Программа кружка "Занимательная физика"
элективный курс по физике (9, 10 класс)

Савельева Елена Михайловна

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно – технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирования умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_fizika.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 35»

Г. Улан-Удэ, 670031, БКМ, 15, т: 437326

http://school3503.ru/,  school-35-bkm@mail.ru

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ № 35» _____________Л.Г. Пахомова

Приказ № 117

От «10» сентября 2018 г.

Согласовано МС школы 

протокол № 01

от «30» августа 2018 г.

Руководитель МС

___________Е. Н. Попова

Рассмотрено МО математики и физики 

протокол № 01

от «28» августа 2018 г.

Руководитель МО

  ________ Липунова О.О.

Рабочая программа

кружка «Занимательная физика»

для 9-10 классов

на 2018-2019 учебный год

Автор: Савельева Е.М.,

учитель физики

высшей кв. категории

Улан-Удэ, 2018 г.

Содержание

1.

Информационная карта

…………………………….3

2.

Пояснительная записка

…………………………….3

3.

Цели и задачи

…………………………….4

4.

Ожидаемый результат

…………………………….5

5.

Календарно-тематическое планирование

…………………………….6

6.

Литература

…………………………….8








  1. Информационная карта

Учреждение: МАОУ г. Улан-Удэ «СОШ №35»

Ф.И.О. педагога: Савельева Елена Михайловна

Название программы: «Занимательная физика»

Вид программы: рабочая

Продолжительность освоения программы: 1 год

Количество часов: 1 час/нед

Форма организации процесса: индивидуальная, групповая

  1. Пояснительная записка

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно – технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирования умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы.

Программа дополнительного образования  рассчитана на учащихся 9-11 классов, обладающих определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.

Планирование работы кружкового объединения рассчитано на 1 час в неделю. За год 35 часов.

Виды деятельности:

  • Решение разных типов задач
  • Применение ИКТ
  • Занимательные экскурсии в область истории физики
  • Применение физики в практической жизни

Форма проведения занятий кружка:

  • Беседа
  • Практикум
  • Семинар
  • Круглый стол

В современный период развития нашей страны и человечества в целом умения ставить и решать практические задачи особенно ценны. При их анализе и решении используются знания о конкретных объектах и физических явлениях, создаются и разрешаются проблемные ситуации, формируются практические интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники. Решение задач способствует формированию таких качеств личности, как целеустремлённость, настойчивость, внимательность.

  1. Цели и задачи кружка

Цели:

  1. Создание условий для развития личности ребенка.
  2. Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.
  3. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при решении задач.
  4. Развитие мотивации личности к  познанию и творчеству.
  5. Обеспечение дополнительной поддержки учащимся для сдачи ОГЭ и ЕГЭ по физике.
  6. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

Задачи:

  1. Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, формировать представление о классификации, приемах и методах решения школьных физических задач, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий, подготовить к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по физике.
  2. Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
  3. Развивающие: совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.

4. Ожидаемый результат:

  • Навыки решения разных типов задач.
  • Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет.
  • Профессиональное самоопределение.
  • Успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ по физике.

  1. Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество

 часов

Дата

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты.

1

01.09

2

Уравнение теплового баланса. Решение задач.

1

08.09

3

Уравнение теплового баланса. Решение задач.

1

15.09

4

Влажность воздуха. Решение задач.

1

22.09

5

Постоянный ток. Сила тока, закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников.

1

29.09

6

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

1

06.10

7

Работа с текстовыми задачами по кинематике: «Прямолинейное равномерное движение».

1

13.10

8

Работа с графическими задачами по кинематике: «Прямолинейное равномерное движение».

1

20.10

9

Относительность движения. Решение задач.

1

27.10

10

Работа с текстовыми задачами по кинематике: «Равноускоренное движение».

1

10.11

11

Работа с графическими задачами по кинематике: «Равноускоренное движение».

1

17.11

12

Работа с текстовыми задачами по теме: «Криволинейное движение. Равномерное движение по окружности»

1

24.11

13

Решение задач по теме «Свободное падение».

1

01.12

14

Баллистическое движение (дальность полета, высота подъема, поражение цели).

1

08.12

15

Решение качественных и расчетных задач по динамике. Законы Ньютона.

1

15.12

16

Силы упругости. Гравитационные силы. Решение задач.

1

22.12

17

Движение под действием нескольких сил в горизонтальном направлении. Решение задач.

1

12.01

18

Движение под действием нескольких сил в вертикальном направлении. Решение задач.

1

19.01

19

Движение по окружности. Решение задач.

1

26.01

20-21

Движение связанных тел. Решение задач.

2

02.02

22-23

Движение связанных тел. Решение задач.

2

09.02

24

Движение по наклонной плоскости. Решение задач.

1

16.02

25

Движение по наклонной плоскости. Решение задач.

1

02.03

26

Работа с текстовыми задачами по теме: «Равновесие тел»

1

16.03

27

Расчетные задачи по теме: «Закон сохранения импульса»

1

23.03

28

Расчетные задачи по теме: «Закон сохранения импульса»

1

06.04

29

Решение задач на закон сохранения энергии.

1

13.04

30

Решение задач на закон сохранения энергии.

1

20.04

31

Механические волны. Звук. Решение задач.

1

27.04

32

Механические колебания. Пружинный маятник.

1

04.05

33

Механические колебания. Математический маятник.

1

11.05

34

Магнитное поле. Электромагнитная индукция.

1

18.05

35

Магнитный поток. Направление магнитного поля.

1

25.05

  1. Литература
  • Список информационных источников
  • Пёрышкин А.В. физика. 7 Кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2013
  • Физика. Человек. Окружающая среда : Прил. к учеб. физики для 9-го кл. общеобразоват. учреждений / А. П. Рыженков, М. Просвещение 1999
  • http://fcior.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...