Рабочая программа по физике 7-9 кл
рабочая программа по физике (7 класс)

Шевырева Ольга Дмитриавна

Данный материал содержит рабочую программу по физике 7-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fizike_7-9_kl.docx73.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_______/Крамина Г.И./

                              ФИО

Протокол заседания ШМО

 №1 от «29» августа 2019 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ Калачеевская СОШ № 1

_____________/Рыбасова Т.В./

                                 ФИО

     «29» августа 2019 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Калачеевская СОШ № 1

_______________/Ивонина Т.В./

                                            ФИО

Приказ № 175

 от «30» августа 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

В 7-9 КЛАССЕ

Срок реализации программы – 3 года

Разработал:

учитель физики ВКК

Шевырева О.Д.

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «30» августа 2019 г.

2019 - 2020  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа  по физике в  7 - 9 классах создана в соответствии с требованиями:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 декабря 2011 г. N 1897 г. " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования") с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. на основе: 

  • Примерной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 12  мая 2016 г. № 2/16);
  • Программы основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник (Физика. 7-9 классы: рабочие программы / сост. Е.Н. Тихонова. - 5-е изд. перераб. - М.: Дрофа, 2015);
  • Учебного  плана МБОУ Калачеевская СОШ №1.

        Для реализации рабочей программы используется УМК:

        А.В. Перышкин, Физика-7 кл.:учебник, М.: Дрофа, 2014.

        А.В. Перышкин. Физика-8 кл.:учебник, М.: Дрофа, 2016.

        А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика-9 кл.:учебник, М.: Дрофа, 2016.

        Т.В. Астахова, Физика. 7 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания. Саратов: Лицей, 2016

        Т.В. Астахова, Физика. 8 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания. Саратов: Лицей, 2019

        Сыпченко Г.В. Лабораторные работы. Контрольные задания. 9-й класс.  Саратов: Лицей, 2016.

По данной рабочей  программе в 7-8  классах общеобразовательного уровня предполагается изучение   физики из расчета 70 часов в объеме 2 часа  в неделю. По данной рабочей  программе в 9  классе общеобразовательного уровня предполагается изучение   физики  из расчета 68 часов в объеме 2 часа  в неделю. Всего 208 часов.

В рамках данного курса в 7  и 8 классах выделен внутрипредметный модуль "Физический тренажер", на который приходится 14 часов рабочего времени, темы этого модуля в календарно-тематическом плане выделены курсивом. В рамках  курса в 9 классевыделен внутрипредметный модуль "Физический эксперимент", на который приходится 14 часов рабочего времени, темы этого модуля в календарно-тематическом плане выделены курсивом. Изучение модуля предполагается в разных формах и видах внеурочной деятельности: урок-презентация, урок-диспут, урок-КВН, урок-соревнование, урок-викторина, урок-исследование, урок-путешествие.

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.

I. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предметные результаты изучения учебного предмета «Физика»

Первый год (7 класс)

Какие умения нужно сформировать:

– характеризовать понятия (физические и химические явления; физические величины, единицы физических величин и приборы для их измерения; молекула, агрегатные состояния вещества; относительность механического движения, тело отсчета, виды механического движения, траектория, прямолинейное движение, виды деформации, виды трения);

– различать явления (диффузия; тепловое движение частиц вещества; равномерное движение; неравномерное движение; инерция; взаимодействие тел; равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения; передача давления твердыми телами, жидкостями и газами; атмосферное давление; плавание тел) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;

– распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки (в том числе физические явления в природе: примеры движения с различными скоростями в живой и неживой природе; действие силы трения в природе и технике; влияние атмосферного давления на живой организм; водяные ключи и устройство артезианских скважин; плавание рыб; рычаги в теле человека);

– описывать изученные свойства тел и физические явления, используя изученные физические величины (масса, объём, плотность вещества, время, путь, средняя скорость, сила упругости, сила тяжести, вес тела, сила трения, давление твердого тела, давление столба жидкости, выталкивающая сила, механическая работа, мощность, плечо силы, момент силы, коэффициент полезного действия механизмов, кинетическая и потенциальная энергия); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

– характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя сложение сил (вдоль одной прямой), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, правило равновесия рычага (блока), «золотое правило» механики, закон сохранения механической энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;

– объяснять физические процессы и свойства тел: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1–2 логических шагов с опорой на 1–2 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности;

– решать расчетные задачи в 1–2 действия по одной из тем курса физики, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и проводить расчеты;

– распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; в описании исследования выделять проверяемое предположение, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам;

– проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел: формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования и формулировать выводы;

– проводить прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объёма, силы и температуры с использованием аналоговых и цифровых приборов; записывать показания приборов с учетом заданной абсолютной погрешности измерений;

– проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений (зависимости пути равномерно движущегося тела от времени движения тела; силы трения скольжения от силы нормального давления, качества обработки поверхностей тел и независимости силы трения от площади соприкосновения тел; силы упругости от удлинения пружины; выталкивающей силы от объёма погруженной части тела и от плотности жидкости, её независимости от плотности тела, от глубины, на которую погружено тело; условий плавания тел, условий равновесия рычага и блоков);

