Последовательное соединение проводников
учебно-методический материал по физике

Антоний Валентина Александровна
  • Ознакомить учащихся с последовательным соединением проводников;
  • экспериментально изучить законы последовательного соединения проводников в электрической цепи;
  • продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром);
  • закрепить законы последовательного соединения решением практических задач, выполнением разноуровневого теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema1.docx451.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Последовательное соединение проводников» (8 класс)

Тип урока:

Урок изучения нового материала с элементами первичного закрепления

Форма урока:

Комбинированный урок с элементами исследования

Задачи урока:

1.        Образовательная.

  • Ознакомить учащихся с последовательным соединением проводников;
  • экспериментально изучить законы последовательного соединения проводников в электрической цепи;
  • продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром);
  • закрепить законы последовательного соединения решением практических задач, выполнением разноуровневого теста.

2.        Развивающая.

  • Развивать навыки решения задач, логическое мышление и творческое воображение;
  • продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

3.        Воспитательная.

  • продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке;
  • продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).

Цель урока.

Ввести законы последовательного соединения проводников на основе имеющихся знаний об электрических величинах, экспериментальных значений, научить решать задачи на данное соединение проводников.

Формы работы:

  • Фронтальная
  • Групповая
  • Индивидуальная
  • Методы обучения:
  • объяснительно-иллюстративные,
  • репродуктивные,
  • частично-поисковые,
  • проблемно-обобщающие. Компетенции развиваемые на уроке:

  • Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;
  • Умение целепологания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
  • Навыки работы в группе, способы взаимодействия с людьми;
  • Опыт освоения учащимися научной картины мира;
  • Компетенция личностного совершенствования.

Материально-техническое оснащение.

Компьютер, мультимедийный проектор, инструкционные карты, карточки с заданиями, презентация,  источник питания, амперметр, вольтметр, ключ, лампочки и соединительные провода,  резисторы.

ПЛАН УРОКА

I.     Организационный момент - 1 мин.

II.     Актуализация знаний учащихся. -6 мин.

  1. Определение уровня обученности учащихся - 3 мин.
  2. Изложение нового материала (работа в группах) - 15 мин.
  3. Закрепление изученного материала: работа у доски, выполнение теста - 17 мин.

 VI.     Рефлексия. - 3 мин.

Этап урока        Действия учителя        Деятельность обучающихся

1. Организационный

Знакомство учителя с

момент

ребятами (слайд 1).

(1 минута)

2. Актуализация

- Ребята, давайте подумаем

Ребята отвечают (без елки,

знаний

без чего у нас не проходит

гирлянд)

(6 минут)

Новый год?

-видеосюжет (слайд 2). - Ребята давайте попробуем

объяснить происшедшее.

Ребята отвечают (лампочки соединены последовательно, при выключении любого из проводников, в данном случае

-Так каким образом у нас включены гирлянды в

лампочек, происходит прекращение тока в цепи)

электрическую цепь?

-Для того чтобы мы могли

полноценно работать, нам

Ребята отвечают (последовательно)

необходимо

сформулировать тему и цель нашего сегодняшнего занятия. И так тема урока?

Ребята отвечают

Последовательное соединение проводников

(слайд 3)

У вас на столах лежат

рабочие листы. Запишите

тему урока.

-Эксперимент: включить в цепь 1 лампочку, затем 2.

Ребята отвечают (лампы стали гореть тускнее).

Подключим ее к тому же

источнику тока. Что изменилось?

Пытаются объяснить

- Почему накал лампочек не

одинаков? Как объяснить

наблюдаемое явление с

точки зрения физики?

- Как видим, тех знаний,

что вы усвоили на

предыдущих уроках, не

совсем достаточно для того,

чтобы полно и   корректно

ответить на поставленные

вопросы.   Таким образом,

мы сталкиваемся с

необходимостью

цель заключается в

пополнения багажа наших

качественном и

знаний о постоянном токе и

количественном описании

законах, его описывающих.

данного соединения.

- Определите цель нашего

урока

3. Определение

Итак, тема урока

Выполнение теста.

уровня   обученности

определена и цели

Самопроверка   (через слайд 4)

учащихся (3 минуты)

намечены. Прежде чем мы приступим к решению наших задач, необходимо восстановить в памяти

Тест:   согласны с утверждением ставим +, не согласны –

знания, приобретенные на

1. Электрический ток-

предыдущих уроках. Предлагаю это сделать с

направленное движение заряженных частиц

помощью теста,

2. Прибор для измерения силы

находящегося у вас на столах. Самопроверка (через слайд 4).

