Лабораторная работа "Изучение закона сохранения механической энергии". 10 класс
опыты и эксперименты по физике (10 класс)

Абашеева Светлана Бато-Мунхоевна

Лабораторна работа "Изучение закона сохранения механической энергии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Лицей-интернат №61»

Учитель физики Абашеева С.Б-М.

10 класс

Лабораторная работа №2

Изучение закона сохранения механической энергии

Цель работы: научатся измерять потенциальную энергию поднятого над землей тела и упруго деформированной пружины, сравнивать два значения потенциальной энергии системы.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, динамометр лабораторный с фиксатором, лента измерительная, груз на нити длиной около 25 см.

 Рис. 1  http://fizikaklass.ru/images/10_klass/ch-6/images/241.png

Рис. 2    

Ход работы:

  1. Определяем вес шарика F1=1 Н.
  2. Расстояние l  от крючка динамометра до центра тяжести шарика 40 см.
  3. Максимальное удлинение пружины    ∆ l=5 см.
  4. Сила F=20 Н, F/2=10 Н.
  5. Высота падения h= l+ ∆ l=40+5=45см=0,45м.
  6. Ер1=F1х(l+ ∆ l)=1Нх0,45м=0,45Дж.
  7. Ер2=F/2х     ∆L=10Нх0,05м=0,5Дж.
  8. Результаты измерений и вычислений занесем в таблицу:

F1=mg (H)

L (см)

     L (см)

h(см)

F (H)

Ер1 (Дж)

Ер2 (Дж)

1

40

5

20

45

0,45

0,5

  1. Оценить границы погрешности определения потенциальной энергии растянутой пружины и кинетической энергии шара.

                                                         

Вывод: Опытным путем  измерили потенциальную энергию поднятого над землей тела и упруго деформированной пружины. При измерениях и вычислениях получили примерно одинаковые потенциальные энергии, что подтверждает закон сохранения энергии.

Контрольные вопросы

  1. Каким выражением определяется потенциальная энергия  деформированной  пружины?
  1. Каким выражением определяется кинетическая энергия тела?
  2. При каких условиях выполняется закон сохранения механической энергии?

Тест « Закон сохранения энергии»

Вариант № 1

1. При падении тела с высоты 2 м сила тяжести совершила работу в 12 Дж. Чему равна масса тела?

а) 6 кг б) 0,6 кг в) 24 кг г) 12 кг.

2. При торможении тело изменило свою скорость с 20 м/с до 5м/с. При этом сила трения совершила работу в 188 Дж. Чему равна масса тела?

а) 15 кг б) 376 кг в) 1 кг г) 25 кг.

3. Процесс работы - это…

а) любой процесс превращения энергии;

б) процесс превращения энергии, не связанный с движением тел;

в) процесс превращения энергии при действии сил на движущееся тело;

г) среди ответов нет «правильного».

4. Какие из перечисленных тел обладают кинетической энергией:

а) камень, поднятый над землей;

б) летящий самолет;

в) растянутая пружина;

г) летящий воздушный шарик?

5. Какие из перечисленных тел обладают потенциальной энергией:

а) катящийся по земле шар;

б) лук с натянутой тетивой;

в) сжатый в баллоне газ;

г) кабинка колеса обозрения.

6. Стальной шарик, летящий горизонтально, упруго ударяется о стальной брусок, подвешенный на нити. Укажите все правильные утверждения.

а) Механическая энергия системы “шарик и брусок” при взаимодействии не изменяется;

б) Импульс системы “шарик и брусок” при взаимодействии не изменяется.

в) Импульс шарика при взаимодействии изменяется.

7. Из окна мальчик бросил горизонтально мячик. Считая, что сопротивлением воздуха можно пренебречь, укажите все правильные утверждения.

а) сумма потенциальной и кинетической энергии во время движения мячика остается неизменной;

б) импульс мячика при падении увеличивается по модулю;

в) кинетическая энергия мячика при падении увеличивается.

Вариант № 2

1. Стальной шарик, летящий горизонтально, упруго ударяется о стальной брусок, подвешенный на нити. Укажите все правильные утверждения.

а) Механическая энергия системы “шарик и брусок” при взаимодействии не изменяется,

б) Импульс системы “шарик и брусок” при взаимодействии не изменяется.

в) Импульс шарика при взаимодействии изменяется. 

2. При падении тела с высоты 2 м сила тяжести совершила работу в 12 Дж. Чему равна масса тела?

а) 6 кг б) 0,6 кг в) 24 кг г) 12 кг,

3. Какие из перечисленных тел обладают кинетической энергией:

а) камень, поднятый над землей;

б) летящий самолет;

в) растянутая пружина;

г) летящий воздушный шарик?

4. Процесс работы - это…

а) любой процесс превращения энергии;

б) процесс превращения энергии, не связанный с движением тел;

в) процесс превращения энергии при действии сил на движущееся тело;

г) среди ответов нет «верного».

5. Какие из перечисленных тел обладают потенциальной энергией:

а) катящийся по земле шар;

б) лук с натянутой тетивой;

в) сжатый в баллоне газ;

г) кабинка колеса обозрения.

6. При торможении тело изменило свою скорость с 20 м/с до 5м/с. При этом сила трения совершила работу в 188 Дж. Чему равна масса тела?

а) 15 кг б) 376 кг в) 1 кг г) 25 кг.

7. Из окна мальчик бросил горизонтально мячик. Считая, что сопротивлением воздуха можно пренебречь, укажите все правильные утверждения.

а) сумма потенциальной и кинетической энергии во время движения мячика остается неизменной.

б) импульс мячика при падении увеличивается по модулю.

в) кинетическая энергия мячика при падении увеличивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме"Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Вывод закона сохранения механической энергии"

Презентация по теме"Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Вывод закона сохранения механической энергии"...

Закон сохранения механической энергии

Презентация разработана к уроку  "Закон сохранения механической энергии " в 10 классе....

Открытый урок по физике в 9 классе по теме "Закон сохранения механической энергии"

конспект урока по физике "По следам научных знаний , в глубину и звестных тайн.." цели урока: раскрыть в ходе урока смысл закона созхранения энергии, границы его применимости.... Перед учащимися стави...

Закон сохранения механической энергии

Тема: Закон сохранения механической энергии.Задачи урока:Образовательная: Знать понятие о взаимопревращениях кинетической и потенциальной энергиях (закон сохранения энергии).Развивающая: формирование ...

Урок по теме "Вывод закона сохранения механической энергии для замкнутых и незамкнутых систем", 9 класс

Методическая разработка урока по теме "Механическая работа и мощность"  - урока "открытия" новых знаний. Цель урока - раскрытие учащимися смысла закона сохранения энергии, пол...

Урок "Решение задач по теме "Закон сохранения механической энергии", 9 класс

Урок  "Решение задач по теме "Закон сохранения механической энергии" - это урок повторения, систематизации и обобщения ЗУН....

План урока 9 А класс (Суббота) Тема "Контрольная работа "Закон сохранения механической энергии""

Рекомендации и инструкция по выполнению контрольной работы с учетом особенностей дистанционного обучения....