Внеурочная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения обучающихся
проект по физике (7 класс)

Убушаева Маргарита Андреевна

Внеурочная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения обучающихся (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения обучающихся.

М. А. Убушаева

МБОУ «Элистинская многопрофильная гимназия», Элиста

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований ФГОС общего образования. Система внеурочной деятельности призвана максимально развить познавательные потребности и способности каждого обучающегося, обеспечить воспитание свободной личности. Главной отличительной особенностью нового стандарта является не предметный, а личностный результат.

Во внеурочной деятельности необходимо создать условия:

  • для развития личности ребёнка в соответствии с его способностями;
  • для формирования нравственных качеств личности;
  • для развития социальных навыков, способствующих адаптации ребёнка в сложном мире;
  • для воспитания интеллектуального и гармонично развитого члена общества.

ФГОС общего образования среди основных направлений работы школы выделяет воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Таким образом, современные стандарты образования ставят перед школой задачу формирования у подрастающего поколения экологического мировоззрения.

«Старшее поколение ФГОС» - это на данный момент 7-8 класс, первый и второй год изучения физики, фундаментальной науки о природе.  Исходя из психолого-педагогических особенностей возраста средних школьников – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Для экологического воспитания обучающихся, формирования у них экологической культуры мною была составлена рабочая программа «Чистый след» (возрастная группа – обучающиеся 7 класса), в которой используются следующие виды внеурочной деятельности – проектная деятельность и социальное творчество (социально значимая деятельность)

    В современном мире экологические проблемы приобрели глобальный характер, Формирование экологической культуры каждого гражданина и общества в целом является необходимым условием обеспечения выживания человеческого общества в будущем. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. В этом заключена актуальность программы.

Целью программы является создание условий для формирования экологического мировоззрения личности через решение следующих задач: накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы.

Содержание программы нацелено на формирование экологического мировоззрения личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной жизненной позиции.

Программа по внеурочной деятельности «Чистый след» реализуется мною первый год и, можно сказать, находится в стадии апробации. Но уже на данном этапе можно утверждать, что данная программа вызывает у школьников повышенный интерес. Во-первых, семиклассники только приступили к изучению физики - науки самой по себе одной из самых интересных и познавательных. Постепенно у детей меняется представление о природе, приходит понимание значимости изучения природы, непреложности ее законов. Отдельно стоит осознание роли человека в природе, необходимости жить в гармонии с природой, бережно относиться ко всему живому и неживому. Во-вторых, сама природа заложила в детях такие качества как доброта, сочувствие, желание помогать, что способствуют более глубокому проникновению ими экологическими проблемами. Дети начинают осознавать, что человек больше берет от природы, чем дает. Таким образом, к обучающимся приходит понимание отказа от потребительского отношения к природе, что можно считать фундаментом экологического воспитания.

К глобальным экологическим проблемам относится загрязнение почвы. Одним из поражающих факторов является массовое использование различных батареек и отсутствие культуры их утилизации. Детей глубоко волнуют масштабы вреда выбрасывания батареек в почву, а ведь в нашем городе нет ни одного пункта приема использованных батареек. В рамках реализации программы «Чистый след» в гимназии проведена акция «Батарейка, сдавайся!». Обучающиеся организовали сбор использованных гальванических элементов в фойе гимназии, провели соответствующий ликбез среди гимназистов, нарисовали соответствующие плакаты и листовки. Собранные батарейки были сданы в ЖЭУ (УК «Восток»).

Следующая глобальная экологическая проблема, рассмотренная в рамках программы, - это проблема утилизации бытового мусора. В результате выполнения практической работы «Изучение бытовых отходов» учениками подсчитано, что семья в среднем выбрасывает в год до одной тонны мусорных отходов. Таким образом, жители одного пятиэтажного дома выбрасывают в год до 50 тонн мусора. Факты, полученные детьми в результате собственных исследований, поражают их больше, чем данные из Интернета. Внимание детей также акцентировалось на необходимости раздельного сбора мусора для дальнейшей его переработки с целью получения вторичного сырья. Обучающихся удивляет тот факт, что, например, бумагу можно перерабатывать до 6-7 раз. Исходя из этого, появился новый проект «Сдай макулатуру – спаси дерево». Первый этап проекта был реализован в ноябре, второй этап запланирован на апрель. На 4-ю четверть также запланированы акции «Час Земли» (проблема энергетического кризиса) и «Тюльпан – сердце степи» (проблема сохранения редких видов растений).

Программу «Чистый след» планирую продолжать и в 8 классе, т.к. охватить все экологические проблемы в рамках 34 ч практически невозможно.

Таким образом, внеурочную деятельность в 7 классах можно использовать для формирования экологического мировоззрения у обучающихся и как следствие формирование у них четкой гражданской позиции. В результате изучения программы каждый из обучающихся должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества, его процветание и долголетие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"

В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....

Проектная деятельность как средство формирования экологической компетентности обучающихся

Материал предназначен для учителей географии, использующих в своей работе проектную технологию. В нем подробно рассмотрены теоретические аспекты метода экологических проектов как средства формирования...

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

«Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся"

«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориентированный подход в обучении.Вопрос о ключевых компетентностях – пре...

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...