определенные орбиты для данного химического вещества.

Полосатые спектры излучаются молекулами. Выглядят полосатые спектры подобно линейчатым, только вместо отдельных линий наблюдаются отдельные серии линий, воспринимаемые как отдельные полосы. Характерным является то, что какой спектр излучается данными атомами, такой же и поглощается, т. е. спектры излучения по набору излучаемых частот совпадают со спектрами поглощения. Поскольку атомам разных веществ соответствуют свойственные только им спектры, то существует способ определения химического состава вещества методом изучения его спектров. Этот способ называется спектральным анализом. Спектральный анализ применяется для определения химического состава ископаемых руд при добыче полезных ископаемых, для определения химического состава звезд, атмосфер, планет; является основным методом контроля состава вещества в металлургии и машиностроении.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Анимация "Испускание и поглощение кванта света атомом" (N 186331)

И,

анимация

Модель атома водорода.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1d7fe219-c9a1-462a-8af5-b5036dbc041f/9_124.swf

2

        

Линейчатые спектры (N 206135)

Интерактивное задание, Мультимедиа

Презентация урока с виртуальными моделями.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bee8b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf

3

Постулаты Бора и спектр атома водорода

контроль

Тест включает 10 интерактивных тестовых заданий с возможностью автоматизированной проверки для аттестации по теме "Квантовые постулаты Бора. Энергетический спектр атома водорода"

http://fcior.edu.ru/card/10242/postulaty-bora-i-spektr-atoma.html

4

Связь строения атома и спектра его излучения

контроль

Тест включает 7 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки для аттестации по теме «Связь строения атома и спектра его излучения» средней школы

http://fcior.edu.ru/card/6763/svyaz-stroeniya-atoma-i-spektra-ego-izlucheniya.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дисперсия света. Типы оптических спектров"

Цель урока: сформировать у учащихся единое, целое представление о физической природе явления дисперсии света, рассмотреть условия возникновения радуги.Задачи:используя методы научного познания, о...

Разработка урока "Типы оптических спектров. Поглощение и испускание"

Разработка урока по физике для 9 класса "Типы спектров. Поглощение и испускание"...

Презентация к уроку"Типы оптических спектров"

Презентация к уроку "Типы оптических спектров"...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...

План урока 9Б класса Урок № 71 «Типы оптических спектров (§ 52). Инструктаж по ОТ. Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»

В рамках дистанционного оучения разработан план урока для 9 класса гуманитарного профиля на основе интернет ресурсов по выполнению лабраторной работы....

Методическая разработка урока физики 9 класс по ФГОС. "Излучение и поглощение света атомом"

Методическая разработка урока физики 9 класс по ФГОС. "Излучение и поглощение света атомом" представляет собой технологическую карту урока с описанием действий учащихся и учителя , УУД и пла...

Типы оптических спектров.

Описаны спектры испукания и поглащения....