Урок-практикум по физике для 7 класса: Измерение физических величин.
план-конспект урока по физике (7 класс)

Калюк Елена Борисовна

В конспекте урока дается описание приборов. Показано, какие величины можно измерить различными приборами. Даны практические задания для учащихся по измерению величин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fizike_dlya_7_klassa_izmerenie_velichin.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат Костромской области для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата»

Методическая разработка урока - практикума                                                     по физике для учащихся 7«А» класса по теме:

«Физические величины и их измерение»

                                                     Выполнила :  учитель физики  Калюк  Е.Б.

        

г. Кострома      

Урок – практикум  «Физические  величины  и  их  измерение».

Цели  урока : повторить  понятие «физическая  величина» ; закрепить  навыки  измерения  физических  величин  при  помощи  измерительных  приборов ; выработать  практические  навыки  пользования  измерительными  приборами ; расширять  кругозор  учащихся ; развивать  самостоятельность,  любознательность;  интерес  к  предмету.

Оформление : плакаты ( физические  приборы ) ; названия  приборов  и физических  величин.

Оборудование : линейка (рулетка, метр);  мензурка (измерительный  цилиндр); рычажные  весы;  секундомер;  термометры (уличный, комнатный, медицинский).

Подготовка  к уроку : повторить п.4 учебника  7 класса (определение  цены  деления  прибора) ; выписать  основные  единицы  физических  величин.

Ход  урока :

1. Физические  величины.

С давних  пор  люди  сталкивались  с  необходимостью определять  расстояния, длины  предметов, время, площади, объёмы и т.д. Значение  измерений  возрастало  по  мере  развития  общества и, в частности, по мере  развития  науки.

В быту, технике, при  изучении  различных  физических  явлений  часто  приходится  выполнять  различные  измерения.

Измеряют  все : медики  определяют  температуру  тела, объём  лёгких, рост, пульс  пациентов ; продавцы  взвешивают  продукты, отмеряют  метры  тканей ; учителя  физкультуры  не  расстаются  с  рулеткой  и  секундомером, определяя  выдающиеся  спортивные  достижения  школьников…  Все  жители  планеты  измеряют, прикидывают, оценивают, сверяют, замеряют и считают, считают, считают…

Высота, масса, время, скорость и т.д. являются  физическими  величинами. Физической  величиной  называют  характеристику  тел  или  явлений, которую  можно  выразить  количественно в  процессе  измерения  или  вычисления.

Физическую  величину  можно  измерить – значит  сравнить  её  с  однородной  величиной  принятой  за  единицу. Чтобы  измерить  физическую  величину, нужно  предварительно  договориться  о  единице  данной  величины, способе  измерения  и  средстве измерения    (приборе).  Вот  и  мы  с  вами  сегодня  будем  измерять  различные  величины.

2. Единицы  измерения.

Для  каждой  физической  величины  приняты  свои  единицы.

Самыми  древними  единицами  были  субъективные  единицы. Так, например, моряки  измеряли  путь  трубками, т.е. расстоянием, которое  проходит  судно  за  время, пока  моряк  выкурит  трубку. В Испании  похожей  единицей  была  сигара, в Японии – лошадиный  башмак, т.е. путь, который  проходила  лошадь, пока  не  износится  привязанная  к её копытам  соломенная  подошва, заменявшая  подкову.

У многих  народов  для  определения  расстояния  использовалась  единица  длины стрела – дальность  полёта  стрелы. Наше  выражение : «не  подпускать  на ружейный (пушечный) выстрел» напоминает  об  этой  единице  длины.

В странах  Западной  Европы  издавна  применяли  в  качестве  единиц  длины дюйм (2,54 см) – длина сустава  большого  пальца и  фут ( 30 см) – средняя длина  ступни  человека.

С развитием  торговых  связей  между  народами  в  каждой  стране  наряду  с  ранее  применявшимися  мерами  стали  употреблять  меры  чужих  стран. Таким  образом, росло  число  единиц  для  измерения  одной  и  той  же  величины. Большое  число  различных мер, неудобные  для  расчётов  соотношения  между  единицами  создали  много  затруднений. Назрела  необходимость  выбрать  основные  единицы  и  упорядочить  всю  систему  мер.

В качестве  основных  единиц  были  выбраны  следующие :

метр – единица длины,

килограмм – единица  массы,

секунда – единица  времени,

кельвин – единица  температуры,

ампер – единица  силы  тока   и другие.

3. Измерительные  приборы.

Для  измерения  физических  величин  применяют  измерительные  приборы. Самыми  простыми  измерительными  приборами  являются  рулетка ( метр), измерительный  цилиндр ( мензурка). Более сложными  являются  термометр, секундомер и другие ( показать  приборы).

Любой  измерительный  прибор  имеет  шкалу.  На  шкалу  нанесены  метки, каждая  из  которых  соответствует  определённому  численному  значению  измеряемой  величины. По шкале  можно  определить  две  важные  характеристики  прибора : предел  измерения ( цифра  у  последнего  деления) и цену  деления ( численное  значение  измеряемой  величины, которое  соответствует  одному ( самому  маленькому)  делению  шкалы).  Перед  проведением  измерений  нужно  определить  цену  деления  прибора,  для  этого  необходимо  взять  два  ближайших  деления  с  числовым  обозначением, из  большего  вычесть  меньшее  и  разделить  на  число  делений  между  ними.

