Методическая разработка по физике Систематизация знаний учащихся в СИ, перевод единиц измерения физических величин
методическая разработка по физике (7 класс)
Много ошибок связано с плохим усвоением единиц физических величин. Причина, по - видимому заключается в том, что в школе учащиеся знакомятся с единицами измерения физических величин постепенно, по мере изучения соответствующего раздела курса физики. Учащиеся допускают ошибки при выборе ответа на следующий вопрос: «Какая единица СИ является основной?».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 118.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 им.Н.Я.Василенко г.Лабинска муниципального образования Лабинский район
Методическая разработка по физике
Систематизация знаний учащихся в СИ,
перевод единиц измерения физических величин
разработала: Ковбанина Е.Ю. учитель физики высшей категории МОБУ СОШ №2 им.Н.Я.Василенко
Анализируя материалы по подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ), заметила, что задания ГИА включают в себя много задач на знание единиц измерения физических величин и их перевода из одной системы измерения в другую. Общий анализ результатов выполнения ЕГЭ по физике : «Много ошибок связано с плохим усвоением единиц физических величин. Причина, по - видимому заключается в том, что в школе учащиеся знакомятся с единицами измерения физических величин постепенно, по мере изучения соответствующего раздела курса физики. Учащиеся допускают ошибки при выборе ответа на следующий вопрос: «Какая единица СИ является основной?». По- видимому, они считают, что основными являются наиболее часто употребляемые единицы, что, конечно, неверно. Допускают ошибки при переводе единиц измерения из произвольной системы в систему СИ, ошибаются при переводе размерностей измерения физических величин».
Чтобы избежать указанных выше ошибок, необходимо при подготовке к выпускному экзамену систематизировать и обобщить знания выпускников, чтобы они имели четкое представление о том, что такое физическая величина, её единица, что такое система единиц и какова её структура, математические операции над единицами измерения. Рассмотрим основные этапы этой работы, которую провожу с выпускниками. При формировании основных понятий, всю нужную информацию рассматриваю из большого физического энциклопедического словаря.
Рассмотрим алгоритм формирования понятия «физическая величина» и её характеристики.
- Физическая величина
- Размер физической величины
- Единица физической величины
- Значение физической величины
Физическая величина—это характеристика одного из свойств физического объекта, общая в качественном отношении многим физическим объектам, но в количественном отношении индивидуальная для каждого объекта, которую можно измерить. (Пример: расстояние от Земли до Луны и длина комариного носа одинаковы в качественном отношении, но в количественном отношении различна).
Размер физической величины — это количественное содержание в данном объекте определённой физической величины. (Пример: длина дороги равна 5м, 25м и т.п.)
Единица физической величины — это физическая величина, фиксирована по размеру и принята в качестве основы для количественной оценки конкретных физических величин, которым по определению присвоены числовые значения, равные единицы. ( Пример: длина дороги 1м, 1503м ).
Значение физической величины — это количественное содержание в объекте конкретной физической величины, выраженное в виде некоторого числа принятых для неё единиц. (Пример. Путь машины равен десяти метрам: S = 10 м. Где S -обозначение физической величины, 10 - числовое значение физической величины, м -единица измерения этой величины).
При формировании понятия системы единиц физических величин придерживаюсь следующего алгоритма.
Системой физических величин называется совокупность взаимосвязанных физических величин.
Основная физическая величина — это физическая величина, принята за независимую и используемая для определения других величин (время, масса, длина и т.п.).
Производная физическая величина — это физическая величина, определяемая через основные величины системы с помощью уравнений, выражающих связь между величинами (сила, работа и т.п.).
Системой единиц физических величин - называется совокупность единиц физических величин, образованная в соответствии с принятыми принципами для некоторой системы физических величин.
Основными называют единицы, выбранные произвольно при построении системы и являются единицами основных физических величин (метр, килограмм, секунда и т.п.).
Произвольными называются единицы, которые образуются по определяющим их уравнениям связи из других единиц системы и являются единицами произвольных физических величин (Ньютон, Джоуль и т.п.).
На следующем этапе обобщаю знания о международной системе единиц СИ.
SI (СИ)
1 Основные единицы
2 Дополнительные единицы
3 Производные единицы
Международная система единиц имеет сокращенное наименование СИ - SI, что означает «Sistem International» — « система интернациональная».
Основными единицами СИ являются следующие семь единиц: единица длины -— метр (м), единица массы — килограмм (кг), единица времени — секунда (с), единица силы электрического тока — Ампер (А), единица термодинамической температуры — Кельвин (К), единица силы света — кандела (кд), единица количества вещества — моль (моль).
