Анализ урока физики "Строение вещества. Молекулы" (7 класс).
материал по физике (7 класс)

 Познакомить учащихся с различными приёмами физического мышления, способами и методами постижения истины. Сформировать представление о строении вещества на основе самостоятельной  экспериментальной работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_uroka_fiziki.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ урока физики "Строение вещества. Молекулы" (7 класс).

Учитель физики Теменкова Лариса Павловна

Преподавание физики в 7 классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по программе Пёрышкина А. В.(2 ч. в неделю).. Анализируемый урок входит в систему уроков по теме « Строение вещества».

Тип урока- комбинированный урок объяснения нового материала

Метод - исследовательский

Форма урока - групповая

Тип группы - 4 человека

Цель урока - познакомить учащихся с различными приёмами физического мышления, способами и методами постижения истины. Сформировать представление о строении вещества на основе самостоятельной  экспериментальной работы учащихся.

Задачи урока:

Образовательные знания: Ввести понятие  «мельчайшая частица вещества»;

Сформировать представление о молекулярном строении вещества.

Умения:

-Работа учащихся в режиме эксперимента.

-Формирование устной речи.

-Владение тестовой формой ответа.

-Владение способами самоконтроля и самооценки.

-Умение коллективно работать.

Развивающая: Развитие речи, мышления.

Развитие умственной деятельности: умений обобщать, моделировать,

формирование эмоциональной сферы личности, развитие творческих способностей

Воспитательная: Развитие мировоззрения, взглядов и представлений о строении материи и вещества.

Оборудование : мел, пузырёк с кристалликами марганцовки, 3 стакана с чистой водой, машинное масло, пипетка, тарелка с водой, дощечка с двумя вбитыми гвоздями, монета, пинцет, колба с подкрашенной водой, пробка со вставленной в неё трубкой, маркер , штатив, спиртовка, фильтровальная бумага, пипетка, спирт или одеколон, воздушный шарик, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с экспериментальными заданиями..

В основу построения данного урока положен исследовательский метод, наилучшим образом способствующий реализации главной

задачи: обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины.

Учителем выбрана групповая форма проведения урока, целью которой является самостоятельное приобретение знаний учащимися в ходе физического эксперимента.

На сегодняшний день современный урок не мыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется познавательный интерес учащихся, а учитель является лишь катализатором, который  приблизит этот интерес к формированию познавательной активности.

Именно поэтому предлагаемый урок представляет собой урок – исследование, существенная особенность которого - самостоятельное получение знаний учащимися.

В основу построения данного урока положен исследовательский метод, наилучшим образом способствующий реализации главной

задачи: обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины.

Учителем выбрана групповая форма проведения урока, целью которой является самостоятельное приобретение знаний учащимися в ходе физического эксперимента.

На сегодняшний день современный урок не мыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется познавательный интерес учащихся, а учитель является лишь катализатором, который  приблизит этот интерес к формированию познавательной активности.

Именно поэтому предлагаемый урок представляет собой урок – исследование, существенная особенность которого - самостоятельное получение знаний учащимися.

1

Организационный.

организация начала урока (психологический настрой учащихся);

2 мин

2.

Повторение  изученного материала        

Тестирование ,направленное на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной )с использованием метода взаимоконтроля и самоконтроля учащихся.

12 мин

3.

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений.

  Сообщение темы, целей и задач урока, постановка перед школьниками учебной проблемы

2 мин

4.

Планирование

Распределение задач между группами

4 мин

5.

Исследование

Учащиеся самостоятельно выполняют физический эксперимент, решая промежуточные задания, делая выводы

10мин.

6.

Результаты и выводы

Анализ информации. Опрос.  Обобщения и выводы.

4 мин.

7.

Закрепление материала, изученного на данном уроке

 Закрепление первичных умений и применение их для решения качественных задач практического содержания

4 мин.

8.

Подведение итогов урока

Оценивание работы учащихся на уроке

2 мин.

Специфика этого урока – ученики начали изучать новый предмет и надо привлечь внимание учащихся для получения знаний, умений и навыков,   формировать в сознании школьников научный взгляд на мир.

                На уроке учитель обеспечил мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся ( подготовительный этап).

             Урок предполагал, что учащиеся  от опытных фактов через размышления перейдут к научной гипотезе ,познакомятся с различными приёмами физического мышления, способами и методами постижения истины. У них будут сформированы представления о строении вещества .

           Выбрав исследовательский метод как основной и групповую форму работы на уроке,учитель дал возможность учащимся самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работая с информацией, критически и творчески мыслить работать сообща.

В начале урока была применена оперативная обратная связь с целью управления деятельностью учащихся, в ходе которой проверялись знания, умения и навыки. Проверка осуществлялась в  виде тестирования с последующим само- и взаимоконтролем, что предполагает элемент рефлексии (адаптивный личностно-ориентированный подход к каждому школьнику).

В соответствии с методикой работы в малых группах  содержание обучения было представлено в такой форме, что давало возможность каждому участнику группы внести свой вклад в решение поставленных перед ними задач . Применялись учащимися научные методы исследования: наблюдение, сопоставление, анализ, гипотеза, теоретический вывод следствий, их экспериментальная проверка. Учителем на экспериментальном этапе урока, был использован принцип доступности знаний т. к. группы работали с заданиями различной степени трудности. Принцип научности являлся также ведущим, ведь основная деятельность учащихся – это исследование. Каждый этап работы завершался подведением результатов. Познавательная  активность школьников обеспечивалась индивидуальной работой в ходе выступления и эксперимента . На уроке поддерживалась благоприятная система общения и хороший  микроклимат за счет опытов, и взаимопомощи.

Метод эвристической беседы при обсуждении результатов эксперимента позволил создать условия для проявления познавательной активности, самореализации и самоутверждения обучающихся; создать атмосферу, раскрывающую субъектный опыт учащихся; стимулировать их к высказыванию своих мыслей по поводу проблем и вопросов учебной темы, ставить свои вопросы, приводить аргументы и контрдоводы с целью уточнения, опровержения.

Полученные в ходе физического эксперимента знания позволили учащимся проверить гипотезу Демокрита и сформировать представление о строении вещества. Сформулированные обобщения и выводы учащиеся фиксируют в тетради.

Технические средства, применяемые в ходе урока дали возможность реализовать на практике принцип наглядности и научности .

Принцип перспективности проявляется в том , что данный урок является первым в системе уроков по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

Принцип развивающегося обучения реализовывался в постановке проблемных вопросов: верна ли гипотеза Демокрита? Почему при нагревании объём тела увеличивается, а при охлаждении уменьшается?

Следует отметить , что в ходе урока учащиеся были активны, креативны, творчески подходили к выполнению заданий.

На этапе закрепления  нового материала учащиеся работали с качественными задачами практического содержания. Такая форма существенно повышает мотивацию учения,  эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности. В ходе выполнения заданий проверяется усвоенный материал, на основе которого идет осмысление нового. Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.

Считаю, что поставленные цели  и задачи учителем, были достигнуты в полном объеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Плотность вещества", 7 класс

Презентация  для использования на уроке изучения нового материала по теме "Плотность вещества"...

Материал к уроку "Строение вещества" 10 класс

Урок введения нового материала в 10 классе.Он продолжает серию уроков по строению вещеста, начатую в 7 классе. Урок использует возможности интерактивной доски....

Урок "Плотность вещества" 7 класс

Это девятый  урок темы «Взаимодействие тел». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием ИКТ, системно-деятельностного подхода  в обуче...

Конспект урока "Строение вещества. Молекулы."

Конспект урока физики "Строение вещества. Молекулы" в 7 классе....

Урок Строение вещества.Молекулы и атомы.

Урок открытия новых знаний. Рассматриваются основы молекулярно-кинетической теории....

Физика. 7 класс. Перышкин А.В.Тема урока: "Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение"

Урок по теме « Вещество. Строение вещества» стоит у самого истока изучения курса физики. Это первый урок в теме «Первоначальные сведения строения вещества». На знаниях данной т...

Технологическая карта урока «Строение вещества. Молекулы и атомы»

Технологическая карта по теме " Строение вещества .Молекулы и атомы"  по ФГОС 7класс...