Обобщающий урок:" Магнитные явления" 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс)

Подготовка к к.р.

Обобщение пройденного материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magnitnye_yavleniya_obobshchenie_8_klass.docx175.82 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

Физика

8 класс дата:

Тема:Подготовка к к.р по теме магнитные явления

Тип урока: Обобщение, систематизация, коррекция и проверка знаний с применением системно–деятельностного подхода

Цель урока: Обобщить, систематизировать знания по теме «Магнитные явления».

Задачи урока

Образовательные:

- повторить ключевые понятия по теме;

- расширить знания полученные по теме;

- исследовать основные свойства магнитного поля при помощи физических экспериментов;

- систематизировать и обобщить знания учащихся о свойствах магнитного поля.

 Развивающие: развивать мыслительные умения и навыки: анализировать и объяснять магнитные явления, выделять главное, выявлять причинно–следственные связи, приводить примеры из жизненного опыта, делать выводы.

 Воспитательные:

- поддерживать интерес к предмету;

- формировать коммуникативные умение работать в команде;

- формировать уважение к одноклассникам, умение слушать и слышать.

Личностные:

- смыслообразование и самоопределение;

- самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания;

- развитие интеллектуальных способностей учащихся.

 Методы обучения

- проблемный эксперимент;

- работа в группах;

- фронтальная беседа;

- рефлексия.

1.Организационный момент

Цели: положительный эмоциональный фон, Комфортное состояние (1 мин)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цели: интерес к теме урока, выбор объекта изучения.

1) Электрический заряд – это физическая величина, характеризующая свойство частиц или тел вступать в электромагнитное взаимодействие.

2) Существует два рода электрических зарядов:

положительные (носители – протоны)

отрицательные (носители – электроны)

3) Атом (см. рис. 2) состоит из ядра, которое состоит из протонов и нейтронов, а также электронов. Если атом отдаёт или получает несколько электронов, то превращается в ион.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225811/46b2aa40_dbe7_0132_a479_7d7adedc4330.jpg

Рис. 2. Атом

4) Процесс приобретения заряда макроскопическим телом называется электризацией. Существует два способа электризации:

- через трение;

- через влияние.

5) Электрическое поле – это особая форма материи, которая существует вокруг заряженных тел и частиц и действует с некоторой силой на другие частицы и тела, имеющий заряд.

6) Основные законы электростатики:

- закон Кулона для неподвижных точечных зарядов: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225812/481c0e30_dbe7_0132_a47a_7d7adedc4330.png

- закон сохранения заряда для замкнутой системы: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225813/495acf50_dbe7_0132_a47b_7d7adedc4330.png

7) Электрический ток – это направленное движения частиц, имеющих электрический заряд.

Условия существования электрического тока:

- наличие свободных частиц, имеющих заряд;

- наличие электрического поля.

8) Действие электрического тока:

- тепловое;

- магнитное;

- химическое;

- световое.

9) Электрическое поле создаётся источниками тока (см. рис. 3), в которых происходит работа по разделению зарядов за счёт преобразования различных видов энергии в энергию электрического поля.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225814/4a9d59a0_dbe7_0132_a47c_7d7adedc4330.jpg

Рис. 3. Источники тока (Источник)

10) Характеристики участка цепи:

- сила тока – https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225815/4bd12650_dbe7_0132_a47d_7d7adedc4330.png, измеряется с помощью амперметра;

- напряжение – https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225816/4d058d10_dbe7_0132_a47e_7d7adedc4330.png, измеряется вольтметром;

- сопротивление – https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225817/4e310e00_dbe7_0132_a47f_7d7adedc4330.png, измеряется омметром.

11) Закон Ома для участка цепи: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225818/4f782eb0_dbe7_0132_a480_7d7adedc4330.png.

12) Два вида соединения проводников:

- последовательное (см. рис. 4)

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225819/50a635f0_dbe7_0132_a481_7d7adedc4330.png

Рис. 4. Последовательное соединения проводников

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225820/51ec23a0_dbe7_0132_a482_7d7adedc4330.png

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225821/534a1630_dbe7_0132_a483_7d7adedc4330.png

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225822/5474a770_dbe7_0132_a484_7d7adedc4330.png

- параллельное (см. рис. 5)

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225823/55ca57a0_dbe7_0132_a485_7d7adedc4330.png

Рис. 5. Параллельное соединение проводников

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225824/56f51bc0_dbe7_0132_a486_7d7adedc4330.png

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225825/5845f8b0_dbe7_0132_a487_7d7adedc4330.png

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225826/59786830_dbe7_0132_a488_7d7adedc4330.png

13) Работа тока: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225827/5ac948a0_dbe7_0132_a489_7d7adedc4330.png.

14) Мощность тока: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225828/5bf02c90_dbe7_0132_a48a_7d7adedc4330.png.

15) Количество теплоты, которая выделяется при прохождении тока через проводник: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225829/5d6a4df0_dbe7_0132_a48b_7d7adedc4330.png.

16) Электрический ток в различных средах:

- в металлах происходит направленное движение свободных электронов;

- в жидкостях – направленное движение свободных ионов, образующихся в результате электролитической диссоциацииЗакон электролиза: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225830/5e90ba10_dbe7_0132_a48c_7d7adedc4330.png

- в газах – направленное движение свободных ионов и электронов, образующихся в

результате ионизации;

в полупроводниках – направленное движение свободных электронов и дырок;

17) Магниты:

- электромагниты;

- постоянные:

природные;

искусственные.