Дополнительными единицами СИ являются две единицы, единица плоского угла — радиан (рад), единица телесного угла — стерадиан (ср).
Производные единицы СИ—единицы всех остальных физических величин. Они образуются с помощью определённых уравнений из основных и дополнительных единиц.
Очень часто в задачах приходится сталкиваться с внесистемными единицами измерения физических величин, дольными и кратными.
Внесистемными единицами измерения физических величин называются единицы, не входящие ни в одну из общепринятых систем единиц ( час — 1ч = 3600с, литр—1л=10-3м3 и т.п.)
Дольной называется единица, которая в целое число раз меньше системной или внесистемной единицы ( 1мм = 10-3м, ImkA=IO-6 A и т.п.).
Кратной называется единица, которая в целое число раз больше системной или внесистемной единицы (1км = 10 3 м, 1мин = 60с и т.п.).
Кратные и дольные единицы от единиц СИ не являются единицами СИ.!!!
Прежде, чем приступить к решению задач, уже с седьмого класса, формирую навыки работы с единицами измерения физических величин. Считаю, что учащиеся должны хорошо запомнить, знать и понимать физические законы, формулы физических величин и единиц их измерения. Нельзя изменять сочетание физических величин входящих в закономерности и формулы, поскольку они представляют собой законы природы записанные математически и проверенные многократными экспериментами. Формулы физических величин можно восстановить по их единицам измерения. Формулы и единицы измерения физических величин—это инструменты без которых задачи «не вскрыть».
При решении задач, все физические величины переводим в систему СИ (конечно, не обязательно переводить все величины в эту систему, можно воспользоваться другой произвольной системой). Существует много рекомендаций по проверке и работе с единицами измерения физических величин. Рассмотрим примеры, в которых учащиеся чаще всего испытывают затруднения, через различные способы перевода единиц измерения физических величин.
Алгоритм №1 «Пропорция»
Задача 1. Площадь квадрата 4см 2 перевести в метры квадратные.
Шаги: 1м = 100см
S = a2 1м2 = 10000см2 = 104 см2
Sx = 4см2
Ответ: Sx= 4 * 10-4м2
Задача 2. Объём сосуда 5см3 перевести в м3.
Шаги: 1м = 100см
S = a2 1м2 = 10000см2 = 104см2
V = a3 1м3 = 1000000 см3= 106см3
Vx = 5см3
Ответ: Vx = 5 * 10-6мз
Алгоритм №2. «Перевод дольных и кратных единиц измерения в СИ»
Задача 3. Площадь квадрата 4см2 перевести в метры квадратные.
Шаги: Sx= 4см2 = 4* (с*м)2 = 4* (10-2 м)2 = 4 * 10-4 м2
Задача 4. Объём сосуда 5см3 перевести в м3 .
Шаги: Vx = 5см3 = 5* (с*м)3 = 5* (10-2 м)3 = 5 .10-6 м3
Задача 5. Силу ЗГН перевести в СИ.
Шаги: F =ЗГН= 3*Г*Н= 3 * 109Н
Алгоритм №3 «Приставки с разных точек зрения»
С точки зрения русского языка, приставки со словом пишутся слитно, но с точки зрения физики напишем их раздельно и расставим знаки умножения между ними с точки зрения математики.
Задача 6. Объем сосуда 5л перевести в СИ.
Шаги: V = 5л = 5 дм3 = 5 * (д * м)3 = 5 * (10-1 .м)3 = 5 * 10-3 м3
Задача 7. Время 7мс перевести в СИ.
Шаги: t = 7мс = 7 * (м * с) = 7 * ( 10-3*с) = 7*10-3с
Алгоритм №4 «Перевод внесистемных единиц измерения»
Задача 8. Скорость 36 км/ч перевести в СИ.
Шаги:
Задача 9. Скорость 60 об/мин перевести в СИ.
Шаги:
Задача 10. Давление 3 атм перевести в СИ.
Шаги: Р = 3 атм = 3*105Па
Раздаточный материал:
Ежедневная работа, по развитию умений перевода единиц измерения физических величин, доводит эти навыки до автоматизма. Мои выпускники разбираются в основных понятиях: «физическая величина», «числовое значение физической величины», « система единиц физических величин», «размерности». Приобретенные навыки применяют при решении задач. Знание выше описанных алгоритмов действий при переводе единиц измерения в СИ исключает необходимость механического их запоминания и облегчает процесс решения задач и в целом обучение.
Адаптируясь к новым требованиям образовательных стандартов с точки зрения ФГОС, представленная деятельность формирует логические общеучебные УУД.
Задания для самостоятельного перевода единиц
Вопрос 1. Диаметр шарика для настольного тенниса 37 мм. Сколько это: 1) м; 2) см; 3) дм?
Вопрос 2. Диаметр футбольного мяча 22 см. Сколько это: 1) м; 2) мм; 3) км?
Вопрос 3.Длина реки Волги 3700 км. Сколько это: 1) м; 2) см; 3) мкм?
Вопрос 4. Площадь пустыни Сахары 7 млн. км2 . Сколько это: 1) м2 ;
2) см2 ?
Вопрос 5. Площадь поверхности стола 150 дм2 . Сколько это: 1) м 2 ; 2) км 2 ; 3) см 2 ?
Вопрос 6.Площадь одной клеточки в тетради «в клетку» 0.25 см2 . Сколько это: 1) м 2 ; 2) дм 2 ; 3) мм2 ?
Вопрос 7.Объём металлического бруска равен 600 см3 . Сколько это: 1) л; 2) м 3 ?
Вопрос 8.Объём воды в озере равен 40000 м 3 . Сколько это 1) л; 2) км 3 ?
Вопрос 9.Объём гранитной колонны равен 2.5 м 3 . Сколько это: 1) л; 2)
см 3 ?
Вопрос 10. Объём снеговика 0.5 м3 . Сколько это: 1) л; 2) см3 ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики в 8 классе школы глухих по теме «Измерение физических величин»
На уроке обобщаются и систематизируются знания учащихся об измерении величин в ходе составления обобщенного плана и использования его при решении задач. В процессе самоанализа и самооценки учебной раб...

Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Количество информации. Единицы измерения информации" для 8 класса
Предлагаю Вашему вниманию материалы к уроку по теме "Количество информации. Единицы измерения информацмм" для 8 класса. Это 2-ой из чеырех уроков раздела "Информация и информационные процессы" Образов...

Урок по физике для 7 класса Тема: Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.
Тема: Измерение физических величин. Точность и погрешность и измерений....

Презентация к уроку по физике на тему "Физические величины. Измерение физических величин".
Презентация по физике на тему "Физические величины, Измерение физических величин". Урок - новая тема для учащихся 7 класса. В начале урока для ребят предлагается небольшая самостоятельная работа на ус...

Систематизация знаний учащихся в СИ, перевод единиц измерения физических величин
Адаптируясь к новым требованиям образовательных стандартов, с точки зрения ФГОС, представленная деятельность формирует логические общеучебные УУД работы с системой единиц измерения по физике.....

Презентация по физике "Физические величины.Измерение физических величин" 7 класс
Презентация по физике "Физические величины.Измерение физических величин" 7 класс...

Перевод единиц измерений, сравнение величин, прикидка и оценка, соответствие между величинами и их значениями, запись чисел в стандартном виде.
Представлена презентация к уроку, проводимого в рамках повторения в конце года курса алгебры 9 класс, подготовка к выпускному экзамену.. Цель: обощение умений, связаннных с единицами измерений....