Промежуточная аттестация по физике 7 класс
методическая разработка по физике (7 класс)

2 варианта работы для промежуточной аттестации по физике учащихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_1_variant.docx96.77 КБ
Файл 7_klass_2_variant.docx89.28 КБ
Файл klyuchi.docx251.87 КБ

Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация по физике 7 класс

Вариант 1

  1. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

ПРИМЕРЫ

А) физическая величина

 

Б) физическое явление

 

B) физический закон

   (закономерность)

1) распространение запаха одеколона в классной

    комнате

2) система отсчёта

3) температура

4) мензурка

5) давление газа в закрытом сосуде при нагревании увеличивается

  1. Установите соответствие между формулами для расчёта физических величин и названиями этих величин. В формулах использованы обозначения:  — плотность; h — высота столба жидкости, V — объем тела, g — ускорение свободного падения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

ФОРМУЛЫ

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

А) 

Б) 

 

1) плотность тела

2) гидростатическое давление жидкости

3) силы Архимеда

4) плотность молекул в некотором объеме

  1. Вещество в газообразном состоянии

1) имеет собственную форму и собственный объём

2) имеет собственный объём, но не имеет собственной формы

3) не имеет ни собственной формы, ни собственного объёма

4) имеет собственную форму, но не имеет собственного объёма 

  1. Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

 

Возьмём растительное масло, сок, подкрашенный спирт и высокий стакан. Сначала нальем в стакан сок, затем аккуратно по лезвию ножа добавим растительное масло. И в последнюю очередь, опять же по лезвию ножа, добавим сверху спирт. В результате получим три слоя разных жидкостей в одном стакане. Этот опыт оказался возможным, потому что масло _______(А) с соком и спиртом. Жидкости _______(Б), и слои жидкостей распределены в соответствии с _______(В). Если бы мы бросили металлический шуруп в этот стакан, то он бы оказался на _______(Г) стакана.

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=35093

Список слов и словосочетаний:

1) не взаимодействует

2) не смешивается

3) имеют одинаковый объём

4) имеют одинаковую массу

5) имеют разную плотность

6) условием плавания тел

7) законом Гука

8) дно

9) поверхность

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.

А

Б

В

Г

 

 

 

 

  1. Шар 1 последовательно взвешивают на рычажных весах с шаром 2 и шаром 3 (рис. а и б). Для объёмов шаров справедливо соотношение V1 = V3 < V2.

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=3201

Какой шар имеет максимальную плотность? Запишите в ответе цифру, которой обозначен шар.

  1. Резиновый шарик с легко растягивающейся оболочкой, надутый у основания высокой горы, переносят от основания этой горы на её вершину. Как изменяются по мере подъёма шарика следующие физические величины: давление воздуха снаружи шарика и плотность воздуха внутри шарика? Температуру воздуха везде считать постоянной.

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличится

2) уменьшится

3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Давление воздуха снаружи шарика

Плотность воздуха внутри шарика

  1. Под действием силы тяги, приложенной через динамометр, брусок равномерно передвигают по горизонтальной поверхности стола (см. рисунок).

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=1289

Используя данные рисунка, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) В вертикальном направлении сила тяжести компенсируется силой упругости, действующей на брусок со стороны стола.

2) Сила трения скольжения равна 1,75 Н.

3) В вертикальном направлении на брусок не действуют никакие силы.

4) Сила тяги F равна 1,5 Н.

5) Сила трения скольжения пренебрежимо мала.

  1. Цена деления и предел измерения динамометра (см. рисунок) равны соответственно

1) 1 Н, 4 Н

2) 4 Н, 1 Н

3) 0,5 Н, 4 Н

4) 0,5 Н, 5 Н

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=3222

  1. В кабинет физики принесли ватку, смоченную духами, и сосуд, в который налили раствор медного купороса (раствор голубого цвета), а поверх осторожно налили воду (рис. 1). Было замечено, что запах духов распространился по объёму всего кабинета за несколько минут, тогда как граница между двумя жидкостями в сосуде исчезла только через две недели (рис. 2).

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=1058

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

1) Процесс диффузии можно наблюдать в газах и жидкостях.

2) Скорость диффузии зависит от температуры вещества.

3) Скорость диффузии зависит от агрегатного состояния вещества.

