рабочая программа по физике
рабочая программа по физике (8 класс)

Аксёнова Людмила Владимировна

рабочая программа по физике 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пригорьевская средняя школа имени Героя Советского Союза Е.Ф.Петрунина»

Рассмотрена  

Руководитель ММО Макарова

__________ Макарова Е.Н.

Протокол от 29.08.2022 г. №1                                                    

Согласована

Зам. директора по УВР

_________Полякова О.В.

30.08.2022 г.

Утверждена

приказом МБОУ

«Пригорьевская средняя школа»  

от  01.09.2022 г. № 116-о

Рабочая программа по физике

8 класс

Составитель программы                                                                              

учитель первой категории                                                                                  

Аксенова Людмила Владимировна

Принята

на заседании педагогического совета

протокол от31.08.2022 г. № 1

2022  -  2023 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по физике в 8 классе разработана на основе:

1)Федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897),

В соответствии с

2) Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

3) Примерной образовательной программой ООО;

4) ООП ООО МБОУ «Пригорьевская средняя школа»

5) Авторской программой Е. М. Гутника, А. В. Перышкина «Физика» 7-9 классы, М., Дрофа 2011.

6) Учебным планом МБОУ «Пригорьевская средняя школа» на 2022-2023учебный год;

7) «Положением о рабочей программе педагога» МБОУ «Пригорьевская средняя школа»

Учебник : «Физика» для 8 класса / Перышкин А.В.– М.: «Дрофа», 2016 г.

Изменений в программе нет.

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Изучение физики по данной программе способствует формированию у учащихся личностныхметапредметных  и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений кдруг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;

Познавательные УУД:

 - приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную  информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

Коммуникативные УУД:

- развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Предметные результатыотражают:

1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, ; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;

В результате изучения курса физики 8 класса

обучающийся научится:

Описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение , плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение/ преломление света;

      Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока;

Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающей воды от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения;

Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы СИ;

Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях;

Решать задачи на применение  физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения и преломления света;

обучающийся получит возможность научиться:

  • Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников информации ( учебных текстов, справочных и научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах ( словесно, с помощью рисунков и презентаций);
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности.

3.  Содержание рабочей программы

1. Тепловые явления

Тепловое движение. Внутренняя энергия.

Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.

 Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

Превращения энергии в механических и тепловых процессах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Влажность.

2. Электрические явления

Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь.

 Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединений проводников. Работа и мощность тома. Количество теплоты, выделяемое проводником с током.

Счетчик электрической энергия. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

3. Электромагнитные явления

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

4. Световые явления

Источники света. Прямолинейное распространение света.

Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало.

Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы.

Оптические приборы.

4.Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

уроки

лаб. работы

контр.работы

1

Тепловые явления

13

9

3

1

2

Изменение агрегатных состояний веществ

11

9

1

1

3

Электрические явления

25

18

5

2

4

Электромагнитные явления

7

5

2

0

5

Световые явления

12

8

2

2

Итого:

70

51

13

6

Календарно-тематическое планирование

Урок

Тема

План

Факт

Аргументация изменения

Тема 1.                Тепловые явления 24ч( Тепловые явления (13 ч)+изменение агрегатных состояний веществ(11ч)

1/1

Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете физики.  Тепловое движение. Температура.

01.09

2/2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела

06.09

3/3

Теплопроводность. Конвекция.Излучение Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике

08.09

4/4

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.       Лабораторная работа №1«Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

13.09

5/5

Удельная теплоёмкость

15.09

6/6

Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

20.09

7/7

Лабораторная работа№2«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

22.09

8/8

Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

27.09

9/9

 Лабораторная работа№3«Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела»

29.09

10/10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания Закон сохранения и превращения энергии и механических и тепловых процесса. Решение задач

04.10

11/11

Контрольная, работа №1 по теме «Тепловые явления»

06.10

12/12

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.

11.10

13/13

Удельная теплота плавления

13.10

14/14

Решение задач.    

18.10

15/15

Решение задач.                                       Кратковременная контрольная работа №2                       по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел».

20.10

16/16

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.

25.10

17/17

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации

27.10

18/18

Решение задач

01.11

19/19

Решение задач

15.11

20/20

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха Л/р№4 «Измерение относительной влажности воздуха»

17.11

21/21

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

22.11

22/22

Паровая турбина. КПД теплового двигателя

24.11

23/23

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

29.11

24/24

Контрольная работа № 3                                                                  по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

01.12

Тема 2.  Электрические явления (25 ч)

25/1

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

06.12

26/2

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Полупроводники.

08.12

27/3

Электрическое поле

13.12

28/4

Делимость электрического заряда. Строение атомов. Объяснение электрических явлений

15.12

29/5

Электрический ток. Источники электрического тока. Кратковременная контрольная работа №4 по теме «Электризациятел. Строение атомов».

20.12

30/6

Электрическая цепь и её составные части

22.12

31/7

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока.Полупроводниковые приборы

27.12

32/7

Сила тока. Единицы силы тока

29.12

33/9

Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №5«Сборка электрической цепи и измерение силы тока                 в её различных участках».

12.01

34/10

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения

17.01

35/11

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа№6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1901

36/12

Зависимость силы тока от напряжения.Закон Ома для участка цепи

24.01

37/13

Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

26.01

38/14

Реостаты. Лабораторная работа№7 «Регулирование силы токареостатом».

31.01

39/15

Последовательное соединение проводников

27.02

40/16

Параллельное соединение проводников

02.02

41/17

Лабораторная работа№8 «Определение сопротивления      проводника при помощи амперметра и вольтметра».Решение задач.

07.02

42/18

Решение задач (на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников).

09.02

43/19

Работа электрического тока.                    

14.02

44/20

Мощность электрического тока

16.02

45/21

Лабораторная работа №9( «Измерение мощности и работы тока   вэлектрической лампе»

21.02

46/22

Нагревание проводников электрическим током  Закон Джоуля – Ленца.

28.02

47/23

Лампа накаливания.

Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители

02.03

48/24

Повторение материала темы «Электрические явления»

07.03

49/25

Контрольная работа №5

по теме «Электрические явления»

09.03

Тема 3.  Электромагнитные явления (7 ч)

50/1

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.

Магнитные линии

14.03

51/2

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.       Лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание егодействия».

16.03

52/3

Применение электромагнитов

21.03

53/4

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли

23.03

54/5

Электрический двигатель Лабораторная работа№11 «Изучение электрического двигателяпостоянного тока (на модели)».

04.04

55/6

Действие магнитного поля на проводник с током. Повторение темы «Электромагнитные явления».

06.04

56/7

Устройство электроизмерительных приборов.

11.04

Тема 4. Световые явления (9 ч)

57/1

Источники света. Распространение света. Отражение света. Законы отражения света.

13.04

58/2

Плоское зеркало.л/р№12  «Исследование зависимости угла отражения угла и преломления от угла  падения света»

18.04

59/3

Линзы. Оптическая сила линзы.Изображения, даваемые линзой..

20.04

60/4

Изображения, даваемые линзой.

25.04

61/5

Лабораторная работа №13»Получение изображения при помощи линзы»

27.04

62/6

Изображения, даваемые линзой.

02.05

63/7

Итоговая промежуточная аттестация. Тестовая работа

04.05

64/8

Изображения, даваемые линзой.

11.05

65/9

Контрольная работа № 6 по теме «Световые явления».

16.05

66/10

Работа над ошибками

18.05

67/11

Работа над ошибками

23.05

68/12

Итоговое повторение

25.05

69/13

Итоговое повторение

30.05

70/14

Итоговое занятие

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...