Урок по физике "Выталкивающая сила" в 7 классе
план-конспект урока по физике (7 класс)


Предварительный просмотр:

Исследование 1. Зависимость выталкивающей силы  от объема тела.

Цель: Определить в ходе эксперимента зависит ли выталкивающая сила от объема тела.

Оборудование:

Грузы  разного объема, но одинаковой массы, сосуд с водой, динамометр.

Порядок выполнения:

1. Определите вес каждого тела в воздухе.

2. Определите вес каждого  тела в воде.

3. Вычислите по формуле выталкивающую силу. Результаты запишите в таблицу.

Вес в воздухе,

 Р0, Н

Вес в воде,

Р, Н

Выталкивающая сила, F, Н

F=Р0

1 Тело большего объема

2 Тело среднего объема

3.Тело меньшего объема

 4. Сделайте вывод  о зависимости или независимости выталкивающей силы от  объема тела.

Вывод: Выталкивающая сила _______________________________от объема тела.

Решение качественных задач.

1.К коромыслу весов подвешены два одинаковых шарика из свинца. Нарушится ли равновесие весов, если один из шариков погрузить в воду?

2.Если оба шарика погрузить в воду?

3.Если один шарик погрузить в керосин, а другой в воду?

 4. Реши задачу: Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?

Исследование 2. Зависимость выталкивающей силы  от плотности тела.

Цель: Определить в ходе эксперимента зависит ли выталкивающая сила от плотности тела.

Оборудование:

Грузы  разной плотности, но одинакового объема, сосуд с водой, динамометр.

Порядок выполнения:

1. Определите вес каждого тела в воздухе.

2. Определите вес каждого  тела в воде.

3. Вычислите по формуле выталкивающую силу. Результаты запишите в таблицу.

Вес в воздухе,

 Р0, Н

Вес в воде,

Р, Н

Выталкивающая сила, F, Н

F=Р0

1 Цилиндр №1 (сталь ρ=7800 )

2 Цилиндр №2

(алюминий

 ρ=2700 )

3.Цилиндр №3

(каучук ρ=1800 )

 4. Сделайте вывод  о зависимости или независимости выталкивающей силы от  плотности  тела.

Вывод: Выталкивающая сила _______________________________от плотности тела.

Решение качественных задач.

1.К коромыслу весов подвешены два одинаковых шарика из свинца. Нарушится ли равновесие весов, если один из шариков погрузить в воду?

2.Если оба шарика погрузить в воду?

3.Если один шарик погрузить в керосин, а другой в воду?

 4. Реши задачу: Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?

Исследование 3. Зависимость выталкивающей силы  от плотности жидкости.

Цель: Определить в ходе эксперимента зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости.

Оборудование:

Груз, сосуды с водой, спиртом, с соленой водой, динамометр.

Порядок выполнения:

1. Определите вес  тела в воздухе.

2. Определите вес   тела в жидкости, поочередно опуская его в воду(сосуд №1), в соленой воду(сосуд №2), в спирт (сосуд №3).

3. Вычислите по формуле выталкивающую силу. Результаты запишите в таблицу.

Вес в воздухе,

 Р0, Н

Вес в жидкости,

Р, Н

Выталкивающая сила, F, Н

F=Р0

1 Вода (ρ=1000 )

2 Соленая вода(ρ=1030 )

3.Спирт(ρ=800 )

 4. Сделайте вывод  о зависимости или независимости выталкивающей силы от  плотности  жидкости.

Вывод: Выталкивающая сила _______________________________от плотности жидкости.

Решение качественных задач.

1.К коромыслу весов подвешены два одинаковых шарика из свинца. Нарушится ли равновесие весов, если один из шариков погрузить в воду?

2.Если оба шарика погрузить в воду?

3.Если один шарик погрузить в керосин, а другой в воду?

 4. Реши задачу: Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?

Исследование 4. Зависимость выталкивающей силы  от формы тела.

Цель: Определить в ходе эксперимента зависит ли выталкивающая сила от формы тела.

Оборудование:

Кусок пластилина, скрепка, сосуд с водой, динамометр.