4) Скорость диффузии зависит от рода жидкостей.

5) В твёрдых телах скорость диффузии наименьшая.

  1. Установите соответствие между научными открытиями и именами учёных, которым эти открытия принадлежат.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

ИМЕНА УЧЕНЫХ

А) закон о передаче давления жидкостями и газами

Б) закон всемирного тяготения

1) Р. Гук

2) Б. Паскаль

3) И. Ньютон

4) Э. Торричелли

  1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Что такое флотация?

1) способ обогащения руды, в основе которого лежит явление плавания тел

2) способ обогащения руды, в основе которого лежит явление смачивания

3) плавание тел в жидкости

4) способ получения полезных ископаемых

Флотация

Чистая руда почти никогда не встречается в природе. Почти всегда полезное ископаемое перемешано с «пустой», ненужной горной породой. Процесс отделения пустой породы от полезного ископаемого называют обогащением руды.

Одним из способов обогащения руды, основанным на явлении смачивания, является флотация. Сущность флотации состоит в следующем. Раздробленная в мелкий порошок руда взбалтывается в воде. Туда же добавляется небольшое количество вещества, обладающего способностью смачивать одну из подлежащих разделению частей, например крупицы полезного ископаемого, и не смачивать другую часть — крупицы пустой породы. Кроме того, добавляемое вещество не должно растворяться в воде. При этом вода не будет смачивать поверхность крупицы руды, покрытую слоем добавки. Обычно применяют какое-нибудь масло.

В результате перемешивания крупицы полезного ископаемого обволакиваются тонкой пленкой масла, а крупицы пустой породы остаются свободными. В получившуюся смесь очень мелкими порциями вдувают воздух. Пузырьки воздуха, пришедшие в соприкосновение с крупицей полезной породы, покрытой слоем масла и потому не смачиваемой водой, прилипают к ней. Это происходит потому, что тонкая пленка воды между пузырьками воздуха и не смачиваемой ею поверхностью крупицы стремится уменьшить свою площадь, подобно капле воды на промасленной бумаге, и обнажает поверхность крупицы.

Крупицы полезной руды с пузырьками воздуха поднимаются вверх, а крупицы пустой породы опускаются вниз. Таким образом происходит более или менее полное отделение пустой породы и получается так называемый концентрат, богатый полезной рудой. 

  1. Почему крупицы полезной руды с пузырьками воздуха поднимаются вверх из смеси воды и руды?

1) на них действует выталкивающая сила, меньшая, чем сила тяжести

2) на них действует выталкивающая сила, равная силе тяжести

3) на них действует выталкивающая сила, большая, чем сила тяжести

4) на них действует сила поверхностного натяжения слоя воды между масляной пленкой и пузырьком воздуха

  1. Можно ли, используя флотацию, сделать так, чтобы пустая порода всплывала вверх, а крупицы руды оседали на дно? Ответ поясните.

  1. Какой автомобиль — грузовой или легковой — должен иметь более сильные тормоза? Ответ поясните.

  1. 1 кг глицерина и 2 кг воды наливают в сосуд и аккуратно перемешивают. Считая, что объём смеси жидкостей равен сумме их начальных объёмов, определите плотность образовавшегося раствора.



Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация по физике 7 класс

Вариант 2

 

  1. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.

ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

ПРИМЕРЫ

А) физическая величина

 

Б) физическое явление

 

B) физический закон

   (закономерность)

1) инерциальная система отсчёта

2) всем телам Земля вблизи своей поверхности сообщает

   одинаковое ускорение

3) мяч, выпущенный из рук, падает на землю

4) секундомер

5) средняя скорость

  1. Установите соответствие между формулами для расчёта физических величин и названиями этих величин. В формулах использованы обозначения:  — плотность; h — высота столба жидкости, V — объем тела, g — ускорение свободного падения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

ФОРМУЛЫ

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

А) 

Б) 

 

1) плотность тела

2) гидростатическое давление жидкости

3) силы Архимеда

4) плотность молекул в некотором объеме

  1. В каком агрегатном состоянии находится вещество, если оно имеет собственные форму и объем?

