Внеклассное мероприятие "Накануне Нового Года"
методическая разработка по физике (10 класс)

Калинина Ольга Константиновна

Внеклассное мероприятие по физике в игровой форме для учащихся средних классов. Для проведения перед новогодними праздниками, когда оценки уже выставлены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon nakanune.zip1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия « Накануне Нового Года»

Методическая цель: применение  элементов игровых технологий  при проведении  предметного внеурочного мероприятия.

Образовательная цель: расширение  представления студентов о физических процессах, происходящих вокруг.

Развивающая цель: развитие  наблюдательности, внимательности, умение делать правильные логические выводы.

Воспитательная цель: воспитание  аккуратности, умение работать в коллективе.

Оснащение: мультимедиапроектор, электрофорная машина, султаны электрические из новогодней мишуры, конденсатор разборный,  две большие ёмкости, крахмал, пена для бритья, два воздушных шара, две алюминиевые банки, картинки «Истории инспектора Варнике».

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент

Студенты делятся на две команды.

Ведущий: Здравствуйте! Совсем скоро наступит долгожданный праздник – Новый год. Предлагаю вам окунуться в предпразничную новогоднюю атмосферу. Для этого нам понадобятся смекалка, весёлое настроение, наблюдательность и чуть-чуть знаний физики.

Представляю вам нашего гостя – инспектора Варнике (входит инспектор), который прославился своей внимательностью и сообразительностью при раскрытии сложнейших преступлений. Инспектор любезно согласился рассказать нам о своих методах работы и вручить приз самому сообразительному студенту. Но об этом чуть позже.

  1. «Новогодние атрибуты»

Ведущий: Новый год немыслим без ёлочных игрушек, новогодних гирлянд. Сейчас я продемонстрирую опыты с использованием новогодней атрибутики. Ваша задача – дать им объяснение.

  1. «Электризация электрических султанов из мишуры»

Вопросы: Почему листочки султанов расходятся? Почему при трении тела электризуются?  (1 балл за правильный ответ)

  1. «Дождь из конфетти»

Вопросы: Почему конфетти движутся между заряженными металлическими пластинами? Почему движения не будет, если мы насыпем вместо фольги ёлочные иголки?

  1. «Шар Тесла»

Вопросы: Какой вид газового разряда мы наблюдаем? Какие виды газовых разрядов вам известны?

  1. «Кто быстрее?»

От каждой команды приглашаются по одному участнику. Им раздаются воздушные шарики. Перед ними на столах – пустые алюминиевые банки. При помощи наэлектризованного шара надо докатить банку до края стола. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее (3 балла)

  1. Викторина «Всё о снеге»

Ведущий: Для нас Новый год и снег неотделимы друг от друга. А что мы знаем о снеге?

Это твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы - снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шестилучевых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0 °С.

Все ли свойства снега вам известны? Предлагаю вам викторину «Всё о снеге». Команды по очереди выбирают вопрос на игровом поле (слайд с гиперссылками). (2 балла за правильный ответ).

Вопросы:

  1. Может ли снег повлиять на скорость вращения Земли?

(Упадет снежинка на руку - не почувствуешь. Ведь весит она всего около миллиграмма! Но «пуховое» одеяло снега на поверхности Земли становится похожим на тяжеленные гири, способные повлиять на скорость вращения Земли. К концу зимы в северном полушарии масса сезонного снега достигает 13 500 миллиардов тонн.)

  1. Что такое снежное зеркало? Как оно влияет на климат планеты?

(Снег подобен громадному зеркалу, отражающему в космос почти 90%  лучистой энергии Солнца. Такой высокой отражательной способностью не обладает больше ни одно естественное тело. Снежное покрывало, которое принято считать теплым и которое спасает от морозов растения и животных, в масштабах всей Земли значительно способствует выхолаживанию планеты: оно надолго изолирует от солнечных лучей обширные территории.)

  1. Где плотность снега больше и почему: в сибирской тайге или в степях?