– участвовать в планировании исследования, собирать установку, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде предложенных таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

– проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества жидкости и твердого тела; сила трения скольжения; давление воздуха; выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело; работа силы трения на заданном пути; коэффициент полезного действия простых механизмов), следуя предложенной инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку и вычислять значение величины;

– соблюдать правила безопасного труда при работе с лабораторным оборудованием;

– различать основные признаки изученных физических моделей: моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;

– указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы, термометр, динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и неподвижный блок, наклонная плоскость;

– характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: подшипники, устройство водопровода, гидравлический пресс, манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;

– приводить примеры практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

– приводить примеры вклада российских (в том числе: Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов) и зарубежных (в том числе: Г. Галилей, Р. Гук, Е. Торричелли, Б. Паскаль, Архимед) ученых-физиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий;

– создавать собственные письменные и устные краткие сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изученного раздела физики.

Примерные темы исследовательских работ по физике для учащихся 7 класса:

Использование человеком силы упругости.
Исследование зависимости давления твердых тел от сил давления и от площади поверхности, на которую действует сила давления.
Исследование зависимости уровня поднятия воды от различных параметров (эксперимент со свечой).
Исследование микроклимата кабинетов школы.
Исследование свойств бумаги.
Исследование физических свойств животных.
Исследование качества различной спортивной обуви.
Сбережение ресурсов . Вода.
Источники звука. Использование звука в науке и технике.
Источники света: природные и искусственные.
Источники энергии.
Кинетическая и потенциальная энергия: превращение друг в друга.
Конструируем фонтаны своими руками.
Космические исследования.
Кристаллизация парафина: определение температуры кристаллизации.
Куда исчезает энергия.
Мифы звездного неба в культуре латиноамериканских народов.
Можно ли увидеть звук?.
Молния.
Мыльные премудрости: почему мыло делает тарелки чистыми и как сделать лучшие пузыри.
Наблюдение и изучение явления диффузии.
Необычное электричество – выработка из фруктов и овощей.
Ньютон—великий ученый. История открытий.
О стирке я хочу всё знать.
О чем говорят звезды?
Образование нефти и газа. Экологический аспект их использования.
Определение момента инерции тел с помощью маятника Обербека.
Определение показателя преломления различных веществ.
Определение размеров малых тел.
Относительность механического движения.
Оценка влияния атмосферного давления на самочувствие школьников.
Перспективы изменения климата Земли.
Плотность сахара-песка.
Поверхностное натяжение.
Познай себя (измерение объема тела на основе закона Архимеда).
Построение моделей атомов различных химических веществ.
Приборы для измерения силы. Единицы измерения силы (история и современность).
Радио и телевидение: принцип работы, применение.
Различие температур замерзания растворов (соли, сахара, йода, марганцовки и др.)
Различные виды деформаций. Примеры из природы и техники.
Ракеты и полёт в космос.
Растворение сахара в воде (от каких условий зависит скорость растворения).
Плавание куриного яйца в воде (в соленой и пресной, в воде разной степени солености).
Рычаги вокруг нас.
Самодельные приборы для учебных исследований по физике.
Сила трения – полезная и вредная. Способы ее увеличения и уменьшения.
Сила тяготения – великая и необычная.
Силы в природе и технике.
Силы вокруг нас.
Скорость дождевых капель.
Современные материалы.
Создание фонтанов.
Солнечная система.
Сообщающиеся сосуды на даче.
Состояния вещества: способы переведения веществ из одного состояния в другое.
Способы увеличения и уменьшения давления. Использование явления человеком.
Строение Земли. Гидросфера. Атмосфера.
Тепловое расширение и его учет и использование в технике.
Трение в жизни человека.
Тяжёлое и лёгкое.
Уникальное вещество – вода. Роль воды в жизни на Земле.
Ускорители элементарных части: взгляд в будущее.
Физика в игрушках.
Физика землетрясений.
Физика на кухне.
Физика человека. Измерение различных характеристик: Масса, объём, площадь поверхности, мощность, скорость реакции.
Что лучше хранит тепло?
Что нужно сделать нам, чтобы не загрязнять окружающую среду?
Экономия энергетических ресурсов и использование новых технологий.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Физика»

Второй год (8 класс)

Какие умения нужно сформировать:

– характеризовать понятия (масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и молекул, агрегатные состояния вещества, кристаллическое и аморфное состояния вещества, насыщенный и ненасыщенный пар; способы изменения внутренней энергии; элементарный электрический заряд, проводники и диэлектрики, источники постоянного тока, электрическое и магнитное поля);

– различать явления (изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, смачивание, капиллярные явления, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение); электризация тел, взаимодействие зарядов, действия электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током); по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;

– распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки (в том числе физические явления в природе: поверхностные и капиллярные явления в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание водоемов, морские бризы, образование росы, тумана, инея, снега; электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов; магнитное поле Земли (дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на Земле), полярное сияние);

– описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, относительная влажность воздуха, электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление проводника, удельное сопротивление вещества, работа и мощность электрического тока); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

– характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества, закон сохранения заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля–Ленца, закон сохранения энергии; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

– объяснять физические процессы и свойства тел: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1–2 логических шагов с опорой на 2–3 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности;

– решать расчетные задачи в 2–3 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выбирать законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и сравнивать полученное значение физической величины с известными данными;

– распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы;

– проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (капиллярные явления, зависимость давления воздуха от его объёма и температуры; скорости процесса остывания/нагревания при излучении от цвета излучающей/поглощающей поверхности; скорость испарения воды от температуры жидкости и площади её поверхности; электризация тел и взаимодействия электрических зарядов; взаимодействие постоянных магнитов, визуализация магнитных полей постоянных магнитов; действия магнитного поля на проводник с током, свойства электромагнита, свойства электродвигателя постоянного тока; явление электромагнитной индукции): формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования; описывать ход опыта и формулировать выводы;

– проводить прямые измерения температуры, относительной влажности воздуха, силы тока, напряжения с использованием аналоговых приборов и датчиков физических величин; сравнивать результаты измерений с учетом заданной абсолютной погрешности;

– проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества проводника; силы тока, протекающего через проводник, от напряжения на проводнике; исследование последовательного и параллельного соединений проводников): планировать исследование, собирать установку, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

– проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость вещества, сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока): планировать измерения, собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и вычислять значение величины;

– соблюдать правила безопасного труда при работе с лабораторным оборудованием;

– описывать фундаментальные опыты: опыты Э. Резерфорда по изучению строения атома, опыт Эрстеда, опыты Фарадея по изучению электромагнитной индукции;

– различать основные признаки изученных физических моделей: модели строения газов, жидкостей и твердых тел, планетарная модель атома;

– характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: мембранные фильтры, система отопления домов, гигрометр, паровая турбина, амперметр, вольтметр, счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы (примеры), предохранители и их применение в быту и технике; применение постоянных магнитов, электромагнитов, электродвигатель постоянного тока, генератор), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;

– распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр, гигрометр, двигатель внутреннего сгорания, электроскоп, реостат); составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;

– приводить примеры практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

– приводить примеры вклада российских (в том числе: М.В. Ломоносов, И.И. Ползунов, В.В. Петров, Э.Х. Ленц, Г.В. Рихман, П.Л. Шиллинг, Б.С. Якоби) и зарубежных (в том числе: Р. Броун, Дж. Джоуль, Дж. Уатт, В. Гилберт, Г. Ом, Х.-К. Эрстед, А.-М. Ампер, М. Фарадей) ученых-физиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий;

– создавать собственные письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изученного раздела физики и сопровождая выступление презентацией.

Примерные темы исследовательских работ по физике для учащихся 8 класса:
Качество воды - качество жизни.
Какой термос лучше?
Колонизация Марса (условия жизнеобеспечения).
Конструирование теплоизолирующего устройства из подручных средств.
Альтернативные виды топлива.
Механика сердечного пульса.
Молниеотвод.
Мыльные пузыри с точки зрения физики.
Невесомость.
Необыкновенная жизнь обыкновенной капли.
Об использовании энергии ветра.
Определение условий нахождения тела в равновесии.
Определение центра тяжести математическими средствами.
Определение центра тяжести тел.
Оптические иллюзии в жизни.
Опытная проверка способов электризации тел.
Оценка уровня сверхвысокочастотного излучения микроволновых печей и проблемное обеспечение безопасности при их использовании.
Передача электроэнергии.
Плавление и отвердевание тел.
Плазма – четвертое состояние вещества.
Плотность и плавучесть тела.
Применение лазеров.
Применение целебного электричества в медицине.
Применение электролиза.
Прошлое, настоящее и будущее Солнца.
Реактивная тяга.
Современные средства связи. Сотовая связь.
Создание индикаторов течения воды, плотностью равных плотности воды.
Физика в моей будущей профессии.
Физика землетрясений и регистрирующая их аппаратура.
Физика и акустика помещений.
Физика и косметология.
Физика и проблемы загрязнения водоёмов.
Чаепитие на планетах Солнечной системы (При какой температуре кипит вода в условиях различный планет).
Электризация тел.
Электрические цепи.
Электрический ток и электробезопасность.
Электромобили. Исследование физических свойств камня.
Энергетические затраты подростков и их восполнение.
Энергосберегающие лампы: за и против.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Физика»

Третий год (9 класс)

Какие умения нужно сформировать

Термины

Характеризовать понятия

система отсчета, относительность механического движения, невесомость и перегрузки, механические волны, звук, инфразвук и ультразвук, оптическая система, близорукость и дальнозоркость, электромагнитные волны, источники света, инфракрасные волны, ультрафиолетовые волны, рентгеновское излучение, шкала электромагнитных волн, спектры испускания и поглощения; альфа-, бета- и гамма-излучения, изотопы, ядерная и термоядерная энергетика

