Причины неуспеваемости обучающихся по физике и средства ее преодоления
методическая разработка по физике

Павлова Татьяна Александровна

Несомненно, одним из основных показателей, как отдельной школы, так и всего образования в целом является качество знаний обучающихся. Для контроля качества знаний обучающихся в последние годы проводятся диагностические и всероссийские проверочные работы. Они позволяют объективно оценить современную картину по отдельным предметам. Кроме того, данные работы направлены на выявление практического применения полученных учениками знаний.

Но, несмотря на все принимаемые меры, остается небольшая группа учеников, неуспевающих либо по отдельным предметам, либо сразу по нескольким предметам. Очень часто среди этих предметом можно встретить физику. Несомненно, физика не самая легкая наука для изучения, но это не повод получать по данному предмету неудовлетворительную оценку и опускать руки. При изучении физических законов учащемуся требуется иметь развитый математический аппарат. Поэтому дети, не успевающие по математике, автоматически испытывают большие трудности при изучении физики.

Каждый учитель стремится передать все свои знания и учения своим ученикам. Если ученик добивается значительных успехов, это не может не радовать учителя. При этом, неуспевающие, отстающие дети крайне огорчают как родителей и учителя, так и руководство образовательного учреждения. Ведь количество неуспевающих является одним из показателей эффективности образовательного процесса.

Кроме того, неуспеваемость как распространенное явление в школах нетерпимо с точки зрения психологической и педагогической. У неуспевающего ученика появляется чувство неполноценности по сравнению с преобладающим числом успевающих учеников, неверие в свои силы, иногда безразличие к учебным занятиям, а в отдельных случаях и неприязнь к школе.

Поэтому профилактика неуспеваемости учащихся является в настоящее время одной из самых насущных задач современной школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_13.11.2019.docx43.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

г.Ивантеевки Московской области

Доклад на тему:

«Причины неуспеваемости обучающихся по физике и средства ее преодоления»

Учитель физики

Павлова Т.А.

Ивантеевка, 2019г.

Оглавление:

Введение

  1. Неуспеваемость обучающихся и ее причины.
  2. Способы преодоления неуспеваемости обучающихся по физике.
  3. Список литературы

Введение

Несомненно, одним из основных показателей, как отдельной школы, так и всего образования в целом является качество знаний обучающихся. Для контроля качества знаний обучающихся в последние годы проводятся диагностические и всероссийские проверочные работы. Они позволяют объективно оценить современную картину по отдельным предметам. Кроме того, данные работы направлены на выявление практического применения полученных учениками знаний.

Но, несмотря на все принимаемые меры, остается небольшая группа учеников, неуспевающих либо по отдельным предметам, либо сразу по нескольким предметам. Очень часто среди этих предметом можно встретить физику. Несомненно, физика не самая легкая наука для изучения, но это не повод получать по данному предмету неудовлетворительную оценку и опускать руки. При изучении физических законов учащемуся требуется иметь развитый математический аппарат. Поэтому дети, не успевающие по математике, автоматически испытывают большие трудности при изучении физики.

Каждый учитель стремится передать все свои знания и учения своим ученикам. Если ученик добивается значительных успехов, это не может не радовать учителя. При этом, неуспевающие, отстающие дети крайне огорчают как родителей и учителя, так и руководство образовательного учреждения. Ведь количество неуспевающих является одним из показателей эффективности образовательного процесса.

Кроме того, неуспеваемость как распространенное явление в школах нетерпимо с точки зрения психологической и педагогической. У неуспевающего ученика появляется чувство неполноценности по сравнению с преобладающим числом успевающих учеников, неверие в свои силы, иногда безразличие к учебным занятиям, а в отдельных случаях и неприязнь к школе.

Поэтому профилактика неуспеваемости учащихся является в настоящее время одной из самых насущных задач современной школы.

  1. Неуспеваемость обучающихся и ее причины

Рассмотрим теоретическую основу понятия неуспеваемость. Под неуспеваемостью понимают  высокую степень отставания школьников в учении, при которой ученик за отведенное время не овладевает знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебными программами, на удовлетворительном уровне.

Отстающие ученики плохо воспринимают материал по предмету, не выполняют домашние задания, не имеют мотивации и интереса к приобретению новых знаний. Обычно такая ситуация наблюдается не по одному конкретному предмету, а по нескольким. При этом у ребенка теряется полностью интерес к учебе. Он не хочет ходить в школу. В конечном итоге такое отношение к учебе выражается в плохом поведении, как на уроках, так и дома.

