Методическая разработка урока физики “Импульс. Закон сохранения импульса” для учащихся с ТНР.
методическая разработка по физике (9 класс)

Егорова Ольга Евгеньевна

Дать понятие импульса тела; изучить закон сохранения импульса. Учиться решать задачи. Совершенствовать речевые навыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_1_metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx53.59 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнил: учитель физики и информатики, Егорова О.Е.

ГБОУ школа – интернат №2

Методическая разработка урока физики “Импульс. Закон сохранения импульса” для учащихся с ТНР.

Цели урока:

Дать понятие импульса тела; изучить закон сохранения импульса. Учиться решать задачи.

Ход урока

I. Повторение. Проверка домашнего задания

- Приведите примеры (из области астрономии), доказывающие, что при отсутствии сил сопротивления тело может неограниченно долго двигаться по замкнутой траектории под действием силы, меняющей направление скорости движения этого тела.

- Почему спутники, обращаясь вокруг Земли под действием силы тяжести, не падают на Землю?

- Можно ли считать обращение спутника вокруг Земли свободным падением?

- Что надо сделать с физическим телом, чтобы оно стало искусственным спутником Земли?

- Выведите формулу для расчета первой космической скорости спутника, движущегося по круговой орбите вблизи поверхности Земли.

- Как движется спутник, обладающий первой космической скоростью? Второй космической скоростью?

- От чего зависит первая космическая скорость?

Решения домашних задач разбираются на доске.

II. Понятие импульса

В самом начале урока учитель демонстрирует несколько опытов упругого столкновения двух шаров разной массы. Можно продемонстрировать, как начинает двигаться изначально неподвижная тележка, если на нее бросить деревянный или металлический брусок.

- Как описать взаимодействие тел в данных опытах?

- Удобно ли использовать для этого законы Ньютона?

Найдем взаимосвязь между действующей на тело силой https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image116.jpg, временем ее действия t, и изменением скорости тела.

Пусть на тело массой m, которое покоится (v0 = 0), начинает действовать сила https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image116.jpg. Тогда из второго закона Ньютона ускорение этого тела будет https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image117.jpg. Причем:

https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image118.jpg

С другой стороны:

https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image119.jpg

или:

https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image120.jpg

Обозначим произведение https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image121.jpgчерез https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image122.jpg: https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image123.jpg

Произведение массы тела на его скорость называется импульсом тела. Понятие импульса первым ввел Декарт. Правда, величину https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image123.jpgон назвал «количеством движения». Слово «импульс» в переводе с латинского означает «толчок».

Импульс https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image122.jpg- векторная величина. Он всегда совпадает по направлению с вектором скорости тела. Любое тело, которое движется, обладает импульсом.

Как любая физическая величина, импульс измеряется в определенных единицах:

https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image124.jpg

Если тело массой 1 кг движется со скоростью 1 м/с, это значит, что его импульс равен 1 кг·м/с или 1 Н·с.

Получив формулу https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image125.jpgи введя понятие «импульс тела», ничего не было сказано о смысле левой части. В то же время, ученики часто спрашивают о смысле левой части равенства. Можно объяснить, что в физике произведение силы на время действия называют импульсом силы. Импульс силы всегда показывает, как изменяется импульс тела за данное время.

Если же начальная скорость v0 ≠ 0, тогда с учетом, что https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image126.jpgполучим:

https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image127.jpg

Этот закон зачастую называют II законом Ньютона в импульсной форме.

III. Закон сохранения импульса

При взаимодействии тел их импульсы могут изменяться.

Эксперимент 1

На нитях подвешиваются два шарика (см. рис. 43).

image46

Правый отклоняют и отпускают. Вернувшись в прежнее положение и ударившись о неподвижный шарик, он останавливается. При этом левый шарик приходит в движение и отклоняется практически на тот же угол, что и отклоняли правый шар.

