Программа внеурочной деятельности по теме ранней профилизации «Физика в профессии » ( для учащихся 8 классов)
рабочая программа по физике (8 класс)

Алыкова Людмила Вадимовна

Выбор темы «Физика в твоей будущей профессии» обусловлен возрастающим влиянием физической науки на темпы развития научно-технического прогресса. Тем, что  знания по физике становятся необходимыми в различных сферах деятельности, как технического, так и гуманитарного направлений. Актуальность данного курса определяется также важностью подготовки учащихся к ответственному выбору профиля обучения в старшей школе.

         Цель курса:  познакомить школьников с местом физики в различных сферах деятельности, с рядом профессий, где разносторонне используются и применяются физические законы и теории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                     

Рабочая программа

внеурочной деятельности по теме ранней профилизации

 «Физика в профессии »

( для учащихся 8А классов)

Пояснительная записка.

         Выбор темы «Физика в твоей будущей профессии» обусловлен возрастающим влиянием физической науки на темпы развития научно-технического прогресса. Тем, что  знания по физике становятся необходимыми в различных сферах деятельности, как технического, так и гуманитарного направлений. Актуальность данного курса определяется также важностью подготовки учащихся к ответственному выбору профиля обучения в старшей школе.

         Цель курса:  познакомить школьников с местом физики в различных сферах деятельности, с рядом профессий, где разносторонне используются и применяются физические законы и теории.

       Задачи курса:

  • формирование представлений о широком применении физических  законов не только в технике и технологии, но и  других сферах деятельности;
  • показ необходимости широкого спектра знаний, значение интеграционных связей для эффективного труда в современных условиях;
  • развитие мышления и творческих способностей,  познавательного интереса к физике, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии;
  • развитие обобщенных умений школьников, способностей к самообразованию и саморазвитию;
  • формирование информационной культуры. Развитие умений собирать, анализировать, обобщать и оценивать информацию; передавать структурированную информацию другим людям.

         При отборе содержания данного курса учитывались вышеназванные задачи. Курс состоит из трех частей. В теме №1 «Мне физика нужна!» рассматриваются сферы деятельности, где необходимость знаний по физике не вызывает сомнений. Далее в теме №2 «Мне физика нужна?!»   идет знакомство с профессиями, казалось бы, далекими от физики, но где широко используются физические приборы и устройства. В теме №3 «Мне физика не нужна?!» раскрывается применение физических приборов и методов исследования в гуманитарных и творческих специальностях. Таким образом, в курсе демонстрируется использование физических знаний в самых разнообразных направлениях. Содержание курса «Физика в твоей будущей профессии» дает широкие возможности для проведения экскурсий. В зависимости от условий  можно посетить не только промышленные предприятия, но и физиоотделение поликлиники, любую строительную площадку и т.д. Целесообразно побывать в учебных заведениях, готовящих специалистов для различных отраслей хозяйства. Экскурсии позволят подкрепить полученные теоретические знания, обеспечат оптимальные условия формирования внутренней мотивации учащихся к обучению, осознанного выбора будущей профессии. Программа предполагает высокую вариативность, выражающуюся в возможности выбора конкретных тем для изучения, уровня сложности, различных форм сбора и представления   интересующей информации.

      Ведущими формами занятий могут быть семинары, конференции, тренинги, различные деловые игры, экскурсии. Большинство видов деятельности (подготовка рефератов, докладов, сообщений, презентаций) выполняют сами учащиеся на занятиях и во внеурочное время. Предлагается предварительная опережающая  индивидуально-групповая деятельность учащихся, на основе которой и выстраиваются занятия.

       Данный курс предназначен для учащихся 8   класса, программа рассчитана на 35 часов. При подготовке и проведении занятий используется дополнительная литература, научно-популярные периодические издания, ресурсы Интернета, различные наглядные пособия и модели, демонстрационное и лабораторное оборудование кабинета физики, фото и видеоматериалы.

             Основная деятельность учителя заключается в общем руководстве учебным процессом: он дает основополагающие знания, совместно с учащимися определяет план действий, направляет и корректирует деятельность школьников.

           Предусматривается использование разнообразных методов контроля: составление конспектов, проведение тестов, подготовка докладов и рефератов, разработка различных проектов, презентаций, отчетов о проделанной работе.

Методическая часть.

В результате изучения  курса  учащиеся более осознанно смогут выбрать профиль обучения. Помимо этого школьники должны

Знать:

  • Место и значение физики в современном обществе.
  • Общность законов физики, применяемых к явлениям живой и неживой природы.
  • Использование физических  законов и теорий в различных профессиях.
  • Использование методов физических исследований в различных сферах деятельности.

Уметь:

  • Объяснять взаимосвязь между основными принципами различных отраслей деятельности и физической теорией.
  • Собирать информацию о производственном процессе, применяемом методе исследования.
  • Анализировать, структурировать и оценивать собранную информацию на базе имеющихся физических знаний.
  • Передавать обработанную информацию другим людям, участвовать в дискуссиях и обсуждениях.
  • Применять полученные знания и умения при проведении экспериментов и решении расчетных задач.

