Атомное и термоядерное оружие. Биологическое действие излучения. План урока.
план-конспект урока по физике (11 класс)

Васенина Надежда Анатольевна

Урок фактически является одним из последних при изучении темы Ядерная и атомная физика. Мы хорошо понимаем, насколько наука часто бывает оторвана от жизни. Тем более столь сложные темы, как атомная и ядерная физика. Эти темы являются познавательными для школьников, требуют наличие хорошо сформированного мышления, более или менее сформированную картину мира. Кроме того, тема по-настоящему страшная, связанная и с политикой, и нравственным выбором ученого, посягнувшего разрушать или порождать новые атомы. Конечно, за 45 минут учитель может мало что рассказать, но вот устроить урок как пресс- конференцию, к которой ученики должны подготовиться самостоятельно, означает привлечение интересного материала, развитие самостоятельности, ответственности. Развите умения самостоятельно искать факты, самостоятельно выбрать главное и интересное из них, развитие умения выступать перед публикой, хотя публикой являются пока свои же товарищи в классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon atomnoe_oruzhie.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Атомное и термоядерное оружие. Биологическое действие излучения.

Цели урока:

- учебные:

- обеспечить усвоение принципа действия и атомного и термоядерного оружия. Обеспечить знание поражающих факторов и мер защиты. Обеспечить усвоение знаний биологического действия радиоактивного излучения и факторов, усиливающих это действие на человека.

- развивающие цели урока:

- развивать эмоциональные качества и чувства кадет, создавая на уроке эмоциональные ситуации, воздействующие на чувства (сопереживание, участие, вопрос о выборе средств и способов достижения целей).

- продолжить формирование навыков устной монологической речи: умение четко и грамотно излагать свои мысли, умение освещать изучаемый материал всесторонне, применяя знания, которые имеются у кадет из других наук.

- развивать учебно-информационные умения: осуществлять библиографический поиск, работать с книгой.

- воспитательные цели:

- обеспечивать нравственное воспитание кадет, содействовать военно-патриотическому воспитанию.

- воспитывать интерес к обучению.

- воспитывать уважение к противоположному мнению, умение вести дискуссию, умение терпеливо выслушивать товарищей, аргументировать свои взгляды.

Тип урока: Урок обобщения материала.

Вид урока: Ролевая игра.

Методы обучения:

Словесные методы:

а) рассказ учителя, диалогический метод обучения, сообщения.

б) работа с учебником и книгой - работа с дополнительным материалом, отбор материала и составление сообщений.

Наглядные методы:

Метод демонстраций – показ кинофильма и слайдов.

Материальное обеспечение урока:

1. Учебник Касьянова В.А.   Физика – 11.  

2. Ю.В. Сивинцев  «Радиация и человек». Изд. «Знание» Москва 1987 г.

3. Л.И. Пономарев  «Советская Россия », 1984г.

4. Радиация.  Дозы, эффекты, риск. Пер. с англ. М.:Мир, 1988г.

I. Этап организации начала урока.

Подготовка кадет к работе на уроке:

- прием доклада заместителя командира группы.

- оценка приветствия группы кадет.

- проверка наличия кадет на уроке.

II. Этап подготовки к активному усвоению знаний

на основном этапе урока:

Учитель говорит: - Ребята, сегодня мы находимся в студии I канала на передаче программы «Времена» и я, ее ведущий,  журналист…

Тема нашего разговора – ядерное и термоядерное оружие и биологическое действие излучений на человека. Попробуем решить проблему – а современно ли сегодня ядерное оружие?

Какова опасность радиации и радиационного заражения, и каковы последствия этого? Насколько велика опасность, и как с этим можно справиться?

На сегодняшней конференции мы рассмотрим вопросы, связанные с современным оружием и его действием. Особый интерес обратим на биологическое действие радиации.

Современный мир не мыслим без атомного противостояния.

Существуют страны – обладательницы атомного оружия. В течение всех послевоенных десятилетий гонка вооружений происходила по простой схеме «вызов - ответ».

К середине 80-х гг. СССР и США имели соответственно 10 и 14.8 тыс. ядерных зарядов на стратегических носителях. Такой гигантский уровень накопленных наступательных вооружений был уже угрозой для существования всего человечества, а договоры по ПРО, ОСВ – 1, ОСВ – 2 лишь фиксировали уровни вооружений и ограничивали их качественные характеристики определенными пределами.

