Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА. Физика. 9 класс. «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов».
    методическая разработка по физике (9 класс)

    Демиденко Марина Леонидовна

    Физика. 9 класс

    Учебник. А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. Москва. "Дрофа" § 60.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodrazrabotkapostoyannye_magnity.doc140 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА. Физика. 9 класс. «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов».

    1. Организационный момент (психологический настрой на урок).

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Приветствует учащихся; настраивает учащихся на учебную деятельность.

    Учитель задает вопрос: Что нового мы узнали на прошлых двух уроках? Да, на предыдущих уроках мы знакомились с электромагнитами, которые приобретают свои магнитные свойства лишь при включении тока. Но в природе существуют вещества, которые длительное время могут сохранять намагниченность.

    Проблемная ситуация (у учителя в руках стакан с водой, на дне которого лежит скрепка).

    Учитель задает вопрос: Как вынуть скрепку, не замочив пальцев? Чем можно воспользоваться?

    Значит, тема нашего сегодняшнего урока… Да,  «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов» (§ 60). Предлагает учащимся открыть учебник и записать сформулированную ими тему урока.

    Каждый из вас видел магниты, что-то слышал о них, держал в руках.

    Но что же это  такое магнит?

    Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.

    Ответ учащихся: Изучали электромагниты, их применение и выполняли лабораторную работу, в которой определяли, от чего зависит магнитное действие электромагнита.

    Ответ учащихся: Скрепку можно вынуть с помощью магнита.

    Учащиеся называют тему урока.

    Учащиеся открывают учебники и записывают в тетради тему урока.

    На экране проектора  тема урока.

    1. Актуализация знаний (подготовка к восприятию нового материала).

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Учитель: Что мы знаем о магните? Какие свойства постоянного магнита нам известны из повседневной жизни?

    Всё правильно. Молодцы. Но прежде, чем что-либо записывать в тетрадь, попытаемся сформулировать цели нашего сегодняшнего урока.

    Учащиеся: Магниты притягивают к себе металлические предметы. Магниты обычно окрашивают в два цвета (синий и красный). Бывают и неокрашенные магниты. У магнитов разная форма. Очень тяжелые. Бывают сильные и слабые. Магнитная стрелка есть в компасе.

    1. Постановка цели и задач урока (совместная выработка учащимися и учителем цели урока, включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности учащихся в новых знаниях).

    Учитель спрашивает, какую цель (цели) необходимо поставить на этом уроке и подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, но цель формулируют сами учащиеся.

    Учитель задает вопрос: какими способами можно достичь цели?

    Учитель внимательно слушает, корректирует и комментирует ответы учащихся.

    Совместно с учителем формулируют цель урока, то есть отвечают на вопрос «Что хотим узнать на сегодняшнем уроке?»

    Сформулированные вопросы  на слайде презентации (см. Приложение).

    Учащиеся определяют, откуда будут получать информацию (заранее подготовленный доклад одного из учащихся, работа с учебником). Догадываются, что речь идет об экспериментальных заданиях.

    Учащиеся формулируют собственное мнение, выслушивают предложения одноклассников.

    1. Изучение нового материала. Первичное усвоение новых знаний («открытие» новых знаний).

    Учитель: Что же это за удивительные тела  магниты?

    Магниты делят на естественные и искусственные. Естественный магнит встречается в природе. Это железная руда (магнитный железняк).

    Учитель задает вопрос: Где в России находятся богатые залежи магнитного железняка?

    На экране  карта России.

    Учитель задает вопрос: Знает ли кто-нибудь химическую формулу магнитного железняка (магнетита)?

    Только ли в нашей стране есть залежи магнитного железняка? Где еще?

    На экране карта мира.

    Учитель задает вопрос: Как вы думаете, из чего изготавливают искусственные магниты? Найдите Fe, Ni, Co в таблице Менделеева (на слайде).

    Учитель задает вопрос: Какой формы бывают магниты? Какие магниты лежат у вас на партах, какие представлены на слайде?

    Учитель задает вопрос: Что называется магнитными полюсами магнита?

    Как они обозначаются?

    Почему, на ваш взгляд, обозначения именно такие?

    Учитель задает вопрос: Все ли тела притягиваются магнитами? Проверьте ваши предположения самостоятельно и заполните небольшую таблицу.

    Учитель контролирует ответы учащихся и корректирует при необходимости.

