Организация исследовательской деятельности обучающихся в структурировании и систематизации краеведческого материала на уроках физики
материал по физике (9 класс)

Елена Львовна Дробкова

Выбор данной темы связан, прежде всего, с имеющимся ценнейшим краеведческим материалом, который касается истории зарождения и развития родного города  - Обнинска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обнинск34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности обучающихся в структурировании и систематизации краеведческого материала  на уроках физики

Е.Л. Дробкова, учитель физики МБОУ «СОШ №5»  г.  Обнинск

Выбор данной темы связан, прежде всего, с имеющимся ценнейшим краеведческим материалом, который касается истории зарождения и развития родного города  - Обнинска.

Первая задача – накопление и систематизация материала выполнена под руководством и покровительством единственного в своём роде обнинсковеда Л.Н. Сухова. Выполнение данной задачи привело к разработке цикла уроков: «Решаем физические задачи. Узнаём любимый город». Вернёмся к этому вопросу позже.

Следующая задача: передать имеющиеся знания подрастающему поколению. В соответствии с требованиями ФГОС (стандарта) одним из важнейших элементов в обучении является создание условий для активизации учебной деятельности школьников.

Но учебная деятельность будет активной только при наличии высокого уровня мотивации к данному виду деятельности школьников. Чтобы учиться с удовольствием, учащиеся должны понимать смысловую ценность учебной деятельности для себя. Именно поэтому предложенные задания имеют в своей основе предметы и явления, близкие обучающимся в повседневной жизни. 

Краеведческий материал обогащает содержание урока, делает его материал более убедительным, близким для каждого ученика. Знания о родном крае, полученные человеком в школьные годы, будут востребованы до конца жизни: они станут дополнительным мотивом при выборе профессии, места работы и жительства на родной земле. Помимо усиления уровня мотивации учебной деятельности включение в уроки материалов о родном крае имеет и другое значение:

- социализация личности ученика;

- повышение уровня духовно-нравственной культуры;

- воспитание патриотических чувств, любви к "малой родине" – это именно те личностные характеристики «портрета выпускника школы», которые заложены в требованиях ФГОС (стандарта).

Для реализации поставленной задачи – использовать краеведческий материал на уроках физики особенно подходят уроки построения системы знаний или, как их ещё называют, уроки общеметодологической направленности. «Уроки данного типа призваны во-первых, формировать у обучающихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, во–вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого–либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведённых для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода» [1].

Итак, нам удалось заинтересовать ребят в том, чтобы лучше узнать свой город.

Я предлагаю организовать работу в следующих блоках:

1 блок.

По этапам рождения, становления и развития города:

  1. Атомная электростанция
  2. Подводный флот
  3. Учреждения гидрометеорологии (институты просчёта аварийных ситуаций)
  4. Филиал  физико-химического института им. Карпова (влияние радиации на материалы)
  5. Лаборатория «Технология»
  6. ИМР
  7. Институт физики Земли
  8. ВНИИСХРАЭ
  9. НИКИМТ

10.Завод «Сигнал»

Данный блок рассчитан на старших школьников, которые более подготовлены к оценке логичности построения и развития институтов города. Данный блок может включать не только сообщение интересных и статистических данных учителем, но и экскурсии на предприятия города. На самостоятельные действия для старшеклассников может быть предложено создание фотоальбома, фотоотчёта по этапам развития институтов города.

        2 блок.

По знаковым местам, символам города:

  1. ВММ – 310
  2. Ракета МР-12
  3. Вечный огонь
  4. Памятник ликвидаторам аварий на АЭС
  5. Подводная лодка

Данный блок рассчитан на ребят 7-9 классов. Составлен банк заданий, которые рассчитаны на уровень подготовленности ребят и используют в формулировках проверенные статистические данные по объектам города. Список предлагается продолжить самим ребятам. По результатам изучения каждого следующего объекта ребятам можно предложить задания типа:

- по статистическим данным составь свою задачу;

- найди объект на карте города;

- сделай фотографии объекта;

- получи дополнительную информацию об объекте из различных источников.

Вашему вниманию и на обсуждение я хочу представить презентацию «Высотная метеорологическая мачта», которая является примером урока по окончанию изучения физики в 7 классе.

                                       Литература

- Научно-производственное объединение «Тайфун». Книга I. Зарождение и становление / авт.-сост. А.Д.Орлянский. — Обнинск: ГУ ВНИИГМИ-МЦД, 2010. — 280 с.

          ISBN 978-5-901579-22-0

- Первый наукоград России / авт. – Л.Сухов. – Обнинск, 2009. – 112 с.

        ISBN 5-94913-004-9

- Информационный портал Администрации города Обнинска // Город Обнинск // Символы десятилетий. …       admobninsk.ru›Город Обнинск›symbols

АЙК Обнинск: реальная и виртуальная жизнь Обнинска. iobninsk.ru›meteomachta/ Обнинск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс ««Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии через использование краеведческого материала».

Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся  по биологии через использование краеведческого материала....

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии

Презентация об организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время...

Организация исследовательской деятельности обучающихся в структурировании и систематизации краеведческого материала на уроках физики

Выбор данной темы связан, прежде всего, с имеющимся ценнейшим краеведческим материалом, который касается истории зарождения и развития родного города  - Обнинска....

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ

Опыт организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и астрономии....