Порядок выполнения:

1. Определите куска пластилина в форме прямоугольного параллелепипеда  в воздухе, затем определите вес в воде. Чтобы тело закрепить на динамометре, используйте скрепку.

2. Выньте скрепку из пластилина и придайте ему форму шара. Вставьте скрепку и определите вес   тела в воде.

3. Выньте скрепку из пластилина и придайте телу форму куба. Вставьте скрепку и определите вес   тела в воде.

34. В каждом случае вычислите по формуле выталкивающую силу. Результаты запишите в таблицу.

Вес в воздухе,

 Р0, Н

Вес в воде,

Р, Н

Выталкивающая сила, F, Н

F=Р0

1 Прямоугольный параллелепипед

2 Шар

3.Куб

 4. Сделайте вывод  о зависимости или независимости выталкивающей силы от  формы  тела.

Вывод: Выталкивающая сила _______________________________от формы тела.

Решение качественных задач.

1.К коромыслу весов подвешены два одинаковых шарика из свинца. Нарушится ли равновесие весов, если один из шариков погрузить в воду?

2.Если оба шарика погрузить в воду?

3.Если один шарик погрузить в керосин, а другой в воду?

 4. Реши задачу: Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?

Исследование 5. Зависимость выталкивающей силы  от объема погруженной части тела.

Цель: Определить в ходе эксперимента зависит ли выталкивающая сила от объема погруженной части тела.

Оборудование: Груз с нанесенными делениями, высокий сосуд с водой, динамометр.

Порядок выполнения:

 1. Определите вес  тела в воздухе.                                                                                                                                                  2. Определите вес этого  тела в воде, опустив его в жидкость на  объема тела. (Ориентируйтесь по делениям, нанесенным на цилиндре).                                                                                                                                           3. Вычислите по формуле выталкивающую силу. Результаты запишите в таблицу.                                                                     4. Затем поочередно опускайте груз на  объема цилиндра и полностью погрузите его в воду, каждый раз, определяя его вес.

5. В каждом случае вычислите по формуле выталкивающую силу. Результаты запишите в таблицу.

Вес в воздухе,

 Р0, Н

Вес в воде,

Р, Н

Выталкивающая сила, F, Н

F=Р0

1. Объем погруженной части тела - объема тела

2 Объем погруженной части тела - объема тела

3.Полное погружение тела

 4. Сделайте вывод  о зависимости или независимости выталкивающей силы от объема погруженной части тела.

Вывод: Выталкивающая сила _______________________________ от объема погруженной части тела.

Решение качественных задач.

1.К коромыслу весов подвешены два одинаковых шарика из свинца. Нарушится ли равновесие весов, если один из шариков погрузить в воду?

2.Если оба шарика погрузить в воду?

3.Если один шарик погрузить в керосин, а другой в воду?

 4. Реши задачу: Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?



Предварительный просмотр:

План конспект урока « Выталкивающая сила»

Цели  урока:

  1. Образовательная: Формирование исследовательских умений  посредством выяснения  зависимости архимедовой силы от различных параметров.
  2. Воспитательная: формировать культуру умственного труда, создавать для каждого ученика ситуацию успеха;
  3. Развивающая: развивать «зоркость» в поисках, формировать коммуникативные умения и устную речь.

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действия с ресурсом)

Деятельность учащихся

Время

1

Орг.

момент

Здравствуйте. ребята! У нас на уроке сегодня много гостей. Посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними и начнем наш урок. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова  М. В. Ломоносова

 «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».

Вы согласны с этим? Что означают эти слова? А как вы думаете какие качества нужны экспериментатору? Я надеюсь, ребята, что все эти качества вы проявите на нашем уроке!

 Выполняют требования учителя.

 2 мин

2

 Актуализация

  1. 1. Какие физические величины мы с вами изучали на предыдущих уроках? Давайте повторим!
  2. 2.Назовите, какие физические величины обозначаются данными буквами?
  3. 3. Какие физические величины измеряются в СИ данными единицами измерения?
  4. 4.Востановите формулу. Назовите физическую величину, которую можно вычислить по данной формуле.
  5. 5.Как называется этот прибор? Что можно им измерить? Назовите цену деления динамометров.
  6. 6. Какой  вес показывает динамометр?

Предлагаются варианты ответов

5-7 мин

3

Мотивация

1.Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь.
Почему не тонет мяч?

Почему мяч не утонет? Как вы думаете?

2.Известно, что собака- спасатель  легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему? Какие у вас есть объяснения этого  явления?

3.Вдоль границы между Иорданией, Израилем и Палестиной есть море, которое называется Мертвым. Как вы считаете,  почему? (Из-за огромного количества соли, растворенного в воде в этом море нет никаких живых организмов) Это море знаменито тем, что в нем невозможно утонуть. Как вы думаете, почему?

Как можно объяснить все эти явления?

И мы на уроке с вами будем изучать эту силу.

В рабочих тетрадях запишите число и тему урока.

Что мы должны узнать об этой силе?

План нашего урока. (демонстрируем на слайде)

Какой прибор измеряет силу?

Как нам с помощью динамометра измерить выталкивающую силу.?

Предлагаю посмотреть эксперимент.

Учитель  подвешивает груз, отмечает показания. Затем груз погружают в сосуд с водой.

Почему уменьшились показания динамометра?

Что показывает динамометр?

Как найти значение выталкивающей силы?

Демонстрируем формулу на слайде.

Ваши предположения. От каких величин может зависеть выталкивающая сила?

Демонстрация на слайде: Будем исследовать зависимость (или независимость)  выталкивающей силы от массы, объема, плотности, формы тела, плотности жидкости и объема погруженной части тела

Ребята, приступаем к эксперименту. Напоминаю правила техники безопасности. (на слайде)

У вас на столах листы с заданиями. Исследования, которые вы выполняете в парах. Внимательно прочтите инструкцию и приступайте. Измерения записываете в  таблицы в листах. Формулируете вывод и озвучите его перед классом.

На слайде демонстрируем от каких величин выталкивающая сила зависит , от каких не зависит.

Что еще необходимо знать нам про выталкивающую силу?

Я предлагаю вам вывести эту формулу в ходе эксперимента. (ведерко Архимеда)

Слайды.

Запись: Выталкивающая сила равна весу жидкости, в объеме, вытесненной телом при погружении. Формула.

Этот закон называют законом Архимеда, а выталкивающую силу иначе называют силой Архимеда.

В истории физики существует легенда о том, как Архимед открыл свой закон.

Архимед – древнегреческий ученый, физик, математик и инженер из Сиракуз (остров Сицилия), живший в 3 веке до нашей эры. До современности дошли некоторые трактаты Архимеда, которые говорят о гениальности ученого. Среди них «О шаре и цилиндре», «О плавающих телах», «О спиралях», «О равновесии плоских фигур» и другие. Его инженерные способности проявились в полной мере во время римской осады. В целях обороны им были созданы специальные метательные машины. К сожалению, римляне все же взяли Сиракузы, и ученый был при этом убит. В память об Архимеде его именем назван кратер и астероид.

На тело действует сила , направленная вверх

Динамометр

Разность веса в воздухе и в воде

Учащиеся выполняют эксперименты

7 мин

5 мин

7 мин

7 мин

5 мин

5

Закрепление

Мы прошли трудный путь от догадок и гипотез к подлинной научной теории. Демонстрирует слайд

У вас на листах задания, которые я предлагаю вам выполнить. Можете совещаться друг с другом. Приступим!

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b38-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

 Решение качественных задач. Обсуждение решения у доски.

5 мин

6

Итог

  1. Что вы сегодня узнали на уроке?
  2. Чему научились?
  3. Что было самым сложным?

Благодарит учащихся за работу.

Домашнее задание Учебник §22, Задачник стр.134

 № 23.8, №23.13.

Творческое задание: подготовить сообщение об изобретениях Архимеда.

5 мин

2 мин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок физики в 7 классе « Выталкивающая сила» Цели урока: Образовательная : Формирование исследовательских умений посредством выяснения зависимости архимедовой силы от различных параметров. Воспитательная : формировать культуру умственного труда, создавать для каждого ученика ситуацию успеха; Развивающая : развивать «зоркость» в поисках, формировать коммуникативные умения и устную речь.

Слайд 2

«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». М. В. Ломоносов

Слайд 3

Назовите физическую величину ρ m F V P S p h

Слайд 4

Какая физическая величина в СИ измеряется в: кг Н м Па М 2 М 3

Слайд 5

Какая физическая величина вычисляется по данной формуле? = ρgh =mg =abc = =

Слайд 6

Какая физическая величина вычисляется по данной формуле? =ρV =ab =pS =

Слайд 7

Назовите цену деления

Слайд 8

Какой вес показывает динамометр?

Слайд 9

Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик, Тише, Танечка, не плачь. Почему не тонет мяч? Агния Барто.

Слайд 13

Выталкивающая сила

Слайд 14

Задачи урока: Научиться с помощью динамометра вычислять выталкивающую силу. Проверить на опыте зависимости выталкивающей силы от различных величин. Вывести формулу для нахождения выталкивающей сил Закрепить полученные знания путем решения качественных задач и в ходе выполнения домашней работы.

Слайд 15

Как измерить выталкивающую силу динамометром? F =Р 0 -Р

Слайд 16

От каких величин зависит выталкивающая сила? От массы тела; От объема тела; От плотности тела; От формы тела; От плотности жидкости; От объема погруженной части тела.

Слайд 17

Техника безопасности при выполнении физических экспериментов Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание. Точно выполнять указания учителя при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ. Запрещается пробовать любые растворы на вкус. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок. .

Слайд 18

Цель исследования Оборудование Как проверяли Что получили Вывод От каких величин зависит выталкивающая сила?

Слайд 19

Выталкивающая сила Не зависит от: Зависит от: От массы тела От объема тела От плотности тела От плотности жидкости От формы тела Объема погруженной части тела Выводы

Слайд 20

F=P ж. = m ж. g ρ ж. V ж. ρ ж. V т. F=ρ ж. V т. g

Слайд 21

Закон Архимеда На тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вертикально вверх и равная весу жидкости, вытесненной телом при погружении.

Слайд 22

Архимед - древнегреческий ученый, физик, математик и инженер из Сиракуз (остров Сицилия), живший в 3 веке до нашей эры .

Слайд 28

Проверь себя К коромыслу весов подвешены два одинаковых шарика из свинца. Нарушится ли равновесие весов, если один из шариков погрузить в воду? Если оба шарика погрузить в воду? Если один шарик погрузить в керосин, а другой в воду?

Слайд 29

Проверь себя Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?

Слайд 30

Проверь себя Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?

Слайд 31

Итоги урока Что вы сегодня узнали на уроке? Чему научились? Что было самым сложным?

Слайд 32

Домашнее задание Учебник §22, Задачник стр.134 № 23.8, №23.13. Творческое задание: подготовить сообщение об изобретениях Архимеда. (учебник стр.244)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 10 классе на тему "Сила тяжести. Двиижение в поле силы тяжести"

Конспект урока физики в 10 классеТема урока:«Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести»....

Методическая разработка урока физики в 7 классе: « Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела».

Активная форма обучения с использовагнием дидактических игр и презентации к уроку делает его запоминающимся и непохожим на другие....

Разработка урока по физике 8 класс "Сила тока. Измерение силы тока"

Урок разработан с использованием интерактивной доски и ЦОРами....

Урок физики в 8 классе по теме "Сила тока. Измерение силы тока"

Урок является восьмым уроком в разделе "Электрические явления"....

Презентация к уроку в 9,11 классе "Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Сила Лоренца"

Презентация по теме "Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Сила Лоренца" может быть использована при объяснении нового материала в 9 и 11 классе....

План -конспект урока по теме "Сила. Явление тяготения.Сила тяжести" (7 класс)

Урок изучения нового материала и  его первичного закрепления, построенный на личностно ориентированном подходе. Урок проводится в форме беседы с элементами исследовательской деятельности. В С цел...

Конспект урока физики в 7 классе на тему "Сила. Сила тяжести"

Конспект урока физики в 7 классе на тему "Сила. Сила тяжести"...