Чаще всего в основе неуспеваемости находится пробел в изученном материале. Ведь все знания ученика в основе имеют некоторую базу. Если эти базовые знания отсутствуют, то дальнейшее изучение материала просто физически невозможно. Процесс обучения можно сравнить с процессом строительства многоэтажного здания. Если фундамент этого здания имеет пробелы, то невозможно выстроить крепкое строение. Оно, несомненно, будет рушиться. Именно такой процесс происходит с неуспевающими детьми. Они по какой-то причине не усвоили базовые знания. При этом процесс обучения не останавливается, и учитель продолжает объяснять новые темы, которые опираются на предыдущие. А ученик усвоить эти знания не может. У большей части учеников накапливается подготовленность учащихся – знания, умения, опыт творческой деятельности, а у некоторых из них накапливаются пробелы, недоработки, недостатки в знаниях, умениях, способности учиться. Если вовремя устранять отдельные отставания учеников по предмету, то можно предотвратить появление неуспевающих учеников.

Теперь рассмотрим подробнее причины  неуспеваемости. Их можно разделить на две большие группы: внешние и внутренние.

К числу внешних в первую очередь можно отнести  причины социально плана, а именно снижение ценности образования в обществе. В.С. Цетлин пишет: «Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий». Кроме того, внешней причиной неуспеваемости  является  несовершенство организации учебного процесса (сухость в изложении материала, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности, перегрузка и т.д.). Также очень большое значение здесь имеет семья ученика и ее отношение к процессу обучения.

Теперь рассмотрим внутренние причины неуспеваемости. К ним относятся:

  • дефекты здоровья школьников;
  • низкое развитие интеллекта;
  • отсутствие устойчивой положительной мотивации учения;
  • слабо развитая волевая сфера и др.

Кроме того,  существует мировая статистика по преобладанию неуспевающих в отдельных возрастных группах. Больше всего неуспевающих  в 5-6 и 9 классах. Медико-биологические и психологические исследования школьников позволили предположить, что на снижение школьной успеваемости в младшем подростковом и раннем юношеском возрасте сказываются специфические возрастные моменты. В частности, в этот период отмечается замедление темпов роста, качество интенсивности умственной деятельности, повышаются утомляемость и возбудимость нервной системы. Эти возрастные особенности школа может усиливать или нивелировать.

Именно поэтому учитель при подготовке и проведении занятий должен учитывать возрастные особенности учеников и  особенности их нервной системы.

  1. Способы преодоления неуспеваемости обучающихся по физике.

Несомненно, предупредить неуспеваемость учеников гораздо проще, чем в последующем  ее преодолевать. Именно поэтому необходимо уделять больше внимания беседе с учениками, проводить анализ самостоятельных, лабораторных и контрольных работ. Своевременно реагировать на снижение познавательной активности учеников.

После изучения ключевых тем по физике необходимо не только контролировать процесс усвоения материала при помощи дидактических материалов. Кроме этого можно использовать игру в качестве инструмента для закрепления материала. При этом повышается мотивация и интерес к процессу обучения.

Кроме того в качестве профилактики неуспеваемости  учеников по физике необходимо применять дифференцированный подход при подготовке самостоятельных и контрольных работ. Задания должны иметь разный уровень сложности и быть направлены на выявления пробелов в изученном материале для их дальнейшего устранения.

Если же предотвратить неуспеваемость на этапе отставания не удалось, то необходимо более детально разобраться с причинами этой неуспеваемости и выяснить основную.

Если речь идет о низком уровне знаний ученика и отсутствии у него базовых знаний, то здесь целесообразно разработать для данного ученика упрощенный вариант самостоятельных и контрольных работ. В это время необходимо повысить уровень базовых знаний, дать возможность ученику догнать своих одноклассников. При этом, часть учеников отказывается решать задачи вообще, говоря при этом «У меня не получится, я не умею». Здесь очень важно преодолеть психологический барьер.

Еще одной причиной неуспеваемости детей является заболевания или неблагоприятные бытовые условия. В данном случае работа учителя по устранению неуспеваемости должна быть тесно связана с психолого-педагогическим сопровождением ребенка и непосредственным взаимодействием с родителями. При этом также необходимо применить индивидуальный подход к ученику, учитывая его индивидуальные особенности.