Сочетание слов «атомная бомба» впервые появилось в научно-фантастическом романе Герберта Уэллса «Освобожденный мир» в 1913г. Любопытно, что в этом же романе Уэллс предсказал открытие искусственный радиоактивности в 1933 году и пуск первой атомной электростанции в 1953 году и в обоих случаях ошибся всего на год. Постепенно к этим словам привыкли.

"Мир рвался в опытах Кюри Атомной, лопнувшей бомбой на электронные струи…" напишет Андрей Белый в 1921 г.

В 1939 г. ведущие физики были собраны в "Урановое общество", 1200 т уранового (половина мирового запаса) конфискованы Германией у Бельгии и  единственный в мире завод по производству тяжелой воды в Норвегии находился под особой охраной частей СС.

Раньше других реальную возможность сделать атомную бомбу осознали в Англии, и там же (Ферми, Пайерлс, Перрен и Чедвик) в 1939-1940 годах были сделаны первые оценки ее критической массы.

Именно эти работы в значительной степени повлияли на решение правительства США от 6 декабря 1941 г. начать работы по созданию атомной бомбы. 16 июля 1945 г. в 5 час. 30 мин. утра была взорвана первая из них. К концу года их было уже около двухсот.

Как же устроена атомная бомба?

Спросим об этом у профессора N

III. Этап активного усвоения знаний.

Речь профессора N:

стр. 296-297, учебник Касьянова В.А.

Ведущая:

- Существует ли еще какой-нибудь вид ядерного оружия?

Профессор N:

- Да, есть еще водородная бомба, основное выделение энергии в которой происходит при реакции термоядерного синтеза.

Ведущая:

- А в чем состоит реакция термоядерного синтеза? Спросим об этом у профессора М.

Речь профессора М:

стр. 378-379, учебник Касьянова В.А.

Ведущая:

- Расскажите поподробнее, как же устроена водородная бомба.

Речь профессора К:

В современных ядерных бомбах, кроме энергии деления, используют энергию синтеза ядер дейтерия и трития по схеме:

21Н + 31Н → 42Н +10n + 17,6 МэВ

Идею такой "водородной бомбы" еще в феврале 1942 г. обсуждали Ферми и Теллер, а в 1952 г. она была уже взорвана.

В водородной бомбе обычная плутониевая бомба служит запалом; при ее взрыве температура достигает 100 млн. градусов – в семь раз больше, чем в центре Солнца. При такой температуре два ядра водорода уже могут преодолеть кулоновский барьер отталкивания и слиться в ядро гелия, выделив при этом огромную энергию: при "горении" смеси дейтерия и трития освобождается энергия в три раза больше, чем при "сгорании" урана 235 равной массы.

В реальных конструкциях водородного (или термоядерного) оружия вместо смеси дейтерия и трития используют дейтерид лития -6  6LiД. Тритий в такой бомбе готовится в момент взрыва атомной бомбы, в потоке нейтронов деления, в результате ядерной реакции:

10n + 63Li → 42He + 31H

Критической массы для термоядерной бомбы не существует, а самая большая из взорванных до сих пор – в 5 тыс. раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Всего в арсеналах разных стран накоплено сейчас более 40 тыс. водородных бомб, каждая из которых примерно в 10 – 15 раз мощнее первой атомной бомбы.

Шесть стран владеют технологией изготовления ядерного оружия и, по оценкам, еще восемь близки к его производству. Одним словом, сделать атомную бомбу сейчас – не проблема, значительно труднее понять, как жить на земле, если на каждого обитателя планеты уже сейчас накоплено по 5 т ядерной взрывчатки.

Ведущая:

- Посмотрим сюжет – испытание реальной водородной бомбы, снятый по заказу правительства СССР в 1952 году. Укажите в тетради поражающие факторы атомного взрыва.

После фильма ведущая обращается к слушателям:

- Каковы, на ваш взгляд, основные поражающие факторы при ядерном взрыве?

В этот момент достаточно простого перечисления факторов поражения.

Учитель: Где и когда впервые атомная бомба была взорвана именно в военных целях?

Показывются и комментируются слайды по сюжету "Хиросима и Нагасаки".

Учитель: Итак, каковы основные поражающие факторы?

Ученики перечисляют факторы, увиденные в сюжете фильма и рассказанные в сюжете "Хиросима и Нагасаки".

Учитель: Остановимся более подробно на поражающих факторах:

- Ударная волна – Что это такое, с чем связано ее действие?

