Главные вкладки

    Методическая разработка по физике Систематизация знаний учащихся в СИ, перевод единиц измерения физических величин
    методическая разработка по физике (7 класс)

    Ковбанина Евгения Юрьевна

    Много ошибок связано с плохим усвоением единиц физических величин. Причина, по - видимому заключается  в том, что в школе учащиеся знакомятся с единицами измерения физических величин постепенно, по мере изучения соответствующего раздела курса физики. Учащиеся допускают ошибки при выборе ответа на следующий вопрос: «Какая единица СИ является основной?». 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sistematizatsiya_znaniy_edinitsy_izmereniya_algoritmy.docx118.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 им.Н.Я.Василенко г.Лабинска муниципального образования Лабинский район

    Методическая разработка по физике

    Систематизация знаний учащихся в СИ,

    перевод единиц измерения физических величин

    Похожее изображение

    разработала: Ковбанина Е.Ю. учитель физики высшей категории МОБУ СОШ №2 им.Н.Я.Василенко

    Анализируя материалы по подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ), заметила, что задания ГИА включают в себя много задач на знание единиц измерения физических величин и их перевода из одной системы измерения в другую. Общий анализ результатов выполнения ЕГЭ по физике : «Много ошибок связано с плохим усвоением единиц физических величин. Причина, по - видимому заключается  в том, что в школе учащиеся знакомятся с единицами измерения физических величин постепенно, по мере изучения соответствующего раздела курса физики. Учащиеся допускают ошибки при выборе ответа на следующий вопрос: «Какая единица СИ является основной?». По- видимому, они считают, что основными являются наиболее часто употребляемые единицы, что, конечно, неверно. Допускают ошибки при переводе единиц измерения из произвольной системы в систему СИ, ошибаются при переводе размерностей измерения физических величин».

    Чтобы избежать указанных выше ошибок, необходимо при подготовке к выпускному экзамену систематизировать и обобщить знания выпускников, чтобы они имели четкое представление о том, что такое физическая величина, её единица, что такое система единиц и какова её структура, математические операции над единицами измерения. Рассмотрим основные этапы этой работы, которую провожу с выпускниками. При формировании основных понятий, всю нужную информацию рассматриваю из большого физического энциклопедического словаря.

    Рассмотрим алгоритм формирования понятия «физическая величина» и её характеристики.

    1. Физическая величина
    2. Размер физической величины
    3. Единица физической величины
    4. Значение физической величины

    Физическая величина—это характеристика одного из свойств физического объекта, общая в качественном отношении многим физическим объектам, но в количественном отношении индивидуальная для каждого объекта, которую можно измерить.    (Пример: расстояние от Земли до Луны и длина комариного носа одинаковы в качественном отношении, но в количественном отношении различна).

    Размер физической величины — это количественное содержание в данном объекте определённой физической величины.    (Пример: длина дороги равна 5м, 25м и т.п.)

    Единица физической величины — это физическая величина, фиксирована по размеру и принята в качестве основы для количественной оценки конкретных физических величин, которым по определению присвоены числовые значения, равные единицы.   ( Пример: длина дороги 1м,    1503м ).

    Значение физической величины это количественное  содержание в объекте конкретной физической величины, выраженное в виде некоторого числа принятых для неё единиц. (Пример. Путь машины равен  десяти метрам:    S = 10 м. Где S -обозначение физической величины, 10 - числовое значение физической величины,  м -единица измерения этой величины).

    При формировании понятия системы единиц физических величин придерживаюсь следующего алгоритма.

    Системой физических величин называется совокупность взаимосвязанных физических величин.

    Основная физическая величина — это физическая величина, принята за независимую и используемая для определения других величин  (время, масса, длина и т.п.).

    Производная физическая величина это физическая величина, определяемая через основные величины системы с помощью уравнений, выражающих связь между величинами (сила, работа и т.п.).

    Системой единиц физических величин - называется совокупность единиц физических величин, образованная в соответствии с принятыми принципами для некоторой системы физических величин.

    Основными называют единицы, выбранные произвольно при построении системы и являются единицами основных физических величин (метр, килограмм, секунда и т.п.).

    Произвольными называются единицы, которые образуются по определяющим их уравнениям связи из других единиц системы и являются единицами произвольных физических величин (Ньютон, Джоуль и т.п.).

    На следующем этапе обобщаю знания о международной системе единиц СИ.

    SI (СИ)

    1 Основные единицы


    2 Дополнительные единицы


    3 Производные единицы

    Международная система единиц имеет сокращенное наименование СИ - SI, что означает «Sistem International» — « система интернациональная».

    Основными единицами СИ являются следующие семь единиц: единица длины -— метр (м), единица массы — килограмм (кг), единица времени — секунда (с), единица силы электрического тока — Ампер (А), единица термодинамической температуры — Кельвин (К), единица силы света — кандела (кд), единица количества вещества — моль (моль).

    Дополнительными единицами СИ являются две единицы, единица плоского угла — радиан (рад), единица телесного угла — стерадиан (ср).

    Производные единицы СИ—единицы всех остальных физических величин. Они образуются с помощью определённых уравнений из основных и дополнительных единиц.

    Очень часто в задачах приходится сталкиваться с внесистемными единицами измерения физических величин, дольными и кратными.

    Внесистемными единицами измерения физических величин называются единицы, не входящие ни в одну из общепринятых систем единиц ( час — 1ч = 3600с, литр—1л=10-3м3 и т.п.)

    Дольной называется единица, которая в целое число раз меньше системной или внесистемной единицы ( 1мм = 10-3м,   ImkA=IO-6 A и т.п.).

    Кратной называется единица, которая в целое число раз больше системной или внесистемной единицы (1км = 10 3 м, 1мин = 60с и т.п.).

    Кратные и дольные единицы от единиц СИ не   являются единицами СИ.!!!

    Прежде, чем приступить к решению задач, уже с седьмого класса, формирую навыки работы с единицами измерения физических величин. Считаю, что учащиеся должны хорошо запомнить, знать и понимать физические законы, формулы физических величин и единиц их измерения. Нельзя изменять сочетание физических величин входящих в закономерности и формулы, поскольку они представляют собой законы природы записанные математически и проверенные многократными экспериментами. Формулы физических величин можно восстановить по их единицам измерения. Формулы и единицы измерения физических величин—это инструменты без которых задачи «не вскрыть».

    При решении задач,  все физические величины переводим в систему СИ (конечно, не обязательно переводить все величины в эту систему, можно воспользоваться другой произвольной системой). Существует много рекомендаций  по проверке и работе с единицами измерения физических величин. Рассмотрим примеры, в которых учащиеся чаще всего испытывают затруднения, через   различные способы перевода единиц измерения физических величин.

    Алгоритм №1        «Пропорция»

    Задача 1.    Площадь квадрата 4см 2  перевести в метры квадратные.

    Шаги:                          1м  =  100см

    S = a2        1м2  =   10000см2   =  104 см2

                        Sx  =  4см2

            Ответ: Sx=   4 * 10-4м2

    Задача 2.      Объём сосуда 5см3 перевести в м3.

    Шаги:                                                1м  =  100см

    S = a2                1м2 =  10000см2  = 104см2

    V = a3                      1м3 = 1000000 см3= 106см3

    Vx = 5см3

            Ответ: Vx = 5 * 10-6мз

    Алгоритм №2. «Перевод дольных и кратных единиц измерения в СИ»

    Задача 3.    Площадь квадрата 4см2   перевести в метры квадратные.

    Шаги:   Sx=  4см2  =  4* (с*м)2 = 4* (10-2 м)2   = 4 * 10-4 м2

    Задача 4.   Объём сосуда 5см3   перевести в м3 .

    Шаги:   Vx   = 5см3 =  5* (с*м)3 = 5* (10-2 м)3 = 5 .10-6 м3

    Задача 5.    Силу ЗГН перевести в СИ.

     Шаги:   F =ЗГН= 3*Г*Н= 3 * 109Н

    Алгоритм №3 «Приставки с разных точек зрения»

    С точки зрения русского языка, приставки со словом пишутся слитно, но с точки зрения физики напишем их раздельно и расставим знаки умножения между ними с точки зрения математики.

    Задача 6. Объем сосуда 5л перевести в СИ.

    Шаги: V = 5л  = 5 дм3 = 5 * (д * м)3 = 5 * (10-1 .м)3 = 5 * 10-3 м3

    Задача 7. Время 7мс перевести в СИ.

    Шаги: t = 7мс = 7 * (м * с) = 7 * ( 10-3*с) = 7*10-3с

    Алгоритм №4 «Перевод внесистемных единиц измерения»

    Задача 8. Скорость 36 км/ч перевести в СИ.


    Шаги:                

    Задача 9. Скорость 60 об/мин перевести в СИ.

    Шаги:          

            Задача 10. Давление 3 атм перевести в  СИ.

     

    Шаги:         Р = 3 атм = 3*105Па

    Раздаточный материал:

     Похожее изображениеПохожее изображение

    Ежедневная работа, по развитию умений перевода единиц измерения физических величин,  доводит  эти навыки до автоматизма. Мои выпускники разбираются в основных понятиях: «физическая величина», «числовое значение физической величины», « система единиц физических величин», «размерности». Приобретенные навыки применяют при решении задач. Знание выше описанных алгоритмов действий при переводе единиц измерения в СИ   исключает необходимость механического их запоминания и облегчает процесс решения задач и в целом обучение.

    Адаптируясь к новым требованиям образовательных стандартов с точки зрения ФГОС, представленная деятельность формирует  логические общеучебные УУД.

    Задания для самостоятельного перевода единиц

    Вопрос 1. Диаметр шарика для настольного тенниса 37 мм. Сколько это: 1) м; 2) см; 3) дм?

    Вопрос 2. Диаметр футбольного мяча 22 см. Сколько это: 1) м; 2) мм; 3) км?

    Вопрос 3.Длина реки Волги 3700 км. Сколько это: 1) м; 2) см; 3) мкм?

    Вопрос 4. Площадь пустыни Сахары 7 млн. км2 . Сколько это: 1) м2 ;

    2) см2 ?

    Вопрос 5. Площадь поверхности стола 150 дм2 . Сколько это: 1) м 2 ; 2) км 2 ; 3) см 2 ?

    Вопрос 6.Площадь одной клеточки в тетради «в клетку» 0.25 см2 . Сколько это: 1) м 2 ; 2) дм 2 ; 3) мм2 ?

    Вопрос 7.Объём металлического бруска равен 600 см3 . Сколько это: 1) л; 2) м 3 ?

    Вопрос 8.Объём воды в озере равен 40000 м 3 . Сколько это 1) л; 2) км 3 ?

    Вопрос 9.Объём гранитной колонны равен 2.5 м 3 . Сколько это: 1) л; 2)

    см 3 ?

    Вопрос 10. Объём снеговика 0.5 м3 . Сколько это: 1) л; 2) см3 ?

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока физики в 8 классе школы глухих по теме «Измерение физических величин»

    На уроке обобщаются и систематизируются знания учащихся об измерении величин в ходе составления обобщенного плана и использования его при решении задач. В процессе самоанализа и самооценки учебной раб...

    Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Количество информации. Единицы измерения информации" для 8 класса

    Предлагаю Вашему вниманию материалы к уроку по теме "Количество информации. Единицы измерения информацмм" для 8 класса. Это 2-ой из чеырех уроков раздела "Информация и информационные процессы" Образов...

    Презентация к уроку по физике на тему "Физические величины. Измерение физических величин".

    Презентация по физике на тему "Физические величины, Измерение физических величин". Урок - новая тема для учащихся 7 класса. В начале урока для ребят предлагается небольшая самостоятельная работа на ус...

    Систематизация знаний учащихся в СИ, перевод единиц измерения физических величин

    Адаптируясь к новым требованиям образовательных стандартов, с точки зрения ФГОС, представленная деятельность формирует  логические общеучебные УУД работы с системой единиц измерения по физике.....

    Перевод единиц измерений, сравнение величин, прикидка и оценка, соответствие между величинами и их значениями, запись чисел в стандартном виде.

    Представлена презентация к уроку, проводимого в рамках повторения в конце года курса алгебры 9 класс, подготовка к выпускному экзамену.. Цель: обощение умений, связаннных с единицами измерений....