Рабочая программа по учебной дисциплине "Физика"
рабочая программа по физике (10, 11 класс)

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисцмплины "Физика", на основе Примерной программы образовательной учебной дисциплины "Физика" профессиональных образовательных организаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp-fizika.docx121.18 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение  профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой) естественных дисциплин

Протокол  от   22.05.2015.

№ 6

 Утверждено

педагогическим советом

Протокол  от 29.08.2015

№ 57

   

Утверждено

 приказом от 31.08.2015

№  170 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины           ОУД.08         Физика 

                                                     индекс                          наименование  учебной дисциплины

по специальности    09.02.03   Программирование в компьютерных системах 

                                                                     код                         наименование

наименование цикла    общеобразовательный цикл 

                                                                                             (согласно учебному плану)

Номер группы: 116 П

Максимальная учебная нагрузка обучающихся   182 ч.

Самостоятельная работа   61 ч.

Обязательная учебная нагрузка (всего)  121ч.

в том числе:

теоретическое обучение   74 ч.

практические занятия       47 ч.

лабораторные занятия         0 ч.

индивидуальный проект     0 ч.

Форма промежуточной аттестации    -  экзамен

г. Нижневартовск

       Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии  384 от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4стр.          

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5стр.

  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

7стр.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7стр.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9стр.          

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

14стр.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

27стр.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

32стр.

  1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

34стр.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения  физики в профессиональных образовательных

организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

       Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии  384 от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).

   

Содержание программы учебной дисциплины «Физика» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических
  • задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.

Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира. В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов

с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.

Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем на уровне как понятийного аппарата, так и инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.

Физика является системообразующим фактором для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения студентов.

Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.

Изучение физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

При освоении  специальностей СПО технического профиля профессионального образования физика изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых  специальностей.

В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке обучающихся по  специальностям технического профиля профессионального образования профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в объеме 182 часов.

Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается

подведением итогов в форме  экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППССЗ).

  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).

В учебных планах  ППСС место учебной дисциплины «Физика» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для  специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение  студентами следующих результатов:

личностных:

− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

− умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

− умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

−умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

−умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметных:

−− использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

− умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

−умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметных:

−сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора функциональной грамотности человека для решения практических задач;

− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;  умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

− сформированность умения решать физические задачи;

− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

− сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Физика — фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении  специальностей СПО.

1. Механика

Кинематика. Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.

Законы механики Ньютона. Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Виды механического движения.

Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.

Сложение сил.

Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Невесомость.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы

Исследование движения тела под действием постоянной силы.

Изучение закона сохранения импульса.

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести

и упругости.

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического маятника.

Изучение особенностей силы трения (скольжения).

2. Основы молекулярной физики и термодинамики

Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.

Основы термодинамики. Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.

Свойства паров. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.

Свойства жидкостей. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.

Свойства твердых тел. Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.

Демонстрации

Движение броуновских частиц.

Диффузия.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изотермический и изобарный процессы.

Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.

Модели тепловых двигателей.

Кипение воды при пониженном давлении.

Психрометр и гигрометр.

Явления поверхностного натяжения и смачивания.

Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.

Лабораторные работы

Измерение влажности воздуха.

Измерение поверхностного натяжения жидкости.

Наблюдение процесса кристаллизации Изучение деформации растяжения.

Изучение теплового расширения твердых тел.

Изучение особенностей теплового расширения воды.

3. Электродинамика

Электрическое поле. Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.

Законы постоянного тока. Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической  энергии в батарею. Закон Джоуля-Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока.

Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость полупроводников.

Полупроводниковые приборы.

Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц.

Электромагнитная индукция. Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

Демонстрации

Взаимодействие заряженных тел.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Конденсаторы.

Тепловое действие электрического тока.

Собственная и примесная проводимость полупроводников.

Полупроводниковый диод.

Транзистор.

Опыт Эрстеда.

Взаимодействие проводников с токами.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Электродвигатель.

Электроизмерительные приборы.

Электромагнитная индукция.

Опыты Фарадея.

Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.

Работа электрогенератора.

Трансформатор.

Лабораторные работы

Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников.

Изучение закона Ома для полной цепи.

Изучение явления электромагнитной индукции.

Определение коэффициента полезного действия электрического чайника.

Определение температуры нити лампы накаливания.

Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения.