Спросим у генерала М

- о световом (тепловом) действии атомного взрыва расскажет военный инженер полковник N.

- Один из поражающих факторов – проникающая радиация. Об этом расскажет генерал N:

Учитель, обращаясь к ученикам:

Давайте по поводу прослушанного сделаем выводы.

- Какие поражающие факторы имеются у атомного и ядерного оружия?

- Какие из них несут физические разрушения?

- Какие из них наиболее опасны, на ваш взгляд, и почему?

-В чем состоит наибольшая опасность от радиоактивного заражения?

-Что такое наведенная радиоактивность и в чем ее опасность?

- Что такое радиоактивный след и в чем его опасность?

Учитель:

- В чем же состоит эта страшная опасность – радиация? Когда с ней человечество столкнулось впервые?

Познакомимся с величинами, характеризующими воздействие ионизирующего излучения на организмы. Откроем стр. 384  учебника Касьянова.

-Что такое доза поглощенного излучения? В каких единицах она измеряется?

- Что такое эквивалентная доза? В каких единицах она измеряется?

-Каковы опасные и безопасные дозы?

- Обратимся к врачам. Что вы можете сказать о радиации?

Речь врача № 1:

Первые же месяцы работы с ионизирующими облучениями привели к радиационным поражениям. Уже в 1895 г. помощник Рентгена Вильям Груббе получил радиационный ожог рук (эритему).К 1987 г. в литературе было описано 23 случая кожных поражений. В 1989 г. был открыт радий, проникающие γ – излучение которого оказалось способным сильно воздействовать на человеческий организм. Известно, что этот факт был случайно обнаружен Анри Беккерелем: после того как пробирка с радием несколько часов пролежала в его жилетном кармане.

На его коже появилось красное пятно, перешедшее в долго незаживающую язву.

По мере увеличения сроков наблюдения за персоналом с лучевыми ожогами, которые рассматривались первыми исследователями рентгеновских лучей как незначительные явления, были выявлены серьезные отдаленные последствия облучения. У людей происходило перерождение мелких кровеносных сосудов, зарастание их соединительной тканью, ухудшение кровоснабжения и, как следствие, хронических изъявлений и раковых опухолей.

Возникновение:

К сожалению, для большинства пионеров радиологии эти выводы были запоздалыми. Дальнейшие наблюдения обнаружили, что даже прекращение работы с излучением не останавливает развития процесса перерождения тканей, который завершается через 6 – 30 лет образованием злокачественной опухоли и смертью ранее переоблученного человека. К 1907 г. было зарегистрировано 7 случаев смерти в результате переоблучения, к 1908 г. – 31, к 1911 – 54. В 1936 г. в Гамбурге был открыт памятник рентгенологам и радиологам всех наций, отдавшим свою жизнь в борьбе с болезнями. На памятнике значились имена 110 человек. Без преувеличения можно сказать, что весь отряд первых медиков, применявших рентгеновские  и γ – лучи, погиб в результате развития злокачественных новообразований после переоблучения.

Врач № 2: Рассказывает о лучевой болезни, ее симптомах и последствиях.

Врач № 3: В отличие от описанного выше облучения под внутренним понимают такой процесс, при котором источники излучения находятся внутри человеческого организма, попадая туда при вдыхании, заглатывании, а также через повреждения кожного покрова.

Это отличие обусловливает ряд особенностей, которые делают внутреннее облучение во много раз более опасным, чем внешнее, при одних и тех же количествах радионуклидов.

Один из наиболее впечатляющих примеров тяжелых последствий внутреннего переоблучения ионизирующими излучениями – трагедия австрийских горняков, погибших еще в XVI в. От таинственной "горной болезни" на копях по добыче свинцовых руд в Иохимштале (ныне Яхимов в ЧССР) и Шнееберге. Высокая смертность шахтеров от специфической легочной болезни длительное время привлекало внимание медиков. В 1879 г. было установлено, что заболевание это – рак, причем оказалось, что почти половина общей смертности рудокопов вызвана этим заболеванием.

Другой случай внутреннего переобучения, известный под названием "катастрофа в Нью-Джерси", связан с производством светящихся циферблатов (1919 – 1924 г.г.). Свойство сернистого цинка давать яркую вспышку при торможении и останове в нем α-частицы (сцинтилляции) было применено для получения постоянно светящихся составов из смеси ZnS и Ra  или Th. Эти краски с концентрациями радиоактивного вещества от 5 до 300 мкг на 1 г ZnS в 20-х г.г. получили широкое распространение в приборостроении при изготовлении светящихся циферблатов.

