План-конспект урока «Электрический ток. Источники электрического тока»
календарно-тематическое планирование по физике (8 класс)

План-конспект к уроку по физике на тему: «Электрический ток. Источники электрического тока»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока на тему

«Электрический ток. Источники электрического тока»

    Цели урока:

■ обучающая – ввести понятие электрического тока; источника тока; рассмотреть превращение различных видов энергии в электрическую; познакомить учащихся с различными действиями электрического тока;

■ развивающая – развитие интеллектуальных способностей учащихся;

■ воспитательная – продолжить формирование культуры умственного труда.

   Тип урока – урок усвоения новых знаний.

    Оборудование для учителя: гальванический элемент, аккумулятор, пластины воздушного конденсатора на изоляторах, гильза из металлической фольги, электрометр, электрофорная машина, провода.  

       План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Проверка итогов предыдущей работы (20 мин).
  3. Освоение нового материала (15 мин).
  4. Первичная проверка понимания и закрепление знаний (5 мин).
  5. Подведение итогов урока (4 мин).

   Ход урока.

  1. Организационный момент (1 мин).

Учитель. Добрый день, ребята! Садитесь. На сегодняшнем уроке мы:

- проведём проверку итогов предыдущей работы

- изучим новый материал, снова связанный с электрическими зарядами.

  1. Проверка итогов предыдущей работы (20 мин).
  2. Освоение нового материала (15 мин).

    Учитель.  Откройте ваши тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Электрический ток. Источники электрического тока».

     Неподвижные электрические заряды редко используются на практике. Для того чтобы заставить электрические заряды служить нам, их нужно привести в движение – создать электрический ток. Электрический ток освещает квартиры, приводит в движение станки, создаёт радиоволны и т.д. Что же такое электрический ток? Что необходимо для его возникновения и существования?

     Слово «ток» означает движение или течение чего-то. Мы с вами уже выяснили, что в металлах электроны, наиболее удалённые от ядра, покидают своё место и движутся между атомами, т.е. становятся свободными. Следовательно, в металлах этим «чем-то» могут быть  электроны. В старших классах мы с вами выясним, что к проводникам относятся растворы и расплавы электролитов, в которых носителями заряда являются ионы.  Давайте проделаем опыт:

Учитель. Берём два электроскопа с прикреплёнными большими шарами, один из которых наэлектризован. При помощи проводника соединим их между собой. Заряженный электроскоп теряет заряд, а неэлектризованный приобретает заряд.

Учащимся задаётся вопрос: “Почему это происходит?”

совместно делается вывод: заряд одного шара уменьшился, а другого увеличился потому что переместились электрические заряды в проводнике, которым мы соединили шары.

Подводится итог опыта: по проводнику электроны двигались в одном направлении, упорядоченно

      Электрическим током называется упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц. Запишите это определение в тетрадь. Электрический ток возникает при упорядоченном перемещении свободных электронов или ионов. Следовательно, первым условием существования тока в веществе является наличие свободных заряженных частиц.

     Учитель. Но взаимодействие электрически заряженных тел происходит посредством электрического поля. Т.е. движением заряда управляет поле проводника. Поле осуществляет движение электрически заряженного объекта – заряда. Следовательно, чтобы получить электрический ток в проводнике, надо создать в нём электрическое поле – второе условие существования тока в веществе. Запишите это в тетрадь.

   Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, необходимо всё это время поддерживать в нём электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создаётся и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока. 

   Виды источников:

-электрофорная машина;

-термоэлемент;

-фотоэлемент;

-гальванический элемент;

-аккумулятор.

   Запишите в тетрадь виды источников. С новой строки отметьте, что во всяком источнике совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц с превращением различных видов энергии в электрическую энергию.

   Источники электрической энергии, в которых эта энергия получается за счёт химической энергии, называются гальваническими элементами.

   Приборы, которые становятся источниками электрической энергии после пропускания через них тока, называют аккумуляторами.

Аккумуляторы бывают кислотные (ε = 2В) и щелочные (ε = 1,3В).

  Простейший аккумулятор состоит из двух свинцовых пластин (электродов), помещённых в раствор серной кислоты.

             

В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической внутренней или какой нибудь другой энергии.Так,например в электрическую энергию превращается механическая энергия.

Можно осуществить и превращение внутренней энергии в электрическую. Если две проволоки , изготовленные из разных металлов, спаять, а затем нагреть место спая, то в проволоках возникает электрический ток.Такой источник тока называют термоэлементом

  1. Первичная проверка понимания и закрепление знаний (5 мин).

Что называется электрическим током?

Каковы условия существования электрического тока?

Что может заставить заряженные частицы упорядоченно двигаться?

-Электрическое поле

С помощью чего создают и длительное время поддерживают электрическое поле в проводнике?

- с помощью источника тока

Какие бывают источники тока? Приведите примеры

  1. Подведение итогов урока (4 мин).

Учитель. Мы сегодня дали строгое определение тому, что называют электрическим током. Выяснили, что электрический ток может быть получен в таком веществе, в котором имеются свободные заряженные частицы. Чтобы эти частицы пришли в упорядоченное движение, нужно создать в проводнике электрическое поле.

 Запишите домашнее задание:

- п.32;

-законспектировать в тетрадь устройство и работу двух источников тока – гальванического элемента и аккумулятора;

   Большое спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Электрический ток. Источники электрического тока." 8 класс

Тест составлен в программе Mytest для проверки уровня знаний учащихся 8 класса по теме «Электрический ток. Источники электрического тока», соответствует содержанию учебника А.В.Перышкина.Тест составле...

«Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь».

Презентация содержит тематические тестовые задания по теме «Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь» и кодификатор ответов....

Электрический ток. Источники электрического тока

Цель урока: Выяснить физическую природу электрического тока. Закрепить знания учащихся об условиях возникновения и существования электрического тока. Познакомить учащихся с основными видами источников...

Урок на тему "Электрический ток. Источники электрического тока" 8 класс

   Чтобы выпускники школы соответствовали современным требованиям к  уровню подготовки со стороны общества, необходимо способствовать росту качества  их знаний на уроках. Пе...

Презентация к уроку в 8 классе "Электрический ток. Источники электрического тока"

Презентация  к уроку  физики в 8 классе "Электрический  ток. Источники электрического тока" УМК Перышкин А.В....

Урок «Электрический ток. Источники электрического тока», технологическая карта урока. (8 класс)

Тема   Электрические явления. Урок: «Электрический ток. Источники электрического тока»Базовый учебник: Пёрышкин А.В. «Физика. 8»: учебник  для общеобразовательных учр...