Стратегии смыслового чтения учебного текста по физике
статья по физике (7, 8 класс)

Патрина Елена Геннадьевна

Правомерно ли  применение герменевтических методов ( т.е  в переводе с греческого толкование , объяснение , изложение), возникших в гуманитарной стихии осмысления текстов     для анализа  текстов естественнонаучных , посредством которых мы понимаем природу.Тема: Использование стратегий смыслового чтения учебного текста для развития самостоятельной творчески-познавательной деятельности на уроках физики.Возможен только один утвердительный ответ- да. , поскольку Искусство интерпретации текстов в знаково- символические системы различного назначения и происхождения в физике имеют особую роль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл стратегия 29.55 КБ

Предварительный просмотр:

  Стратегии смыслового чтения учебного текста по физике

Правомерно ли  применение герменевтических методов ( т.е  в переводе с греческого толкование , объяснение , изложение), возникших в гуманитарной стихии осмысления текстов     для анализа  текстов естественнонаучных , посредством которых мы понимаем природу.

Тема: Использование стратегий смыслового чтения учебного текста для развития самостоятельной творчески-познавательной деятельности на уроках физики. 

Возможен только один утвердительный ответ- да. , поскольку Искусство интерпретации текстов в знаково- символические системы различного назначения и происхождения в физике имеют особую роль.

Восприятие и осмысление текста –

Это « Движение читателя  от текста  «Текста в себе» ( текст как поле знаков) , к « Тексту для себя») (текст как поле значений),

далее «Смыслу для себя» и, наконец, к « Тексту для других»( Я понял текст, могу объяснить Другому )

Основной принцип герменевтики: « Я понимаю , если Я могу объяснить другому, и Я могу объяснить , если я понимаю»

Форма , в которой может быть представлен  результат понимания учебного текста может быть создание слайда для презентации учебного текста.

Под результатом понимается выявление ,усвоение  и создание смыслов при интерпретации текстов различного типа.

По типу представления  учебную  информации  можно разделить:

  1. Текстовые
  2. Иллюстративные
  3. Иллюстративно-текстовые

Примеры из курса физики  

Эффективное чтение  предполагает систематизацию, сопоставление, анализ, обобщение , интерпретацию и понимание  информации , содержащейся в учебных текстах  различного рода и происхождения.

Результат такой  текстовой  деятельности может быть представлен  в наглядно-символической форме в виде самостоятельно созданной или сознательно дополненной таблицы

Использование и составление таблиц на уроках физики позволяет учащимся сопоставлять теории, явления, выявлять особенности приборов, проводить сравнения. А таблицы, как условно-графическая наглядность являются одним из важных факторов восприятия и закрепления учебного материала.

         В таблицах может содержаться разнообразный материал: факты, формулы, единицы измерения, графики, рисунки, схемы, иллюстрации. Количество объектов определяется задачами, которые ставит учитель при выполнении данной работы.

.Обратимся к некоторым из них

Обобщающая таблица как способ представления учебного материала в сжатой наглядно- символической форме целесообразно создавать в том случае, когда изучен крупный тематический блок информации.

 Примерами такого представления может быть

  1. Агрегатные состояния вещества
  2.  Виды теплопередачи
  3. Виды электромагнитного излучения и.т.д

Систематизирующая таблица  как вид работы с информацией, представляет собой объединение однородных по некоторым параметрам единиц в определенное иерархиезированное единство.

Выделены основные единицы как части целой системы и выявлены причинно-следственные связи

 На примере  описания гармонических колебаний, равномерного движения по окружности

  1.  Что называется  гармоническими колебаниями?
  2. Роль  гармонических колебаний  природе и технике
  3. Условие выполнения
  4.  Примеры   колебательных систем
  5. Виды представления гармонических колебаний . График колебаний
  6. Характеристики. Физические величины, характеризующие гармонические колебания
  7. Виды

Читатель задается вопросом, какое общее свойство действительности выражают  выражают три закона сохранения.:

 Закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения заряда

Какая физическая величина сохраняется . Выбираются основания  для систематизации

  • Словесная формулировка закона сохранения физической величины
  • Математическая запись  закона сохранения физической величины
  • При каких условиях сохраняется
  • Примеры проявления в природе и технике