Кроме всего перечисленного снижение мотивации к обучению также негативно влияет на успеваемость учеников. Повысить мотивацию можно при помощи применения современных средств обучения. В настоящее время возможно применение интерактивных моделей и лабораторных работ. Это позволяет повысить интерес к изучаемому предмету.

Для преодоления неуспеваемости учитель должен применять целый ряд средств, которые можно разделить на:

а) общедидактические средства;

б) частнометодические средства;

в) воспитательные средства;

г) организационно-педагогические мероприятия.

К общедидактические средствам относятся рациональная организация учебной работы, построение правильного соотношения составных частей каждого урока в зависимости от его цели , ясность и четкость изложения материала, наглядность, связь изучаемого материала с жизнью, с практикой, активизация  внимания ученика в процессе обучения, рационализация форм и методических приемов текущего и итогового учета знаний учащихся, изучения затруднений и пробелов в знаниях в целях своевременного их устранения.

При этом важно применять индивидуальный подход,  как при контроле знаний учеников, так и при подготовке домашнего задания. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников, состояние их здоровья, пробелы в изученном материале  и давать возможность догнать своих одноклассников по предмету.

Частнометодические средства: учет особенностей преподавания учителем и усвоения учащимися данного учебного предмета; предусмотрение и преодоление специфических трудностей в усвоении учащимися тех или иных разделов и тем по программе данного предмета; правильное сочетание и взаимная связь теоретических и практических занятий в процессе обучения.

В частности, в седьмых класса, в самом начале изучение курса физики, учеников необходимо познакомить с такими понятиями, как погрешность измерения, цена деления, структурой научного исследования, переводу величин в интернациональной системе и др.

Воспитательные средства такие, как единые требования к учащимся со стороны всего педагогического коллектива, разумные меры поощрения и взыскания, укрепление школьной дисциплины, воспитание сознательного и ответственного отношения учащихся к своим учебным обязанностям, правильная организация товарищеской взаимопомощи в учебе и борьбы самих учащихся за высокую успеваемость.

Организационно-педагогические мероприятия как бы завершают всю систему педагогических средств по предупреждению неуспеваемости.

От правильной постановки руководства учебно-воспитательной работой со стороны директора и заведующего учебной частью школы в значительной мере зависит повышение качества уроков, работа учителей над совершенством своего педагогического мастерства и осуществление в школе системы мер, целенаправленных на достижение высокой успеваемости.

Преодоление неуспеваемости в школе является одной из основных задач, как отдельного учителя, так и всего педагогического коллектива школы. При этом необходимо использовать все доступные средства и методы. Однако на первое место в работе с неуспевающими детьми выходит индивидуальный подход. Именно с его помощью возможно ликвидировать пробелы в изученном материале и повысить  интерес к учебе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абасов З. Эта вечная проблема неуспеваемости, Директор школы 1998, №3. стр.22
  2. Беспалько В.П. Персонифицированное образование. – М.: Педагогика. - 1998. - №2. - С. 12-17.
  3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы. – М.: ВЛАДОС – 2003. – 415с.
  4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. – М.: Просвещение. 1990. - 191 с.
  5. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. – М.: Современное слово, 2001.
  6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 542с.
  7. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М.: Педагогика, 1998.
  8. Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.-160с.
  9. Щуркова Н.Е. За гранью урока. – М.: Центр гуманитарной литературы, 2004 – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Неуспеваемость учащихся: причины и средства её преодоления”.

Как классному руководителю, мне пришлось столкнуться с серьезной проблемой неуспеваемости учащихся . Изучила огромное количество методической литературы. Данная статья показалась актуальной и полезной...

Причины неуспеваемости на уроках истории и методы её преодоления.

Методическая разработка посвящена проблеме  неуспеваемости и предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов. Признаки отставания в сочетании с анализом их причин служат пре...

Реферат по педагогике "Неуспеваемость учащихся: причины и средства ее преодоления"

Работа написана по окончании курса "Педагогика" в ПАПО г. Москва, 2009г....

Неуспеваемость обучающихся: причины и средства её преодоления

В выступлении классного руководителя рассматриваются причины и средства преодоления неуспеваемости обучающихся....

Педагогический совет "Неуспеваемость младших школьников: причины и средства её преодоления"

Неуспеваемость - это ситуация, когда поведение и результаты не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы....