Последовательное соединение проводников
учебно-методический материал по физике
- Ознакомить учащихся с последовательным соединением проводников;
- экспериментально изучить законы последовательного соединения проводников в электрической цепи;
- продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром);
- закрепить законы последовательного соединения решением практических задач, выполнением разноуровневого теста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 451.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Последовательное соединение проводников» (8 класс)
Тип урока:
Урок изучения нового материала с элементами первичного закрепления
Форма урока:
Комбинированный урок с элементами исследования
Задачи урока:
1. Образовательная.
- Ознакомить учащихся с последовательным соединением проводников;
- экспериментально изучить законы последовательного соединения проводников в электрической цепи;
- продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром);
- закрепить законы последовательного соединения решением практических задач, выполнением разноуровневого теста.
2. Развивающая.
- Развивать навыки решения задач, логическое мышление и творческое воображение;
- продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
3. Воспитательная.
- продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке;
- продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).
Цель урока.
Ввести законы последовательного соединения проводников на основе имеющихся знаний об электрических величинах, экспериментальных значений, научить решать задачи на данное соединение проводников.
Формы работы:
- Фронтальная
- Групповая
- Индивидуальная
- Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративные,
- репродуктивные,
- частично-поисковые,
- проблемно-обобщающие. Компетенции развиваемые на уроке:
- Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;
- Умение целепологания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
- Навыки работы в группе, способы взаимодействия с людьми;
- Опыт освоения учащимися научной картины мира;
- Компетенция личностного совершенствования.
Материально-техническое оснащение.
Компьютер, мультимедийный проектор, инструкционные карты, карточки с заданиями, презентация, источник питания, амперметр, вольтметр, ключ, лампочки и соединительные провода, резисторы.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент - 1 мин.
II. Актуализация знаний учащихся. -6 мин.
- Определение уровня обученности учащихся - 3 мин.
- Изложение нового материала (работа в группах) - 15 мин.
- Закрепление изученного материала: работа у доски, выполнение теста - 17 мин.
VI. Рефлексия. - 3 мин.
Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихся
1. Организационный | Знакомство учителя с | |
момент | ребятами (слайд 1). | |
(1 минута) | ||
2. Актуализация | - Ребята, давайте подумаем | Ребята отвечают (без елки, |
знаний | без чего у нас не проходит | гирлянд) |
(6 минут) | Новый год? -видеосюжет (слайд 2). - Ребята давайте попробуем | |
объяснить происшедшее. | Ребята отвечают (лампочки соединены последовательно, при выключении любого из проводников, в данном случае | |
-Так каким образом у нас включены гирлянды в | лампочек, происходит прекращение тока в цепи) | |
электрическую цепь? -Для того чтобы мы могли полноценно работать, нам | Ребята отвечают (последовательно) | |
необходимо сформулировать тему и цель нашего сегодняшнего занятия. И так тема урока? | Ребята отвечают Последовательное соединение проводников | |
(слайд 3) | ||
У вас на столах лежат | ||
рабочие листы. Запишите | ||
тему урока. | ||
-Эксперимент: включить в цепь 1 лампочку, затем 2. | Ребята отвечают (лампы стали гореть тускнее). | |
Подключим ее к тому же | ||
источнику тока. Что изменилось? | Пытаются объяснить | |
- Почему накал лампочек не | ||
одинаков? Как объяснить | ||
наблюдаемое явление с | ||
точки зрения физики? | ||
- Как видим, тех знаний, | ||
что вы усвоили на | ||
предыдущих уроках, не | ||
совсем достаточно для того, | ||
чтобы полно и корректно | ||
ответить на поставленные | ||
вопросы. Таким образом, | ||
мы сталкиваемся с |
необходимостью | цель заключается в | |
пополнения багажа наших | качественном и | |
знаний о постоянном токе и | количественном описании | |
законах, его описывающих. | данного соединения. | |
- Определите цель нашего | ||
урока | ||
3. Определение | Итак, тема урока | Выполнение теста. |
уровня обученности | определена и цели | Самопроверка (через слайд 4) |
учащихся (3 минуты) | намечены. Прежде чем мы приступим к решению наших задач, необходимо восстановить в памяти | Тест: согласны с утверждением ставим +, не согласны – |
знания, приобретенные на | 1. Электрический ток- | |
предыдущих уроках. Предлагаю это сделать с | направленное движение заряженных частиц | |
помощью теста, | 2. Прибор для измерения силы | |
находящегося у вас на столах. Самопроверка (через слайд 4). | тока – вольтметр. 3.Электрический ток направлен от «-» к «+» | |
- По результатам теста прикрепите себе эмблему. Займите места за партами, так чтобы рядом с вами сидел ваш одноклассник с эмблемой того же цвета. | 4. Вольтметр включают в цепь 5. За единицу напряжения электрическое напряжение на концах проводника, при котором работа по перемещению электрического заряда в 1 Кл по этому проводнику равна 1 Дж. 6. Электрический заряд 7.Амперметром измеряют силу тока 8. Для человеческого организма 9. Амперметр включают в цепь 10. Сила тока в проводнике |
4. «Открытие нового знания» (работа в группах) (10 минут)
5. Первичное закрепление (4-5 минут)
-Сегодня мы будем говорить о законах
последовательного соединения проводников. А что значит последовательное соединение проводников? (слайд 5)
-Но данные законы вы выведите самостоятельно, выполняя задания в группах. Каждой группе выдается инструкция проведения исследования. По окончании работы, результаты проверим на доске.
Группа которая справится с заданием раньше имеет возможность получить дополнительную оценку за урок, для этого необходимо поднять руку. Вспомним правила по технике безопасности: (слайд 6).
Желаю вам удачи в работе.
Все закончили работу. Прошу к доске, собрать эл. цепь и объяснить полученные результаты (использование доски). Ребята не забывайте делать пометки, выводы в рабочих листах (слайд 7).
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1 |
вопр | 0 | |||||||||
оса | ||||||||||
Отве т | + | - | - | + | + | + | + | - | - | + |
1 уровень: 5-6 (желтый) | ||||||||||
2 уровень: 7-8 (зеленый) | ||||||||||
3 уровень: 9-10 (красный) |
Последовательное соединение проводников – это соединение, при котором конец предыдущего проводника соединяют с началом только одного – последующего .
Правила по технике
безопасности:
-При соединении приборов не
забудьте о полярности приборов.
-Амперметр в цепь
подключается последовательно,
вольтметр параллельно.
-Прежде чем, что-то исправить,
нужно отключить прибор.
Работа в парах по
инструктивной карте.
Учащиеся по очереди выходят к доске и анализируют результаты опытов, выводят законы
1. При последовательном соединении сила тока в любых частях цепи одна и та же (слайд 8)
Чтобы закрепить законы последовательного соединения предлагаю выполнить следующие задания:
1. Как соединены резисторы в цепи? Какие значения покажут амперметры? (слайд 10)
2. Как соединены резисторы в цепи? Какие значения покажут нижние вольтметры, если резисторы одинаковые, и
I1=I2=I
2. Полное напряжение в цепи
при последовательном
соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи. (слайд 9) U=U1+U2
R=R1+R2
Учащиеся выполняют задания и делают вывод:
- Резисторы соединены последовательно, амперметры покажут одинаковые значения.
- Резисторы соединены последовательно, вольтметры покажут одинаковые значения по 10В.
Вывод: при последовательном соединении сила тока в любых частях цепи одна и та же. Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи.
6. Самостоятельная
работа
(4-5 минут)
видеосюжет №2 (объяснение последовательного соединения) (слайд 12)
А теперь ребята вернемся к нашему эксперименту и попробуем объяснить, почему происходит так.
Для того чтобы проверить как разобрались мы с последовательным соединением проводников,
Чем больше лампочек, тем больше сопротивлений, напряжение на каждой лампочке всегда будет меньше, если увеличивать их количество.
Выполнение теста, программа в заключение теста выставит оценку за работу.