1) только в твердом

2) только в жидком

3) только в газообразном

4) в твердом или в жидком

  1. Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Для проведения опытов по изучению плавания тел Василий использовал стакан с пресной водой, поваренную соль и сырое яйцо. На рисунке представлено поведение яйца в зависимости от _________(А) соляного раствора в стакане. В стакане 3 плотность раствора была _________(Б). При увеличении плотности раствора сила тяжести, действующая на яйцо, _________(В), а выталкивающая сила _________(Г).

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=35086

 

Список слов:

1) максимальной

2) минимальной

3) концентрации

4) массы

5) увеличивается

6) уменьшается

7) не изменяется

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

  1. Шар 1 последовательно взвешивают на рычажных весах с шаром 2 и шаром 3 (рис. а и б). Для объёмов шаров справедливо соотношение  V2 = V3 > V1.

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=944

Какой шар имеет минимальную плотность? Запишите в ответе цифру, которой обозначен шар.

  1. Резиновый шарик с легко растягивающейся оболочкой, надутый у основания высокой горы, переносят от основания этой горы на её вершину. Как изменяются по мере подъёма шарика следующие физические величины: давление воздуха снаружи шарика и плотность воздуха внутри шарика? Температуру воздуха везде считать постоянной.

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличится

2) уменьшится

3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Давление воздуха снаружи шарика

Плотность воздуха внутри шарика

  1. Под действием силы тяги, приложенной через динамометр, брусок равномерно передвигают по горизонтальной поверхности стола (см. рисунок).

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=1289

Используя данные рисунка, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

 

1) В вертикальном направлении сила тяжести компенсируется силой упругости, действующей на брусок со стороны стола.

2) Сила трения скольжения равна 1,75 Н.

3) В вертикальном направлении на брусок не действуют никакие силы.

4) Сила тяги F равна 1,5 Н.

5) Сила трения скольжения пренебрежимо мала.

  1. Цена деления и предел измерения мензурки (см. рисунок) равны соответственноhttps://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=1127

 

1) 10 мл; 200 мл

2) 10 мл; 70 мл

3) 50 мл; 70 мл

4) 50 мл; 100 мл

9. В стеклянную трубку, нижнее отверстие которой закрыто тонкой резиновой плёнкой, по очереди наливают разные объёмы воды (см. рисунок). В результате резиновое дно прогибается.

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=1065

 

1) Жидкость оказывает давление на дно сосуда.

2) Давление, создаваемое жидкостью на дно сосуда, зависит от рода жидкости.

3) Давление, создаваемое жидкостью на дно сосуда, не зависит от формы сосуда.

4) Давление, создаваемое жидкостью на дно сосуда, зависит от высоты столба жидкости.

5) Давление внутри жидкости на одном и том же уровне одинаково по всем направлениям.

  1. Установите соответствие между научными открытиями и именами учёных, которым эти открытия принадлежат.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

ИМЕНА УЧЕНЫХ

А) открытие атмосферного давления

Б) открытие закона о передаче давления жидкостями и газами

1) Р. Броун

2) Э. Торричелли

3) А. Эйнштейн

4) Б. Паскаль

  1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Что такое флотация?

1) способ обогащения руды, в основе которого лежит явление плавания тел

2) способ обогащения руды, в основе которого лежит явление смачивания

3) плавание тел в жидкости

4) способ получения полезных ископаемых

Флотация

Чистая руда почти никогда не встречается в природе. Почти всегда полезное ископаемое перемешано с «пустой», ненужной горной породой. Процесс отделения пустой породы от полезного ископаемого называют обогащением руды.

Одним из способов обогащения руды, основанным на явлении смачивания, является флотация. Сущность флотации состоит в следующем. Раздробленная в мелкий порошок руда взбалтывается в воде. Туда же добавляется небольшое количество вещества, обладающего способностью смачивать одну из подлежащих разделению частей, например крупицы полезного ископаемого, и не смачивать другую часть — крупицы пустой породы. Кроме того, добавляемое вещество не должно растворяться в воде. При этом вода не будет смачивать поверхность крупицы руды, покрытую слоем добавки. Обычно применяют какое-нибудь масло.

В результате перемешивания крупицы полезного ископаемого обволакиваются тонкой пленкой масла, а крупицы пустой породы остаются свободными. В получившуюся смесь очень мелкими порциями вдувают воздух. Пузырьки воздуха, пришедшие в соприкосновение с крупицей полезной породы, покрытой слоем масла и потому не смачиваемой водой, прилипают к ней. Это происходит потому, что тонкая пленка воды между пузырьками воздуха и не смачиваемой ею поверхностью крупицы стремится уменьшить свою площадь, подобно капле воды на промасленной бумаге, и обнажает поверхность крупицы.