4. Колебания и волны

Механические колебания. Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательно движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.

Упругие волны. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.

Электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической  цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.

Электромагнитные волны. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А. С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

Демонстрации

Свободные и вынужденные механические колебания.

Резонанс.

Образование и распространение упругих волн.

Частота колебаний и высота тона звука.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Конденсатор в цепи переменного тока.

Катушка индуктивности в цепи переменного тока.

Резонанс в последовательной цепи переменного тока.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Радиосвязь.

Лабораторные работы

Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника

от длины нити (или массы груза).

Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи переменного тока

5. Оптика

Природа света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Волновые свойства света. Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.

Демонстрации

Законы отражения и преломления света.

Полное внутреннее отражение.

Оптические приборы.

Интерференция света.

Дифракция света.

Поляризация света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Спектроскоп.

Лабораторные работы

Изучение изображения предметов в тонкой линзе.

Изучение интерференции и дифракции света.

Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий.

6. Элементы квантовой физики

Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.

Физика атома. Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые генераторы.

Физика атомного ядра. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова - Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радио-

активных излучений. Элементарные частицы.

Демонстрации

Фотоэффект.

Линейчатые спектры различных веществ.

Излучение лазера (квантового генератора).

Счетчик ионизирующих излучений.

7.Эволюция Вселенной

Строение и развитие Вселенной. Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик.

Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы. Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.

Демонстрации

Солнечная система (модель).

Фотографии планет, сделанные с космических зондов.

Карта Луны и планет.

Строение и эволюция Вселенной.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: по специальностям СПО  технического профиля профессионального образования -182 часа, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия -121час, самостоятельная работа студентов -61час.

Тематический план учебной дисциплины  Физика

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Уровень освоения

Объем часов

1

2

3

4

I  семестр

Раздел 1 Введение

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Объем часов

Физика как наука. Физика – фундаментальная наука о природе. Основные элементы физической картины мира. Значение физики при освоении специальностей СПО. Методы познания природы. Естественно – научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент  и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические величины и законы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов.

1,2

5

Лекционные занятия

3

1.Физика - фундаментальная наука о природе.

1

2. Физическая картина мира как составная часть научной картины мира.

1

3.Физическая величина.  Физические законы.

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

2

№1,2 – семинарское занятие «Методы познания природы»

2

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

3

№1 –Физика как наука (составление ответа по плану).

1

№2 - Методы познания природы (сообщение).

1

№3 - Основные элементы физической картины мира (конспект).

1

Раздел 2

Механика

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Объем часов

Кинематика  Механическое движение.  Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Системы отсчета. Относительность механического движения. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Свободное падение.

Динамика Масса. Сила. Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Силы в природе: упругости, трения, сила тяжести, вес. Закон всемирного тяготения. Законы динамики Ньютона.  

Законы сохранения в механике Импульс тела. Закон сохранения импульса. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии. Работа и мощность в механике. Применение законов сохранения. Реактивное движение.

2,3

18

Лекционные занятия

10

4. Основные понятия кинематики.

1

5. Виды прямолинейного движения.

1

6. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

7. Основные понятия динамики.

1

8. Силы  в природе.

1

9. Законы динамики Ньютона.

1

10.Закон всемирного тяготения.

1

11. Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

12. Энергия тела. Закон сохранения энергии.

1

13. Работа и мощность в механике.

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

8

№3 –решение задач (равномерное, равноускоренное)

1

№4 –решение задач (движение по окружности)

1

№5,6 – решение задач (динамика)

2

№7 - лабораторная работа «Исследование движения тела под действием постоянной силы».

1

№8 -лабораторная работа «Изучение особенностей силы трения (скольжения)».

1

№9 – решение задач (законы сохранения в механике)

1

№10 – решение задач (работа, мощность в механике)

1

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

6

№ 4 –Свободное падение тел (конспект)

1

№5 – Закон всемирного тяготения (ответ по плану)

1

№6 –Реактивное движение (конспект)

1

№7 – Освоение космоса (хронологическая таблица)

1

№8,9 –Практикум по решению задач (механика)

2

Раздел 3

Основы молекулярной физики и

термодинамики

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Объем часов

Молекулярно – кинетическая теория. История атомистических учений. Молекулярно-кинетическая теория (МКТ). Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия.