предлагаю вам решить тест на. Каждый выбирает вариант цвета своей эмблемы. | ||
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение (1-2 минуты) | В тот момент как ученики закончат - как отремонтировать гирлянду | Ребята отвечают (лампочки в гирлянде соединены последовательно, поэтому для того чтобы она заработала, нужно заменить лампочку) |
8. Рефлексия деятельности. | (пока ученики работали над тестом раздать ладошки для рефлексии) Ребята, кому на уроке была все интересно и все понравилось, пожалуйста поднимите свою эмблему, лежащей у вас на столах. | |
9. Домашнее задание п. 48 упр 32 з 1-2. Итог урока (1 минута) | В завершении нашей встречи, ребята я хочу подарить вам такие слова (слайд 13): Всё известно вокруг. Тем не менее, на земле ещё много того, Что достойно порой удивления И вашего, и моего. Удивляйтесь цветам, Удивляйтесь росе, Удивляйтесь упругости стали, Удивляйтесь тому, Чему люди уже Удивляться давно перестали! Спасибо. До свиданья. |
Желтый
Задание: «Измерение силы тока и напряжения на различных, последовательно соединенных участках цепи»
Пр
ра.
2.
рис.2 рис.3
3. Сравните все полученные показания амперметра. Сделайте вывод.
I1 = _A
I2 = А
I3 = А
Вывод: При последовательном соединении сила тока в любых частях цепи
вольтметра.
рис.5
рис.6
5. Вычислите сумму напряжений U^ХЗг на обоих резисторах и сравните ее с напряжением U. Сделайте вывод.
U1 = B
U2 = В
U = В
Вывод: Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно
на отдельных участках цепи.
Зеленый Задание: «Измерение силы тока и напряжения на различных, последовательно соединенных участках цепи»
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
- Поочередно соберите цепи изображенные на рис.1,2,3. Запишите показания амперметра
- Сделайте вывод путем сравнения полученных показаний
г»МН
1 I
--Г
1-4-«Н
рис.1 рис.2 рис.3
I1= _A I2= А I3= А
Вывод: При последовательном соединении сила тока в любых частях цепи
3. Поочередно соберите цепи изображенные на рис.4,5,6. Запишите показания вольтметра
рис.4
рис.5
рис.6
4. Вычислите сумму напряжений U1+U2 на обоих резисторах и сравните ее с напряжением U. Сделайте вывод.
U1= B
U2= В
U= В
Вывод: Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно
на отдельных участках цепи.
Красный
Задание: «Измерение силы тока и напряжения на различных, последовательно соединенных участках цепи»
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
- Соберите цепь из источника питания, резисторов, ключа, амперметра, соединив все приборы последовательно. Замкните цепь.
- Измерьте силу тока.
- Затем измените положение амперметра в цепи. Замкните цепь. Измерьте силу тока и сравните все полученные показания амперметра. Начертите схему собранной вами.
I1= _A I2= А I3= А Схема:
Вывод: При последовательном соединении сила тока
в любых частях цепи
- Соберите цепь из источника питания, резисторов, ключа, соединив все приборы последовательно. Замкните цепь.
- Измерьте напряжение U1, U 2 на концах каждого резистора и напряжение U на участке цепи, состоящей из двух спиралей.
- Вычислите сумму напряжений U 1+U2 на обоих резисторах и сравните ее с напряжением U. Сделайте вывод.
- Начертите схему собранной вами цепи и покажите на ней, куда включается амперметр и вольтметр при измерении напряжения на каждом резисторе и на двух резисторах вместе.
U1= B Схема:
U2= В
U= В
Вывод: Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно
на отдельных участках цепи.
Определите сопротивление проводника используя закон Ома для участка цепи
R1= U1/ I1=_______________
R2=U2 / I2=_____________
R= R1+R2=_____________
Вывод: Полное сопротивление в цепи при последовательном соединении равно
на отдельных участках цепи.
Карточки задания:
Задача 1. Две одинаковые лампочки, рассчитанные на 220 В каждая, соединены последовательно и включены в сеть напряжением 220 В. Под каким напряжением будет находиться каждая лампа?
Задача 2. Начертите схему цепи, изображенной на рисунке
Задача 3. Сила тока в цепи 4 А (смотри рисунок задачи 2). Чему равна сила тока на каждой лампочке (лампочки одинаковые)?
Заключительный тест:
1 уровень
1. При последовательном соединении проводников общее напряжение на всех проводниках….. на отдельных проводниках.
- такое же, как и ;
- равно сумме напряжений;
- меньше, чем.
2. Каждый из двух нагревательных элементов кипятильника имеет силу тока 5А. определите силу тока в подводящих проводах, если элементы соединены последовательно.
