Рабочая программа по физике 7 класс ФГОС
рабочая программа по физике (7 класс)

Сурикова Полина Николаевна

Рабочая программа  по физике 7 класс ФГОС УМК Перышкин А.В. содежит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование , определены требования к результатм освоения образовательной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

    -Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

-приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»  № 1312 от 09.03.2004 года;

 -приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изм. от 05.07.2017г)

-приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г № 889 «О внесении  изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта  2004 г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

-приказа Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.01.2007г. № 99 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ханты–Мансийского автономного округа–Югры, реализующих программы общего образования»;

-приказа Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22.08.2011г. № 662 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений ХМАО-Югры, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 30.01.2007 № 99»;

-основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Мулымская СОШ (в том числе: учебный план на 2018-2019 учебный год; календарный учебный график на 2018-2019 учебный год).

-локального акта «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих  программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».

Общая характеристика учебного предмета. Цели и задачи.

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

В 7 классе происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  •  усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  •  формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
  •  систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
  •  формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
  •  организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
  •  развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  •  знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  •  приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  •  формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  •  овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  •  понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Данный курс является одним из звеньев в формировании естественно-научных знаний учащихся наряду с химией, биологией, географией. Принцип построения курса — объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы, как частные случаи более общих положений науки, что способствует пониманию материала, развитию логического мышления, а не простому заучиванию фактов.

Изучение строения вещества в 7 классе создает представления о познаваемости явлений, их обусловленности, о возможности непрерывного углубления и пополнения знаний: молекула — атом; строение атома — электрон. Далее эти знания используются при изучении массы, плотности, давления газа, закона Паскаля, объяснении изменения атмосферного давления.

Учебно методическая база разработки рабочей программы.

1. Физика. 7 кл. : учебник / А.В. Перышкин. – 3-е изд., доп. – М. : Дрофа, 2014. – 224 с.

  1. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. Физика. 7  класс: поурочные планы по учебнику А.В.   Пёрышкина, Е.М. Гутник- М.: Дрофа, 2014

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю)  в соответствии с годовым календарным учебным графиком работы школы на 2018-2019 учебный год и соответствует  учебному плану школы.

В процессе прохождения материала осуществляется промежуточный контроль знаний и умений в виде самостоятельных работ, тестовых заданий, творческих работ, по программе предусмотрены тематические контрольные работы, в конце учебного года – итоговая контрольная работа за курс физики  7 класса.

Учебно-тематический план:

Тема раздела

Всего

Лабораторных работ

Контрольных работ

1

Физика и физические методы изучения природы

3

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

1

3

Взаимодействия тел

21

4

1

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

24

2

1

5

Работа и мощность. Энергия

16

2

2

6

Итого

70

10

5

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  •  сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  •  убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  •  самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  •  готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  •  мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
  •  формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  •  овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  •  понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  •  формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  •  приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  •  развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  •  освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  •  формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Результаты освоения учебного предмета

Ученик научится:

 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

 ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы. Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

 понимать роль эксперимента в получении научной информации;

 проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений. Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.

 проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

 проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

 анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

 понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Ученик получит возможность научиться:

 осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

 сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

 воспринимать информацию физического содержания в научно- популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

 создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Содержание учебного предмета.

Физика и физические методы изучения природы (3 ч)

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  •  понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
  •  умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру; определять цену деления шкалы прибора с учетом погрешности измерения;
  •  понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  •  понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
  •  владение экспериментальными методами исследова- ния при определении размеров малых тел;
  •  понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
  •  умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
  •  умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Взаимодействия тел (21 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  •  понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
  •  умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;
  • владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к поверхности (нормального давления);        
  •  понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;
  •  владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;
  •  умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
  •  умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
  •  понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
  •  умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Давление твердых тел, жидкостей и газов (24 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  •  понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления;
  •  умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
  •  владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной те- ном воды, условий плавания тела в жидкости от действия сипы тяжести и силы Архимеда;
  •  понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
  •  понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;
  •  владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;
  •  умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Работа и мощность. Энергия (16 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  •  понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;
  •  умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
  •  владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
  •  понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии;
  •  понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;
  •  владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;

 умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Целевая ориентация настоящей рабочей программы в практике конкретной образовательной организации.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 7 классе обучающиеся в процессе обучения физики знакомятся с понятиями: физические величины и тела, давление, мощность, работа, масса, объем, плотность, сила, формулы; учатся решать задачи, проводить опыты. Кроме того, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, к олимпиадам различного уровня. Обучающиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

Критерии оценивания

Оценка ответов учащихся при проведении устного опроса

Оценка «5» ставится в следующем случае:

- ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;

- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

- учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов;

- владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы.