Различать явления по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление

равномерное и неравномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, взаимодействие тел, равновесие материальной точки, реактивное движение, невесомость, колебательное движение (гармонические колебания, затухающие колебания, вынужденные колебания), резонанс, волновое движение (звук), отражение звука, дисперсия света, прямолинейное распространение, отражение и преломление света, полное внутреннее отражение света, сложение спектральных цветов, естественная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения

Распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки в том числе физические явления в природе

приливы и отливы, движение планет Солнечной системы, течение воды в реках и каналах, реактивное движение живых организмов, восприятие звуков животными, ветровые волны, землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо, цвета тел, оптические явления, биологическое действие видимого, ультрафиолетового и рентгеновского излучений; естественный радиоактивный фон, космические лучи, радиоактивное излучение природных минералов; действие радиоактивных излучений на организм человека

Описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами

средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении, ускорение, перемещение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение, угловая скорость, перемещение, пройденный путь и скорость при криволинейном движении, сила трения, сила упругости, сила тяжести, ускорения свободного падения с учетом зависимости от широты местности, вес тела, центр тяжести твердого тела, подъёмная сила крыла самолета, импульс тела, импульс силы, механическая работа и мощность, потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли, потенциальная энергия сжатой пружины, кинетическая энергия, полная механическая энергия, период и частота колебаний, период математического и пружинного маятников, длина волны, громкость и высота тона, скорость света, показатель преломления среды

Характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя законы физики, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение

закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, принцип относительности Галилея, законы Ньютона, закон Бернулли, закон сохранения импульса, теорема о кинетической энергии, законы отражения и преломления света, законы сохранения зарядового и массового чисел при ядерных реакциях

Проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел

изучение второго закона Ньютона, закона сохранения энергии; зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины и независимость от амплитуды малых колебаний; прямолинейное распространение света, дисперсия света; изучение свойств изображения в плоском зеркале и свойств изображения предмета в собирающей линзе; наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения

Проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: самостоятельно собирать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

зависимость пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости; периода колебаний математического маятника от длины нити; угла отражения света от угла падения, угла преломления от угла падения светового луча

Проводить косвенные измерения физических величин: планировать измерения; собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции; вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной погрешности измерений;

средняя скорость и ускорение тела при равноускоренном движении, ускорение свободного падения, жесткость пружины, коэффициент трения скольжения, механическая работа и мощность, частота и период колебаний математического и пружинного маятников, фокусное расстояние собирающей линзы, радиоактивный фон

Характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания, используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;

спидометр, датчики положения, расстояния и ускорения, ракеты, эхолот, очки, перископ, фотоаппарат, волоконная оптика, спектроскоп, дозиметр, камера Вильсона

Какие умения нужно сформировать:

– объяснять физические процессы и свойства тел: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 2–3 логических шагов с опорой на 2–3 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности;

– решать расчетные задачи (опирающиеся на систему из 2–3 уравнений), используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выбирать законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реалистичность полученного значения физической величины;

– распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы, интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

– самостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования; описывать ход опыта и формулировать выводы;

– проводить при необходимости серию прямых измерений, определяя среднее значение измеряемой величины; обосновывать выбор способа измерения/измерительного прибора;

– соблюдать правила безопасного труда при работе с лабораторным оборудованием;

– различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, абсолютно твердое тело, планетарная модель атома, нуклонная модель атомного ядра;

– использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических устройств, измерительных приборов и технологических процессов при решении учебно-практических задач; оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе;

– приводить примеры практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

– приводить примеры вклада российских (в том числе: К.Э. Циолковский, И.В. Мещерский, Н.Е. Жуковский, С.П. Королев, Д.Д. Иваненко, Д.В. Скобельцын, И.В. Курчатов) и зарубежных (в том числе: И. Ньютон, Г. Кавендиш, Д. Бернулли, Дж. Максвелл, Г. Герц, В. Рентген, А. Беккерель, М. Склодовская-Кюри, Э. Резерфорд) ученых-физиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий;

– создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из нескольких источников, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела физики и сопровождая выступление презентацией с учетом особенностей аудитории.

Примерные темы исследовательских работ для учащихся 9 класса:

Влияние наушников на слух человека.
Влияние радиоактивности на окружающую среду. Чернобыль и Фукусима.
Влияние Солнечной активности на человека.
Влияние электромагнитного поля на рост растений и здоровье человека.
Вращательное движение твердых тел.
Вред высоких каблуков с точки зрения физики.
Время и его измерение.
Двигатель внутреннего сгорания.
Движение в поле силы тяжести.
Движение воздуха.
Действие звука, инфразвука и ультразвука на живые организмы.
Действие ультрафиолетового излучения на организм человека.
Женщины — лауреаты Нобелевской премии по физике и химии.
Измерение скорости звука в воздухе и в газах.
Измерение ускорения свободного падения.
Исследование влияния шума на живые организмы.
Исследование резонансного поведения неНьютоновской жидкости.
Исследование характеристик звуковых волн.