Крупицы полезной руды с пузырьками воздуха поднимаются вверх, а крупицы пустой породы опускаются вниз. Таким образом происходит более или менее полное отделение пустой породы и получается так называемый концентрат, богатый полезной рудой.

  1. Почему крупицы полезной руды с пузырьками воздуха поднимаются вверх из смеси воды и руды?

1) на них действует выталкивающая сила, меньшая, чем сила тяжести

2) на них действует выталкивающая сила, равная силе тяжести

3) на них действует выталкивающая сила, большая, чем сила тяжести

4) на них действует сила поверхностного натяжения слоя воды между масляной пленкой и пузырьком воздуха

  1. Можно ли, используя флотацию, сделать так, чтобы пустая порода всплывала вверх, а крупицы руды оседали на дно? Ответ поясните.

.

 

  1. Брусок плавает при полном погружении в воде. Изменится ли (и если изменится, то как) выталкивающая сила, действующая на брусок, если его переместить в керосин? Ответ поясните.

  1. 1 кг глицерина и 2 кг воды наливают в сосуд и аккуратно перемешивают. Считая, что объём смеси жидкостей равен сумме их начальных объёмов, определите плотность образовавшегося раствора.



Предварительный просмотр:

Ключи

7 класс

N

Баллы

1 вариант

2 вариант

1

2

315

532

2

1

23

23

3

1

3

1

4

2

2568

3175

5

1

3

2

6

2

22

22

7

2

12, 21

12, 21

8

1

3

1

9

2

13, 31

14, 41

10

2

23

24

11

1

2

2

12

1

3

3

13. (2 балла)

Решение.

Ответ: можно.

Объяснение: необходимо подобрать такую жидкость, которая смачивает пустую породу, но не смачивает крупинки руды и не растворяется в воде. Тогда пузырьки воздуха будут прилипать к крупицам пустой породы и вместе с ними подниматься вверх.

14. (2 балла)

1 вариант. Решение.

Ответ: более сильные тормоза должен иметь грузовой автомобиль.

Обоснование: масса грузового автомобиля больше, чем масса легкового автомобиля, следовательно, при одинаковых значениях скорости грузовой автомобиль обладает большей кинетической энергией, чем легковой, и для его остановки должна быть совершена большая работа. Соответственно, при одинаковом тормозном пути сила, вызывающая торможение, для грузового автомобиля должна быть больше, чем для легкового.

2 вариант. Решение.

Ответ: выталкивающая сила уменьшится.

Объяснение: выталкивающая сила, действующая на брусок в воде, уравновешивает силу тяжести. Деревянный брусок, плавающий при полном погружении в воде, утонет в керосине, так как плотность керосина меньше плотности воды. В керосине выталкивающая сила будет меньше силы тяжести и, следовательно, меньше выталкивающей силы в воде.

15. (3 балла)

8-11 баллов – «3»

12-19 баллов – «4»

20-25 баллов – «5»

8 класс

N

Баллы

1 вариант

2 вариант

1

2

321

513

2

1

14

42

3

1

4

2

4

2

1375

5726

5

1

3

3

6

1

5104

128

7

1

-5q

-5q

8

1

230

12

9

1

13

32

10

2

21

12

11

2

34, 43

15, 51

12

2

34, 43

34, 43

13

1

4

4

14

1

13, 31

14, 41

15

2

24

14

16

1

1

1

17

1

1

2

18 (2 балла)

Решение. 1 вариант

Как следует из текста, растворение большинства кристаллических веществ — эндотермическая реакция, т. е. такая, которая требует определённое количество теплоты для протекания. Таким образом, для наилучшего охлаждения стоит использовать смесь льда и соли.

Решение. 2 вариант

Ответ: нет.

Объяснение: не может, поскольку заряд шаров одинаковый, как и их форма, необходимой для разряда разности потенциалов не возникнет.

19 (2 балла)

Решение. 1 вариант

Ответ: водяной пар обжигает сильнее.