Оценка «4» ставится в следующем случае:

- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач (неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы);

- учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;

- объем знаний и умений учащегося составляют 80% - 95% от требований программы.

Оценка «3» ставится в следующем случае:

- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;

- учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80% содержания, соответствующего программным требованиям.

Оценка «2» ставится в следующем случае:

- ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;

- учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;

- учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку «3».

Оценка ответов учащихся при проведении самостоятельных и контрольных работ

 

Оценка «5» ставится в следующем случае:

- работа выполнена полностью;

- сделан перевод единиц всех физических величин в «СИ», все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ;

- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;

- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

Оценка «4» ставится в следующем случае:

- работа выполнена полностью или не менее чем на 80% от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки;

- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;

- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «3» ставится в следующем случае:

- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;

- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;

- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.

Оценка «2» ставится в следующем случае:

- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);

- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.

Оценка ответов учащихся при проведении лабораторных работ

Оценка «5» ставится в следующем случае:

- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;

- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения проводились неправильно.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Физика. 7 кл. : учебник / А.В. Перышкин. – 3-е изд., доп. – М. : Дрофа, 2014. – 224 с.
  2. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. Физика. 7  класс: поурочные планы по учебнику А.В.   Пёрышкина, Е.М. Гутник- М.: Дрофа, 2012.
  3. Павленко Н.И., Павленко К.П.Тестовые задания по физике. 7 класс.- М.:Дрофа,2004г.
  4. Днепров, Э.Д. Сборник нормативных документов. Физика / сост., Э.Д. Днепров А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
  5. Коровин, В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост., В.А.  Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.-104 с.
  6. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных  учреждений  / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008.
  7. Орлов, В.А. Сборник  тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006
  8. Попова, В.А. Сборник. Рабочие программы по физике. Календарно-тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся по физике. 7 – 11 классы.  / Авт.-сост. В.А. Попова. – М.: Издательство «Глобус», 2008 (Стр. 5 – 37, 7 – 9 классы).

 Дополнительная учебная литература

  1. Генденштейн, Л.Э. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы/ Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2014.
  2. Орлов, В.А. Сборник  тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006.

Цифровые Образовательные Ресурсы

1. «Физика, 7-11 класс, ООО Физикон».

2. Библиотека наглядных пособий  1С: Образование «Физика, 7-11 класс».


Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности
обучающихся

Планируемые результаты

Дата

предметные

метапредметные

личностные

план

факт

Физика и физические методы изучения природы (3 часа)

Вводный инструктаж по технике безопасности. Что изучает физика. Физические термины

1

объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических;

проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их;

соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете физики

овладение научной терминологией наблюдать и описывать физические явления

Познавательные: Пробуют самостоятельно формулировать определения понятий (наука, природа, человек).

Выбирают основания и критерии для сравнения объектов. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы, строить понятные  и доказывать свою точку зрения

осознание важности изучения физики, проведение наблюдения,

формирование познавательных интересов

Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц

1

определять цену деления шкалы измерительного цилиндра;

определять объем жидкости с помощью измерительного цилиндра;

обрабатывать результаты измерений, представлять их в виде таблиц;

обобщать и делать выводы;

переводить значения физических величин в СИ

формирование научного типа мышления

Познавательные: Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Умеют заменять термины определениями. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

Регулятивные: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

убежденность в возможности познания природы

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

1

определять цену деления любого измерительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц;

определять погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности;

анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы;

работать в группе

овладение практическими умениями определять цену деления прибора

оценивать границы погрешностей результатов

Познавательные: Анализируют результаты по определению цены деления измерительного прибора, делают выводы

Регулятивные: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: Учатся работать в группе

осуществлять взаимный контроль, устанавливать разные точки зрения, принимать решения, работать в группе

развитие внимательности аккуратности

Первоначальные сведения о строении вещества(6 часов)

Строение

вещества.

