Главные вкладки

    Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).
    статья по физике (8 класс)

    Синегрибова Ирина Викторовна

    Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод".


    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл odarennye_deti_vystuplenie_na_zhd.docx314.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

    Выступление на дистанционном методическом объединении заместителей директоров по УВР, учителей математики и физики 09.11.2018

    Эпиграф.

    "Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод".
    В.А.Сухомлинский

            Согласно учению Джозефа Рензулли, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:

    -интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); 
    -творческости(креативность); 
    - настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

    Таким образом основные слагаемые успеха:

    Мотивация

    При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать.

    То есть максимально реализует свой потенциал, а следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.

    Творческость (креативность)

    Большинство ученых в мире склоняются к тому, что природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись творить в сфере искусства, техники или в других видах деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу.

    Интеллект или способности выше среднего уровня

    Большая часть способностей имеет универсальный характер, но есть и исключительно специальные, обеспечивающие успешность выполнения определенной деятельности. Есть необходимый и довольно специфичный набор качеств и свойств для успешной игры на скрипке, занятий математикой, живописью, плаванием и другими видами деятельности. Для реализации личности в избранной сфере без этих качеств обойтись крайне сложно.

     http://nenuda.ru/nuda/245/244540/244540_html_m59c99b68.png

    Рис. 1. Элементы человеческого потенциала Дж.Рензулли (малая модель) 

    Как видим, в данных схемах одаренность представлена как сложное, многомерное явление. Выделенные три ее характеристики позволяют понять, как выявлять одаренность и на что ориентироваться, развивая потенциал личности.

    I.  Классификация одаренности.

    Актуальная и потенциальная, ранняя и поздняя одаренность

    Специалисты рассматривают актуальную и потенциальную, раннюю и позднюю одаренность.

    Проявленную, очевидную одаренность, то есть замеченную психологами, педагогами, родителями, называют "актуальной". И напротив, одаренность, которая не сразу заметна, не очевидна для окружающих, называют "потенциальной".

            Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности сразу в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького В.-А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве И. И. Мечникова, К. Гаусса, Н. Виннера, Г. В. Лейбница, В. Гюго.

            И наоборот, не менее часто дети, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал долгое время остается незамеченным окружающими.

            Выделяют виды одаренности.

    https://bigslide.ru/images/12/11662/960/img4.jpg

    II.  Проблемы одаренности

    Попытаемся рассмотреть, какие проблемы встают перед одаренными детьми, их родителями, педагогами.

    1. Игровые интересы.

    Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, «уходит в себя».

    2.Комформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

    3.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальном развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

    4. Стремление к совершенству (перфикционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня.

    5. Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связанно с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются.

    6. Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

    7. Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими.

    8.Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими призрение.

    9. неприязнь к школе. Если вышеизложенные проблемы ярко проявляются в школе, то ребенок не хочет ее посещать, у него появляются проблемы с окружающими детьми, школа становится не интересна.

    Нелегкая проблема - найти индивидуальный подход к ученикам, у которых сильнее, ярче, чем у остальных, выступают признаки умственной одаренности.

    III. Выявление одаренных детей.

            Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей в своей работе я  использую  методики авторов: А.И. Савенкова, Е.Н. Задориной, А.А. Лосевой.

            В самом начале работы с ребенком, я определяю вид его одаренности по нижеприведенной матрице. Из всех видов одаренности выбраны только 3, так как они соответствуют одаренности в сфере физико-математических наук.

    МАТРИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВ ОДАРЁННОСТИ

    Вид одарённости

    Признаки одарённости

    Методы выявления

    1. Интеллектуальная

    Повышенная любознательность, исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, полное погружение в предпочтительную сферу деятельности, успешное применение знаний и умений в практических ситуациях, острота аналитического ума, стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор; развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели.

    Систематизированное наблюдение, опросники,

    шкала Станфорд-Бине,

     шкала Векслера,

    тест Слоссона

    2Академическая

    Ярко выраженный интерес к предмету, способность конструктивного овладения понятиями, терминологией по избранному предмету, демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей, исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям. Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса, высокая мотивация при изучении предмета.

    Систематизация наблюдения,

    тесты Равена.

    3. Творческая

    Умение переструктуровать информацию, пытливость ума и дотошность в получении сведений, фактов, различного рода заморочек, стремление мыслить и делать всё по-своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность, гибкасть и вариативность мышления, жажда необычного, частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, независимость в суждениях, ослабленное внимание к условностям и авторитетом.

    Тесты Торренса, Роршаха

    Далее с помощью методики А.И. Савинкова "Интеллектуальный портрет", я определяю основные мыслительные операции и характеристики мышления ребенка. Эта методика привлекает тем, что разделяет "Портрет ребенка" как бы на две части: познавательную сферу и сферу личностного развития, подсказывая в каких областях нужна помощь педагога. Чаще всего по этому портрету видны конкретные проблемы одаренных детей связанные с личностным развитием, ведь эти проблемы наиболее характерны одаренным детям (Приложение №1).

            Затем составляю план индивидуальной работы с одарёнными детьми по физике  на учебный год (приложение 2) и раздаю детям их индивидуальные планы, что мотивирует учащихся продолжать работу по предмету (Приложение 3).

    Эпилог.

            Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной.

    Приложение №1

    Методика А.И. Савенкова «Интеллектуальный портрет»

    Познавательная сфера

    1. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

    Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).

    2. Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.

    Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

    3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.

    Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

    4. Способность к анализу и синтезу. Анализ - линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, - ее синхронизация, объединение в единую структуру.

    Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

    5. Классификация и категоризация - психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории.

    Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.

    6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.

    Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).

    7. Память - способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки - важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.

    Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.

    Сфера личностного развития

    1. Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь - интересом к содержанию.

    Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.

    2. Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы.

    Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

    3. Социальная автономность - способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости - качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу.

    Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

    4. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совместных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности.

    Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.

    5. Соревновательность - склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений - важный фактор развития личности, закалки характера.

    Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.

    6. Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов - основа многообразного опыта.

    Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.

    7. Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

    Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.

    Как оценивать:

    Для оценки воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:

    5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
    4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
    3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
    2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
    1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
    0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

    Обработка результатов:

    Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей. Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат - два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложнойhttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/04/s_58e3221191f0e/604907_1.jpeg

    График 1. Методика «интеллектуальный портрет»

    Интеллектуальный портрет ученицы 8 класса Брагиной Виктории

    Приложение №2

    План индивидуальной работы с одарёнными детьми по физике

    ЧОУ "Школа-интернат №27 среднего общего образования ОАО "РЖД" г.Облучье"  на 2018-2019 учебный год

    Ученица: Брагина Виктория Вениаминовна, 8 класс

    Ответственный: учитель физики Синегрибова Ирина Викторовна

    Мероприятия

    Сроки

    Направления и формы работы

    результат

    1.

    Диагностика одаренных детей

    сентябрь (03-14.09)

    Диагностика (опросник А.А.Лосевой, Анкета одарённости А. И. Савенкова "Как я вижу себя" А.И.Савенкова, Опросник   для   выявления   одаренных   учащихся  ( по  Е.Н. Задориной) - определяю вид одаренности), тестировование

    https://moeobrazovanie.ru/online_test/fizika

    2.

    Изучение мотивации учащихся к самообразованию

    сентябрь

    (10-14.09)

    Составление графика индивидуальных занятий (Наше видение…)

    3.

    Подготовка и участие в  школьном и муниципальном туре олимпиады школьников

    октябрь

    Консультации учителя, выполнение олимпиадных  заданий и детальный разбор ошибок

    1.Всероссийская олимпиада (школьный тур).

    2. Всероссийская интеллектуальная олимпиада по физике

    https://a-poznanie.ru/?yclid=6548521918474770829

    4.

    Проведение предметных недель   

    ноябрь

    Составление плана и проведение предметной недели с участием в интеллектуальных командных и индивидуальных играх, викторинах, создании слайд-шоу, презентаций и др.

    5.

    Международный конкурс «Я – энциклопедия»

    декабрь

    самостоятельная работа с  литературой по  предмету, консультации учителя

    http://ya-enciklopedia.ru

    6.

    Подготовка и участие к всероссийским, международным олимпиадам:

    январь

    Консультации учителя, выполнение олимпиадных  заданий

    Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок»

    infourok.ruОлимпиады

    7.

    Индивидуальные консультации по сложным вопросам

    В течение года      

    Консультации вторник, четверг 14.30

    8.

    Участие в научно-

    практических

    конференциях школьного

    уровня

    март

    научно-

    практическая

    конференция «Первые шаги в науку!»

    Приложение №3

    План индивидуального развития по физике

     Ученица: Брагина Виктория Вениаминовна, 8 класс

    на 2018-2019 учебный год

    Ответственный: учитель физики Синегрибова Ирина Викторовна

    Мероприятия

    Сроки

    Направления и формы работы

    результат

    1.

    Инивидуальная диагностика

    сентябрь (03-14.09)

    Диагностика, тестировование

    https://moeobrazovanie.ru/online_test/fizika

    2.

    участие в  школьном и муниципальном туре олимпиады школьников

    октябрь

    Консультации учителя, выполнение олимпиадных  заданий и детальный разбор ошибок

    1.Всероссийская олимпиада (школьный тур).

    2. Всероссийская интеллектуальная олимпиада по физике

    https://a-poznanie.ru/?yclid=6548521918474770829

    3.

    Участие в предметной неделе   

    ноябрь

    участие в интеллектуальных командных и индивидуальных играх, викторинах  и др.

    4.

    Международный конкурс «Я – энциклопедия»

    декабрь

    самостоятельная работа с  литературой по  предмету, консультации учителя

    http://ya-enciklopedia.ru

    5.

    Подготовка и участие к всероссийским, международным олимпиадам:

    январь

    Выполнение олимпиадных  заданий

    Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок»

    infourok.ruОлимпиады

    6.

    Индивидуальные консультации по сложным вопросам

    В течение года      

    Консультации вторник, четверг 14.30

    7.

    Участие в научно-

    практических

    конференциях школьного

    уровня

    март

    научно-

    практическая

    конференция «Первые шаги в науку!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    модели выявления одаренных детей

    предложены в тексте несколько моделей выявления одаренных детей. Разобрана подробно методика Каффа и Хаана....

    Теоретические аспекты выявления одаренных детей в основной школе

    Одаренность,талант,гениальность- это высокий уровень развития каких- либо  способностей  человека....

    Семинар "Эффективные формы выявления одаренных детей"

    Данная презентация "Эффективные формы выявления одаренных детей" предназначена для методистов и педагогов. Презентация раскрывает основные понятия: способности, одаренность, талант, одаренный ребенок....

    Принципы и методы выявления одаренных детей

    Принципы и методы выявления одаренных детей...

    Принципы и методы выявления одаренных детей

    Принципы и методы выявления одаренных детей...

    Работа с одаренными детьми ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер», выявление одаренных детей по видам спорта.

    Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести, ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.Здоров...

    Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

    Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...