Объяснение: поверхность кожи при кратковременном контакте с водой получает энергию только за счёт охлаждения тонкого слоя воды в зоне контакта. Если же на кожу попадет пар, то энергия выделяется как при конденсации пара, так и при охлаждении образовавшейся на коже воды. И хотя масса образовавшейся воды может быть невелика, процесс конденсации сопровождается выделением большого количества теплоты, что и вызывает более сильный ожог.

Решение. 2 вариант

Ответ: из керамической.

Объяснение: поскольку теплопроводность металла намного больше теплопроводности керамики, кружка из керамики будет нагреваться гораздо медленнее и медленнее будет отдавать тепло губам. Из неё легче пить горячий чай.

20 (3 балла)

Решение.

При нагревании тела на температуру https://oge.sdamgia.ru/formula/5a/5a72f1304af0783657605aed0e38201ap.png тело получает количество теплоты https://oge.sdamgia.ru/formula/a6/a6b85b17f1a3e5ee7c5cc71869b2952dp.png При сгорании тела выделяется энергия https://oge.sdamgia.ru/formula/97/976e6462a63e2f54d5356b04740a206fp.png Учитывая, что КПД спиртовки равен 20%, получаем:

 

https://oge.sdamgia.ru/formula/f0/f0a8e0707910498dd6fa2778bb1c6ca0p.png

 

https://oge.sdamgia.ru/formula/52/529145a68193d9fe169aa034b4ca93d9p.png

 

Ответ: 33,6 г.

21 (3 балла)

Решение.

Чтобы закипела вода на плитке, необходимо нагреть и кастрюлю и воду до температуры кипения воды.

 

https://oge.sdamgia.ru/formula/f2/f2c0596a4190f2d4898ff32c7c4f80d2p.png

 

https://oge.sdamgia.ru/formula/94/940795b1fb174da48f643ff181366a16p.png

 

где Q1 — количество теплоты на нагревание воды, Q2 — количество воды на нагревание кастрюли.

Энергию на нагревание даёт электроплитка, и вычислить эту энергию можно по закону Джоуля — Ленца:

 

https://oge.sdamgia.ru/formula/21/211ec9a7e78752d4147b66023e6907f5p.png

 

Имеем:

 

https://oge.sdamgia.ru/formula/e8/e88f7b49c3fc2364700f3ebd6907b6fbp.png

 

Ответ: 148 с.

10-15 баллов – «3»

16-26 баллов – «4»

27-33 баллов – «5»

10 класс

N

Баллы

Ответы

1

1

10

2

1

1

3

1

2,5

4

1

0,6

5

2

12, 21

6

2

322

7

2

12

8

1

0,05

9

1

12465

10

1

100

11

2

24, 42

12

2

33

13

1

65

14

2

34, 43

15

2

13

16

1

5474

17

1

17,30,6

18

1

5

19. (3 балла) Если кольцо диаметром 3—4 см, согнутое из тонкой проволоки, окунуть в раствор мыла или стирального порошка, то, вынув его из раствора, можно обнаружить радужную пленку, затягивающую отверстие кольца. Если держать кольцо так, чтобы его плоскость была вертикальна, и рассматривать пленку в отраженном свете на темном фоне, то в верхней части пленки через некоторое время будет видно растущее темное пятно, окольцованное разноцветными полосами. Как чередуется цвет полос в направлении от темного пятна к нижней части кольца? Ответ поясните, используя физические закономерности.

Решение.

1. Окраска пленки обусловлена интерференцией света, отраженного от передней и задней поверхностей пленки.

2. Темное пятно на пленке появляется, когда из-за стекания мыльного раствора вниз толщина пленки становится слишком малой и не наблюдается интерференционный максимум ни для одной из длин волн в видимом диапазоне.

3. По направлению от темного пятна к нижней части кольца толщина пленки постепенно увеличивается, поэтому условие наблюдения первого интерференционного максимума при переходе от темного пятна к нижней части кольца выполняется сначала для света с наименьшей длиной волны (фиолетового), а затем по очереди для света всех цветов радуги, заканчивая светом с наибольшей длиной волны (красным). Затем наблюдаются максимумы следующих порядков. В результате под темным пятном пленка окрашена в фиолетовый цвет, затем в синий и т. д. до красного. Затем чередование цветов повторяется, но цвета начинают смешиваться, т. к. возможно наложение друг на друга максимумов разных порядков для разных длин волн.

