Применение инновационных технологий на уроках физики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения
статья по физике (10, 11 класс)

Мельничук Елена Ивановна

из опыта работы на уроках физики с использованием инновационны технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon из опыта работы49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мельничук Елена Ивановна

учитель физики

ГБПОУ ГК

г. Георгиевск

Ставропольского края

Тема самообразования: «Применение инновационных технологий на уроках физики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения».

                                                                «Важнейшим делом обучения является воспитание

              мышления, способности не только владеть

 фиксированными операциями, приемами,

но и вскрывать новые связи, открывать

 новое, приходить к решению новых

задач самостоятельно…»

 С.Л. Рубинштейн.

Выбор темы самообразования был для меня закономерен: считаю, что эффективным современное образование может быть только при максимальном развитии мыслительной активности студентов, их интеллектуальных способностей.

Цель: -активизировать познавательную деятельность обучающихся, развить их    творческие способности, вовлекая их в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность

Задачи: -формировать универсальные учебные компетенции в образовательной области «Физика»,

  • разработать и внедрить в практику образовательной деятельности программу по физике с применением ИКТ,
  • разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
  • совершенствовать проектную деятельность учащихся на уроках физики.

Основные направления самообразования:

  • профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учащихся и родителей),
  • охрана здоровья,
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),
  • правовое,
  • эстетическое (гуманитарное),
  • социальное (участие в жизни социума колледжа).

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности методических объединений учителей физики, а также через участие в жизни колледжа.

Ожидаемый результат самообразования:

  • повышение качества преподавания предмета (для учащихся: качество ЗУН не менее 60%; участие в конкурсах – не менее 50%);
  • разработка, апробирование и рецензирование методических пособий, статьей, учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ;
  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, создание электронного комплектов педагогических разработок;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии на уроках физики;
  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
  • доклады, выступления на заседаниях МО, участие в методических советах, обобщение опыта.

Планируемые результаты самореализации:

Разработка комплекта электронных уроков по физике,

Разработка пакета материала в электронном виде, в том числе:

  • комплекта дидактики по предмету (самостоятельные, лабораторные и контрольные работы);
  • комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету);
  • сборника предметных кроссвордов;
  • опорных конспектов по разделам и темам;
  • памятки для учащихся по ТБ при проведении опытов;
  • пакет сценариев уроков с применением информационных технологий;
  • комплекта внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления);
  • страниц электронного приложения «Хочу всё знать!», «Интересное рядом»;
  • - комплекта заданий по подготовке к экзамену.

Научить студента всему, что понадобиться в жизни, нельзя, но можно и нужно научить самостоятельно получать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой, планировать путь познания, понимать – «докапываться до сути». Понимание всегда индивидуально. Оно состоит во «встраивании» нового в уже известное. Но «уже известное» у каждого свое, и к тому же механизмы встраивания у каждого ученика свои. Все это меня привело к мысли, что необходимо учащихся перевести из пассивных слушателей, в работающих активно, самостоятельно, что позволяет реализовать блочно-модульный метод.

Я считаю, что достоинством модульной технологии обучения является ее сочетаемость с другими технологиями, позволяющими варьировать подходы к обучению, использовать адаптивную образовательную среду – проблемный, разноуровневый, и развивающий методы при обучении. Использую в своей работе основной компонент этой технологии – блок-модуль: разбиение темы на блоки, а уроки – на учебные элементы.

При изложении нового материала совместно с учащимися на уроке составляем опорный конспект (ОК). При проведении экспериментов, задаю проблемные вопросы: -Почему? Как? Работаем с книгой или выводим формулы аналитически. Ответы кратко вводим в содержание ОК, некоторым нравится использовать тезисы. Перед решением задач составляем памятку действий: алгоритм решения задач (АРЗ) подобного типа.

Мои студенты используют при ответах опорный конспект (ОК), что успешно помогает им систематизировать материал, излагать его лаконично и осознанно.

В обучении физики наиболее трудным считаю формирование исследовательских навыков и решение задач, поэтому изучение нового материала, основываю на фронтальном эксперименте, при решении задач использую пошаговый алгоритм (АРЗ). Знания, полученные при такой организации более глубокие и прочные.

В работе использую элементы разноуровневого обучения: ученик при работе сам выбирает уровень (базовый, программный или продвинутый), что предоставляет шанс каждому учащемуся реализовать свои возможности в зоне ближайшего развития, максимально использовать свои способности.

Изучение учебного материала не дает высоких результатов при отсутствии постоянного контроля. На уроках первичного закрепления, решения задач и обобщения использую групповую работу, взаимоконтроль, консультирование (при затруднении). При такой работе исчезло списывание – студенты сами хотят разобраться, скорректировать свои знания перед контрольной работой, которую предстоит выполнить самому без какой- либо помощи.

Большое внимание уделяю проблеме мотивации. Использую накопительную систему оценок, которая позволяет учащимся повысить свои компетенции.

Для успешного обучения я не только ставлю перед студентами трудные проблемы, но и незаметно помогаю им найти «самостоятельно» решения этих проблем. Я считаю, что маленький успех на каждом занятии громадный стимул к дальнейшему обучению. Для этого использую различные методические приемы, которые стимулируют развитие творческой активности. Например, использую разноуровневые задания:

1 уровень – карточка-самоучитель: задания на совершение какого-либо действия, выбери из предложенных ответов правильный, если есть затруднения, то используй – (и ссылка на параграф, опорный конспект или литературу, где можно найти подсказку).  

2 уровень- применение знаний по образцу (использование алгоритма решения задач (АРЗ).

3 уровень- применение знаний в незнакомой ситуации.

При решении экспериментальных задач использую групповую работу: группу разбивается на подгруппы по 4 человека. Каждая подгруппа получает задание и затем предлагает свое решение.

Чтобы привить устойчивый интерес к предмету провожу уроки в игровой форме, предлагаю творческие задания: изготовить прибор, найти и подготовить сообщение «Это интересно» или «Хотите узнать?», веду элективный курс «Методы решения задач повышенной сложности» и внеклассную работу. Студенты активно принимают участие в КВНах по физике, в физическом вечере, в деловых играх по вопросам экологии.

Традиционно в колледже, а затем в крае проводятся научно-практические конференции и физико-математические чтения, в которых активно принимают участие мои учащиеся. Студентам очень нравится работать над проектами, они используют разные формы в виде газеты, исследований, игры, выставки, видеофильма, презентации. В ходе исследования учащиеся формируют умения: выделять и формулировать проблему исследования, ставить цели и задачи исследования, выбирать методы (теоретические и экспериментальные) для решения поставленных задач, анализировать полученные результаты и формулировать выводы. Разнообразие форм помогает выявить фантазию, индивидуальность, проявить свои творческие способности – происходит становление активной исследовательской позиции.

О результатах своей работы сообщаю на заседаниях предметной комиссии, накопленный опыт передаю преподавателям – даю открытые уроки, выступаю перед коллегами на конференциях, семинарах. Являюсь руководителем предметной комиссии общеобразовательных дисциплин колледжа.

Использование инновационных технологий позволило повысить качество знаний, заинтересованность учащихся, их активность и самостоятельность при достижении учебных задач обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя математики по теме «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Большинство российских школ страны включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без этого в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического масте...

Применение инновационных технологий на уроках английского языка с целью повышения качества обучения

uml;В современном обществе возрастает роль иностранных языков.¨Знание иностранного языка даёт возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресу...

Применение информационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы и мотивации учащихся с целью повышения качества обучения.

Отчет по теме самообразования "Применение информационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы и мотивации учащихся с целью повышения качества обучения."...

Инновационные методы и формы на уроках иностранного языка для развития творчества, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения

выявить возможности инновационных форм обучения, повысить результативность обучения, развитие креативных способностей школьников на уроках английского языка....

ДОКЛАД На тему: «Применение в индивидуальном обучении дидактических игр и коррекционно-развивающих упражнений на уроках, способствующих развитию компенсаторных возможностей обучающихся с ОВЗ с целью повышения качества обучения».

В связи с особенностями развития, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, ...

ДОКЛАД На тему: «Применение в индивидуальном обучении дидактических игр и коррекционно-развивающих упражнений на уроках, способствующих развитию компенсаторных возможностей обучающихся с ОВЗ с целью повышения качества обучения».

В связи с особенностями развития, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, ...