  1. Агрегатные состояния вещества.    Агрегатные состояния вещества: строение и основные свойства. Модель идеального газа. Давление газа. Температура и ее измерение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Газовые законы. Уравнение состояния идеального газа. Работа газа. Модель строения жидкости. Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Кипение. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Поверхностное натяжение и смачивание. Капиллярные явления. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и  кристаллы. Жидкие кристаллы. Деформация твердых тел. Закон Гука. Плавление и кристаллизация.
  2. Основы  термодинамики.  Тепловое движение. Основные понятия термодинамики.  Внутренняя энергия и работа.  Работа и теплота как формы передачи энергии. Уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Тепловые машины, их применение.   КПД тепловых двигателей. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин.

2,3

25

Лекционные занятия

13

14.Молекулярно-кинетическая теория.

1

15.Основные понятия молекулярной физики.

1

16.Модель газа. Параметры газа.

1

17.Газовые законы

1

18.Уравнение Менделеева – Клапейрона.

1

19.Работа газа.

1

20.Модель жидкости. Поверхностное натяжение. Капиллярность.

1

21.Смачивание (несмачивание).

1

22.Влажность воздуха. Вода – источник жизни на Земле.

1

23.Модель твердого тела.

1

24.Деформация твердых тел. Закон Гука.

1

25.Основные понятия и законы термодинамики.

1

26.Тепловые двигатели.

1

Практические занятия

12

№11 –решение задач (МКТ. Молекулы).

1

№12 – семинарское занятие « Агрегатные состояния вещества»

1

№13 - решение задач (газы)

1

№14 - лабораторная работа по теме «Газы».

1

№15 – решение задач (жидкости)

1

№16 - лабораторная работа по теме «Жидкости».

1

№17 – решение задач (твердые тела)

1

№18- лабораторная работа  по теме «Твердые тела».

1

№19 - семинарское занятие «Фазовые переходы».

1

№20 - лабораторная работа по теме «Фазовые переходы».

1

№21- семинарское занятие « Тепловые машины.  Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин».

      1

№22- решение задач (основы термодинамики).

1

Лабораторные работы

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

15

№10 –Молекулы (сочинение)

1

№11 –Основные понятия молекулярной физики (заполнить таблицу)

1

№12 –Агрегатные состояния вещества (заполнить таблицу)

1

№13 –Методы измерения температуры (конспект)

1

№14 –Атмосфера Земли (сообщение)

1

№15 –Круговорот воды в природе (схема)

1

№16 –Определение влажности в квартире (лабораторная работа)

1

№17 –Жидкие кристаллы (свободный конспект)

      1

№18 –Твердые тела (таблицы)

1

№19 –Фазовые переходы (сообщение)

1

№20 - Тепловые машины и экология (сообщение)

1

№21 –Тепловые явления в природе (презентация)

1

№22 – Молекулярная физика (кроссворд)

1

№23,24 - Практикум по решению задач (молекулярная физика)

2

Всего (1 семестр):  

Аудиторных занятий -48 ч.; из них

теоретических занятий -26 ч.;      

практических занятий -22 ч.      

Самостоятельных работ -24ч.

Максимальная нагрузка -72ч.

2семестр

Раздел 4

Электродинамика

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Объем часов

Электростатика   Электрический заряд. Взаимодействие заряженных тел Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.

Постоянный электрический ток. Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. ЭДС источника. Закон Ома для полной цепи. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Мощность и работа электрического тока. Электрический ток в различных средах. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковые приборы.

Магнитные явления Постоянные магниты и магнитное поле тока. Вектор магнитной индукции.  Магнитное поле тока, характеристики магнитного поля и действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Принцип действия электродвигателя. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Ускорители заряженных частиц.

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

2,3

32

Лекционные занятия

19

1.Основные понятия электростатики.

1

2.Законы электростатики.

1

3,4.Электростатическое поле.

2

5.Электрическая емкость.

1

6.Конденсаторы.

1

7.Основные понятия темы «Электрический ток».

1

8.Закон Ома для участка цепи.

1

9. Последовательное и параллельное соединения проводников.

1

10.Закон Ома для полной цепи.

1

11.Закон Джоуля – Ленца.

1

12. Работа и мощность электрического тока.

1

13.Электрический ток в электролитах, вакууме, газах.

1

14.Электрический ток в металлах и полупроводниках.

1

15.Постоянные магниты.

1

16.Магнитное поле.

1

17.Сила Ампера. Сила Лоренца.