Молекулы.

1

объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение;

схематически изображать молекулы воды и кислорода; определять размер малых тел;

сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха;

объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества

участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации

Познавательные: Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Коммуникативные: Владеют вербальными и невербальными средствами общения

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»

1

измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел;

представлять результаты измерений в виде таблиц;

выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы;

оценивать границы погрешностей результатов измерений;

использовать полученные знания о способах измерения физических величин в быту;

работать в группе

овладение умением пользования методом рядов при измерении размеров малых тел

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

получение представления о размерах молекул

Познавательные: Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля,

Регулятивные: Сравнивают способ и результат своих действий с образцом.

Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений.

Коммуникативные: Осуществляют самоконтроль

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

развитие внимательности собранности и аккуратности

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела

1

объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела;

приводить примеры диффузии в окружающем мире;

анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии

выдвигать постулаты о причинах движения молекул, описывать поведение молекул в конкретной ситуации

Познавательные: Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы

Регулятивные: Принимают и сохраняют  познавательную цель,  четко выполняют требования познавательной задачи

Коммуникативные: Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь

объяснять явления, процессы происходящие в твердых телах, жидкостях и газах

убедиться в возможности познания природы

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

1

проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;

наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул;

проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы

овладение знаниями о взаимодействии молекул

установление указанных фактов, объяснение конкретных ситуаций

Познавательные: Выбирают знаково-символические средства для построения модели.

Регулятивные: Принимают и сохраняют  познавательную цель,  четко выполняют требования познавательной задачи

Коммуникативные: Строят понятные для партнера высказывания. Обосновывают и доказывают свою точку зрения

наблюдать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Три состояния вещества

1

доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

создание модели строения твердых тел, жидкостей, газов

Познавательные: Выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Коммуникативные: Умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

описывать строение конкретных тел

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

1

приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях;

выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды

участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

мотивация образовательной деятельности

Взаимодействие тел (21 час)

Механическое движение

1

определять траекторию движения тела;

переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм;

различать равномерное и неравномерное движение;

определять тело, относительно которого происходит движение

формирование представлений о механическом движении тел и его относительности

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель.

Регулятивные:  Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении уд

Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей

провести классификацию движений по траектории и пути

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

Скорость. Единицы скорости

1

рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении;

выражать скорость в км/ч, м/с;

анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел;

графически изображают скорость, описывать равномерное движение;

представить результаты измерения в виде таблиц, графиков

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

обеспечения безопасности своей жизни

Познавательные: Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Регулятивные: Сличают свой способ действия с эталоном

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки  деятельности

соблюдение техники безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения;

развитие внимательности собранности и аккуратности

Расчет пути и времени движения

1

представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;

определять: путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени

на основе анализа задач выделять физические величины, формулы, необходимые для решения и проводить расчеты

 применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний

Познавательные: Выделяют формальную структуру задачи.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

развитие внимательности собранности и аккуратности

развитие межпредметных связей

формирование умения определения одной характеристики движения через другие

Явление инерции. Решение задач

1

находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения;

приводить примеры проявления явления инерции в быту;

объяснять явление инерции;

проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции, анализируют его, делают выводы

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий, результатам обучения

Познавательные: Выделяют и формулируют проблему. Выполняют операции со знаками и символами,  заменяют термины определениями

Регулятивные: Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)

Коммуникативные: Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

формировать умение наблюдать и характеризовать физические явления, логически мыслить

Взаимодействие тел

1

описывать явление взаимодействия тел;

приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению их скорости;

объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы.

формирование умения выделять взаимодействие среди механических явлений;

объяснять явления природы и техники с помощью взаимодействия тел

развитие умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни

Масса тела. Единицы массы

1

устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы;

переводить основную единицу массы в т, г, мг;

работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе тела;

различать инерцию и инертность тела

продолжить формирование умения характеризовать взаимодействие тел

Познавательные: Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. Выполняют операции со знаками и символами

Регулятивные: Сличают свой способ действия с эталоном

Коммуникативные: Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела;

пользоваться разновесами;

применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами;

работать в группе

овладение навыками работы с физическим оборудованием

развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

формирование умения сравнивать массы тел

Познавательные: Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. Выполняют операции со знаками и символами

Регулятивные: Сличают свой способ действия с эталоном

Коммуникативные: Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

развитие внимательности собранности и аккуратности;

выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи

Плотность вещества

1

определять плотность вещества;

анализировать табличные данные;

переводить значение плотности из кг/м3 в г/см3;

применять знания из курса природоведения, математики, биологии

выяснение физического смысла плотности

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания

Познавательные: Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные: Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела»

1

измерять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра;

анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы;

представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;

работать в группе

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Познавательные:: Анализируют условия и требования задачи, создают алгоритмы деятельности, выполняют операции со знаками и символами

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные: Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

1

измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра;

анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы;

представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;

работать в группе

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

развитие внимательности собранности и аккуратности

Расчет массы и объема тела по его плотности

1

определять массу тела по его объему и плотности;

записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности вещества;

работать с текстом учебника;

работать с табличными данными

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения

Регулятивные: Принимают и сохраняют познавательную цель, регулируют весь процесс и четко выполняют требования познавательной задачи

Коммуникативные: Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

сформированность познавательных интересов и  интеллектуальных способностей учащихся;

Решение задач по теме "Взаимодействие тел. Масса. Плотность"

1

использовать знания из курса математики и физики при расчете массы тела, его плотности или объема;

анализировать результаты, полученные при решении задач;

выражать результаты расчетов в единицах СИ

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

сформированность познавательных интересов и  интеллектуальных способностей учащихся;

Контрольная работа №1 по теме "Взаимодействие тел. Масса. Плотность"

1

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции

Научиться применять на практике теоретический материал по теме « Взаимодействие тел. Масса.  Плотность»

Познавательные: Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними  

Регулятивные: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Коммуникативные: Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы,  обосновывать и доказывать свою точку зрения

формирование ценностных отношений к результатам обучения

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

1

графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения;

определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы;

анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы

формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, планировать и проводить эксперимент

Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Коммуникативные: Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли, взаимно контролируют действия друг друга

понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

Сила упругости. Закон Гука

1

  • отличать силу упругости от силы тяжести;
  • графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление ее действия;
  • объяснять причины возникновения силы упругости;
  • приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту;
  • работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения, делать выводы

выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Коммуникативные: Учатся эффективно сотрудничать в группе

определить силы, возникающие при деформации;

продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления

Вес тела

1

графически изображать вес тела и точку его приложения;

рассчитывать силу тяжести и вес тела;

находить связь между силой тяжести и массой тела;

работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения, делать выводы

понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений

Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи. Осознанно строят высказывания на предложенные темы.

Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Коммуникативные: Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли, взаимно контролируют действия друг друга

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

Единицы силы. Связь между силой и массой тела

1

Исследуют зависимость

Удлинения стальной

пружины от приложенной

силы

понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

Динамометр Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

градуировать пружину;

получать шкалу с заданной ценой деления;

измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра;

различать вес тела и его массу;

работать в группе

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Познавательные: Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения, самостоятельно оформлять результаты работы

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил

1

экспериментально находить равнодействующую двух сил;

анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил

и делать выводы;

рассчитывать равнодействующую двух сил

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Анализируют и строго следуют ему.

Коммуникативные: Умеют  слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность

закрепление навыков работы с динамометром и шкалой прибора

развитие кругозора

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

Сила трения. Трение покоя

1

измерять силу трения скольжения;

называть способы увеличения и уменьшения силы трения;

применять знания о видах трения и способах его изменения на практике;

объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, анализировать их и делать выводы

работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения, делать выводы

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов.

Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий

Коммуникативные: Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли, взаимно контролируют действия друг друга, умеют договариваться

 ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

Трение в природе и технике. Кратковременная контрольная работа по теме "Масса тела. Сила. Равнодействующая сил"

1

объяснять влияние силы трения в быту и технике;

приводить примеры различных видов трения;

анализировать, делать выводы

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий

Коммуникативные: Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли, взаимно контролируют действия друг друга

развитие кругозора

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода

Давление твердых тел, жидкостей и газов (24 часа)

Давление. Единицы давления

1

приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры;

вычислять давление по известным массе и объему;

выражать основные единицы давления в кПа, гПа

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения

участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи.  Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную задачу.