Мыльный пузырь – непрочное чудо.
Нахождение своего роста с помощью математического маятника.
Определение зависимости оптимального времени тепловой обработки картофеля от различных факторов.
Особенности человеческого организма с точки зрения физики.
Развитие радиосвязи.
Резонанс-добро или зло?
Световолокно на службе у человека.
Современная энергетика и перспективы ее развития.
Современные представления о происхождении Солнечной системы.
Солнечная система - комплекс тел общего происхождения.
Солнечная энергия.
Сравнение ламп накаливания и энергосберегающих ламп.
Тепловые двигатели.
Физика в игрушках.
Шаровая молния. Чем опасна шаровая молния?
Шумовое загрязнение окружающей среды.
Энергия воды.
Энерго - и ресурсосбережение в школе и дома.
Ядерное оружие.

В рамках данной программы сформирован банк оценочных процедур (Приложение 1).

II. Содержание учебного курса

В курсе физики-7 изучаются следующие темы:

1. Введение (3 часа).

Инструктаж по технике безопасности.

Что изучает физика. Понятие физического тела, вещества.

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов).

Строение вещества. Молекулы.

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Различие в молекулярном строении веществ.

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

3. Взаимодействие тел (23 часа).

Механическое движение.

Скорость, единицы скорости. Равномерное и неравномерное движение.

Расчёт пути и времени движения.

Явление инерции.

Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы.

Плотность вещества. Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

Сила - причина изменения скорости тела. Явление тяготения. Сила тяжести.

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Сила трения. Трение скольжения, трение покоя. Трение в природе и технике.

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма тела».

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твёрдого тела».

Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Плотность вещества».

4. Давление твёрдых тел, жидкостей, газов (24 часа)

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

Давление газа. Давление, производимое на жидкость и газ. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчёт давления на дно и стенки сосуда.

Вес воздуха. Атмосферное давление. Воздушная оболочка земли. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Атмосферное давление на различных высотах. Барометр-анероид. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Лабораторная работа № 7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы».

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия плавания тела в жидкости».

Контрольная работа № 2 «Закон Паскаля». Сообщающиеся сосуды.

5. Работа и мощность. Энергия. (12 часов).

Механическая работа. Мощность. Единицы мощности. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту, природе.

Применение равновесия рычага к блоку. «Золотое правило механики».

Коэффициент полезного действия.

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага».

Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

Контрольная работа № 4 «Работа. Мощность. Энергия.» 

В курсе физики-8 изучаются следующие темы:

1. Тепловые явления

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Особенности различных способов теплопередачи. Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

ЛР №1. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

ЛР №2. «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».

ЛР №3 «Измерение влажности воздуха».

Контрольная работа №1 «Тепловые явления»

2. Изменения агрегатных состояний вещества.

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Работа газа и пара при расширении. Коэффициент полезного действия теплового двигателя. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.

Контрольная работа № 2 "Нагревание, плавление кристаллических тел".

Контрольная работа № 3 "Испарение, конденсация, кипение".

Контрольная работа № 4 "Изменения агрегатных состояний вещества".

3. Электрические явления.

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел.  Два рода зарядов. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Источники электрического тока. Объяснение электрических явлений. Электрическая цепь и ее составные части. Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Электрическое сопротивление проводника. Единицы сопротивления. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Реостаты. Последовательное соединение проводников.Параллельное соединение проводников. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Электронагревательные приборы. Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители.

ЛР №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

ЛР №5 «Измерения напряжения на различных участках электрической цепи».

ЛР №6. «Регулирование силы тока реостатом».

ЛР №7. «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра».

ЛР №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

Контрольная работа №5 «Электрические явления».

4. Электромагнитные явления.

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Магнитные линии. Электромагниты и их применение. Применение электромагнитов. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

ЛР №9. «Сборка электромагнита и испытание его действия».

ЛР №10. «Изучение электрического двигателя постоянного тока».

5. Световые явления

Источники света. Распространение света. Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой.

ЛР №11 «Получение изображения при помощи линзы».

Контрольная работа №6 «Электромагнитные и световые явления».

В курсе физики-9 изучаются следующие темы: 

        1. Законы взаимодействия и движения тел(25 ч)

Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения.

Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

        Фронтальные  лабораторные работы

№ 1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

№ 2. Измерение ускорения свободного падения.

        2.Механические колебания и волны (15 ч )

Колебательное движение. Колебания груза на пружине.  Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергий при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, и громкость звука. Эхо.

        Фронтальная  лабораторная  работа

        № 3. Исследование зависимости периода и частоты нитяного маятника от его длины

                 3.Электромагнитное поле(12ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Фронтальная  лабораторная  работа

        № 4. Изучение явления электромагнитной индукции.

        4.Строение атома и атомного ядра(11 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.  Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Изучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

        Фронтальные  лабораторные работы

№ 5.Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

№ 6. Изучение треков заряженных частиц по  готовым фотографиям.