1

18.Явление электромагнитной индукции.  

1

19.Самоиндукция.

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

13

№1 –решение задач (законы электростатики)

1

№2 - решение задач (электрическое поле)

1

№3 - решение задач (конденсаторы)

1

№4 –решение задач (электрический ток)

1

№5 -решение задач (закон Ома для полной цепи)

1

№6 –решение задач (закон Джоуля - Ленца; работа, мощность электрического тока)

1

№7 -семинарское занятие «Электрический ток в различных средах».

1

№8-11 –лабораторные работы (постоянный электрический ток).

4

№12 –решение задач (основы магнетизма)

1

№13 - решение задач (электромагнитная индукция)

1

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

15

№1 - Электризация тел: польза и вред (заполнить таблицу)

1

№ 2- Проводники и диэлектрики в электрическом поле (ответить на вопросы)

1

№3 - Применение конденсаторов (конспект)

1

№4 - Источники постоянного тока (сообщение)

1

№5 - Электрический ток и его действия на человека (сообщение)

1

№ 6 - Правила электробезопасности в быту (памятка)

1

№7 - Электробытовые приборы (презентация)

1

№ 8 - Электрический ток в различных средах (сообщение)

1

№ 9 - Электрический ток в различных средах (таблица)

1

№10 –Магнитные поля в природе, технике, медицине (блок-схема)

1

№11 -Магнитные свойства вещества (ответить на вопросы)

       1

№12 –Генератор (ответ по плану)

1

№13 –Трансформатор (ответ по плану)

1

№14,15 - Практикум по решению задач (электромагнитные  явления)

2

Раздел 5

Колебания и волны

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Объем часов

Механические колебания и волны  Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Гармонические колебания. Резонанс. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Интерференция и дифракция волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.  

Электромагнитные колебания и волны Электромагнитные колебания. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.  Колебательный контур. Переменный ток. Принцип действия электрогенератора. Трансформатор.  Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током. Действующие значения силы тока и напряжения.  Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Электромагнитное поле как особый вид  материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С.Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

2,3

11

Лекционные занятия

7

20.Механические колебания.

1

21.Механические волны.

1

22.Электромагнитные колебания.

1

23.Свободные электромагнитные колебания.

1

24.Вынужденные электромагнитные колебания.

1

25.Электромагнитное поле и волны.

1

26. Принцип  радиосвязи.

       1

Лабораторные работы

       0

Практические занятия

4

№14 - решение задач (механические колебания и волны)

1

№15 –лабораторная работа (механические колебания)

1

№16– семинарское занятие «Производство, передача и потребление электроэнергии»

1

№17 - решение задач (электромагнитные колебания и волны)

1

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

6

№16 –Звук. Шум и его влияние на человека (рассказ по плану).

1

№17 –Ультразвук и его использование в технике и медицине (сообщение)

1

№18 –Виды электростанций (таблица)

1

№19 –Биологическое действие электромагнитного излучения  (ответить на вопросы)

1

№20 – Современные средства связи (сообщение)

1

№21 - Практикум по решению задач (колебания и волны)

1

Раздел 6

Оптика

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Объем часов

Геометрическая оптика Природа света. Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение.  Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.

Волновые свойства света Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений: их  природа, свойства и практические применения. Спектры и их виды. Невидимые  излучения .Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка.  Поляризация света. Поляроиды.

    2,3

13

Лекционные занятия

8

27. Природа света.

1

28. Оптические явления на границе раздела двух сред.

1

29. Полное  внутреннее отражение света.

1

30. Линзы.

1

31. Оптические приборы.

1

32. Дисперсия света.

       1

33. Различные виды электромагнитных излучений.

1

34. Волновые свойства света.

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

5

№18 –решение задач (оптические явления)

1

№19–решение задач (оптические приборы)

1

№20 – лабораторная работа (геометрическая оптика)

1

№21– лабораторная работа (волновая оптика)

1

№22– лабораторная работа (волновая оптика)

1

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

6

№22 –Оптические явления в природе (сообщение или презентация)

1

№23 –Оптические приборы  (сообщение или презентация)

1

№24 –Невидимые излучения  (заполнить таблицу)

1

№25 –Электродинамика (кроссворд)

1

№26,27 – Практикум по решению задач (оптика)

2

Раздел 7

Элементы

квантовой физики

Содержание учебного материала

Квантовая физика Квантовая гипотеза Планка. Фотоэффект. Внешний и внутренний фотоэффекты. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.

Физика  атома и атомного ядра Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии.  Состав и строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер.  Связь массы и энергии. Естественная радиоактивность. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Ядерные реакции. Энергия расщепления атомного ядра. Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор.  Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием. Физика элементарных частиц. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц

Уровень освоения

1-3

Объем часов

11

Лекционные занятия

8

35. Явление фотоэффекта.

1

36. Корпускулярные свойства света.

1

37. Строение атома.

1

38. Строение атомного ядра.

1

39.Явление радиоактивности.

1

40.Ядерные реакции.

1

41.Цепные и термоядерные реакции.

1

42. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием.

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

3

№23 –решение задач (фотоэффект)

1

№24 - решение задач (атомная и ядерная физика)

1

№25 –семинарское занятие «Атомная энергия: за и против»

1

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

7

№28 - Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта (сообщение)

1

№29 –Давление света Химическое действие света (ответы на вопросы).

1

№30 –Основные понятия ядерной физики (таблица)

1

№31 - Биологическое действие радиоактивного излучения   (ответить на вопросы)

1

№32 - Атомная энергия: за и против (сообщение)

       1

№33 - Практикум по решению задач (атомная и ядерная физика)

1

№34 - Физика элементарных частиц. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц (конспект)

1

Раздел 8

Эволюция Вселенной

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Объем часов

Строение и развитие Вселенной. Наша звездная система – Галактика. Строение и происхождение Галактик. Другие галактики. Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Понятие о космологии. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Энергия Солнца и звезд. Небесные тела.

Солнечная система. Современная астрономическая картина мира. Образование планетных систем. Солнечная система. Планеты солнечной системы.

1,3

6

Лекционные занятия

6

43.Вселенная. 

1

44. Понятие о космологии. Небесные тела.

1

45.Звезды.  Солнце.

1

46. Современная астрономическая картина мира.

1

47.Планеты солнечной системы земной группы.

1

48. Малые планеты солнечной системы

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

3

№35 –Созвездия (сообщение).

1

№36 –Солнечная система (заполнить таблицу)

1

№37 –Парад планет (презентация)

1

Всего (2 семестр) Аудиторных занятий -73ч. из них:    

                                теоретических занятий- 48ч.   

                               практических занятий – 25ч. 

                               Самостоятельной работы -37ч.                                     Максимальная нагрузка -110ч.

Итого (за год)

Аудиторных занятий -121ч. из них:    

                                теоретических занятий- 74ч.   

                               практических занятий – 47ч. 

                              Самостоятельной работы -61ч.                                      Максимальная нагрузка -182ч.

7.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Введение

Умения постановки целей деятельности, планирования

собственной деятельности для достижения поставленных целей,

предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

Произведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений.

Представление границы погрешностей измерений при построении графиков.

Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых

явлений.

Умение предлагать модели явлений.

Указание границ применимости физических законов.

Изложение основных положений современной научной картины

мира.

Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс

в технике и технологии производства.

Использование Интернета для поиска информации

1.Механика

Кинематика

Представление механического движения тела уравнениями            зависимости координат и проекцией скорости от времени.

Представление механического движения тела графиками

зависимости координат и проекцией скорости от времени.

Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени.

Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного движений.

Указание использования поступательного и вращательного

движений в технике.

Приобретение опыта работы в группе с выполнением различных

социальных ролей.

Разработка возможной системы действий и конструкции

для экспериментального определения кинематических величин.

Представление информации о видах движения в виде таблицы

Законы сохранения

в механике

Применение закона сохранения импульса для вычисления

изменений скоростей тел при их взаимодействиях.

Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела.

Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии

тела.

Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле.

Определение потенциальной энергии упруго деформированного

тела по известной деформации и жесткости тела.

Применение закона сохранения механической энергии при рас-

четах результатов взаимодействий тел гравитационными сила-

ми и силами упругости.

Указание границ применимости законов механики.

Указание учебных дисциплин, при изучении которых используются законы сохранения

2.Основы молекулярной физики и термодинамики

Основы молекулярной

кинетической теории.

Идеальный газ

Выполнение экспериментов, служащих для обоснования

молекулярно-кинетической теории (МКТ).

Решение задач с применением основного уравнения

молекулярно-кинетической теории газов.

