Рабочая программа учебного курса для 9А и 9Б классов по физике «Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование»
рабочая программа по физике (9 класс)

Агалец Светлана Генриховна

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса для 9А и 9Б классов по физике «Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование» разработан на основе программы «Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование» (автор – учитель физики МБОУ СОШ № 3 Агалец С.Г., рецензент к.п.н. Алеева И.В.), с учетом цели и задач образовательной программы МБОУ СОШ № 3в и соответствует Государственному стандарту среднего образования по физике. Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №3 – 17 часов в неделю (из расчета 0,5 часа в неделю). При разработке данной программы учитывалось то, что данный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов учащихся, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных занятий. Курс создан на основании запросов учащихся (анкетирование учащихся)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса для 9А и 9Б классов по физике «Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование» разработан на основе программы «Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование» (автор – учитель физики МБОУ СОШ № 3 Агалец С.Г., рецензент к.п.н. Алеева И.В.), с учетом цели и задач образовательной программы МБОУ СОШ № 3в и соответствует Государственному стандарту среднего образования по физике. Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №3 – 17 часов в неделю (из расчета 0,5 часа в неделю). При разработке данной программы учитывалось то, что данный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов учащихся, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных занятий. Курс создан на основании запросов учащихся (анкетирование учащихся).

 Раздел «Практическая учебная физика» поможет учащимся изучить основы практической учебной физики; выяснить, почему при изучении физики необходимо проводить физический эксперимент, познакомиться с методами измерений физических величин и обработки результатов измерений, а также выяснить  значимость количественного определения погрешностей измеренных величин.

 В Разделе «Наблюдения физических явлений окружающего мира» рассматриваются методы наблюдения натурных явлений живой и неживой природы, физико-технических устройств и систем. Прослеживается переход от простых демонстраций к более сложным, а затем к практике наблюдений реальных процессов, что позволяет учащимся постепенно формировать универсальную способность работать с разнообразными информационными потоками, извлекать из них достоверные данные.

Раздел «Физическое моделирование и мысленные эксперименты» учит учащихся проводить эксперимент сначала мысленно несколько раз, затем приступать к реальным действиям.

Раздел «Физический практикум» посвящен описанию основных моделей физики. Раздел поделен на тематические блоки. В каждом блоке имеется несколько модулей, представляющие собой комплексные исследования физических процессов. В модуль входят три содержательные взаимосогласованные части: демонстрация явления или процесса, компьютерное моделирование и экспериментальное исследование.  

Учитывая, что в заданиях ГИА по физике включена практическая часть (выполнение лабораторной работы) возникает необходимость усиления практической направленности физики. Итоги предыдущих лет показали, что учащиеся с данными заданиями справлялись хуже, а иногда даже не приступали к выполнению лабораторной работы, что связано с малым опытом выполнения лабораторных исследований. Одно из назначений данного раздела восполнить этот пробел.  Данный раздел предполагает предварительное планирование эксперимента, рассмотрение нескольких вариантов и выбор оптимального, тем самым обеспечивает подготовку к государственному итоговому экзамену по физике в 9 классе.

Основная цель курса:

создание в совокупности с другими разделами физики базы для развития способностей учащихся и повышение их уровня понимания степени своего интереса к предмету, оценка возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы и практической подготовки при выполнении физических экспериментов.

Задачи курса:

- научить учащихся применять имеющиеся теоретические знания при выполнении физического эксперимента;
- помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

- раскрыть сущность физических явлений и добиться лучшего понимания моделируемых процессов.

Общими принципами отбора содержания программы являются: системность, целостность, научность. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретические выкладки, предлагаемые учителем, и физический эксперимент, проведенный под руководством учителя и самостоятельно. Содержание учебного курса построено по принципу от простого к сложному и проведет учащихся от приобретения новых умений и навыков к их творческому применению. Занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение исследовательских задач. Используемые технологии: блочно-модульное обучение, проблемное обучение, ИКТ-технологии.

Формы организации занятий: лекция, использование которой целесообразно лишь на нескольких занятиях при формировании групп и выяснения характера интересов и способностей учащихся, беседа, семинар, объяснение, лабораторная работа.

Основные методы обучения, виды деятельности учащихся.

На лекционных и практических занятиях используется как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, так и поисковый методы. При выполнении лабораторных работ учащиеся исследуют некоторые процессы и явления в физике, испытывают свои силы при выполнении индивидуальных экспериментальных и конструкторских заданий. Планируется использование метода проектов, что способствует формированию и развитию навыка самостоятельной и исследовательской работы.

Критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курса.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения экспериментальных исследовательских работ. На семинарских занятиях каждому ученику предоставляется возможность выступать в роли докладчика или содокладчика, референта или консультанта. Итоговая аттестация – защита проведенного эксперимента.

В ходе изучения курса учащиеся узнают: методы измерения физических величин, устройство и принцип действия измерительных приборов, способы обработки и представления результатов измерений; научатся: планировать физический эксперимент в соответствии с поставленной задачей, выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты.

Прогнозируемые результаты обучения:

 повышение интереса к физике, формирование универсальных способностей работать с разнообразной информацией, извлекать из нее достоверные данные, освоение универсальных методов исследований окружающего мира и подготовка учащихся к ГИА.

Данный элективный курс является дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении физики, а также понимания учащимися философского постулата о единстве мира и осознании положения об универсальности физических знаний.

Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

всего

теория

практика

Практическая учебная физика

4

2

2

Наблюдения физических явлений окружающего мира

4

4

0

Физическое моделирование и мысленные эксперименты

4

1

3

Физический практикум

4

0

4

Защита физического эксперимента

1

0

1

Итого

17

7

11

Содержание курса

Тема 1. Практическая учебная физика (4часа)

Предполагает рассмотреть следующие вопросы:

1.   Наблюдение в физике. Физический эксперимент.

2. Измерения в физике. Погрешность измерений. Случайные и систематичные погрешности измерений.

3.   Проведение эксперимента (условия плавания в ограниченных резервуарах)

4.   Практическое задание. Составить модель эксперимента

Тема 2. Наблюдения физических явлений окружающего мира. (4часа)

Предполагает  рассмотреть следующие вопросы:

1. Алгоритм наблюдений.

2. Наблюдение физических явлений неживой природы.

3. Наблюдение физических явлений живой природы.

4. Физика в технике.

Тема 3. Физическое моделирование и мысленные эксперименты. (4 часа)

Предполагает рассмотреть следующие вопросы:

1.Введение в физическое моделирование.

2.Практическая работа. Основные модели механики.

3.Практическая работа. Модели электричества.

4.Практическая работа. Модели оптики.

Тема 4. Физический практикум (4 часа)

Предполагает рассмотреть следующие вопросы:

1.Модули в механике  (Трение скольжения. Равноускоренное движение. Момент силы. Исследование баллистического движения тел)

2 Модули в молекулярной физике (Броуновское движение. Диффузия. Изопроцессы в идеальном газе).

3.Модули в электричестве (закон Кулона. Конструирование электрических цепей)

4.Модули в оптике (Дифракция. Измерение длины световой волны.Фотоэффект)

Защита физического эксперимента  (1час)                         

Перечень литературы

Литература для учителя

Литература для ученика

Интернет-ресурсы

 А.В.Сорокин, Н.Т. Торгашина, Е.А. Ходос, А.С. Чиганов. Физика Наблюдение эксперимент моделирование. Методическое пособие. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

 А.В.Сорокин, Н.Т. Торгашина, Е.А. Ходос, А.С. Чиганов. Физика Наблюдение эксперимент моделирование. Учебное пособие. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

http: //physnet.ru – портал фундаментального физического образования России.

В.А. Тихомирова, А.И. Черноуцан. Физический факультатив. (Приложение к журналу «Квант», №3/2001,- Бюро Квантум,2001

Л.В. Тарасов. Физика в природе: Кн.для учащихся.- М.: Просвещение, 1988

http://hyperphysics.phy-astr.gsu.edu – образовательная справочно-информационная служба по всем разделам физики

sdamgia.ru -  Сдам ГИА. Сайт Гущина



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

занятия

Кол

час.

  Дата

Цель

Тема занятия

Форма организации

занятия

Способы

деятельности

учащихся

Образовательный

продукт

План

Факт

Тема 1. Практическая учебная физика (4часа)

1

1

Формирование и расширение понятий наблюдение, опыт, эксперимент, гипотеза.

Наблюдение в физике. Физический эксперимент.

Вводная лекция.

Восприятие и осмысление нового материала

Конспект занятия

2

1

Знакомство с видами погрешности измерений.

Измерения в физике. Погрешность измерений. Случайные и систематичные погрешности измерений.

Фронтальный опрос

Анализ проблемных ситуаций.

Конспект

3

1

Знакомство с алгоритмами проведения физического эксперимента.

Проведение эксперимента (условия плавания в ограниченных резервуарах)

Фронтальный опрос.

Практикум

Анализ проблемных ситуаций.