тока – вольтметр. 3.Электрический ток направлен от «-» к «+»

- По результатам теста прикрепите себе эмблему. Займите места за партами, так чтобы рядом с вами сидел ваш одноклассник с эмблемой того же цвета.

4.        Вольтметр включают в цепь
параллельно.

5.        За единицу напряжения
принимают такое

электрическое напряжение на концах проводника, при котором работа по перемещению электрического заряда в 1 Кл по этому проводнику равна 1 Дж.

6.        Электрический заряд
называется количеством
электричества.

7.Амперметром измеряют силу тока

8.        Для человеческого организма
безопасной считается сила тока
больше 100мА.

9.        Амперметр включают в цепь
параллельно.

10.        Сила тока в проводнике
прямо пропорциональна
напряжению на концах
проводника.

4. «Открытие нового знания» (работа в группах) (10 минут)

5. Первичное закрепление (4-5 минут)


-Сегодня мы будем говорить о законах

последовательного соединения проводников. А что значит последовательное соединение проводников? (слайд 5)

-Но данные законы вы выведите самостоятельно, выполняя задания в группах. Каждой группе выдается инструкция проведения исследования. По окончании работы, результаты проверим на доске.

 Группа которая справится с заданием раньше имеет возможность получить дополнительную оценку за урок, для этого необходимо поднять руку. Вспомним   правила по технике безопасности: (слайд 6).

Желаю вам удачи в работе.

Все закончили работу. Прошу к доске, собрать эл. цепь и объяснить полученные результаты (использование доски). Ребята не забывайте делать пометки, выводы в рабочих листах (слайд 7).


1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

вопр

0

оса

Отве т

+

-

-

+

+

+

+

-

-

+

1 уровень: 5-6 (желтый)

2 уровень: 7-8 (зеленый)

3 уровень: 9-10 (красный)

Последовательное соединение проводников это соединение, при котором конец предыдущего проводника соединяют с началом только одного – последующего .

Правила по технике

безопасности:

-При соединении приборов не

забудьте о полярности приборов.

-Амперметр в цепь

подключается последовательно,

вольтметр параллельно.

-Прежде чем, что-то исправить,

нужно отключить прибор.

Работа в парах по

инструктивной карте.

Учащиеся по очереди выходят к доске и анализируют результаты опытов, выводят законы

1. При последовательном соединении сила тока в любых частях цепи одна и та же (слайд 8)

Чтобы закрепить законы последовательного соединения предлагаю выполнить следующие задания:

1. Как соединены резисторы в цепи? Какие значения покажут амперметры? (слайд 10)

2. Как соединены резисторы в цепи? Какие значения покажут нижние вольтметры, если резисторы одинаковые, и


I1=I2=I

2. Полное   напряжение   в   цепи
при
        последовательном

соединении     равно      сумме напряжений    на    отдельных участках цепи. (слайд 9) U=U1+U2

R=R1+R2

Учащиеся выполняют задания и делают вывод:

  1. Резисторы соединены последовательно, амперметры покажут одинаковые значения.
  2. Резисторы соединены последовательно, вольтметры покажут одинаковые значения по 10В.

Вывод: при последовательном соединении сила тока в любых частях цепи одна и та же. Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи.

6. Самостоятельная
работа
(4-5 минут)
        


  видеосюжет  №2 (объяснение последовательного соединения) (слайд 12)

А теперь ребята вернемся к нашему эксперименту и попробуем объяснить, почему происходит так.

Для того чтобы проверить как разобрались мы с последовательным соединением проводников,


Чем больше лампочек, тем больше сопротивлений, напряжение на каждой лампочке всегда будет меньше, если увеличивать их количество.

Выполнение теста, программа в заключение теста выставит оценку за работу.

предлагаю вам решить тест на. Каждый выбирает вариант цвета своей эмблемы.

7. Включение    нового знания       в       систему знаний                                      и  повторение                (1-2 минуты)

В тот момент как ученики

закончат

- как

отремонтировать гирлянду

Ребята отвечают (лампочки в гирлянде соединены последовательно, поэтому для того чтобы она заработала, нужно заменить лампочку)

8. Рефлексия деятельности.

(пока ученики работали над тестом   раздать ладошки для рефлексии)

Ребята, кому на уроке была все интересно и все понравилось, пожалуйста поднимите свою эмблему, лежащей у вас на столах.