Коммуникативные: Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию

умение отличать явление от физической величины,

давление от силы;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю;

отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры

Способы уменьшения и увеличения давления

1

приводить примеры увеличения площади опоры для уменьшения давления;

проводить исследовательский эксперимент по определению зависимости давления от действующей силы, по изменению давления, анализировать и делать выводы

Давление газа

1

отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей;

объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества;

анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы;

применять знания к решению физических задач

понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи.  Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную задачу.

Коммуникативные: Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информации

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Закон Паскаля

1

объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково;

анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения

выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи.  Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную задачу.

Коммуникативные: Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информации

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

уважение к творцам науки и техники

Давление в жидкости и газе

1

составлять план проведения опытов;

устанавливать зависимость изменения давления в жидкости и газе с изменением глубины

выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи.  Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку

убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

1

выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда;

работать с текстом учебника

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний

развитие навыков устного счета

применение теоретических положений и законов

Решение задач по теме "Давление жидкостей и газов"

1

решать задачи на расчет давления жидкости и газа на дно и стенки сосуда

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи.  Выражают структуру задачи разными средствами.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода

Сообщающиеся сосуды

1

  • приводить примеры сообщающихся сосудов в быту;
  • проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать выводы

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

Познавательные: Приводят примеры устройств с использованием сообщающихся сосудов.

Регулятивные: Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Коммуникативные: Вносят коррективы и дополнения в составленные планы внеурочной деятельности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли

1

  • вычислять массу воздуха;
  • сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли;
  • объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы;
  • проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой применять знания из курса географии при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования

Познавательные: Извлекают необходимую информацию из  текстов различных жанров. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Измерение атмосферного давления

1

  • вычислять атмосферное давление; объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли;
  • наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания

Познавательные: Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения

Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных высотах

1

  • измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида;
  • объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря;
  • применять знания из курса географии, биологии

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Решение задач на расчет жидкостей и газов, знание правила сообщающихся сосудов и на измерение атмосферного давления

1

знать формулы для расчета давления. Умеют

вычислять силу и площадь

опоры. Объясняют

явления, вызываемые

давлением твердых тел на опору или подвес

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи.  Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку

формирование ценностных отношений к результатам обучения

Манометры. Кратковременная контрольная работа по теме "Давление в жидкости и газе"

1

измерять давление с помощью манометра;

различать манометры по целям использования;

устанавливать зависимость изменения уровня жидкости в коленах манометра и давлением

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Познавательные: Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода

Поршневой жидкостный насос

1

приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса;

работать с текстом учебника;

анализировать принцип действия указанных устройств

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

Познавательные: Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

Гидравлический пресс

1

приводить примеры применения гидравлического пресса;

работать с текстом учебника;

анализировать принцип действия указанных устройств

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

уважение к творцам науки и техники

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

1

доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело;

приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы;

применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике

участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи.  Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную задачу.

Коммуникативные: Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать

развитие диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение

Закон Архимеда

1

выводить формулу для определения выталкивающей силы;

рассчитывать силу Архимеда;

указывать причины, от которых зависит сила Архимеда;

работать с текстом учебника, анализировать формулы, обобщать и делать выводы;

анализировать опыты с ведерком Архимеда

выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода

Лабораторная работа № 7 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело"

1

опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело;

рассчитывать выталкивающую силу по данным эксперимента;

работать в группе

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ с эталоном. Понимают причины расхождений.

Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

проверить справедливость закона Архимеда

Плавание тел

1

объяснять причины плавания тел;

приводить примеры плавания различных тел и живых организмов;

конструировать прибор для демонстрации гидростатического давления;

применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования

Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Решение задач на определение архимедовой силы и условия плавания тел

1

рассчитывать силу Архимеда;

анализировать результаты, полученные при решении задач

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний

формирование ценностных отношений к результатам обучения

Лабораторная работа №8 "Выяснение условия плавания тела в жидкости"

1

на опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости;

работать в группе

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Познавательные: Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ с эталоном.

Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

Воздухоплавание

1

объяснять условия плавания судов;

приводить примеры плавания и воздухоплавания;

объяснять изменение осадки судна;

применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

обеспечения безопасности своей жизни, охраны окружающей среды

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи.  Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку

формирование ценностных отношений к авторам открытий, изобретений,

уважение к творцам науки и техники

Повторение по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

1

применять знания из курса математики, географии при решении задач

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи.  Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку

формирование ценностных отношений к авторам открытий, изобретений,

уважение к творцам науки и техники

Контрольная работа №2 по теме: "Давление твердых тел, жидкостей и газов".

1

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения

Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.

Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме

формирование ценностных отношений к результатам обучения

Мощность и работа. Энергия (16 часов)

Механическая работа

1

вычислять механическую работу;

определять условия, необходимые для совершения механической работы;

устанавливать зависимость между механической работой, силой и пройденным путем

участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Коммуникативные: Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение

Мощность

1

вычислять мощность по известной работе;

приводить примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств;

анализировать мощности различных приборов;

выражать мощность в различных единицах

участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу

Решение задач на расчет мощности и работы

1

измеряют работу силы

тяжести, силы трения

Измеряют мощность

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи.  Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Распределяют функции и объем заданий.

Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

1

применять условия равновесия рычага в практических целях: подъем и перемещение груза;

определять плечо силы;

решать графические задачи

формирование неформальных знаний о понятиях простой механизм, рычаг;

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

Познавательные: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель. Осуществляют действия, приводящие к выполнению поставленной цели.

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

уважение к творцам науки и техники

Момент сил

1

приводить примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча;

 работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы об условиях равновесия рычага

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи.  Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение

Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа №9 "Выяснение условий равновесия рычага"

1

проверять опытным путем, при таком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии,

проверять на опыте правило моментов сил

применять знания из курса биологии, математики, технологии;

работать в группе

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Блоки. «Золотое правило» механики

1

приводить примеры применения не подвижного и подвижного блоков на практике,

сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков;

работать с текстом учебника;

анализировать опыты с подвижным и неподвижным блоками и делать выводы

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

Познавательные: Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель. Осуществляют действия, приводящие к выполнению поставленной цели.

Коммуникативные: Развивают способность брать на себя ответственность за организацию совместного действия

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода

Решение задач на простые механизмы и "Золотое" правило механики

1

применять знания из курса математики, биологии;

анализировать результаты, полученные при решении задач

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.

Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения

Коэффициент полезного действия

1

измеряют КПД наклонной

плоскости

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.

Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

уважение к творцам науки и техники

Лабораторная работа № 10 "Определение коэффициента полезного действия при подъеме тележки по наклонной плоскости".

1

измеряют КПД наклонной

плоскости. Вычисляют

КПД простых механизмов

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

оценивать границы погрешностей результатов измерений

Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.

Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме

соблюдать технику безопасности, практическое изучение свойств  простых механизмов

Решение задач на определение коэффициента полезного действия простых механизмов.

1

определяют КПД наклонной плоскости

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Познавательные: Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель. Осуществляют действия, приводящие к выполнению поставленной цели.

Коммуникативные: Развивают способность брать на себя ответственность за организацию совместного действия

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения

Решение задач по теме "Работа и мощность"

1

измеряют работу силы

тяжести, силы трения

Измеряют мощность

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия

1

приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией;

работать с текстом учебника;

устанавливать причинно-следственные связи;

устанавливать зависимость между работой и энергией

знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. Выдвигают гипотезу, предлагают пути ее решения. Ставят и реализуют учебную задачу.

Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с  задачами и условиями коммуникации

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

уважение к творцам науки и техники

Контрольная работа №3 по теме: "Работа и мощность"

1

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний по теме «Работа и мощность»

Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.

Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме

формирование ценностных отношений к результатам обучения

Превращение одного вида

механической энергии в другой

1

приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией;

работать с текстом учебника

выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

наблюдать превращение одного вида энергии в другой;

объяснять переход энергии от одного тела к другому

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами Устанавливают причинно- следственные связи в конкретных ситуациях.

Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. Ставят и реализуют учебную задачу.

Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с  задачами и условиями коммуникации.

осознание важности физического знания

Итоговая контрольная работа

1

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний

Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.

Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме

формирование ценностных отношений к результатам обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по физике по ФГОС (7-9 класс)

Рабочая  программа по  физике   7-9 классы  по ФГОС ООО...