Сравнительные таблица как приме преобразования учебной информации  эффективен , когда в мышлении читателя перекрываются некоторые важные аспекты рассматриваемого фрагмента

 Примером такого действия могут быть сравнительные таблицы

  • Закон Всемирного тяготения и Закон Кулона
  • Гармонические колебания и  свободные электормагнитные колебания
  • Механические волны и электромагнитные волны
  • Явление инерции и самоиндукции

 Необходимым условием успешной деятельности является  использование различных источников

Текс физической задачи –это знаково-символическая система, которой в процессе интерпретации  необходимо присвоить смысл . Текст задачи характеризует связность, развернутость, последовательность , законченность , глубинная перспектива. Тексты задач с различной степенью абстракции включают различные способы кодирования  информации. Рассмотрим на примере процесса измерения  коэффициента трения скольжения. и  измерения  жесткости тела

Наглядный  образ

 Символический образ

Символическая модель

 Графическая модель

 Математическая модель

 

Однако текст физической задачи мы можем найти   в литературных произведениях. Многие литературные произведения раскрывают сущность физических процессов и явлений, в художественной форме ставят перед читателем задачи, содержащие решения на основе законов физики.  

Примеры  физических задач в литературе

Начнем Басни Крылова , которые сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности.

 Басни , которую мы читаем в 4 классе , в ответ находим лишь 7 классе.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

 Продолжаем и приводим примеры физических явлений в   Поэзии

Иван Алексеевич Бунин пишет

  • Солнце уходит в далекие страны,  
  • В сумрак ночной, за леса и моря.  
  • В темных лесах засинели туманы,  
  • В море горит золотая заря.  
  • День угасает.
  • Дневные заботы  
  •  С тихой зарей забывает земля,  
  • Пахарь усталый вернулся с работы,  
  •  В теплой росе засыпают поля.    Суточное движение

О чем пишет поэт?

А вот что  пишет Александр Сергеевич Пушкин

  • Ревет ли зверь в лесу глухом,
  • Трубит ли роггремит ли гром,
  • Поет ли дева за холмом —
  • На всякий звук
  • Свой отклик в воздухе пустом
  • Родишь ты вдруг.
  • Ты внемлешь грохоту громов,
  • И гласу бури и валов,
  • И крику сельских пастухов —
  • И шлешь ответ;
  • Тебе ж нет отзыва... Таков
  • И ты, поэт!
  • О каком физическом явлении говорится в этих строках? Эхо

В стихотворениях М.  Ломоносова можно найти следующие строки:

Случились вместе два астронома в пиру

И спорили весьма  между собой в жару.

Один твердил: Земля, вертясь, круг Солнца ходит;

Другой – что Солнце все с собой планеты водит;

Один – Коперник был,

Другой - ….

  •  

С кем спорил Коперник? ( Птолемей) И о чем они спорили?

Ответ : Спорили они о строении мира.

М.В.Ломоносов желал  подтвердить своим произведением, что законы  Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно  следя за бытом, можно отыскивать доказательства  величавым научным открытиям.

 

Обратимся к  роману Джонатана. Свифта « Путешествия Гулливера»:

 «Остров был весь скалистый; однако мне посчастливилось найти много птичьих яиц, и, добыв кремнем огонь. Я развел костер из вереска и сухих водорослей, на котором испек яйца».

 Какие преобразования энергии происходят при добывании огня с помощью кремния?

В романе Георгий  Бовина «Дети Земли» упомянута легенда о неприятельскоим флоте, спаленном Архимедом:

  • Да, Архимед из древних Сиракуз. Однажды и Стиракузцам подошел неприятельский флот. Архимед велел всем женщинам взять зеркала и выйти на городские стены. По его команде они навели солнечные зайчики на мачту одного из кораблей. Корабль тут же запылал. Зайчики перескочили на второй, затем на третий корабль, и неприятельский флот превратился в костер. Какое явление описывается в данном эпизоде и каким образом появляется пламя на кораблях?

Фантастическая литература  и  наука объясняют одну и ту же — окружающую нас — реальность. Принципы объяснения у них разные, что естественно, поскольку фантастика все-таки литература. Но идеями и гипотезами они друг друга обогащают. Реальность-то у нас одна, пусть и бесконечно сложная…

Какие открытия, объясняющие структуру реальности, были сделаны писателями-фантастами?

Придёт время, когда наука опередит фантазию.    Жюль Верн

Фантаст Жюль Верн не ошибался .  Жюль Верн опередил время

 1863 году знаменитый французский писатель Жюль Верн опубликовал в «Журнале для образования и отдыха» первый роман из цикла «Необыкновенные путешествия» - «Пять недель на воздушном шаре».

Успех романа вдохновил писателя; он решил и впредь работать в этом «ключе». Его знаменитые произведения.

  • Путешествия к центру Земли» (1864)
  • «С Земли на Луну» (1865)
  • «20 000 лье под водой» (1869)
  • «Таинственный остров» (1874) и т.д.

Всего Жюль Верн написал около 70 романов. В них он

 предсказал многие научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе подводные лодки, акваланги, телевиденье и космические полеты. Жюль Верн предвидел практическое применение:

  • Электродвигателей
  • Электронагревательных приборов
  • Электрических ламп
  • Громкоговорителей
  • Передачи изображений на расстояние
  • Электрической защиты зданий

В книге Ж. Верна «В стране мехов» также можно найти  несколько интересных отрывков.

 «Во время сильных морозов снег так твердеет, что не оседает под  тяжестью человека. Ступать по нему можно смело, не боясь в любой момент провалиться. Когда снег  рыхлый, нога сразу же погружается в него по колено, и в это время индейцы всегда пользуются лыжами».  Этот отрывок комментирует изучение темы «Давление».

В фантастическом рассказе Ж. Верна о ядре, брошенном с Земли на Луну, рассказывается, что на участке пути, где притяжение Луны равно притяжению Земли, все предметы потеряли вес, всякий предмет, не падая, оставался в воздухе там, где был помещен.

Идея реактивного движения в пустоте, идея, впоследствии развитая в теориях К. Э. Циолковского. Неудивительно, что основоположник космонавтики не раз повторял:

«Стремление к космическим путешествиям заложено во мне Жюлем Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении».

Тема, связанная с полетом на Луну,  интересовала не только Жюль Верна.

В знаменитом романе   Герберта Уэллса, опубликованным в 1901 году «Первые люди на Луне" рассказывется  о путешествии к Луне, совершенном двумя землянами на космическом корабле, изготовленном из фантастического антигравитационного материала «кейворита».  Посмотрим, как  чувствовали себя герои данной повести. Вот эти любопытные страницы. Рассказ ведется от лица одного из жителей Земли, только что прибывших на Луну.

Отрывок : Стекло искажало его движения, но мне казалось, что это и в действительности был чересчур большой прыжок. Кевор сразу очутился от меня в расстоянии 6-10 метров. Стоя на скале, он делал мне какие-то знаки; невозможно, что он и кричал,- однако звуки не достигали меня. Но как он проделал такой прыжок?

 Кевор , нагнувшись, кричал мне визгливым голосом, чтобы я был осторожнее. Я и забыл, что на Луне сила тяжести в 6 раз слабее ,чем на Земле. Действительность сама мне напоминала об этом.

Мы с вами видим , что  представленые  задачи из наиболее популярных произведений литературы, дают возможность  понять читателю ( ребенку) на сколько все взаимосвязано, что  читая очередное литературное произведение можно открывать для себя все новые и новые физические  процессы и явления, не только следить за развитием сюжета, но и  вспомнить законы и формулы, изучаемые на уроках физики и попытаться применить их в тех или иных ситуациях, о которых рассказывает автор в своем произведении.

Новым поколениям суждено жить в динамично изменяющемся мире, требующем постоянного отслеживания новых тенденций, умения и желания учиться .Очевидно условием для включения в информационное пространство знаний, является прежде всего способность читать, анализировать и усваивать прочитанный текст. Такая способность обеспечивается особыми методологическими средствами , которые мы знаем и активно применяем в своей практике. Чего и вам желаю! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста

Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Стратегии смыслового чтения учебного текста

Представленный материал, опираясь на  концептуальные положения междисциплинарной  Программы "Основы смыслового чтения и понимания текста" Института системных проектов МГПУ, предста...