Определение параметров вещества в газообразном состоянии на

основании уравнения состояния идеального газа.

Определение параметров вещества в газообразном состоянии

и происходящих процессов по графикам зависимости р (Т),

V (Т), р (V).

Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т), р (V).

Представление в виде графиков изохорного, изобарного

и изотермического процессов.

Вычисление средней кинетической энергии теплового движения

молекул по известной температуре вещества.

Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений.

Указание границ применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ

Основы термодинамики

Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи.

Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления

заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения

внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты

с использованием первого закона термодинамики.

Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости р (V).

Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин.

Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании

тепловых двигателей.

Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения.

Указание границ применимости законов термодинамики.

Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку

зрения.

Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамики».

Свойства паров, жидкостей, твердых тел

Измерение влажности воздуха.

Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления

процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в

другое.

Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества.

Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе,

технике.

Исследование механических свойств твердых тел. Применение

физических понятий и законов в учебном материале

профессионального характера.

Использование Интернета для поиска информации о разработках

и применениях современных твердых и аморфных материалов

3.Электродинамика

Электростатика

Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов.

Вычисление напряженности электрического поля одного и не-

скольких точечных электрических зарядов. Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов.

Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора.

Вычисление энергии электрического поля заряженного

 конденсатора.

Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества.

Проведение сравнительного анализа гравитационного и электростатических полей.

Постоянный ток

Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и

внутреннего сопротивления источника тока.

Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках

электрических цепей. Объяснение на примере электрической

цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник

электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком — в режиме потребителя.

Определение температуры нити накаливания. Измерение

электрического заряда электрона.

Снятие вольтамперной характеристики диода.

Проведение сравнительного анализа полупроводниковых диодов и триодов.

Использование Интернета для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники.

Установка причинно-следственных связей

Магнитные явления

Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил,

действующих на проводник с током в магнитном поле.

Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движущийся в магнитном поле.

Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции.

Вычисление энергии магнитного поля.

Объяснение принципа действия электродвигателя.

Объяснение принципа действия генератора электрического тока

и электроизмерительных приборов.

Объяснение принципа действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц.

Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений,

животных, человека.

Приведение примеров практического применения изученных

явлений, законов, приборов, устройств.

Проведение сравнительного анализа свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей.

Объяснение на примере магнитных явлений, почему физику

можно рассматривать как метадисциплину.

4. Колебани я и волны

Механические колебания

Исследование зависимости периода колебаний математического

маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний.

Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Вычисление периода

колебаний математического маятника по известному значению

его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по

известным значениям его массы и жесткости пружины.

Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами.

Приведение примеров автоколебательных механических систем. Проведение классификации колебаний

Упругие волны

Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений

интерференции звуковых волн.

Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических волн.

Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, в медицине.

Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека

Электромагнитные

колебания

Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи.

Измерение электроемкости конденсатора.

Измерение индуктивности катушки.

Исследование явления электрического резонанса в последовательной цепи.

Проведение аналогии между физическими величинами,             характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы.

Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи

переменного тока.

Исследование принципа действия трансформатора.

Исследование принципа действия генератора переменного тока.

Использование Интернета для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии

Электромагнитные

волны

Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование

свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.

Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение

принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с

электромагнитными колебаниями и волнами.

Объяснение роли электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной

5.Оптика

Природа света

Применение на практике законов отражения и преломления

света при решении задач.

Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.

Умение строить изображения предметов, даваемые линзами.

Расчет расстояния от линзы до изображения предмета.

Расчет оптической силы линзы.

Измерение фокусного расстояния линзы.

Испытание моделей микроскопа и телескопа

Волновые свойства света

Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн.

Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн.

Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн.

Измерение длины световой волны по результатам наблюдения

явления интерференции. Наблюдение явления дифракции света. Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск

различий и сходства между дифракционным и дисперсионным

спектрами.

Приведение примеров появления в природе и использования в

технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и

дисперсии света. Перечисление методов познания, которые

использованы при изучении указанных явлений

6.Элементы квантовой физики

Квантовая оптика

Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов

Столетова на основе квантовых представлений.

Расчет максимальной кинетической энергии электронов при

фотоэлектрическом эффекте.

Определение работы выхода электрона по графику зависимости

максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от часто-

ты света. Измерение работы выхода электрона.

Перечисление приборов установки, в которых применяется без-

инерционность фотоэффекта.

Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов.

Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики

Физика атома

Наблюдение линейчатых спектров.

Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе

атома водорода из одного стационарного состояния в другое.

Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов.

Исследование линейчатого спектра.

Исследование принципа работы люминесцентной лампы.

Наблюдение и объяснение принципа действия лазера.

Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике.

Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера

Физика атомного ядра

Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.

Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера.

Расчет энергии связи атомных ядер.

Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада.

Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном распаде.

Определение продуктов ядерной реакции.

Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях.

Понимание преимуществ и недостатков использования атомной

энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине.

Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений.

Проведение классификации элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т. д.).

Понимание ценностей научного познания мира не вообще для

человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценностей овладения методом научного познания для достижения

успеха в любом виде практической деятельности

7.Эволюция Вселенной

Строение и развитие Вселенной

Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп.

Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечно-

го экрана.

Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях

Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о

развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств:

достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. д.

Эволюция звезд. Гипотеза происхождения

Солнечной системы

Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных

реакциях.

Формулировка проблем термоядерной энергетики.

Объяснение влияния солнечной активности на Землю.

Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения.

Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной

системы

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

     Освоение программы учебной дисциплины «Физика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, кабинета физики , в котором имеется возможность обеспечить  свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

      Помещение кабинета удовлетворяет  требованиям Санитарно эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

      В кабинете имеется  мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы.

      В состав учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета  физики входят:

многофункциональный комплекс преподавателя;

наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);

информационно-коммуникативные средства: Электронные библиотеки по курсу. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам.

экранно-звуковые пособия: Видеофильмы. Слайды (диапозитивы) по разным разделам курса физики. DVD диски.

комплект электроснабжения кабинета физики;

технические средства обучения: Экспозиционный экран.  Телевизор.  Персональный компьютер. Принтер.

• демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы); лабораторное оборудование для проведения практических занятий.

Калориметры. Наборы тел по калориметрии. Набор для исследования изопроцессов в газах. Набор веществ для исследования плавления и отвердевания. Набор полосовой резины. Нагреватели электрические. Амперметры лабораторные с пределом измерения 2А для измерения в цепях постоянного тока. Вольтметры лабораторные с пределом измерения 6 В для измерения в цепях постоянного тока. Ключи замыкания тока. Компасы. Комплекты проводов соединительных. Набор дугообразных магнитов. Миллиамперметры. Набор по электролизу. Наборы резисторов проволочные. Радиоконструктор для сборки радиоприемников Реостаты ползунковые. Электроосветители с колпачками. Экраны со щелью. Плоское зеркало. Комплект линз. Прибор для измерения длины световой волны с набором дифракционных решеток. Набор дифракционных решеток. Источник света с линейчатым спектром. Прибор для зажигания спектральных трубок с набором трубок. Комплект фотографий треков заряженных частиц. Дозиметр.

 • статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;

• вспомогательное оборудование;

комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),  обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Физика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Стандарты физического образования. Примерные программы. Учебники по физике. Методическое пособие для учителя. Рабочие тетради по физике. Хрестоматия по физике. Комплекты пособий  для выполнения лабораторных практикумов по физике. Комплекты пособий для выполнения фронтальных лабораторных работы. Книги для чтения по физике Комплекты пособий по демонстрационному эксперимент. Научно-популярная литература естественнонаучного содержания. Справочные пособия (физические энциклопедии, справочники по физике и технике). Дидактические материалы по физике. Сборники тестовых заданий по физике. Авторские рабочие программы по курсам физики и естествознания.

Библиотечный фонд  дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями и хрестоматией по физике, справочниками по физике и технике, научной и научно-популярной литературой естественнонаучного содержания.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Физика» студенты

имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по физике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).

  1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов:

  1. Мякишев Г.Я.

Физика,10 класс: учеб.  для общеобразоват. учреждений с прил. На электрон. носителе: базовый и проф. уровни /Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2012.-366с.

  1. Мякишев Г.Я.

Физика,11 класс: учеб.  для общеобразоват. учреждений с прил. На электрон. носителе: базовый и проф. уровни /Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2012.-399с.

  1. Тихомирова С.А.

Физика,10 класс: учеб.  для общеобразоват. учреждений (базовый и проф. уровни) / С.А.Тихомирова, В.М.Яворский. – М.: Мнемозина, 2010.-304с. :ил.

  1. Фирсов А.В.

Физика для профессий и специальностей технического и естественно- научного профилей: учебник для образоват. учреждений нач. и сред. Проф. образования / А. В. Фирсов; под ред. Т.И.Трофимовой.- 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия»,2013.-352с.

Для преподавателей

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего

(полного) общего образования”».

4.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015

№ 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с

учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Интернет-ресурсы:

Образовательные ресурсы:

  1. Каталог Российского общеобразовательного портала http://www.school.edu.ru
  2. Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»
    http://catalog.iot.ru
  3. Каталог детских ресурсов «Интернет для детей» http://www.kinder.ru
  4. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
  5. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
    Сайт Рособразования
    http://www.ed.gov.ru
  6. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
  7. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
  8. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru
  9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://eor.edu.ru
  10. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
  11. Школьный портал http://www.portalschool.ru

Образовательные Интернет-ресурсы по физике:

  1. Единая коллекция ЦОР. Предметная коллекция «Физика» http://school-collection.edu.ru/collection 
  2. Естественно-научные эксперименты – Физика: Коллекция Российского общеобразовательного портала http://experiment.edu.ru 
  3. Открытый колледж: Физика http://www.physics.ru 
  4. Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке http://www.elementy.ru 
  5. Введение в нанотехнологии http://nano-edu.ulsu.ru 
  6. Виртуальный фонд естественно-научных и научно-технических эффектов «Эффективная физика» http://www.effects.ru 
  7. Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября» http://fiz.1september.ru
  8. Лаборатория обучения физики и астрономии ИСМО РАО http://physics.ioso.ru 
  9. Лауреаты нобелевской премии по физике http://n-t.ru/nl/fz 
  10. Материалы кафедры общей физики МГУ им. М.В. Ломоносова: учебные пособия, физический практикум, видео- и компьютерные демонстрации http://genphys.phys.msu.ru
  11. Мир физики: демонстрации физических экспериментов http://demo.home.nov.ru 
  12. Образовательные материалы по физике ФТИ им. А.Ф. Иоффе http://edu.ioffe.ru/edu 
  13. Онлайн-преобразователь единиц измерения http://www.decoder.ru 
  14. Портал естественных наук: Физика http://www.e-science.ru/physics 
  15. Проект AFPortal.ru: астрофизический портал http://www.afportal.ru 
  16. Проект «Вся физика» http://www.fizika.asvu.ru 
  17. Решения задач из учебников по физике http://www.irodov.nm.ru
  18. Самотестирование школьников 7-11 классов и абитуриентов по физике http://barsic.spbu.ru/www/tests 
  19. Термодинамика: электронный учебник по физике http://fn.bmstu.ru/phys/bib/I-NET 
  20. Уроки по молекулярной физике http://marklv.narod.ru/mkt 
  21. Физикам – преподавателям и студентам http://teachmen.csu.ru 
  22. Физика в анимациях http://physics.nad.ru 
  23. Физика в презентациях http://presfiz.narod.ru 
  24. Физика вокруг нас http://physics03.narod.ru 
  25. Физика для всех: Задачи по физике с решениями http://fizzzika.narod.ru
  26. Физика.ру: Сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru 
  27. Физикомп: в помощь начинающему физику http://physicomp.lipetsk.ru
  28. Ядерная физика в Интернете http://nuclphys.sinp.msu.ru 

Аннотация к рабочей программе

дисциплины «Физика»

по специальности    09.02.03   Программирование в компьютерных системах

       Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии 384 от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).

Содержание рабочей программы включает в себя следующие разделы:

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебной дисциплины
  3. Место учебной дисциплины в учебном плане
  4. Результаты освоения учебной дисциплины
  5. Содержание учебной дисциплины
  6. Тематическое планирование
  7. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
  8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

программы учебной дисциплины

  1. Рекомендуемая литература.

        Максимальная учебная нагрузка обучающегося 182 часа, в том числе: аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 121 час; самостоятельной учебной работы обучающегося 61 час.

Форма промежуточной аттестации  - экзамен.

Наименование разделов дисциплины:

1.Введение.

2.Механика.

3.Молекулярная физика. Термодинамика.

4.Электродинамика.

5.Колебания и волны.

6.Оптика.

7.Элементы квантовой физики.

8.Эволюция Вселенной.

Разработчик: Новикова Т.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...