Сценарий урока "Диффузия"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Бурлакова Ольга Геннадьевна

Разработка урока физики по теме "Диффузии". 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_diffuziya_v_tverdyh_telah_zhidkosti_i_gazah.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Диффузия»

Урок рассчитан на 7 класс, работающий по учебнику А.В. Перышкина, проводится с использованием информационно-коммуникативных технологий, показана дифференцированная работа с учащимися.

Цели урока:

  1. Ввести понятие  явление диффузия.
  2. Определить причины  возникновения диффузии.
  3. Выяснить от чего зависит процесс протекания диффузии?
  4. Показать  значение диффузии.

  1. Развивать логическое мышление, умение анализировать и обобщать изучаемый материал.

     6.

Воспитывать умение работать организованно, внимательно; продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика».

    Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, духи, раствор марганца, колба с водой, мензурки.

   Программное обеспечение: Power Point. Открытая физика 1.1.

    Раздаточный материал:

  1. Карточки – задания для  мотивированных учащихся;
  2. Карточки - задания  для слабых учеников.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Подведение итогов изучения нового материала.
  5. Вывод.
  6. Подведение итогов урока.

Содержание урока.

Учитель: Добрый день! На прошлом уроке мы с вами познакомились с частицами, которые составляют вещество – это молекулы и атомы. (Ученики дают определения «молекулы» и «атомы»).

Учитель(незаметно для учеников разбрызгивает духи): Ой, извините, я случайно пролила духи, сейчас я их быстро закрою, чтобы все не пролились. Что? Вы чувствуете запах?  Ах! Да! (Показывается слайд №1 - эпиграф)

                                                                                  Прекрасная дама нюхала розы,

  Но расчихалась- закапали слезы!

                                                                                Неужто из-за … ДИФФУЗИИ 

                                                                         Такие бывают конфузии?

    Итак,  тема сегодняшнего урока «ДИФФУЗИЯ».

Сегодня Вы можете почувствовать себя великим Римским полководцем – Юлием Цезарем! Вам придется одновременно слушать объяснение нового материала, выполнять задание, которое вам выдано заранее (дифференцированные карточки - задания), наблюдать проводимые эксперименты и делать выводы.

(Слайд №2: цели урока для учащихся )

Учитель: Ой, и пахнет у нас в классе! Распространение запахов происходит из-за того, что молекулы движутся. Молекулы духов на своем пути сталкиваются с молекулами газов, которые входят в состав воздуха, они постоянно меняют направление движения, и беспорядочно перемещаясь, разлетаются по комнате.

Проделаем опыт: РАСТВОРЕНИЕ МАРГАНЦА В холодной и горячей ВОДЕ.

Вывод :

Учитель: Задает вопросы: 1. Что такое ДИФФУЗИЯ?

  1. Какова причина возникновения диффузии?
  2. А в каких веществах мы наблюдаем диффузию?

А возможна ли диффузия в твердом теле?  (показывается фрагмент «Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах»).

Учитель: Английский металлург Вильям Робертс-Аустин измерил диффузию золота в свинце. Он наплавил тонкий диск золота на свинцовый цилиндр. Поместил этот цилиндр в печь, в которой температура равна 200 0С и держал в печи 10 дней. Затем разрезал цилиндр на тонкие диски и измерил массу золота, которое проникло в каждый срез свинца.

        Робертс-Аустин также заметил, что свинец и золото проникли друг в друга, когда они плотно прилегали друг к другу. (Также можно перемешивать жидкие и твердые тела!).

От чего зависит диффузия в жидкости, газе и в твердом теле?

        Ученики отвечают.

В каком веществе диффузия протекает быстрее?

        Ученики отвечают.

А от какого еще фактора зависит диффузия? (от температуры)

Учитель: Процесс диффузии ускоряется с повышением температуры, это происходит потому, что увеличивается скорость движения молекул.

Решим задачу. (Слайд №3: Условие задачи)

  1. Какую гипотезу можно выдвинуть?
  2. Производим проверку.
  3. Делаем вывод.

Учитель:  Процессы диффузии имеют большое значение в природе:

  • Питание, дыхание животных и растений;
  • Проникновение кислорода из крови в ткани человека;
  • В следствии диффузии газов состав воздуха Земли однороден;
  • На сахарных заводах из сахарной свеклы получают сахар.

В технике:

  • Для придания железным и стальным деталям твердости их поверхности подвергают диффузному насыщению углеродом (цементация);
  • Природный горючий газ, которым мы пользуемся дома, не имеет не цвета ни запаха… При утечке заметить его невозможно, поэтому на распределительных станциях газ смешивают с особым веществом, обладающим резким, неприятным запахом, который легко ощущается человеком даже при малой концентрации. (Меры безопасности).

 Какие примеры диффузии вы можете привести?

(Ученики читают заполненные карточки-задания, учитель проверяет правильность выполнения работы.)

Учитель: Делаем вывод.(Слайд №4) Так без чего не может существовать диффузия? (По выделенным словам слайда ученики должны найти слово «ДВИЖЕНИЕ»).

Учитель:  Подведение итогов, оценки за урок.


Карточки – задания.

  1. Для слабых учеников:

Утверждение

Да

Нет

1.

Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом

2.

Молекулы воды такие же как молекулы льда

3.

Чем горячее тело, тем больше скорость молекул

4.

У холодного тела молекулы не  движутся

5.

Молекулы любого вещества могут перемешиваться

6.

Диффузия не имеет значения в жизни растений, только для жизни человека

7.

Молекулы кислорода проникают во все клетки организма человека

  1. Для мотивированных учащихся:

Ситуация

Зависит от температуры

Не зависит от температуры

1.

Лужи быстрее высыхают на солнце, чем в тени

2.

Белье быстрее сохнет на морозе

3.

На поверхности молока, налитого в сосуд, через некоторое время образуются сливки. Это жир, входящий в состав молока, собирается капельками и всплывает на поверхность. Сливки в холодильнике отстаиваются быстрее, чем в теплом помещении

4.

Запах березового веника в жаркой бане распространяется быстрее, чем в прохладной

5.

Огурцы лучше просаливаются в горячей воде, чем в холодной

6.

При использовании фена волосы высыхают тем быстрее, чем теплее воздух

7.

Грибы около плиты высыхают, а забытые в корзине гниют

Учитель физики I категории: Бурлакова Ольга Геннадьевна


Авторский листок:

Бурлакова Ольга Геннадьевна

16 декабря 1965 года

75 02 696913 выдан ОВД г. Верхний Уфалей  Челябинской области 12.08.2002 г

456800 Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул.Бабикова дом 24

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательное школа № 6»  учитель физики.

Страховой номер: №  026-021-361-94

ИНН: 740201190910

Телефон: 8-35164-2-31-53


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий последнего звонка "Сценарий многосерийного фильма"

интересный тематический сценарий последнего звонка....

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

разработка сценария "исторический КВН".Сценарий игры "исторический аукцион"

Сценарии "исторический КВН2и игра "исторический аукцион" способствуют к самореализации ученика, воспитание настойчивости, выдержки, способности принимать решения, т е все то, что необходимо для успеха...

Сценарий спектакля на английском языке "The magic gift". Сценарий спектакля "Волшебный дар"

Сценарий подходит для проведения предметных  недель на тему Хеллоуин, Рождество, День Святого Валентина.Мы поставили спектакль силами учащихся 7, 2, 3 классов. Выступили перед начальной школой на...

Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)

Сценарий праздника русского языка   «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...

Сценарий праздничного концерта, посвященного международному женскому дню 8 марта «Песни весны в кругу семьи» методическая разработка мероприятия (сценарий).

Данная методическая разработка является сценарием праздничного концерта, посвящённого международному женскому дню 8 марта. В разработке представлен полный сценарий со стихами, авторами и названиями пе...