(По плотности лесной снег отличается от снега на равнине. В сибирской тайге, где не бывает зимних оттепелей, средняя плотность метровой толщи снега местами не превышает 0,10 г/см3. В степях и в тундре метели сильно уплотняют снег, там плотность – в 2...4 раза больше. На Крайнем Севере снег бывает настолько твердым, что топор при ударе по нему звенит, словно ударили по железу. Такой снег шлифует поверхность почвы, ранит растения.)

  1. Почему снег скрипит?

(Снег скрипит только в мороз, и тональность его скрипа меняется в зависимости от температуры воздуха – чем крепче мороз, тем выше тон скрипаСкрип снега – не что иное, как шум от раздавливаемых мельчайших кристалликов снега. В отдельности каждый из них так мал, что, ломаясь, издает звук, недоступный человеческому уху. Но когда суммируются мириады таких «голосов», появляется вполне явственный скрип.)

  1. Почему после снегопада становится тихо?

(Между пушинками свежевыпавшего снега существуют маленькие полости, благодаря которым такой снег поглощает звук так же, как звукопоглощающие покрытия в современных служебных помещениях. По мере уплотнения снега поглощение звука в нем ослабевает.)

  1. Какая из трёх снежинок падала с большей выоты?

(Та, которая облеплена большим количеством кристалликов.)

В заключение викторины демонстрируются различные формы снежинок.

  1. «Снеговички»

Ведущий: Как известно, снег в тёплом помещении быстро тает. А можно ли изготовить искусственный нетающий снег? Какие вы знаете способы создания искусственного снега?

Сейчас предлагаю вам сделать искусственный снег из крахмала и пены для бритья. Командам раздаются чашки, крахмал, пена для бритья и необходимые элементы для снеговичка (5 баллов за скорость и эстетику работы).

  1. «Истории инспектора Варнике»

Ведущий: Теперь предлагаю послушать нашего гостя – инспектора Варнике. Он расскажет нам несколько историй из своей сыскной практики. Ваша задача – оветить на его вопросы. Будьте внимательны и наблюдательны. (Каждой команде раздаются картинки к соответствующей истории.) (3 балла за правильный ответ)

  1. «Предпраздничная торговля»

Накануне Нового года инспектор Варнике отправился в магазин сделать к праздничному столу кое-какие покупки. Как всегда в предпраздничные дни, в магазине царило оживление. Торговля шла бойко. Но вдруг Варнике обратил внимание на плачущую продавщицу, которая пыталась что-то объяснить явно взволнованному и раздраженному директору магазина.

— У вас, по-видимому, что-то случилось? — сказал Варнике, быстро подойдя к ним. — Не нужна ли моя помощь? Я инспектор.

— Да, да, конечно. Вы пришли как нельзя кстати. Какой-то мужчина, воспользовавшись всеобщей суматохой, взял несколько кругов колбасы, большой кусок окорока и смешался с толпой. Это произошло вот только сию минуту. Продавщица лишь успела заметить у него в руках большой портфель. Наверное, он…

Не дожидаясь дальнейших объяснений, инспектор Варнике ринулся на улицу. Уйти далеко мошенник не мог. Достаточно поглядеть вокруг себя и… Да вот же он! Варнике доволен. Сейчас он его задержит.

Какое обстоятельство помогло инспектору Варнике сразу же найти мошенника?

  1. «Испорченный праздник»

Пасхальный праздник инспектор Варнике проводил в кругу семьи Плюм. И вдруг неприятность — исчезло яйцо. Ярко раскрашенное пасхальное яйцо из папье-маше, внутри которого был спрятан дорогой браслет — подарок для хозяйки дома. В разгар поисков в гостиную вошёл взволнованный мистер Джеймс, брат хозяйки, и рассказал следующее:

— Я все это время был на веранде. Случайно оглянувшись, я увидел, как мой племянник Томми, который находился один в комнате и стоял у стола, вдруг поглядел на лежащее на шкафу яйцо, вскарабкался на стул, схватил это яйцо и исчез в саду. Я бросился за ним, вот оболочка яйца, я нашел её в кустах...