Рекомендуется:

  • Основной акцент сделать на изучение основных принципов, общих закономерностей. Содержательный материал должен быть доступным, понятным и адаптированным к уровню  подготовки учащихся. Излишняя детализация и перегрузка содержания учебного материала не целесообразна.
  •  Желательно использовать ресурсы Интернета, аудио- и видео средства для многостороннего, наглядного освещения тем курса.
  • Задания школьникам давать дифференцированно с учетом их учебных возможностей, интересов и проектируемой специальности.
  • Использовать в работе современные образовательные технологии: формирования информационной культуры; технологию развития мотивации и развивающего обучения.
  •  Активно использовать метод учебных проектов и междисциплинарные интеграционные связи.

Вид деятельности

Уровни и критерии

Объяснение методов исследований, основанных на законах физики.

Умение объяснять физические основы методов исследования, используемых в различных сферах деятельности.

Объяснение работы технических устройств.

Умение объяснять принципы работы приборов и технологий, основанных на законах физики.

Выполнение схем, графиков, расчетных задач.

Умение представлять информацию в виде схем, графиков, делать необходимые расчеты на основе законов физики.

Выполнение исследований с использованием физ. приборов и программных  средств.

Умение формулировать гипотезу и цель исследования, планировать эксперимент, оценивать полученные результаты, делать выводы.

Демонстрация опытов.

Умение формулировать цель демонстрации, подобрать приборы, выделить демонстрируемое явление, объяснить результат.

Поиск и отбор информации

Привлечение различных источников информации, соответствие отобранной информации теме.

Конспектирование информации и подготовка рефератов.

Умение выделить главное в отобранной информации и изложить в письменном виде.

Подготовка сообщений и докладов, презентаций.

Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, подбирать и представлять иллюстративный материал.

Выступление с сообщениями, докладами и презентациями.

Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, четко и кратко излагать мысли, иллюстрировать рисунками, схемами, делать компьютерную презентацию.

Участие в дискуссиях.

Умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Содержание программы.

Тема

№п/п

Форма занятия

Дата проведения

Введение.  (1 ч)

  Постановка целей и задач курса. Планирование заданий. Место физики в современном обществе

1

Игра 100 к 1                     « Физика в моей жизни»

Тема № 1 «Мне физика нужна!». (12 ч)

   Промышленность. Представления о современных методах обработки материалов (электроискровой и электродуговой).  Применение лазера в промышленности. Использование различных автоматов, манипуляторов. Представление о дистанционных измерениях, различных датчиков.

   Сельское хозяйство. Представление об использовании физики в животноводстве, птицеводстве (инкубаторы, фотореле, электропоилки, терморегуляторы). Растениеводство (очистка зерна, радиоселекция, различные виды вспашки).

   Транспорт. Различные виды двигателей и их использование. Пути повышения КПД двигателя. Устройство и принцип работы спидометра, счетчика пройденного пути, коробки передач. Значение качества покрытия дорог.

   Энергетика. Получение электроэнергии (генераторы переменного тока), ее передача и пользование. Роль трансформаторов.

   Строительство и архитектура. Необходимость знаний о равновесии, правиле моментов, устойчивости. Значение фундамента. Исследование законов статики в старинных постройках и современных зданиях. Физика арок и куполов. Действие сил на  опоры различных типов мостов. Действие подъемного крана (устойчивость, равнодействие всех сил, грузоподъемность).

   Экскурсия. Практическое применение законов физики на выбранном объекте (промышленные предприятия, строительная площадка, автомастерская).

1

Выбор темы проекта по теме                          «Мне нужна физика!»

2

Сбор и обработка информации. Индивидуальная консультация учителя.

3

Сбор и обработка информации

Индивидуальная консультация учителя.

4

Оформление проекта. Индивидуальная консультация учителя, работа по теме проекта в библиотеке Лицея

5

Оформление проекта. Индивидуальная консультация учителя, работа по теме проекта кабинете физике с предоставлением оборудования.

6

Оформление проекта. Индивидуальная консультация учителя, работа по теме проекта кабинете физике с предоставлением оборудования.

7

Презентация проекта

8

Презентация  лучшего проекта

перед учащимися начальной школы

9

Экскурсия

10

Экскурсия

11

Презентация  лучшего проекта

перед учащимися начальной школы

12

Подведение итогов работы. Выбор проекта для выступления на НПК.

   Тема №2 «Мне физика нужна?!». (10 ч)

   Медицина. Физические основы устройства простейших мединструментов (шприца , пипетки, стерилизатора, термометра, электрогрелки, банки).  Использование физических знаний при диагностике и лечении (кардиограммы, рентгеновские снимки, счетчик Гейгера, лазер, плазменный скальпель, импульсивный ток).