- 25А
- 5А
- 10А
- 25А
2 уровень
1. Сила тока в проводнике R1=4А. какова сила тока в проводнике R2?
- 4А
- 2А
- 8А
- 16А
2. В сеть напряжением 120 В
последовательно включены три одинаковые электрические лампы. Какое напряжение на каждой из них?
- 360 В;
- 50 В;
- 60 В;
- 30 В;
- 40В.
3 уровень
1. Требуется изготовить
елочную гирлянду из лампочек, рассчитанных на напряжение 6 В, чтобы ее можно было включить в сеть напряжением 120 В. Сколько для этого надо взять лампочек?
- 4
- 8
- 16
- 20
- 30
- последовательно;
- параллельно.
2. Рассмотрите схему электрической цепи. Как включен реостат относительно лампочки и звонка?
3. Рассмотрите схему. Как подключено сопротивление относительно лампы Л1?
- последовательно
- параллельно
3. Рассмотрите схему. Как
подключена лампа R 1 относительно лампы
1)последовательно
2)параллельно
3. Для какого соединения резисторов (см.рисунок) сила тока в каждом из них одинакова?
Рабочий лист Ф.И.
Тема:
Последовательное соединение проводников - это соединение, при котором
предыдущего проводника соединяют с только одного -
последующего.
Я, Нг
—ЕЗ—ЕЗ-
Выполнение теста.
Тест: согласны с утверждением ставим +, не согласны -
- Электрический ток- направленное движение заряженных частиц
- Прибор для измерения силы тока - вольтметр.
- Электрический ток направлен от «-» к «+»
- Вольтметр включают в цепь параллельно.
- За единицу напряжения принимают такое электрическое напряжение на концах проводника, при котором работа по перемещению электрического заряда в 1 Кл по этому проводнику равна 1 Дж.
- Электрический заряд называется количеством электричества.
- Амперметром измеряют силу тока.
- Для человеческого организма безопасной считается сила тока больше 1 00мА.
- Амперметр включают в цепь параллельно.
- Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.
5-6 (желтая эмблема) 7-8 (зеленая эмблема) 9-10 (красная эмблема)
Законы последовательного соединения: 1. При последовательном соединении сила тока в любых частях цепи
2. Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно
на отдельных участках цепи.
Оценка за тест:
Тест: Согласны с утверждением ставим +, не согласны –
- Электрический ток- направленное движение заряженных частиц
- Прибор для измерения силы тока – вольтметр.
- Электрический ток направлен от «-» к «+»
- Вольтметр включают в цепь параллельно.
- За единицу напряжения принимают такое электрическое напряжение на концах проводника, при котором работа по перемещению электрического заряда в 1 Кл по этому проводнику равна 1 Дж.
- Электрический заряд называется количеством электричества.
- Амперметром измеряют силу тока.
- Для человеческого организма безопасной считается сила тока больше 100мА.
- Амперметр включают в цепь параллельно.
10. Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах
проводника
Ладошка для рефлексии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Последовательное соединение проводников"
На уроке был использован исследовательский метод обяснения нового материала. Обучающиеся сами выводили формулы для последовательного соединения и делали выводы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/20/picture-60933.jpg)
Методическая разработка урока физики в 8 классе "Исследование последовательного соединения проводников"
Изучение нового материала с использованием фронтального эксперимента....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-126246-1364120811.jpg)
Презентация "Последовательное соединение проводников"
Презентация к уроку физики "Виды соединений проводников" в 8 классе ( по учебнику А.В. Перышкина) , в 9 классе ( по учебнику С.В. Громова)...
Последовательное соединение проводников. Урок исследование.
Цель урока:Изучение законов последовательного соединения проводников в цепи постоянного электрического тока.Оборудование:Видеопроектор, интерактивная доска, печатный раздаточный материал.Источник пита...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-158400-1365437523.jpg)
Презентация урока "Последовательное соединение проводников".
Презентация урока "Последовательное соединение проводников"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-167066-1361349440.jpg)
Урок на тему "Последовательное соединение проводников"
Презентация урока на тему "Последовательное соединение проводников". Урок изучение новой темы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-200705-1361689995.jpg)
Урок по теме "Последовательное соединение проводников" 8,9 класс
Урок по теме "Последовательное соединение проводников" 8,9 класс, конспект урока, презентация. Перышкин, Громов...