    Учитель рассказывает:

    Все вы знаете сказку «Золушка». Есть разные версии этой сказки (Братьев Гримм, Шарля Перро). Мы знаем, что Золушка очень хотела поехать на бал с сестрами, но злая мачеха её не пустила, строго сказав перед отъездом:

    «─А вот тебе и занятие на всю ночь: отдели просо от мака». [6]

    Известно, что Золушка попала на бал. Но кто же ей помог?

    В одной из версий сказки помогли прилетевшие птички. В другой сказке появилась добрая фея. [6]

    Перед вами на партах лежат гвоздики разного цвета: одни темные, другие  светлые. Они перемешаны между собой. Перебирать их не хочется, да и долго. Кто решит эту проблему? Кто же нам поможет отделить латунные гвоздики от железных? Нет ли у нас волшебных палочек, как у доброй феи или Гарри Поттера? Учитель, задавая наводящие вопросы, подводит учащихся к правильному ответу.

    А вот теперь перед вами монеты  старого года выпуска (советские) и современные. Притягивает ли их магнит? Каковы ваши гипотезы? Проверьте их экспериментально.

    Учитель внимательно слушает ответы учащихся. Действительно, старые монеты медно-цинковые, а современные  нет.

    Учитель задает наводящий вопрос: Как можно определить состав сплава (содержится в нем железо или нет)?

    Учитель задает следующие вопросы: Как взаимодействуют между собой полосовые магниты? Как взаимодействуют между собой магнитные стрелки?

    Чем объясняется взаимодействие магнитов?

    Учитель комментирует ответы учащихся.

    Учитель задает вопрос: Что мы получим, если разрежем магнит на две части? Отдельно северный и южный полюс? Или два маленьких магнита? Как вы думаете?

    Полюса существуют только парами, и попытка отделить их путем разрезания магнита не имеет успеха. Эта попытка остается безуспешной в наши дни, даже при наличии средств, позволяющих раздробить тело до атомов.

    Учитель рассказывает о книге Григория Остера «Вредные советы» и предлагает сочинить собственный вредный совет под названием «Как испортить магнит?»

    Учитель: Как размагнитить магнит?

    Учитель корректирует высказанные мнения, исправляя ошибки, добавляя новую необходимую информацию.

    Учитель: А теперь серьезно. Для того чтобы магниты служили долго и мы могли выполнять с ними опыты, всего этого делать …

    Вокруг любого магнита существует магнитное поле.

    Учитель задает вопрос: Как можно получить представление о магнитном поле магнита?

    Один из учащихся рассказывает легенду о пастухе Магнусе. Другой  о холмах Магнезии в Малой Азии (это их домашнее задание).

    Учащиеся записывают в тетрадь эту информацию, выбирая форму записи, удобную каждому (или в текстовом виде, или в виде схемы).

    Ответы учащихся: в Карелии, на Урале, Курской области.

    Ответы учащихся: Fe3O4.

    Ответы учащихся: в других странах железную руду тоже добывают. Называют страны.

    Ответы учащихся: железо, никель, кобальт.

    Учащиеся работают с учебником, ищут в тексте ответы на поставленные вопросы.

    Учащиеся занимаются поиском и выделением необходимой информации, осуществляют смысловое чтение, работая с учебником. Выписывают определения, используют для записи в тетрадях разную форму представления информации (текст, схемы, рисунки).

    Вспоминают, что север называют North, Nord, а юг South.

    Ответы учащихся: Нет, не все.

    Ученики экспериментально определяют, какие из предложенных им предметов притягиваются магнитом, а какие  нет, и делают вывод о том, очень немногие притягиваются, даже если они изготовлены из металла. Притягиваются железные предметы, а алюминиевые, латунные, медные  нет. Не притягиваются резина, пластмасса, дерево. Проверяют, что магнит достаточно слаб: на нем удерживаются только очень мелкие железные предметы. Связка ключей от квартиры не удержалась. Отмечают, что прикосновение самого магнита к телам необязательно и магнит притягивает даже через бумагу.

    Ответы учащихся: Вместо волшебных палочек у нас есть магниты. Они-то нам и помогут. С их помощью мы разберем гвоздики на две группы.

    Учащиеся проверяют свои предположения экспериментально и выясняют, что советские монеты 1, 2, 3, 5 копеек магнитом не притягиваются, современные  1, 10, 50 копеек и др. притягиваются, об этом и сообщают учителю.

    Ответы учащихся: Опять с помощью магнита.