   Радио- и телесвязь. Особенности распространения радиоволн различного диапазона, их использование. Перспективы развития связи. Устройство и принцип работы динамика и микрофона.

   Пищевая промышленность. Физика в профессии кулинара и кондитера (печи, УВЧ печи, тостеры, электрочайники, кофейники). Электростатический метод копчения, быстрая заморозка. Стерилизация и хранение продуктов.

   Экскурсия. Практические применения законов физики на   выбранном объекте (медучреждения, АТС, предприятия пищевой промышленности).

1

Выбор темы проекта по теме                          «Мне нужна физика?!»

2

Сбор и обработка информации. Индивидуальная консультация учителя.

3

Сбор и обработка информации

Индивидуальная консультация учителя.

4

Оформление проекта. Индивидуальная консультация учителя, работа по теме проекта в библиотеке Лицея

5

Оформление проекта. Индивидуальная консультация учителя, работа по теме проекта кабинете физике с предоставлением оборудования.

6

Презентация проекта

7

Презентация  лучшего проекта

перед учащимися начальной школы

8

Экскурсия

9

Экскурсия

10

Подведение итогов работы. Выбор проекта для выступления на НПК.

Тема №3 «Мне физика не нужна?!».  (10ч)

             

   Криминалистика и история. Компьютерные базы данных. Активационный анализ. Спектральный анализ. Инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Фотоэлектронография. Люминесцентный анализ. Металлоискатели.

   Спорт. Спортивный инвентарь. Физика упражнений и движений. Техника метания диска, прыжка с шестом. Автотренажеры. Автоматические секундомеры. Световое оружие.

   Театр и кино. Механические и электрические приспособлении в оформлении спектаклей. Роль световых эффектов. Светомузыка. Эффект движения в кино. Звуковое кино.

1

Выбор темы проекта по теме                          «Мне нужна физика?!»

2

Сбор и обработка информации. Индивидуальная консультация учителя.

3

Сбор и обработка информации

Индивидуальная консультация учителя.

4

Оформление проекта. Индивидуальная консультация учителя, работа по теме проекта в библиотеке Лицея

5

Оформление проекта. Индивидуальная консультация учителя, работа по теме проекта кабинете физике с предоставлением оборудования.

6

Презентация проекта

7

Презентация  лучшего проекта

перед учащимися начальной школы

8

Экскурсия

9

Экскурсия

10

Выступление на НПК « Кладезь знаний» и муниципальной конференции             « Физика вокруг нас»

 Обобщение и систематизация ЗУН.  (2 ч)

  Подведение итогов курса.

Внеклассное мероприятие  форме квеста.

Список литературы:

  1. Глазунов А.Ю. Техника в курсе физики средней школы. – М.; Просвещение, 1977
  2. Ланина И.Я. Не уроком единым. Развитие интереса к физике.- М.; Просвещение, 1991
  3. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике.- М.; Просвещение, 1977
  4. Хилькевич С.С. Физика вокруг нас. - М.; Наука, 1999
  5. Внеурочная работа по физике./Под ред. О.Ф. Кабардина – М.; Просвещение, 1983
  6. Энциклопедический словарь юного физика./Под ред. В.Ю. Кирьянова – М.; Педагогика, 1984
  7. Энциклопедический словарь юного техника./Под ред. В. Ю. Кирьянова – М.; Педагогика, 1987
  8. Энциклопедия для детей. Физика./Под ред. М. Аксеновой – М.; Аванта +, 1999
  9. Полынин И.А. Информация о профессиях и производстве при изучении физики // Физика в школе.-1991.-№1
  10. Гудкова Л.В. Деловая игра «Физика в выбранном мною деле» // Физика в школе.-1992.-№3-4
  11. Алешкевич В.А., Пурышева Н.С. Программа элективного курса «Оптика» // Программы элективных курсов. Физика.- М.; Дрофа, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Задачи для подготовки к олимпиадам по математике для учащихся 6 классов"

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение...

Программа внеурочной деятельности по истории «Путешествие в далекое и близкое» для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Программа внеурочной деятельности по теме "Чудеса химии в повседневной жизни человека" 9 класс

Программа включает в себя несколько разделов личностные, метопредметные и предметные результаты освоения курса; учебно-тематический план; календарно тематическое планирование; требования к усвоению уч...

2020 Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по физике» - 11 класс

Наиболее важным видом деятельности с точки зрения успешного продолжения образования в вузе является решение задач. Для ЕГЭ по физике значимым является и диапазон от 61 до 100 тестовых баллов, который ...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Мир физики» 10-11 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир физики» реализует основную образовательную программу среднего образования .В программе предусмотрены возможности для раз...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Озадаченная физика» 7-9 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)

Реализация программы внеурочной деятельности «Озадаченная физика» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, сам...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Решение разноуровневых задач по физике" для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение разноуровневых задач по физике» согласована с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) об...