Работницы при нанесении тонких штрихов часто заостряли кончики кисточек губами, заглатывая при этом ничтожно малые количества радия, который, постепенно накапливался в организме, вызывал глубокое малокровие, злокачественные опухоли и преждевременную смерть.

Ведущая: Существует ли возможность не получать облучения вообще? Обратимся к геофизикам. Обсуждаются вопросы:

- космические лучи;

- существование урана в земле в больших количествах;

- выделение радона из земли. Меры защиты от радона;

- уголь, угольная пыль, шлак, зола и использование их для строительства дорог, домов, в качестве удобрения;

- накапливание радионуклидов растениями, поедание их животными и, как конец пищевой цепочки, - человек.

Ягель – северные олени – человек (накапливается стронций).

Травы – кенгуру – человек.

IV. Этап обобщения и систематизации знаний.

Учитель: При виде атомного зарева ученые не только испытали гордость за мощь человеческого разума, но сразу же почувствовали и свое бессилие воспрепятствовать преступным применениям открытых ими сил. Осознание этого бессилия стало источником многих личных трагедий. "Страшно подумать, - писал Фредерик Содди в 1949 году, - в какие неподготовленные руки наука столь преждевременно вложила силы, немногим более четырех лет назад казавшиеся недоступными…". А мягкий, кроткий и доброжелательный Отто Ганн после Хиросимы и Нагасаки был близок к самоубийству. Не все ученые восприняли новую ситуацию столь трагично. "Быть может, жизнь станет теперь менее счастливой, но она не прекратится. У нас нет  пока такой силы, которая могла бы уничтожить нашу планету", - писал Ферми после испытания водородной бомбы. Эйнштейн соглашался с ним: "Открытие деления урана угрожает цивилизации и людям не более чем изобретение спички. Дальнейшее развитие человечества зависит от его моральных устоев, а не от уровня технических достижений".

Как это не парадоксально, но именно после изобретения атомной бомбы Европа вот уже шестьдесят лет не знает войн – такое за всю ее историю случилось только однажды. С 1945 года на Земле прошло свыше ста больших и малых войн, но не одна из них не коснулась территории ядерных держав.

Учитель задает вопросы ребятам, направленные на рефлексию:

- Насколько вам был полезен сегодняшний урок?

- Что нового и необходимого вы узнали?

- Пригодятся ли знания, полученные на уроке, в вашей дальнейшей жизни?

- Считаете ли вы, что тема урока актуальна или говорить об этом незачем, все это не играет особой роли в жизни современного человека.

- Как бы вы оценили уровень проведения самого урока, его нестандартную форму?

- Кого бы вы выделили сегодня как наиболее интересного собеседника?

- Что еще хотели бы узнать по сегодняшней теме?

V. Этап подведения итогов урока.

Учитель оценивает работу кадет и ставит отметки.

VI. Информация о задании на самоподготовку.

Касьянов В.А. Физика – 11 кл. §§ 88,89.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект метапредметного урока по теме:"Биологическое действие радиоактивных излучений"

Урок оценивается как метапредметный, т. к. рассматривается вопрос о влиянии техногенных катастроф на здоровье человека....

Урок "Биологическое действие радиоактивных излучений"

Урок "Биологическое действие радиоактивных излучений" в 12 классе...

Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Термоядерные реакции

Презентация к уроку в 9 классе по теме "Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Термоядерные реакции"...

Методическая разработка урока в 9 классе по теме "Биологическое действие радиоактивных излучений"

Урок связан с предыдущими занятиями. Учащиеся должны применить знания в новой ситуации (понятие радиоактивности, ее виды, радиоактивные распады).Основные требования программы:·...

Урок №82 Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция. Лабораторная работа№7 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». 9Б класс (гуманитарный профиль)

В рамках дистанционного обучпния для учащихся разработан подробный план занятий на платформе РЭШ,  ля выполнения лабораторной работы дана ссылка на образец выполнения....

Технологическая карта урока по физике "Термоядерные реакции. Применение ядерной энергетики. Биологическое действие радиации." для 11 класса

Тема. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергетики. Биологическое действие радиации.Класс: 11Раздел: Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра.Цель урока: создание условий по самостоятельн...