20. (3 балла)Тело, свободно падающее с некоторой высоты, первый участок пути проходит за время https://ege.sdamgia.ru/formula/79/7905029d192ba78840a74881567424aap.png а такой же последний — за время https://ege.sdamgia.ru/formula/1d/1da8ad0eedd0c139e1a57918b4a1befbp.png Найдите полное время падения тела t, если его начальная скорость равна нулю.

Решение.

Нарисуем схематично рисунок (в принципе, он не обязателен)

https://phys-ege.sdamgia.ru/get_file?id=3813&png=1

Если t — полное время падения с высоты H, то

 

https://ege.sdamgia.ru/formula/5a/5a82d9a621dae4e331eb964d15d21223p.png

 

https://ege.sdamgia.ru/formula/23/23abcbe6682305ee392b6ebc29cbd835p.png

 

Ответ: https://ege.sdamgia.ru/formula/8b/8b1d8513017ab47d69d486f95487ba8bp.png

 

Примечание: поскольку общее время получилось меньше, чем сумма времен на участках https://ege.sdamgia.ru/formula/9f/9f15cdedd8d76e4abb50732f5727065bp.png и https://ege.sdamgia.ru/formula/a3/a3de00c1597600a387128a7add5b354fp.png (https://ege.sdamgia.ru/formula/7c/7cd52ad5d76e68835d02fb59407fe9e5p.png), заключаем, что эти участки «перекрывались». Таким образом, рисунок, в большей степени соответствующий реальности, должен выглядеть следующим образом:

https://phys-ege.sdamgia.ru/get_file?id=3814&png=1

Однако, как и отмечается в самом начале, конкретный вид рисунка не имеет никакого значения, он только помогает написать правильное уравнение.

21 (3 балла). В камере, заполненной азотом, при температуре T0 = 300 К находится открытый цилиндрический сосуд (рис. 1). Высота сосуда L = 50 см. Сосуд плотно закрывают цилиндрической пробкой и охлаждают до температуры T1. В результате расстояние от дна сосуда до низа пробки становится h = 40 см (рис. 2). Затем сосуд нагревают до первоначальной температуры T0. Расстояние от дна сосуда до низа пробки при этой температуре становится H = 46 см (рис. 3). Чему равна температура T1? Величину силы трения между пробкой и стенками сосуда считать одинаковой при движении пробки вниз и вверх. Массой пробки пренебречь. Давление азота в камере во время эксперимента поддерживается постоянным.https://phys-ege.sdamgia.ru/get_file?id=16846&png=1

Решение.

Пусть https://ege.sdamgia.ru/formula/30/300e8f5ec4863b76b9c7e4e76b349545p.png — давление азота в камере; https://ege.sdamgia.ru/formula/03/03b632315ee5bee654b60a6bd902a249p.png — давление в сосуде в ситуации на рис. 2; https://ege.sdamgia.ru/formula/6f/6fe97b358b528edc477ba63d50b652afp.png — давление в сосуде при температуре https://ege.sdamgia.ru/formula/ab/ab4ffa55f688360e0c12aef543c18351p.png в конце опыта; https://ege.sdamgia.ru/formula/5d/5dbc98dcc983a70728bd082d1a47546ep.png — площадь горизонтального сечения сосуда.

Параметры азота в сосуде в первоначальном состоянии и при температуре https://ege.sdamgia.ru/formula/24/2452fee413f58bb9509e88d80d4b9f8dp.png связаны равенством, следующим из уравнения Клапейрона — Менделеева: https://ege.sdamgia.ru/formula/20/20b3468d3a837664251000c3bed59fafp.png откуда https://ege.sdamgia.ru/formula/81/81884b5616a06bde360d4cd7912996efp.png

Условие равновесия пробки при температуре https://ege.sdamgia.ru/formula/a5/a56eb4256b06933114ff9dfa7064e495p.png https://ege.sdamgia.ru/formula/51/511fca2e68f58dbd3c3369ece24bc2b9p.png откуда https://ege.sdamgia.ru/formula/ad/ade1d9cba4b3193477e03b911e32fc3dp.png