«Томми, а куда ты дел браслет? — спросил я его. — Ну-ка, говори, маленький разбойник!»

Оскорблённый мальчик заявил, что ничего не знает. Он не возражал против того, что действительно находился один в комнате и рассматривал раскрашенные в разные цвета яйца, но яйца из папье-маше не видел. Чтобы воссоздать первоначальную картину, яйцо было положено на книжный шкаф.

— Спросите-ка лучше своего уважаемого дядю Джеймса, не вернёт ли он вам похищенный браслет, — вдруг сказал инспектор Варнике. — Его рассказ совершенно неправдоподобен.

Почему Варнике пришёл к этому выводу?

  1. «Игра окончена»

— Да, все произошло именно здесь! Когда все билеты на сегодняшний спектакль были проданы, я заперла помещение кассы и пошла по этому коридору в бюро. Перед зеркалом я поправила прическу, так как директор театра всегда требует аккуратности от своих служащих. Когда я проходила мимо этой двери, она вдруг раскрылась, и я получила сильный удар по голове. Деньги были похищены из кассы в то время, пока я была без сознания.

— Вы знаете, — сказал инспектор Варнике, выслушав рассказ кассирши, — в вас пропадает прекрасная артистка. Однако я вынужден вас арестовать. Кстати, как фамилия вашего сообщника?

Какое обстоятельство позволило инспектору Варнике заключить, что кассирша участвовала в краже денег?

  1. «Новогодняя ёлка»

— Я должен тщательно обыскать вашу квартиру, так как ваш сосед утверждает, что вчера, в новогоднюю ночь, в то время как он вместе с вашей семьей распевал веселые песенки под вашей елкой, сверкающей разноцветными лампочками, вы проникли в его квартиру и похитили у него ряд ценных вещей, — сказал инспектор Варнике, обращаясь к господину Майеру.

— Весьма сожалею, господин инспектор, но в этот раз мы встречали Новый год у наших друзей. Правда, я украсил елку и даже повесил на нее гирлянду старых лампочек, но дома нас не было. Впрочем, смотрите сами, моя квартира к вашим услугам. Я сейчас разбужу жену и сына. Они еще спят, ведь мы вернулись домой довольно поздно.

— Мне кажется, в этом нет никакой необходимости, — сказал инспектор Варнике. — Мне ясно, что ваш сосед — лжец.

Почему инспектор Варнике решил, что его обманывают?

  1. Подведение итогов

Ведущий: Благодарю команды за участие, желаю вам хорошей встречи Нового Года.

Жюри подводит итоги. Инспектор Варнике награждает самого сообразительного участника игры.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весёлое празднование Нового года и Рождества! (Интегрированное внеклассное мероприятие по литературе и истории).

Данное внеклассное мероприятие (классный час)  можно провести для учащихся 5-6 классов.  Цель: познакомить учащихся  с традициями празднования Нового года в разных странах мира, с...

Внеклассное мероприятие к Новому году

Как известно, интерес как мотив играет важную роль в обучении школьников иностранным языкам. Если детям интересно учиться, они легко преодолевают трудности, хорошо овладевают материалом, у них ф...

Внеклассное мероприятие "Празднование Нового Года"

За окном зима- время самых коротких дней и самых длинных ночей. Но мы любим это время года ведь именно нам приходит Новый год и вместе с ним -  «хвойное» радостное ощущение счастья, перемен...

Внеклассное мероприятие к Новому году.

Внеклассное мероприятие к Новому году....

Внеклассное мероприятие Сценарий Нового Года

Сценарий Нового 2014 года для студентов  Для ведения вечера нужны двое ведущих (он и она), Дед Мороз и Снегурочка, 4 девушки с шарами, они же помогают проводить конкурсы, жюри...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "В путешествие перед Новым годом"

Внеклассное мероприятие для начальных классов перед Новым годом....

Внеклассное мероприятие "Празднование Нового года".

Цель: ознакомление детей с традициями празднования Нового года в разных странах....