        5. Повторение (5ч)

III. Тематическое планирование

7 класс

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Введение.   

3

2

Первоначальные сведения о строении вещества .

6

3

Взаимодействие тел.  

23

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов .    

24

5

Работа и мощность. Энергия.   

12

6

Повторение

2

8 класс

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Тепловые явления

14

2

Изменение агрегатных состояний вещества

12

3

Электрические явления

25

4

Электромагнитные явления

6

5

Световые явления

9

6

Повторение

4

9 класс

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Законы взаимодействия и движения тел

25

2

Механические колебания и волны. Звук.

15

3

Электромагнитное поле

12

4

Строение атома и атомного ядра

11

5

Повторение

5

Приложение 1

Банк оценочных процедур

Первый год (7 класс)

1 четверть

Самостоятельные работы - 5 (Астахова Т.В. Лабораторные и контрольные задания. Саратов: Лицей, 2010)

Тесты - 3 (Г. Л. Курочкина        . Физика. Тесты. 7 класс. М. : "Издат-Школа XXI век", 2007)

2 четверть

Контрольная работа -1 (https://nsportal.ru/shevyreva-olga-dmitrievna).

Самостоятельные работы - 3  (Астахова Т.В. Лабораторные и контрольные задания. Саратов: Лицей, 2010).

Тесты - 2 (Г. Л. Курочкина        . Физика. Тесты. 7 класс. М. : "Издат-Школа XXI век", 2007

3 четверть

Контрольная работа -1 (https://nsportal.ru/shevyreva-olga-dmitrievna).

Самостоятельные работы - 4  (Астахова Т.В. Лабораторные и контрольные задания. Саратов: Лицей, 2010)

Тесты - 2 (Г. Л. Курочкина        . Физика. Тесты. 7 класс. М. : "Издат-Школа XXI век", 2007.

4 четверть

Контрольная работа -2 (https://nsportal.ru/shevyreva-olga-dmitrievna).

Самостоятельные работы - 2  (Астахова Т.В. Лабораторные и контрольные задания. Саратов: Лицей, 2010).

Тесты - 1  (Г. Л. Курочкина        . Физика. Тесты. 7 класс. М. : "Издат-Школа XXI век", 2007.

Второй год (8 класс)

1 четверть

Контрольная работа -1 (https://nsportal.ru/shevyreva-olga-dmitrievna).

Самостоятельные работы - 2 (Астахова Т.В. Лабораторные и контрольные задания. Саратов: Лицей, 2010)

Тесты - 2 (Лебединская  В.С.  Физика. 8 класс: диагностика предметной обученности (контрольно-тренировочные задания, диагностические тесты и карты).- Волгоград: Учитель, 2010.)

2 четверть

Контрольная работа -3 (Астахова Т.В. Лабораторные и контрольные задания. Саратов: Лицей, 2010).

Диагностические работы - 2 ((Лебединская  В.С.  Физика. 8 класс: диагностика предметной обученности (контрольно-тренировочные задания, диагностические тесты и карты).- Волгоград: Учитель, 2010.)

3 четверть

Контрольная работа -1 (https://nsportal.ru/shevyreva-olga-dmitrievna).

Диагностические работы - 2 ((Лебединская  В.С.  Физика. 8 класс: диагностика предметной обученности (контрольно-тренировочные задания, диагностические тесты и карты).- Волгоград: Учитель, 2010.)

4 четверть

Контрольная работа -1 (https://nsportal.ru/shevyreva-olga-dmitrievna).

Диагностические работы - 2 ((Лебединская  В.С.  Физика. 8 класс: диагностика предметной обученности (контрольно-тренировочные задания, диагностические тесты и карты).- Волгоград: Учитель, 2010.)

Самостоятельные работы - 2 (Астахова Т.В. Лабораторные и контрольные задания. Саратов: Лицей, 2010)

Третий год (9 класс)

1 четверть

Контрольная работа -1 (Боброва С. В. Физика. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина, Е. М. Гутник, Волгоград: Учитель, 2007).

Самостоятельные работы - 2 (Сыпченко Г.В. Лабораторные работы. Контрольные задания. 9-й класс.  Саратов: Лицей, 2016)

2 четверть

Контрольная работа -1 (Боброва С. В. Физика. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина, Е. М. Гутник, Волгоград: Учитель, 2007).

Самостоятельные работы - 2 (Сыпченко Г.В. Лабораторные работы. Контрольные задания. 9-й класс.  Саратов: Лицей, 2016).

3 четверть

Контрольная работа -2 (https://nsportal.ru/shevyreva-olga-dmitrievna).

Самостоятельные работы - 3 (Сыпченко Г.В. Лабораторные работы. Контрольные задания. 9-й класс.  Саратов: Лицей, 2016).

4 четверть

Контрольная работа -1 (https://nsportal.ru/shevyreva-olga-dmitrievna).

Самостоятельные работы - 2 (Сыпченко Г.В. Лабораторные работы. Контрольные задания. 9-й класс.  Саратов: Лицей, 2016).

Приложение 2

Календарно-тематическое планирование

7 класс

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Введение.   