    Учащиеся проводят опыты по взаимодействию двух постоянных полосовых магнитов, потом подвижных магнитных стрелок и делают вывод о том, одноимённые полюса отталкиваются друг от друга, разноимённые  притягиваются друг к другу. Учащиеся наблюдают действие магнита при приближении магнита к металлическому предмету. (Вывод: действие магнита ослабевает с удалением от него).

    Учащиеся высказывают свои гипотезы, потом проверяют их с помощью слайда.

    Учащиеся говорят, что надо нагревать или охлаждать магнит, предлагают разные варианты температур, разбить на маленькие части, неправильно хранить.

    Учащиеся высказывают свое мнение, слушают одноклассников, запоминают.

    Ответ учащихся: Нельзя!

    На слайде  правила работы с магнитами. Учащиеся читают и запоминают информацию.

    Учащиеся работают с текстом учебника, решают проблему «Как обнаружить магнитное поле», а потом совместно с учителем получают картины магнитного поля полосового и дугообразного магнитов.

    1. Анализ полученных результатов (запись полученной в результате экспериментов информации).

    Учитель предлагает записать в тетрадь ответы на вопросы и выводы из экспериментов, а также зарисовать картины магнитного поля полосового и дугообразного магнитов.

    Мы с вами прослушали сообщение о постоянных магнитах, изучили теоретические сведения, провели опыты. Теперь информацию, полученную в ходе урока, попробуем обобщить, осмыслить и выделить главное.

    Учащиеся записывают в тетради полученную информацию, выводы из опытов. Систематизируют информацию. Итогом этапа является записанный в тетрадях конспект урока.

    1. Закрепление нового материала. Контроль и самоконтроль знаний (определение степени усвоения новых понятий, устранение обнаруженных проблем).

    Учитель начинает фразу, которую должны закончить ученики (Приложение 2).

    Далее учитель раздает учащимся заранее заготовленные карточки с тестом (по вариантам).

    Учитель предлагает учащимся поменяться тетрадями для взаимного контроля и оценки по эталону.

    Учащиеся заканчивают фразу учителя (индивидуальная работа  проговаривание, самоконтроль).

    Учащиеся самостоятельно выполняют тест (два варианта).

    Учащиеся меняются тетрадями и проверяют выполненную работу соседа с помощью слайда.

    1. Подведение итогов, выдача домашнего задания, рефлексия (анализ успешности усвоения нового материала, деятельности учащихся на уроке, соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, способность к самооценке).

    На слайде представлен критерий оценивания теста.

    Учитель задает обязательное домашнее задание на следующий урок и предлагает желающим выполнить творческое задание (сделать доклад на предложенные темы или собственную).

    Учитель задает вопрос (устная рефлексия): решена ли проблема, которую мы планировали решить на сегодняшнем уроке?

    На слайде выписаны вопросы, на которые нужно было ответить. На все ли из них получены ответы?

    Учитель знакомит учащихся с листом самоконтроля (см. Приложение).

    Учащиеся оценивают собственную работу и ставят себе оценку за тест.

    Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

    Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Формулируют конечный результат своей работы на уроке, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Объясняют, что получилось, что не получилось и почему. Высказывают свое мнение о результатах работы.

    Учащиеся знакомятся с листом самоконтроля и заполняют его.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в 8 классе "Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов".

    Дать понятие постоянного магнита, объяснить намагниченность железа и стали существованием молекулярных токов, ознакомить учащихся с магнитными свойствами тел....

    Урок физики по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли"

    При изучении электромагнитов мы отмечали их свойство быстро намагничиваться и размагничиваться. Но есть такие тела, которые длительное время сохраняют намагниченность. Их называют постоянными магнитам...

    Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов (8 класс)

    Цели урокаОбразовательные. Сформировать понятие постоянных магнитов. Показать как «выглядят» магнитные поля, созданные постоянными магнитами. Продолжить формирование умения применять полученные знания...

    Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (к учебнику А.В.Перышкина)

    Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы ...

    Методическая разработка урока физики по теме: «Графики зависимости координат и пути от времени при движении с постоянным ускорением»

    Цели урока:·        научить учащихся строить графики зависимости координаты, проекции перемещения и пути от времени при движении тела с постоянным ускорением;развива...

    Методическая разработка урока физики в 8 классе "Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии"

    Цели урока:формирование понятия магнитное поле, как неотделимое понятие от электрического тока;формирование понятия магнитные силы, как силы взаимодействия между проводниками с током;развитие умения о...