Смысловое чтение на уроках физики
статья по физике

Гончаренко Ирина Викторовна

Использование материалов, способствующих развитию смыслового чтения на уроках физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goncharenkoiv_smyslovoe_chtenie_na_urokah_fiziki.docx853.15 КБ

Предварительный просмотр:

Смысловое чтение на уроках физики

Автор: Гончаренко Ирина Викторовна,

учитель физики МБОУСОШ № 7

г. Североморск, Мурманская область

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Федеральные стандарты включают метапредметные результаты освоения программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Выпускник основной школы должен научиться:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
  • находить в тексте требуемую информацию;
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
  • переходить от одного представления данных к другому.

Тексты можно разделить на группы.

Тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни.

Задания к ним могут проверять:

  • понимание информации, имеющейся в тексте;
  • понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
  • умение выделить описанное в тексте явление или его признаки;
  • умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний.

Обучающимся предлагается текст любого содержания. Затем можно предложить несколько вариантов работы с текстом: ответить на вопросы, составить вопросы к тексту, заполнить таблицу. Такие задания формируют умение выделять фрагмент текста, содержащий ответ на заданный вопрос.


Например:

1.

2.


3.

4.

5.

6.

7.


Деформированные тексты: задание вставить в текст пропущенные слова.

Молекулы в жидкости в основном          около положений равновесия. Поскольку притяжение между          жидкости не так велико, то они могут …….. менять свое положение. Поэтому жидкости ……...         свою форму и принимают форму …….. Они         , их         перелить из одного сосуда в другой. Жидкость .......... сжимается, так как при этом молекулы сближаются на расстояние, когда заметно проявляется        

1) не сохраняют

2) трудно

3) отталкивание

4) сосуд

5) скачки

6) текучи

7) легко

8) молекулы

9) колеблются

Смысловое чтение формирует умение осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, выбирать из перечня ряд необходимых объектов, умение создавать обобщения, устанавливать аналогии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков смыслового чтения на уроках физики

Презентация подготовлена к выступлению на районном методическом объединении учителей физики. Раскрыты основные аспекты  развития навыков смыслового чтения на уроках физики. Использованы теоритече...

Мастер-класс "Развитие смыслового чтения на уроках физики"

В данной разработке представлены некоторые методы развития смыслового чтения на уроках физики в форме проведения мастер-класса с педагогами....

Смысловое чтение на уроках физики как способ развития ключевых компетенций обучающихся

Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово читать понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по зв...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Статья "Приёмы смыслового чтения на уроках физики"

В тексте показаны приёмы, использующиеся в школе №348...

Смысловое чтение на уроках физики

Функциональная грамотность,  по словам А.А. Леонтьева, предполагает «способность личности использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в ...

Технология смыслового чтения на уроках физики

Организационная структура урока...