3

1

Инструктаж по технике безопасности.

Что изучает физика. Понятие физического тела, вещества.

1

2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

1

3

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

1

2. Первоначальные сведения о строении вещества .

6

4

Строение вещества. Молекулы.

1

5

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

1

6

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

1

7

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

8

Три состояния вещества.

1

9

Различие в молекулярном строении веществ

1

3. Взаимодействие тел.  

23

10

Механическое движение.

1

11

Скорость, единицы скорости. Равномерное и неравномерное движение.

1

12

ВПМ. Расчёт пути и времени движения.

1

13

ВПМ. Расчёт пути и времени движения.

1

14

ВПМ. Решение задач по теме "Скорость тела"

1

15

ВПМ. Явление инерции. Решение задач.

1

16

Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы.

1

17

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

18

Плотность вещества.

1

19

ВПМ. Решение задач по теме  «Плотность»

1

20

Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма тела».

1

21

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твёрдого тела».

1

22

ВПМ. Расчёт массы и объёма тела по его плотности. Подготовка к контрольной работе

1

23

Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Плотность вещества».

1

24

Сила - причина изменения скорости тела.

1

25

ВПМ. Явление тяготения. Сила тяжести. Решение задач.

1

26

Сила упругости. Закон Гука.

1

27

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

28

Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1

29

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

1

30

ВПМ. Решение задач по теме "Сила"

1

31

Сила трения. Трение скольжения, трение покоя.

1

32

Лабораторная работа № 7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы». Трение в природе и технике.

1

4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов .    

24

33

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

1

34

ВПМ. Решение задач по теме "Давление"

1

35

Давление газа.

1

36

Давление, производимое на жидкость и газ. Закон Паскаля.

1

37

Давление в жидкости и газе.

1

38

ВПМ. Решение задач по теме "Давление"

1

39

ВПМ.Расчёт давления на дно и стенки сосуда.

1

40

Контрольная работа № 2 «Закон Паскаля». Сообщающиеся сосуды.

1

41

Вес воздуха. Атмосферное давление

1

42

Воздушная оболочка земли.

1

43

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

44

Атмосферное давление на различных высотах.

1

45

Барометр-анероид.

1

46

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

1

47

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

48

Архимедова сила.

1

49

ВПМ. Решение задач по теме " Архимедова сила "

1

50

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

51

Плавание тел.

1

52

Плавание судов.

1

53

Воздухоплавание.

1

54

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия плавания тела в жидкости».

1

55

Повторение темы «Архимедова сила»

1

56

Контрольная работа № 3 «Архимедова сила».

1

5. Работа и мощность. Энергия.   

12

57

Механическая работа.

1

58

Мощность. Единицы мощности.

1

59

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

60

Момент силы.

1

61

Рычаги в технике, быту, природе. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

1

62

Применение равновесия рычага к блоку. «Золотое правило механики».

1

63

ВПМ. Решение задач.

1

64

Коэффициент полезного действия. Лабораторная работа № 10 «Определение КПД наклонной плоскости»

1

65

ВПМ. Решение задач.

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии.

1

66

Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии

1

67

Обобщение знаний по теме " Работа и мощность. Энергия"

1

68

Контрольная работа № 4 «Работа. Мощность. Энергия.»

1

69-70

Повторение

2

8 класс

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

14

1

Инструктаж по технике безопасности. Тепловое движение. Температура.

1

2

Внутренняя энергия.

1

3

Способы изменения внутренней энергии тела.

1

4

Теплопроводность.

1

5

Конвекция.

1

6

Излучение.

1

7

Особенности различных способов теплопередачи.

1

8

ВПМ. Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость.

1

9

ЛР №1. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1

10

ВПМ. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

1

11

ЛР №2. «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».

1

12

ВПМ. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

13

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

14

Контрольная работа №1 «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

1

ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА

12

15

Анализ контрольной работы. Решение задач.

1

16

Агрегатные состояния вещества.

1

17

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления.

1

18

Решение задач. Контрольная работа № 2 "Нагревание, плавление кристаллических тел"

1

19

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

1

20

ВПМ. Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

21

ВПМ. Решение задач. Контрольная работа   № 3 "Испарение, конденсация, кипение"

1

22

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

 ЛР №3 «Измерение влажности воздуха».

1

23

ВПМ. Работа газа и пара при расширении. Коэффициент полезного действия теплового двигателя.

1

24

Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.

1

25

ВПМ.Решение задач. Обобщение по теме "Изменение агрегатных состояний вещества". Подготовка к контрольной работе.

1

26

Контрольная работа №4 «ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА»

1

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

25

27

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел.  Два рода зарядов.

1

28

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

1

29

Электрическое поле.

1

30

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома.

1

31

Электрический ток. Источники электрического тока. Объяснение электрических явлений.

1

32

Повторный инструктаж по технике безопасности. Электрическая цепь и ее составные части

1

33

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока.

1

34

Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока.

Амперметр. Измерение силы тока.