9.   Домашнее задание п. 48 упр 32 з 1-2. Итог урока (1 минута)

В завершении нашей встречи, ребята я хочу подарить вам такие слова (слайд 13):

Всё известно вокруг.

Тем не менее, на земле ещё

много того, Что достойно порой

удивления И вашего, и моего. Удивляйтесь цветам, Удивляйтесь росе, Удивляйтесь упругости

стали, Удивляйтесь тому, Чему люди уже

Удивляться давно перестали! Спасибо. До свиданья.

Желтый

Задание: «Измерение силы тока и напряжения на различных, последовательно соединенных участках цепи»

Пр

ра.

2.

рис.2        рис.3

3.   Сравните   все полученные показания амперметра. Сделайте вывод.

I1 =        _A


I2 =        А


I3 =        А

Вывод:     При последовательном соединении сила тока в любых частях цепи

вольтметра.

рис.5


рис.6

5. Вычислите сумму напряжений U^ХЗг на обоих резисторах и сравните ее с напряжением U. Сделайте вывод.

U1 =        B

U2 =        В

U =        В

Вывод:     Полное    напряжение    в    цепи    при    последовательном    соединении    равно

на отдельных участках цепи.

Зеленый     Задание: «Измерение силы тока и напряжения на различных, последовательно соединенных участках цепи»

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Поочередно соберите цепи изображенные на рис.1,2,3. Запишите показания амперметра
  2. Сделайте вывод путем сравнения полученных показаний

г»МН

1        I

--Г

1-4-«Н

рис.1                                    рис.2                                  рис.3
I1=        _A        I2=        А        I3=        А

Вывод:   При последовательном соединении сила тока в любых частях цепи

3. Поочередно соберите цепи изображенные на рис.4,5,6. Запишите показания вольтметра

рис.4


рис.5


рис.6

4. Вычислите сумму напряжений U1+U2 на обоих резисторах и сравните ее с напряжением U. Сделайте вывод.

U1=        B

U2=        В

U=        В

Вывод:   Полное  напряжение  в  цепи  при  последовательном  соединении  равно

на отдельных участках цепи.

Красный

Задание: «Измерение силы тока и напряжения на различных, последовательно соединенных участках цепи»

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Соберите цепь из источника питания, резисторов, ключа, амперметра, соединив все приборы последовательно. Замкните цепь.
  2. Измерьте силу тока.
  3. Затем измените положение амперметра в цепи. Замкните цепь. Измерьте силу тока и сравните все полученные показания амперметра. Начертите схему собранной вами.

I1=        _A       I2=        А        I3=        А        Схема:

Вывод:   При последовательном соединении сила тока
в любых частях цепи        

  1. Соберите цепь из источника питания, резисторов, ключа, соединив все приборы последовательно. Замкните цепь.
  2. Измерьте напряжение U1, U 2 на концах каждого резистора и напряжение U на участке цепи, состоящей из двух спиралей.
  3. Вычислите сумму напряжений U 1+U2 на обоих резисторах и сравните ее с напряжением U. Сделайте вывод.
  4. Начертите схему собранной вами цепи и покажите на ней, куда включается амперметр и вольтметр при измерении напряжения на каждом резисторе и на двух резисторах вместе.

U1=        B        Схема:

U2=        В

U=        В

Вывод:   Полное  напряжение  в  цепи  при  последовательном  соединении  равно
        на отдельных участках цепи.

Определите  сопротивление проводника используя закон Ома для участка цепи

R1=  U1/ I1=_______________

R2=U2 / I2=_____________

R= R1+R2=_____________

Вывод:   Полное  сопротивление  в  цепи  при  последовательном  соединении  равно
        на отдельных участках цепи.

Карточки задания:

Задача 1. Две одинаковые лампочки, рассчитанные на 220 В каждая, соединены последовательно и включены в сеть напряжением 220 В. Под каким напряжением будет находиться каждая лампа?

Задача 2. Начертите схему цепи, изображенной на рисунке

Задача 3. Сила тока в цепи 4 А (смотри рисунок задачи 2). Чему равна сила тока на каждой лампочке (лампочки одинаковые)?

Заключительный тест:

1 уровень

1. При последовательном соединении проводников общее напряжение на всех проводниках….. на отдельных проводниках.

  1. такое же, как и ;
  2. равно сумме напряжений;
  3. меньше, чем.

2. Каждый из двух нагревательных элементов кипятильника имеет силу тока 5А. определите силу тока в подводящих проводах, если элементы соединены последовательно.