Параметры азота в сосуде в первоначальном и конечном состояниях также связаны равенством, следующим из уравнения Клапейрона — Менделеева: https://ege.sdamgia.ru/formula/8b/8bf8f2c16972015335d7d034e7b37d9cp.png откуда https://ege.sdamgia.ru/formula/22/225ab1f69a5ef668e69db439569a2457p.png Условие равновесия пробки в конечном состоянии: https://ege.sdamgia.ru/formula/ed/ed8ce9dd3647f03428213577806c1683p.png откуда

 

https://ege.sdamgia.ru/formula/d4/d4e62a1d26c3f18328e6bbc92e528a6fp.png

 

Приравнивая друг другу два выражения для https://ege.sdamgia.ru/formula/e3/e3cef265312fb7e7594dee1a11ac73b8p.png получаем равенство

 

https://ege.sdamgia.ru/formula/bb/bb8971d82113fb664e416a57b247135ep.png

Отсюда https://ege.sdamgia.ru/formula/2b/2bdfadde1dfaa9c37ccc806e16d7771ap.png

 

Ответ: 219 К.

22 (3 балла). https://phys-ege.sdamgia.ru/get_file?id=16338&png=1Однородный стержень АВ массой m = 100 г покоится, упираясь в стык дна и стенки банки концом В и опираясь на край банки в точке С (см. рисунок). Модуль силы, с которой стержень давит на стенку сосуда в точке С, равен 0,5 Н. Чему равен модуль вертикальной составляющей силы, с которой стержень давит на сосуд в точке В, если модуль горизонтальной составляющей этой силы равен 0,3 Н? Трением пренебречь. Ответ укажите в ньютонах с точностью до одного знака после запятой.

Решение.

https://phys-ege.sdamgia.ru/get_file?id=16339&png=1

По третьему закону Ньютона сила, с которой стержень давит на сосуд в точке B, равна силе, с которой сосуд действует на стержень в этой же точке. Найдём эту силу.

Поскольку стержень покоится, согласно второму закону Ньютона, равнодействующая всех сил, действующих на него, должна быть равна нулю. На стержень действует три силы: сила тяжести и силы со стороны стакана в точках С и В. Сила тяжести имеет только вертикальную составляющую, а значит, горизонтальные проекции сил в точках С и В должны компенсировать друг друга. Следовательно, величина проекции силы в точке С равна https://ege.sdamgia.ru/formula/90/90e9548860e8f2e276a849217361b7dap.png Из теоремы Пифагора найдём величину вертикальной проекции силы в точке С:

 

https://ege.sdamgia.ru/formula/89/8922d82a62ef59a58809f5afe5563637p.png

 

Рассмотрим теперь второй закон Ньютона для стержня в проекции на вертикальную ось: https://ege.sdamgia.ru/formula/af/af4322c25ff7438b44a3eb525049bac1p.png Отсюда получаем, что модуль вертикальной составляющей силы в точке B равен https://ege.sdamgia.ru/formula/b3/b35e8b13daef457862454688be798584p.png

 

Ответ: 0,6 Н.

Ответ: 0,6

11-17 баллов – «3»

18-29 баллов – «4»

30-37 баллов – «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для промежуточной аттестации учащихся 7 классов по физике

СпецификацияЦель работы: определить уровень образовательных достижений учащихся по физике за курс 7 класса основной школы:- по основным содержательным линиям;- по уровням сложности;- по видам деятельн...

Материалы для промежуточной аттестации по физике 7 класс

Цель работы: определить уровень образовательных достижений учащихся по физике за курс 7 класса основной школы:- по основным содержательным линиям;- по уровням сложности;- по видам деятельности.Условия...

Промежуточная аттестация по физике 10 класс

Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации -проведения экспертизы соответствия содержания и качества подготовки обучающихся  по  ФИЗИКЕ в 10 классеФорма проведения оц...

Промежуточная аттестация по физике 7 класс

Материалы для промежуточной аттестации по физике для учащихся 7 класса...

Промежуточная аттестация по физике 8 класс

Материалы для проведения промежуточной аттестации по физике в 8 классе...

Промежуточная аттестация по физике 9 класс

Материалы для проведения промежуточной аттестации по физике в 9 классе...

Промежуточная аттестация по физике 10 класс

Материалы для проведения промежуточной аттестации по физике в 10 классе...