1

35

ЛР №с4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

1

36

ВПМ.Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

1

37

ЛР № 5 «Измерения напряжения на различных участках электрической цепи».

1

38

ВПМ.Электрическое сопротивление проводника. Единицы сопротивления. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

1

39

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

1

40

ВПМ. Решение задач "Сопротивление, сила тока, напряжение".

1

41

Реостаты.

ЛР №6. «Регулирование силы тока реостатом».

1

42

ЛР №7. «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра».

1

43

Последовательное соединение проводников.

Параллельное соединение проводников.

1

44

ВПМ. Решение задач "Закон Ома для участка цепи".

1

45

Работа электрического тока.

1

46

ВПМ. Мощность электрического тока.

1

47

ЛР №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

1

48

ВПМ. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Электронагревательные приборы. Лампа накаливания.

1

49

Короткое замыкание. Предохранители. Решение задач.

1

50

Обобщение по теме "Электрические явления".

1

51

Контрольная работа №5 «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ»

1

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

6

52

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Магнитные линии 

1

53

ЛР №9. «Сборка электромагнита и испытание его действия».

1

54

Электромагниты и их применение. Применение электромагнитов

1

55

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1

56

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

1

57

ЛР №10. «Изучение электрического двигателя постоянного тока».

Повторение темы «Электромагнитные явления» Устройство электроизмерительных приборов

1

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

9

58

Источники света. Распространение света.

1

59

Отражение света. Законы отражения света.

1

60

Плоское зеркало.

1

61

Преломление света.

1

62

Линзы. Оптическая сила линзы.

1

63

Изображения, даваемые линзой.

1

64

ЛР №11 «Получение изображения при помощи линзы».

1

65

ВПМ. Решение задач по теме «Электромагнитные и световые явления»

1

66

Контрольная работа №6 «ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ И СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

1

67-70

Повторение

4

9 класс

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Законы взаимодействия и движения тел

25

1

Инструктаж по технике безопасности. Материальная точка и система отсчёта

1

2

Перемещение. Определение координаты движущегося тела.

1

3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Решение задач.

1

4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1

6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

1

7

Обобщение материала по кинематике

1

8

Относительность механического движения

1

9

ВПМ. ЛР №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

10

Контрольная работа №1 по теме  «Прямолинейное равномерное и прямолинейное равноускоренное движения»

1

11

ВПМ. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона

1

12

ВПМ. Второй закон Ньютона

1

13

ВПМ. Третий закон Ньютона

1

14

ВПМ. Свободное падение.

1

15

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Решение задач на свободное падение

1

16

Закон всемирного тяготения.

1

17

Урок-решение задач

1

18

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

19

ВПМ. ЛР №2 «Измерение ускорения свободного падения»

1

20

Прямолинейное и криволинейное движение.

1

21

Движение тела  по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные спутники Земли

1

22

Урок-решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

23

Контрольная работа №2 по теме «Законы динамики»

1

24

ВПМ. Импульс тела.  Закон сохранения импульса

1

25

ВПМ. Реактивное движение. Ракеты.

1

Механические колебания и волны. Звук.

15

26

Колебательное движение. Свободные колебания.

1

27

Величины, характеризующие колебательное движение

1

28

Решение задач.

1

29

ВПМ. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении

1

30

ВПМ. ЛР №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

1

31

Затухающие колебания. Превращение энергии при колебательном движении.

1

32

Вынужденные колебания. Резонанс.

1

33

Повторный инструктаж по технике безопасности. Распространение колебаний в упругой среде. Волны продольные и поперечные.

1

34

Длина волны, скорость распространения волн.

1

35

ВПМ. Источники звука. Звуковые волны

1

36

Высота и тембр звука. Громкость звука

1

37

Распространение звука. Скорость звука

1

38

Отражение звука

1

39

Обобщение знаний по теме "Колебания и волны"

1

40

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук»

1

Электромагнитное поле

12

41

Магнитное поле. Графическое изображение магнитного поля

1

42

ВПМ. Направление тока и направление магнитных линий.

1

43

ВПМ. Действие магнитного поля на проводник с током

1

44

Индукция магнитного поля

1

45

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции

1

46

ЛР №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

47

ВПМ. Получение переменного электрического тока

1

48

Электромагнитное поле

1

49

Электромагнитные волны

1

50

Шкала электромагнитных волн

1

51

Электромагнитная природа света

1

52

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»

1

Строение атома и атомного ядра

11

53

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома

1

54

Строение атома. Схема опыта Резерфорда

1

55

Радиоактивные превращения атомных ядер

1

56

Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц. Состав атомного ядра.

1

57

Ядерные силы Энергия связи. Дефект масс

1

58

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор

1

59

ЛР №5 «Изучение деления ядер урана по фотографии треков»

1

60

 ЛР №6. Изучение треков заряженных частиц по  готовым фотографиям.

1

61

Атомная энергетика. Биологическое действие радиоактивных излучений

1

62

Обобщение знаний по теме " Строение атома и атомного ядра "

1

63

Контрольная работа №  5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

1

64-68

Повторение

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...