  1. 25А
  2. 10А
  3. 25А

2 уровень

1. Сила тока в проводнике R1=4А. какова сила тока в проводнике R2?

  1. 16А

2. В сеть напряжением 120 В

последовательно включены три одинаковые электрические лампы. Какое напряжение на каждой из них?

  1. 360 В;
  2. 50 В;
  3. 60 В;
  4. 30 В;
  5. 40В.

3 уровень

1.        Требуется изготовить

елочную гирлянду из лампочек, рассчитанных на напряжение 6 В, чтобы ее можно было включить в сеть напряжением 120 В. Сколько для этого надо взять лампочек?

  1. 4
  2. 8
  3. 16
  4. 20
  5. 30

  1. последовательно;
  2. параллельно.

2.   Рассмотрите схему электрической цепи. Как включен реостат относительно лампочки и звонка?

3.     Рассмотрите схему. Как подключено сопротивление относительно лампы Л1?

  1. последовательно
  2. параллельно

3. Рассмотрите схему. Как

подключена лампа R 1 относительно лампы

1)последовательно

2)параллельно


3. Для какого соединения резисторов (см.рисунок) сила тока в каждом из них одинакова?

Рабочий лист      Ф.И.        

Тема:        

Последовательное соединение проводников - это соединение, при котором

        предыдущего проводника соединяют с        только одного -

последующего.

Я,        Нг

—ЕЗ—ЕЗ-

Выполнение теста.

Тест: согласны с утверждением ставим +, не согласны -

  1. Электрический ток- направленное движение заряженных частиц
  2. Прибор для измерения силы тока - вольтметр.
  3. Электрический ток направлен от «-» к «+»
  4. Вольтметр включают в цепь параллельно.
  5. За единицу напряжения принимают такое электрическое напряжение на концах проводника, при котором работа по перемещению электрического заряда в 1 Кл по этому проводнику равна 1 Дж.
  6. Электрический заряд называется количеством электричества.
  7. Амперметром измеряют силу тока. 
  8. Для человеческого организма безопасной считается сила тока больше 1 00мА.
  9. Амперметр включают в цепь параллельно.
  10. Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.

5-6   (желтая эмблема)    7-8    (зеленая эмблема)    9-10 (красная эмблема)

Законы последовательного соединения: 1.       При последовательном соединении сила тока в любых частях цепи

2.       Полное   напряжение   в   цепи   при   последовательном   соединении   равно
        на отдельных участках цепи.

Оценка за тест:

Тест:   Согласны с утверждением ставим +, не согласны –

  1. Электрический ток- направленное движение заряженных частиц
  2. Прибор для измерения силы тока – вольтметр.
  3. Электрический ток направлен от «-» к «+»
  4. Вольтметр включают в цепь параллельно.
  5. За единицу напряжения принимают такое электрическое напряжение на концах проводника, при котором работа по перемещению электрического заряда в 1 Кл по этому проводнику равна 1 Дж.
  6. Электрический заряд называется количеством электричества.
  7. Амперметром измеряют силу тока.
  8. Для человеческого организма безопасной считается сила тока больше 100мА.
  9. Амперметр включают в цепь параллельно.

10.        Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах
проводника

Ладошка для рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Последовательное соединение проводников"

На уроке был использован исследовательский метод обяснения нового материала. Обучающиеся сами выводили формулы для последовательного соединения и делали выводы....

Методическая разработка урока физики в 8 классе "Исследование последовательного соединения проводников"

Изучение нового материала с использованием фронтального эксперимента....

Презентация "Последовательное соединение проводников"

Презентация к уроку физики "Виды соединений проводников" в 8 классе ( по учебнику А.В. Перышкина) , в 9 классе ( по учебнику С.В. Громова)...

Последовательное соединение проводников. Урок исследование.

Цель урока:Изучение законов последовательного соединения проводников в цепи постоянного электрического тока.Оборудование:Видеопроектор, интерактивная доска, печатный раздаточный материал.Источник пита...

Презентация урока "Последовательное соединение проводников".

Презентация урока "Последовательное соединение проводников"....

Урок на тему "Последовательное соединение проводников"

Презентация урока на тему "Последовательное соединение проводников". Урок изучение новой темы....

Урок по теме "Последовательное соединение проводников" 8,9 класс

Урок по теме "Последовательное соединение проводников" 8,9 класс, конспект урока, презентация. Перышкин, Громов...