Импульс обладает интересным свойством, которое есть лишь у немногих физических величин. Это свойство сохранения. Но закон сохранения импульса выполняется только в замкнутой системе.

Система тел называется замкнутой, если взаимодействующие между собой тела, не взаимодействуют с другими телами.

Тогда для двух взаимодействующих тел: https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image129.jpgт. е.: https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image130.jpg

Таким образом:

Геометрическая сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, остается постоянной при любых движениях и взаимодействиях тел системы.

Примеры: ружье и пуля в его стволе, пушка и снаряд, оболочка ракеты и топливо в ней и т. д.

IV. Закрепление изученного

- Что называется импульсом тела?

- Запишите формулу импульса тела.

- Запишите формулу импульса силы.

- Какова единица измерения импульса тела в СИ?

- Что такое замкнутая система тел?

- Какую систему тел называют незамкнутой?

- На примере взаимодействия двух тел в замкнутой системе покажите, как устанавливают закон сохранения импульса.

V. Решение задач

Задача 1

На неподвижную тележку массой 100 кг прыгает человек массой 50 кг со скоростью 6 м/с. С какой скоростью начнет двигаться тележка с человеком?

Дано:

https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image131.jpg

Решение:

По закону сохранения импульса в замкнутой системе «человек- тележка» имеем: https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image132.jpg, или https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image133.jpg

Т. к. v1H = 0 (тележка покоится), a v1K = v2K (человек движется вместе с тележкой), то получим: https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image134.jpg

Очевидно, что направления скоростей https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image135.jpgсовпадают.

Тогда для модулей имеем: https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image136.jpg

Откуда конечная скорость https://compendium.su/physics/9klas/9klas.files/image137.jpg

Ответ: v1 = 2 м/с

Задача 2

Орудие, не имеющее противооткатного устройства, стреляет снарядом под углом α = 60° к горизонту. Масса снаряда m1 = 10 кг, его начальная скорость v1 = 500 м/с. Какова скорость отката орудия, если его масса m2 = 500 кг? (Ответ: 5 м/с.)

Задача 3

Найти импульса грузового автомобиля массой 10 т, движущегося со скоростью 36 км/с, и легкового автомобиля массой 1 т, движущегося со скоростью 25 м/с. (Ответ: p1 = 105 кг·м/с, р2 = 25 · 103 кг·м/с.)

Домашнее задание

1. Выучить § 21, 22;

2. Выполнить упражнения 20,21 (2);

3. Решить задачу: Тело массой m = 100 г брошено вертикально вверх со скоростью v0 = 20 м/с. Пренебрегая сопротивлением воздуха, изобразите графически, как изменяется модуль импульса тела во время полета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по физике "Импульс. Закон сохранения импульса"

Конспект урока по физике в 10 классе , изучающем предмет на базовом уровне, по теме "Импульс. Закон сохранения импульса". Содержит теоретический материал и проверочную работу по теме....

Урок физики в 9 классе: "Решение задач по теме "Импульс. Закон сохранения импульса"

Урок повторения и закрепления знаний по теме "Импульс. Закон сохранения импульса" Учащимся после повторения и самопроверки предлагаются задачи разного типа и уровня сложности, алгоритм решения типовых...

Урок физики в 10 кл.Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса.

План-конспект урока физики. Тема урока: Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса.Тип урока: изучение и первичного закрепления знаний с использованием ИКТ.Цель урока: спосо...

Методическая разработка урока по физике "Импульс. Закон сохранения импульса"

Разработка урока физики в 10 классе по теме "Импульс. Закон сохранения импульса" . Учебник Г. Я. Мякищев, Б. Б. Буховцев....

Разработка урока по теме: "Закон сохранения импульса"

сформировать у учащихся  понятие о замкнутых системах, закон сохранения импульса...

Конспект урока урока физики: " Импульс. Закон сохранения импульса"

:Ввести понятие импульса тела, импульса силы; изучить закон сохранения импульса, рассмотреть алгоритм решения задач, учиться решать задачи....