4. Измерение  физических  величин.  (практическая  часть)

1.Измерение  длины.

За единицу  длины  принят  метр ( от  греч. metron – мера). Какими  приборами  можно  измерить  длину? ( линейка, метр, рулетка, измерительная лента, штангенциркуль).

Задание : определите  длину  и  ширину  парты,  длину  карандаша. Запишите  результаты.

2. Измерение  площади.

Площадь – это  количественная  характеристика  размеров  поверхности.

За  единицу  измерения  площади  принят  квадратный  метр ( м2 ).  1 м2  - это площадь  плоского  квадрата  со  стороной, равной  1 м.

Задание : определите  площадь  парты , площадь  фигуры. Запишите.

3. Измерение  объёма.

Место, которое  тело  занимает  в  пространстве, называют  его  объёмом. Иначе, объём – это часть  пространства, ограниченная  замкнутой  поверхностью.

За  единицу объёма  принят  кубический метр ( м3 ).  1 м3  - это  объём  куба с  ребром, равным 1 м.

Задание : определите  объём  банки, объём  комнаты ( V = a ∙ b ∙ c ), объём  груза ( с помощью мензурки). Запишите  результаты  вычислений.

4. Измерение  массы  тела.

Массой  обладают  все  тела : твёрдые, жидкие, газообразные, большие  по  размерам ( звёзды) и маленькие (песчинки). И лично вы обладаете некоторой  массой и, наверное, знаете её  значение. За единицу  массы  принят  килограмм ( кг). 

Для  измерения  массы  применяют  прибор, который  вам  хорошо  известен.

Две  сестры  качались,

Правды  добивались.

А когда  добились,

То остановились. (Весы)

К весам  прилагается  комплект  гирь, называемый  разновесом.

Задание :  определите  массу  любого  предмета ( резинки, карандаша, тетради). Запишите результаты  измерений.

5. Измерение  времени.

О времени  физики  знают  сегодня  немногим  больше, чем  все  мы  и  каждый  из  нас.  Издревле  время  уподобляли  потоку, текущему  равномерно и  неумолимо  неизвестно  откуда, неведомо  куда ; его  нельзя  ни  ускорить, ни  замедлить, ни  повернуть  вспять… Величественный  и  впечатляющий  образ, но …  только  образ, подобный  мифологическому  всепожирающему  Хроносу – могущественному  из богов.

Уничтожает  всё  кругом : цветы, зверей, высокий дом, -

Сжуёт железо, сталь  сожрёт и скалы  в  порошок  сотрёт.

Мощь  городов, власть королей  его  могущества  слабей.

В каких  единицах измеряют  время? ( секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век).

Время  измеряют  с  помощью  часов  или  секундомера.

Задание : с  помощью  секундомера  все  вместе  выполняют  хронометраж  работы  сердца.  Ученики  находят  у  себя  пульс  и  подсчитывают  число  ударов  за  10  секунд, умножают  на  6 – получают   количество  ударов  сердца  в  минуту.  После  нескольких  прыжков  снова  подсчитывают  число  ударов  сердца  в  минуту – оно  стало  больше. Результаты  запишите.

6. Измерение  температуры.

Есть  ещё  одна  важная  физическая  величина – температура, которая  измеряется  термометром.  Термометры  бывают  самые  разные : медицинский, уличный, комнатный, водяной.

Я под  мышкой  посижу  и  что  делать  укажу :

Или  разрешу  гулять, или  уложу  в  кровать. (Термометр)

Задание : определите температуру воздуха  в  классе, температуру тела.  Запишите  результаты.

5. Заключение.

Так  зачем  же нужно  научиться  измерять  физические  величины? Для  получения  информации  об  окружающем  нас  мире  недостаточно  одних  только  наблюдений. Чтобы  проникнуть  в  суть  вещей  необходимы  опыты (эксперименты), во  время  которых  проводятся  измерения физических  величин  с  помощью  специальных приборов. Физика  изучает  мир, в котором  мы  живём; явления, происходящие  в  нём; открывает  законы, которым  подчиняются  эти  явления, и как  они  взаимосвязаны. Установив  фундаментальные  законы  природы, человек  использует  их  в  процессе  своей  жизнедеятельности – механике, строительстве, энергетике, военном  деле, даже в цирке и других  областях. Поэтому и вы  должны  уметь  измерять  различные  физические  величины.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по физике в 9 классе "Измерение физических величин".

Представляю рабочую программу элективного курса по физике  в 9 классе "Измерение физических величин". Основная цель которого - профессиональное самоопределение обучающихся.  Моим девятикласс...

Презентация по физике "Физические величины.Измерение физических величин" 7 класс

Презентация по физике "Физические величины.Измерение физических величин" 7 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике для 8 класса "Измерения физических величин"

Физика - наука экспериментальная. Развитие навыков проведения опытов....

Презентация к уроку физики для 7 класса «Измерение физических величин»

Для проверки ранее изученного материала (Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты) учащимся предлагается тест, состоящий из 5 вопросов с вариантами ответов и одним заданием с развёрнутым ответ...

flipchart к уроку по физике "Физические величины. Измерение физических величин" в программе ActivInspire 7 класс

Флипчарт можно использовать самостоятельно или как набор ресурсов...