Конспект

4

1

Формирование навыков в составлении моделей физического эксперимента

Практическое задание. Составить модель эксперимента

Экспериментальная работа

Восприятие и осмысление нового материала.

Выполненная работа

Тема 2. Наблюдения физических явлений окружающего мира. (4часа)

5

1

Знакомство с методами наблюдения, развитие умения сделать правильный выбор.

«Алгоритм наблюдений.

Лекция

Осмысление нового материала. Монолог между учителем и учащимися.

конспект

6

1

Наблюдение физических явлений неживой природы.

Работа с дополнительной литературой

конспект

7

1

Знакомство с методами наблюдения, развитие умения сделать правильный выбор.

Наблюдение физических явлений живой природы.

Беседа

Работа с дополнительной литературой

Презентация (д.з)

8

1

Знакомство с методами наблюдения, развитие умения сделать правильный выбор.

Физика в технике.

Физическая конференция

Восприятие материала, анализ

Доклады по теме «Проявление физики в технике»

Тема 3. Физическое моделирование и мысленные эксперименты. (4 часа)

9

1

Формирование понятия модели в физике.

Введение в физическое моделирование.

Лекция

Восприятие и осмысление нового материала.

Работа с дополнительной литературой

конспект

10

1

Знакомство с моделями в механике. Знакомство с физическими законами, описывающими разнообразные процессы на основе рассмотрения идеальных объектов. Проведение мысленных экспериментов.

Практическая работа. Основные модели механики.

Беседа.

Работа с дополнительной литературой

Представление выбранной модели.

11

1

Знакомство с моделями в электричестве. Знакомство с физическими законами, описывающими разнообразные процессы на основе рассмотрения идеальных объектов. Проведение мысленных экспериментов.

Практическая работа. Модели электричества.

Устная беседа с элементами активного слушания.

Работа с дополнительной литературой

Представление выбранной модели.

12

1

Знакомство с моделями в оптике. Знакомство с физическими законами, описывающими разнообразные процессы на основе рассмотрения идеальных объектов. Проведение мысленных экспериментов.

Практическая работа. Модели оптики.

Лекция

Восприятие и осмысление нового материала, конспектирование

Представление выбранной модели.

Тема 4. Физический практикум (4 часа)

13

1

Систематизация и обобщение полученных знаний. Выполнение лабораторного исследования.

Модули в механике  (Трение скольжения. Равноускоренное движение. Момент силы. Исследование баллистического движения тел)

Беседа.

Работа в группах.

Представление выбранного модуля

14

1

Систематизация и обобщение полученных знаний. Выполнение лабораторного исследования.

Модули в молекулярной физике (Броуновское движение. Диффузия. Изопроцессы в идеальном газе).

Практикум.

Работа в группах

Представление выбранного модуля

15

1

Систематизация и обобщение полученных знаний. Выполнение лабораторного исследования.

Модули в электричестве (закон Кулона. Конструирование электрических цепей)

Практикум.

Работа в группах.

Представление выбранного модуля

16

1

Систематизация и обобщение полученных знаний. Выполнение лабораторного исследования.

Модули в оптике (Дифракция. Измерение длины световой волны. Фотоэффект)

Практикум.        

Работа в группах.

Представление выбранного модуля

17

1

Проверка уровня усвоения знаний. Формирование умения представить и защитить свой экспериментальный проект

Защита физического эксперимента (Круглый стол).

Обсуждение

Работа в группах.

Защита физического эксперимента


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка           Рабочая программа учебного курса  «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена  на о...

Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год

Рабочая программа учебного курса  «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...

Рабочие программы учебного курса «Физическая культура» 2-11 классы 2018-2019 учебный год

Рабочие программы учебного курса «Физическая культура» с 2-го по 11-й классы...

Рабочая программа учебного курса по обществознанию для 7 класса на 2017 – 2018 учебный год (34 часа)

Рабочая программа   по обществознанию для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе  программы Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городец...

Рабочая программа учебного курса по обществознанию для 8 класса на 2018 – 2019 учебный год (34 часа)

Пояснительная запискаРабочая программа   по обществознанию для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Рабочая программа по обществознанию...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Обществознание» в 6-х классах на 2019-2020 учебный год

Цели курса:способствовать развитию духовно-нравственной сферы личности, становлению социального поведения, основанного на уважении к личности, обществу, соблюдении закона и правопорядка, а также разви...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Обществознание» в 7-х классах на 2019-2020 учебный год

Цели курса:сформировать начальное представление о сферах общества;экономической, политической, социальной, духовной;воспитание социально активной личности;интеллектуальному развитию учащихся;гуманизац...