18) Вокруг любой заряженной частицы, а следовательно, вокруг проводника с током существует магнитное поле.

19) Магнитное поле – особая форма материи, которая существует вокруг движущихся заряженных частиц или тел и действует с некоторой силой на другие заряженные частицы или тела, движущиеся в этом поле.

20) Линии магнитного поля – условные линии, вдоль которых в магнитном поле устанавливаются оси маленьких магнитных стрелок:

- направление линий магнитного поля совпадает с направлением, на которое указывает северный полюс магнитной стрелки (см. рис. 6);

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225831/5ff63dc0_dbe7_0132_a48d_7d7adedc4330.png

Рис. 6. Направление линии магнитного поля

- направление линий магнитного поля проводника с током можно определить с помощью правила правой руки или правила буравчика (см. рис. 7);

- линии магнитного выходят из северного полюса и входят в южный полюс;

- линии магнитного поля всегда замкнуты.

21) На проводник с током в магнитном поле действует сила Ампера. Её направление определяется по правилу левой руки (см. рис. 8).

Рис. 7. Правило правой руки и правило буравчика

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/225833/6273f1d0_dbe7_0132_a48f_7d7adedc4330.png

Рис. 8. Правило левой руки

22) Явление электромагнитной индукции – явление порождения в пространстве электрического поля переменным магнитным полем.

Итоги урока

На этом уроке мы вспомнили различные факты, касающиеся электромагнитных явлений, изученных ранее, а также обсудили общую электромагнитную картину мира.

Интересные факты

Впервые вне лаборатории электрическая дуга была применена в 1845 году в Парижской национальной опере, чтобы воспроизвести эффект восходящего солнца.

В Таиланде при строительстве линий электропередач возникли проблемы. Первая касалась того, что обезьяны, подражая электромонтёрам, по опорам забираются на провода и, запутывая их, создают короткое замыкание. Слоны представляли собой вторую проблему, так как они вырывали опоры из земли.

Магнитное поле Земли периодически меняет свою полярность, совершая как вековые колебания, длительностью 5–10 тыс. лет, так и полностью переориентируясь (меняются местами магнитные полюса) 2–3 раза в течение миллиона лет. Об этом свидетельствуют «вмороженное» магнитное поле в осадочные и вулканические породы далёких эпох. Однако геомагнитное поле Земли не совершает хаотических изменений, а подчиняется определённому расписанию.

Неожиданные способы применения электромагнитных явлений

В древних архивах сохранились записи, свидетельствующие о том, что императора Нерона, страдавшего ревматизмом, лечили электрованнами. Для этого в деревянную кадку с водой помещали электрических скатов. Находясь в такой ванне, император подвергался действию электрических разрядов и полей.

В прошлом веке в Швейцарии была изобретена электрическая няня. Изобретатель предложил подкладывать под детские пелёнки две изолированные металлические сетки, разделённые сухой прокладкой. Эти сетки были соединены с низковольтным источником тока, а также с электрическим звонком. Когда прокладка намокала, цепь замыкалась, и звонок сообщал матери о необходимости сменить пелёнку.

В тех регионах России, где бывают сильные морозы зимой, возникает проблема слива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, так как вязкость нефтепродуктов при низкой температуре слишком высокая. Учёные дальневосточных институтов разработали технологию электроиндукционного нагрева цистерн  позволяющую значительно сократить энергозатраты, так как для разогревания цистерн паром необходимо около 15 тонн топлива.

Для аварийных ситуаций, когда замерзают системы отопления и водоснабжения, разработан ручной электроиндукционный инструмент, обеспечивающий быстрый разогрев трубопроводов и высокую безопасность работ.

Даже на стреляных гильзах и патронах сохраняются отпечатки пальцев, уложившего их в оружие человека. Эти отпечатки могут быть выявлены по методике, разработанной специалистами Саратовского юридического института. Поместив гильзу или патрон в электрическое поле в качестве электрода, напыляют на него в вакууме тонкую металлическую плёнку, и на ней становятся видны отпечатки, которые возможно идентифицировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Магнитное поле" 8 класс

Данный материал может быть использован в 8 классе при изучении темы "Магнитное поле"...

Технологическая карта урока: Магнитное поле. Постоянные магниты и электромагниты. Магнитное поле Земли.

Образец технологической карты урока физики. Может использоваться как альтернативный инструмент при планировании уроков. Особую помощь может оказать при разработке открытых уроков....

Презентация к уроку "Магнитное поле" 9 класс

Презентация к уроку "Магнитное поле" 9 класс...

Презентация для урока "Магнитное поле" 11 класс

В этой презентации подобраны типовые разноуровневые задания по теме "Магнитное поле", которые встречаются в сборниках для подготовки к ЕГЭ....

презентация к уроку "Магнитное поле. Магнитные линии" 8 класс физика

В данной презентации происходит объяснение основных "вводных" понятий в разделе Магнитные явления....

Тема урока: Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.

прентация к уроку по теме:Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока....

открытый урок «Магнитное поле. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов». 8 Класс

Магнитное поле. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов....